Сербские святые места
___
1. "Троеручица" – чудотворная икона Божией Матери, которая была у преподобного Иоанна Дамаскина и благодаря которой произошло великое чудо исцеления его отрубленной руки. И она, и чудотворная икона, известная как "Млекопитательница", были тесно связаны с монастырем Мар-Саба (Саввы Освященного) близ Иерусалима и самим святителем Саввой Сербским, которому они были дарованы в Мар-Саба в соответствии с пророчеством. Эти две святые иконы, особо почитаемые православными сербами, сегодня находятся в сербском монастыре Хиландар на горе Афон.
За внешней видимостью существуют духовные связи и взаимоотношения, которые часто ускользают от постороннего взгляда. Так, мало кто осознает, что корни Православия в Америке, за исключением Аляски, ведут прямо к святым местам Сербии. В Сан-Франциско XIX века, который стал первым центром Православия в США, хотя духовенство было в основном русским, верующие были почти исключительно сербами из районов Бока и Черна Гора. Сербские святые были одними из первых, к кому стали обращаться в Америке, их иконы – одними из первых, а их праздники – одними из тех, которые отмечались с наибольшей любовью. Поэтому можно сказать, что сербские святые стали "духовными предками" и покровителями Православия в Америке, а связь с ними и святыми местами Сербии была установлена через благочестивых сербских первопроходцев в Америке XIX века1 , и прежде всего в лице родившегося в Америке апостола Святого Православия в Америке приснопамятного архимандрита Севастиана (Дабовича), чьи предки происходили из окрестностей Герцег-Нови, в духовном радиусе монастыря Савина, основанного самим святителем Саввой высоко на скалах над Бока-Бей.
___
1. Что касается сербского Православия в Америке сегодня, то здесь многое оставляет желать лучшего, в первую очередь отсутствие монашеской жизни и исчезновение традиционного сербского благочестия, а также введение неправославных обычаев, таких как использование скамей.
Вряд ли нужно говорить о том, что общая ситуация в Югославии, как в религиозной, так и в других сферах жизни, сегодня несравненно лучше, чем в СССР. Тем не менее, в первые годы существования нынешнего режима Церковь пережила большие испытания. Несколько храмов были конфискованы, а некоторые верующие, такие как известный исповедник веры, епископ Варнава (Настич), подверглись тюремному заключению и многому иному.
Сегодня, однако, в Югославии нет религиозных преследований, где, несмотря на определенное давление и ограничения, Церковь обладает достаточной степенью свободы, чтобы король Петр в изгнании недавно заявил о своей полной поддержке, хотя некоторые сербские изгнанники все еще не чувствуют себя в состоянии сделать это.
В Югославии по-прежнему ведется атеистическая пропаганда, но, в отличие от СССР, государство строго запрещает любые кощунственные проявления и оскорбительные для верующих надписи; церковные службы можно посещать, не опасаясь преследований; людям в больницах, домах престарелых и других государственных учреждениях разрешено следовать традициям своей веры, посещать священников и совершать обряды; Церковь печатает книги и иконы; во многих районах до сих пор существуют придорожные иконные святыни.
Приведенные примеры, а также тот факт, что женскому монастырю, связанному с известной Раваницей, разрешено содержать дом для детей-инвалидов, воспитывая этих несчастных в полной атмосфере православного благочестия, показывают степень разницы между религиозной ситуацией в Югославии и в СССР1 , где подобные вещи были бы немыслимы. Хотя среди мужчин призвание к монашеству меньше, чем когда-либо прежде, есть много призваний к женатому священству, и, что удивительно, сегодня в Югославии больше православных монахинь, чем когда-либо со времен средневековья, многие пустующие монастыри были преобразованы в процветающие женские обители.
___
1. В СССР, где коммунистическое государство требует бесконечно больше, чем "кесарево", где многие епископы и другие священнослужители являются атеистическими агентами советской тайной полиции и где Церковь не имеет никакой свободы, верующие продолжают подвергаться преследованиям и запугиваниям, а церкви и монастыри продолжают закрываться и священные литургические предметы конфисковываться государством. Кроме того, монахи и другие верующие в Советском Союзе часто страдают от заключения в психиатрические лечебницы, где они подвергаются психологической травле, детям запрещено принимать таинства и посещать Богослужения, не разрешается печатать религиозные книги, верующие лишены самых элементарных юридических и иных прав.
Самая большая угроза сербскому Православию в Югославии сегодня исходит не от государства или коммунистического гнета – ведь по советским и другим стандартам Югославию вряд ли можно назвать коммунистической страной, – а от болезни экуменизма. В Сербской Церкви, как и во всем православном мире, с тех пор как темные силы модернизма и экуменизма вышли на свободу, некоторые иерархи, к сожалению, смотрят на экуменизм и отступничество Афинагора доброжелательным или даже благосклонным взглядом. Нет нужды говорить о том, что недавнее создание "Экуменического Совета Югославии" при участии Патриархии вызывает глубокое сожаление. К счастью, однако, монашествующие, а также большинство священников и мирян остаются решительными антиэкуменистами, и если бы произошла некая "уния" с латинянами, то можно не сомневаться, что в Югославии, как и среди православных повсюду, выявился бы верный остаток, сохраняющий истинное Православие неповрежденным и отказывающийся, даже до мученической смерти, принять любую "унию" с инославной Римской церковью. В конце концов, 800 000 1 православных сербов, включая многих священников и монахов, были замучены нечестивыми хорватами-усташами всего 25 лет назад в рамках одной из самых поразительных и малоизвестных "программ" систематического зверства и истребления в современной истории, "программы", осуществлявшейся с благословения многих высокопоставленных римско-католических священников, "программы", единственной целью которой было уничтожение сербского населения северной Югославии, но которая может послужить спасительной цели сохранения здоровой антипатии к Латинской церкви среди подавляющего большинства сербских православных верующих.
___
1. Это самая скромная оценка; некоторые утверждают, что их число превышает миллион.
СТУДЕНИЦА.
МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА – самый древний, самый важный и самый посещаемый из всех главных сербских святынь – был основан в 1183 году жупаном (королем) Стефаном Неманей, который был не только основателем династии Неманей и земным отцом святого Саввы, но и под именем святого Симеона Мироточивого или "Мироточащего" – был одним из самых почитаемых сербских святых. Когда в 1208 году в Студеницу с Горы Афон были привезены мироточащие мощи основателя, она стала главным местом паломничества сербов и оставалась таковой на протяжении веков, а паломники приезжали даже из России, чтобы поклониться чудотворным мощам святого. Как сербская литература, по преданию, начинается с "Жития отца Саввы", так и сама сербская святыня начинается со святого Симеона.
Образцовый православный монарх, создавший единую и независимую Сербию, дав тем самым толчок развитию великой православной сербской цивилизации последующих трех веков, святой Симеон как король Стефан Неманя воплотил в своей личности мудрость, справедливость, доброжелательность и благочестие идеального правителя. Ревнитель Православия, бескомпромиссный противник богомильской ереси и щедрый покровитель Церкви, он строил церкви и монастыри по всему своему Царству, богато одаривая их королевскими дарами, подавая тем самым пример, которому должна была следовать вся королевская череда Неманичей, которые, живя без показной роскоши, тратили большую часть своих богатств на строительство и украшение бесчисленных монастырей и церквей, возведенных во славу Бога и святых, в благодарность и покаяние, для собственного спасения и спасения своих подданных.
Покинув мир в преклонном возрасте, великий и праведный жупан Стефан Неманя, был пострижен в монахи на Святой Горе, получив имя Симеон, где помог святому Савве основать Хиландарский монастырь. Приняв на себя множество аскетических подвигов и посвятив себя постоянной молитве, святой Симеон стал ревностным монахом. Прежде всего он явил нам пример святой смерти, безболезненной, непостыдной, мирной и с добрым ответом на Страшном Судище Христове. Его последними словами был стих Псалтири "Всякое дыхание да хвалит Господа", который он пел со своего смертного одра, полный радости, в мире с Богом и с самим собой, его громкий, чистый голос пронизывал самые стены монастыря. Вскоре после его упокоения, когда на утрени пели слова "Слава в вышних Богу", из его гробницы начало сочиться святое миро, наполнившее всю церковь сладким благоуханием и впоследствии сотворившее множество чудес. Возвращенные на родину, благодатные мощи преподобного Симеона были помещены в специальную часовню, позже посвященную ему, в главном храме Студеницы, который освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Начатая самим преподобным Симеоном, главная церковь была завершена его сыном и преемником, святым Стефаном Первовенчанным, мощи которого также впоследствии были упокоены в Студенице.
Небезынтересен и тот факт, что сам святой Савва некоторое время был настоятелем Студеницы, составил Правило монастыря и лично руководил росписью фресок, среди которых выделяется изображение святого Саввы (Саббы) Освященного Иерусалимского, чей монастырь он посещал и который был его собственным покровителем. Также, как и во всех храмах Неманей, выделяется фреска святого первомученика Стефана, который был покровителем семьи Неманей и, таким образом, стал покровителем Православного Сербского государства.
Студеница не только стала одним из крупнейших сербских монастырей, настоятель которого занимал чрезвычайно важное положение в церковных делах, но и чудотворные мощи такого видного святого, как великий Симеон Неманя, сделали ее духовным центром всей страны, где вера всех укреплялась бесчисленными чудесами и где многие тянулись стать монахами под Небесным покровом святого Симеона. И таким он оставался на протяжении веков.
Расположенная высоко в горах, примерно в пяти милях от ущелья реки Ибар, Студеница до сих пор является действующим монастырем с пятнадцатью монахами, с огородами и фруктовыми садами поблизости. Хотя Студеница не отличается аскетической строгостью, она излучает дух тепла и благочестия, отражая на земном уровне великое милосердие Бога и Его любовь к людям. Богослужения совершаются монахами с большим вниманием и красотой, и сегодня, как и всегда, монахи проявляют восхитительную доброту по отношению к многочисленным паломникам и посетителям. В наш грешный век святое миро уже не течет с мощей преподобного Симеона Немани, но многие чудеса по-прежнему происходят благодаря его заступничеству, и вместе с самим святителем Саввой он, несомненно, остается наиболее почитаемым из всех сербских святых. В его праздник (13 февраля по старому стилю) тысячи паломников по-прежнему приезжают в Студеницу со всей Югославии.
ЖИЧА.
ПОСВЯЩЕННЫЙ Вознесению Христову, розово-красностенный монастырь Жича, отражающийся в "тихом свете" заходящего солнца – по преданию, представляет собой неописуемое по красоте зрелище. Жича – само это слово вызывает немедленный отклик в сердце верующего серба и навевает множество историко-религиозных ассоциаций. Жича означает "золотая нить", и это действительно "нить", связывающая невидимый мир с нашим падшим миром. Это место тесно связано со святителем Саввой, который сделал его архиепископским престолом для всей Сербии, и многое здесь до сих пор напоминает о его присутствии.
Построенная святым Стефаном Первовенчанным, братом святителя Саввы и вторым святым королем династии Неманей, которого святитель Савва короновал здесь в 1219 году, Жича стала коронационной церковью Неманей. В последующие годы здесь были коронованы семь последующих королей Неманей, и для каждого короля в розово-красных стенах была прорублена новая дверь, каждая из которых вела как бы в новую главу династической, национальной и религиозной истории.
Более 700 лет Жича был монастырем. На его территории можно увидеть небольшую недавно построенную церковь, посвященную святителю Савве. Это подношение от имени его сына, за которым ангел смерти пришел, когда он был еще молодым – женщины из Белграда, которая стала монахиней в Жиче. Прекрасные фрески интерьера, выполненные в старосербском стиле, свидетельствуют о том, что сербская византийская иконография остается живой традицией. Среди святых выделяется благоверный Николай II, Царь и новомученик Российский, глубоко почитаемый многими православными сербами, среди которых он неоднократно являл свою святость.
Монахини, которые поют в храме полные монашеские службы, ведут жизнь в тихой простоте. Большую часть их времени занимает уход за территорией и зданиями, а также кладбищем, на котором похоронены многие известные сербские деятели, в том числе преподобный архимандрит Севастиан (Дабович), который родился в Сан-Франциско в 1863 году от сербских родителей и стал первым православным священником и монахом американского происхождения, а также первым великим апостолом Православия на английском языке. Он умер в Жиче в 1943 году во время епископства известного епископа Николая (Велимировича). Нынешний епископ Жичский – владыка Василий (Костич), исповедник веры и уважаемый духовный наставник.
ПЕЧ.
ПЕЧСКАЯ патриархия, состоящая из отдельных, но связанных между собой церквей, посвященных соответственно святым апостолам, Богородице Одигитрии, святителю Николаю и святителю Димитрию Солунскому, расположена в предгорьях у входа в горное ущелье, недалеко от албанской границы. Это настоящая сокровищница святости, где хранятся мощи бесчисленных святых. На ее территории расположены фруктовые сады, пчелиные ульи и повсюду изобилие цветов ярких оттенков.
В полумраке усыпальницы вокруг гробниц со святыми мощами многих святых иерархов горит несколько свечей и висячих масляных лампад, отражающих дивные краски многочисленных фресок, покрывающих стены и воплощающих всю историю сербской иконописи с XIII по XVII век. Также в Пече находится особенно чтимая Чудотворная икона Божией Матери "Печская".
Монастырь Печского патриархата был основан в первой половине XIII века святителем Арсением, который стал архиепископом Сербским после святителя Саввы, по просьбе самого святителя Саввы, опасавшегося, что Жича слишком подвержена иноземным вторжениям. Так Печ стал резиденцией архиепископа и постепенно превратился в важный духовный центр. Церковь Апостолов в Пече, которую святой Арсений назвал местом своего последнего упокоения, стала местом паломничества после его канонизации, которая произошла вскоре после его смерти.
Около 1290 года, после кратковременного захвата и разграбления Жичи венграми, в Печ были перевезены оставшиеся сокровища этого монастыря, в том числе чудотворные мощи святителя Евстафия, шестого архиепископа Сербского. Среди других святых иерархов Печа - святитель Савва II, а также десятый архиепископ Сербский, святитель Никодим (1317-25), который был не только выдающимся ученым, но и подвижником, принявшим на себя множество аскетических подвигов и некоторое время жившим в отшельнической келье святого Саввы на Святой Горе. Во время своего епископства в Пече святитель Никодим, помимо прочих научных трудов, перевел на славянский язык Типикон монастыря Мар-Саба близ Иерусалима, с которым преподобный Савва установил тесную духовную связь, и этот перевод имел огромное значение для всего православного славянского мира.
В XIV веке Печ стал центром новообразованного автокефального Сербского Патриархата, и здесь были погребены святые останки первого Сербского Патриарха, великого подвижника святителя Иоаникия.
Хотя Сербский Патриархат был упразднен турками, а сербы вновь духовно подчинились Константинополю, Патриаршество в Пече было ненадолго восстановлено в XVI веке при Мехмеде Соколовиче, сербе, который, хотя и был взят в детстве и воспитан турками как мусульманский янычар, оставался тайным христианином всю свою жизнь. Достигнув ранга великого визиря, он делал все возможное для помощи сербскому народу, даже способствовал восстановлению независимой Сербской Церкви под эгидой своего брата, монаха Макария, который в 1557 году был возведен в сан епископа и патриарха.
Хотя сегодня Сербский Патриархат находится в Белграде, небезынтересно, что когда в 1920 году он был окончательно восстановлен, Патриарх был освящен в Пече, установив тем самым духовную связь с прошлым. Сегодня Печ больше не является монастырем, но за ним присматривают несколько преданных своему делу монахинь. И сегодня, как и на протяжении последних 600 лет, благочестивые паломники приезжают издалека в Печ, чтобы поклониться мощам святых и посетить Богослужения. Неподалеку находится множество пещер, некоторые из которых до сих пор украшены святыми фресками, в которых около 400 лет назад жили монахи-отшельники, в том числе один из величайших сербских святых, подвижник и чудотворец святитель Ефрем Печский, который недолго служил патриархом, а затем снова удалился в свою пещеру, когда нашелся другой человек, который занял бы патриарший престол. Возможно, когда-нибудь, в последней вспышке православного благочестия перед концом света и Судом над этим миром, эти пещеры снова станут обителью монахов-отшельников или монахинь.
Святой Стефан Дечанский.
ДЕЧАНЫ.
ПОСТРОЕННЫЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV века праведным королем и великомучеником Стефаном Дечанским (Урош III), церковь и монастырь Дечаны расположены недалеко от Печа в тихой лесистой долине, которую посетители и паломники часто называют "мистическим местом". Построенная из полированных блоков белого, сине-серого и розового мрамора, прекрасная церковь содержит множество исключительно изысканных фресок, включая иконографическое изображение каждого из 365 дней церковного календаря, а также каждого известного события в жизни Спасителя и каждой строфы Акафиста Богородице.
ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН МИРОТОЧИВЫЙ.
СТУДЕНИЦА.
ПЕЧ.
Богородица Троеручица, покровительница Сербского Православия.
МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТИНЯ.
ДЕЧАНЫ.
На протяжении веков главным объектом паломничества в Дечаны были святые мощи его основателя и строителя, святого Стефана Дечанского, который почитается как всеобщий чудотворец и великий целитель, особенно от слепоты и глазных болезней, а также для людей, страдающих бесовской одержимостью. Даже многие мусульмане1 приходят помолиться и поклониться его святым мощам, которые покоятся перед иконостасом в деревянной раке темно-красного цвета, покрытой искусно вырезанными переплетающимися виноградными лозами и цветами из золота, перед которыми монахи и паломники преклоняют свои головы при входе и выходе из церкви. Каждый год перед праздником святого, 11 ноября по старому стилю, его одеяния меняют на специальной службе, которую совершает местный епископ.
___
1. Подробный рассказ на русском языке о трех выдающихся чудесах у мощей святого в 1954 году, все из которых были связаны с мусульманами, см. в "Православной жизни", ноябрь 1959 года.
Святой Стефан Дечанский, названный в службах ему "вторым Иовом", был праведным страдальцем в скорбях. Человек глубокого благочестия и терпения, он был ослеплен раскаленными железами и сослан в Константинополь по приказу своего отца, короля Милутина, который ошибочно опасался его соучастия в заговоре с целью его низложения. Но в ночь ослепления ему во сне явился святитель Николай, Мирликийский Чудотворец, державший глаза Стефана в своей руке, и сказал: "Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне, и в надлежащее время я верну их тебе". В Византии любезный Император Андроник принял ослепленного князя со всей добротой и поселил его в монастыре Пантократор, где тот жил в великой строгости и благочестии.
В соответствии с чудесным явлением святителя Николая, его зрение действительно восстановилось через несколько лет, когда святитель Николай в день своего праздника снова явился ему во сне, на этот раз благословив его. Проснувшись, он обнаружил, что зрение восстановлено, но, боясь сообщить об этом, еще некоторое время оставался в монастыре в состоянии бывшей слепоты, продолжая посвящать свое время молитве и духовной жизни. Когда он сообщил Императору о восстановлении зрения, тот посоветовал ему держать повязку на глазах и никому не рассказывать. Только через много лет, по-прежнему притворяясь слепым, он вернулся в родную Сербию. Король Милутин к тому времени раскаялся в своем страшном преступлении и дал сыну новое княжество. Но только после смерти престарелого отца святой Стефан Дечанский осмелился открыть, что зрение ему чудесным образом вернул святитель Николай.
Взойдя на Сербский Престол, святой Стефан княжил несколько лет, и за это время, в благодарность за восстановление зрения и за поражение болгар, построил Дечанский монастырь, посвятив его Христу Владыке всех, как и константинопольский монастырь, в котором он провел такие духовно полезные годы во время своей слепоты. Праздник храма отмечается в день Вознесения Христова. И из-за своей великой преданности святителю Николаю он также построил на небольшом расстоянии от Дечан церковь и амбулаторию для беспомощных страдальцев, посвященную святителю Николаю. Там он сам часто ухаживал за больными, когда не уединялся в пещере близ Дечан, где проводил долгие периоды времени в молитвах и постах или управлял и защищал свое Царство с мудростью и проницательностью.
Жизнь "второго Иова" и великомученика, святого Стефана Дечанского, закончилась в 1336 году, когда он был задушен по приказу собственного сына, Стефана Душана, и его советников, которые не только жаждали королевских полномочий благочестивого и аскетичного святого Царя, но и не желали иметь в своей среде такого святого человека. Однако святой и праведный Стефан уже давно был готов встретиться с ангелом смерти и получить свою награду. Так, незадолго до его убийства святитель Николай явился ему в третий раз и предупредил о предстоящей смерти. Обстоятельства его смерти, в которой был замешан его собственный сын, добавляют последний штрих к почти эпическим деталям его трагической, но святой жизни, в течение которой он приобрел такое великое духовное сокровище как прозрение, очищение, терпение и утонченность души, которые пришли к нему через долгий путь страданий, которые он смиренно принял как волю Божью. Небезынтересен и тот факт, что святой Стефан Дечанский был ревностным сторонником исихастов и противником латинизирующихся варлаамитов. Таким образом, сам Дечанский монастырь, вполне вероятно, был центром духовной жизни исихастов.
Главным объектом паломничества в Дечаны, конечно же, являются святые мощи его основателя. Среди других важных святынь Дечан – храм с мощами сестры святого Стефана, преподобной Елены, которая до вступления в монашество была Царицей Анной Болгарской, а также иконы святителя Николая и святителя Димитрия Солунского, которым посвящены приделы. В монастыре также хранятся частицы святых мощей святых Космы и Дамиана, Фомы Апостола, Григория Нисского, Феоктиста и Симеона Столпника.
Сегодня в Дечанской обители по-прежнему существует небольшая монашеская община из семи монахов, которые продолжают вести ту же самоотверженную жизнь, что и их предшественники на протяжении шестисот лет. Паломники и другие посетители всегда приветствуются монахами бокалом прекрасного розового вина, которым славится местность вокруг Дечан. Жизнь монахов проста и довольно аскетична, службы продолжительны, а пища строго немясная и монастырская. Основную поддержку монастырь, который сегодня довольно беден, имеет от пчелиных ульев, которые держат монахи. И сегодня, как и всегда, Святой продолжает оберегать свою обитель от превратностей истории.
Святитель Николай, ведущий святого Стефана.
Гравюра из сербской Богослужебной книги 1538 года (как и в начале этого повествования).
До сих пор в сознании монахов и местных жителей живо великое чудо, благодаря которому монастырь был спасен от осквернения турками. Однажды, несколько веков назад, во времена турецкого ига, в Дечаны прибыл муфтий, или духовный глава мусульман, вместе со своими муллами и их последователями, с намерением отдать Дечаны под мечеть. Бросив свой молитвенный коврик у главного входа в церковь, муфтий начал молитву. Но не успел он это сделать, как небо потемнело, раздался гром, и молния ударила в башню, в которой хранился запас пороха для солдат, размещенных там по специальному соглашению между Русским Царем и турецким султаном для защиты монастыря. Башня была разбита и рухнула на землю, взрыв погубил многих мусульман, а каменный лев над входом в церковь упал на муфтия и мгновенно убил его, и дождь обрушился таким потоком, что церковь стояла, как остров посреди бурного моря, окруженный огромными волнами. В смятении множество испуганных мусульман попали в бурлящие воды и утонули. Таким необычным образом великомученик король Стефан Дечанский спас свой монастырь. После этого местные мусульмане с большим благоговением относились к Святому и сделали множество даров монастырю, где и сегодня они являются частыми и желанными посетителями церкви и почитают чудотворные мощи Святого не меньше, чем сами монахи.
В заключение следует отметить, что святой Стефан Дечанский удивительным образом соединил в своей личности множество различных аспектов и видов святости, которые редко, если вообще когда-либо, сочетаются в одном человеке – Иове, страдальце и мученике, мудром и благочестивом Царе, аскете, исихасте и помощнике больных и страждущих. В святом Стефане Дечанском путь многострадального и праведного Иова сливается с исихастским путем Марии и деятельным путем Марфы.
ЛЮБОСТИНЯ.
ОБЛАДАЯ, несомненно, одним из самых красивых церковных зданий, монастырь Любостиня с его элегантной и утонченной красотой является выдающимся проявлением последнего расцвета средневековой сербской православной культуры. На территории монастыря кадки с лимонными деревьями источают благовония своих ароматных цветов, и этот аромат, кажется, сам по себе отражает красоту церкви.
Любостиня, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, была построена под покровительством княгини Милицы, жены праведного короля святого Лазаря. Здесь, после гибели мужа в битве на Косовом поле в 1389 году, которая фактически ознаменовала конец средневековой православной Сербии как суверенной державы, Милица поступила в монастырь и стала монахиней Евгенией. За ней последовали многие другие вдовы тех, кто погиб в тот трагический день поражения. Косово, однако, означало лишь конец земного Царства. Путь в Небесное Царство оставался всегда открытым и манящим в многочисленных монастырях и обителях, которые в изобилии существовали по всей Сербии, святых местах молитвы и аскетического очищения, которые в то же время не переставали напоминать людям о духовном богатстве и величии их православного сербского византийского наследия. Любостиня в духовном и эстетическом плане является великолепным примером этого наследия – как драгоценность с Небес, упавшая в этот грешный и часто трагический мир, вызывая спокойствие Небесного мира, свидетельствуя о непреходящей духовной красоте за его пределами, о едином Боге в трех лицах, Отце, Сыне и Святом Духе, неизменном вчера, сегодня и вовеки.
Вскоре после преставления благочестивая Милица была явлена как святая и чудотворица, многие чудеса происходили благодаря ее заступничеству и благоуханному миру, истекающему от ее святых мощей, которые были помещены в Любостине. В монастыре до сих пор хранится ценное историческое сокровище – Большой Королевский Двуглавый Орел с гербом святого Царя Лазаря, который был спрятан от турок в густом лесу, окружающем монастырь, и оставался там затерянным более 400 лет. Однако истинное величие Любостины заключается не в ее богатых исторических артефактах и даже не в выдающейся красоте ее архитектуры, а в том, что это святое место и до сих пор остается живым монастырем, вся атмосфера которого пронизана многими веками молитвы, монашеской жизни и духовного видения. В Любостине до сих пор подвизается община монахинь, и, подобно египетским отцам-пустынникам IV века, монахини Любостины плетут корзины. Они также ткут ковры. Эти два занятия, помимо собственно молитвы и духовной жизни с ее постоянной борьбой с бесами, составляют их основной труд.
Святитель Василий и Острог.
Печать на пакетах с ладаном ("тамьян"), присланных сегодня из Острога.
ОСТРОГ.
ВЫСОКО В Черных Горах (Черногория), в крутом скалистом ущелье, подобно орлиному гнезду, расположилось одно из величайших святых мест Югославии – монастырь Острог, встроенный в пещеры в отвесной стене скалы, длинная дорожка каменных ступеней ведет вверх по склону скалы ко входу в монастырь (см. фотографию на обложке).
Недаром Острог называют "Иерусалимом Черных Гор", ведь его стиль не сербский, а скорее похож на стиль монастырей Святой Земли, построенных в пещерах и на крутых скалах. Возникает ощущение духовного родства между Острогом и монастырями Святой Земли, даже самим Мар-Сабом, ведь оба они являют один и тот же дух. И действительно, в обоих случаях – пещеры святых, которые обитали в них в молитве и подвигах, с великим трудом поднимаясь по духовной лестнице шаг за шагом, очищаясь от всех страстей, чтобы вновь обрести первозданное Божественное подобие, образ Божий, по которому был создан человек.
У благочестивых сербов название Острог сразу же вызывает в памяти великого чудотворца, святителя Василия Острожского, чья уединенная пещера находится высоко над главной церковью и кельями монастыря и чьи святые мощи, покоящиеся там, делают Острог главным местом православного паломничества. 29 апреля по старому стилю, в день памяти Святителя, тысячи верующих из самых отдаленных мест, вплоть до Белграда, приезжают, чтобы поклониться его чудотворным мощам.
Святитель Василий родился в одной из деревень Герцеговины в начале XVII века в благочестивой крестьянской семье. Чрезвычайно благочестивый с детства, еще в юности он поступил в Требиньский монастырь Успения Пресвятой Богородицы и вскоре принял на себя крест многих аскетических трудов. Но как пламя свечи не может быть скрыто во тьме, так и его святая жизнь не могла оставаться скрытой, и, вопреки его желанию, он был посвящен в епископы и поставлен епископом Захумским и Скандерийским (Албания). Он управлял своей епархией из монастыря Твердош, где продолжал вести строгую аскетическую жизнь и, подобно святителю Николаю, прославился своими благодетельными делами и любвеобильный добротой к своей пастве. Как и святитель Николай, он олицетворял собой тип святого архиерея, который во всем подавал пример святой жизни своей пастве и был защитником Православия от еретиков и раскольников.
Со святой ревностью святитель Василий противостоял попыткам римо-католиков внедрить латинские заблуждения и увлечь православную паству от Божественной Истины в ловушки, подобные папским овчарням, он повсюду предостерегал народ от неправославия латинян и от их змеиных замыслов.
Увидев в великом благоговении народа к святителю Василию возможную угрозу своему могуществу, турки напали на Твердошский монастырь и сожгли его, хотя и побоялись причинить вред самому Святому. Так святитель Василий, жаждавший святого уединения, удалился в горные дали Черной Горы, в конце концов избрав своей келлией пещеру в Остроге, где он начал вести особенно строгую аскетическую жизнь. Из этой пещеры он управлял своей епархией и защищал православную паству – как от латинских ересей, так и от турецких злоупотреблений – постоянной молитвой и духовным благоуханием своей святой жизни, еще при жизни прославившись своими чудесами. Постепенно вокруг него собралось множество учеников, и Острог превратился в процветающий монастырь, где многие монахи следовали той же строгой жизни, что и их любимый духовный отец. Начавший формироваться в 1665 году, монастырь был завершен двумя годами позже. Святитель Василий умер в 1671 году, и его святые мощи, источающие сладкое благоухание, вскоре стали объектом паломничества как сербских, так и албанских верующих.
Святитель Василий до сих пор присутствует в духовном сознании сербских верующих1 , его продолжают почитать как великого чудотворца даже некоторые мусульмане, живущие неподалеку. Хотя Острог понес большие потери, когда во время Второй мировой войны римско-католические итальянцы разграбили его священные сокровища, сегодня это все еще действующий монастырь с несколькими монахами. Главная церковь посвящена Введению Богородицы во храм. Есть также пещерная церковь, посвященная Воздвижению Святого Креста. Неподалеку, в долине, находится еще один филиал Острожского монастыря, называемый Дони или "Долинный монастырь" Острога, который был построен в 1820 году архимандритом Иосифом и посвящен празднику Пятидесятницы. Недавно в Остроге была открыта небольшая монашеская семинария.
___
1. В Америке есть две сербские церкви, посвященные святителю Василию, одна из которых датируется началом XX века и находится в Энджелс Кэмп, Калифорния, а другая – в Чишолме, Миннесота.
Сегодня, как и почти 300 лет назад, каждый год перед его праздником раку святителя Василия открывают и меняют обувь. И, как всегда, обнаруживается, что они изрядно изношены! Даже в наш безбожный век, когда бегство человека от Бога и Его Истины растет с каждым днем, Святитель продолжает творить множество чудес. В каком-то смысле Василия Острожского вполне можно назвать сербским святителем Николаем Чудотворцем, чьи чудеса многочисленны, как звезды на небе. Он исцеляет больных, защищает от опасностей, изгоняет бесов из одержимых, оказывает материальную помощь нуждающимся и оказывает всяческую помощь своим верным сторонникам. Подобно святителю Николаю, который ревностно противостоял еретикам-арианам, святитель Василий является противником инакомыслия. Таким образом, святитель Василий – важный святой для нашего времени, не только славный в добродетели аскетизма, уединения и строгой монашеской жизни, но он призывает христиан хранить верность Святому Православию. И в сии дни экуменического соблазна святитель Василий ясно предупреждает нас об ошибках римо-католицизма и протестантизма, громким голосом обличая темные схемы "унии", разрабатываемые на Фанаре и в других местах.
О Всепетая Мати, Пресвятая Богородица и Покровительница Сербских земель, явленная нам через Твой Святой Образ Троеручицы, спаси души наши!
Все святые Сербские, молите Бога о нас!
Д.Д.
Свидетельство о публикации №225012801890