Ведьмина морочь
Как мне, рабу божиему, вечному иноку всё это в ум взять? Беру перо в руку, а мыслями совсем не там, где надобно бы. Далече блукает разум мой, разбредаясь смиренными поломниками на четыре стороны света. И блазница мне - поломники те и у стен Иерусалима, и в далекой Индии, а то возмечтаю себя древним греком или славным римлянином.То возомню себя в граде, уставленном соборами с крышами как шила, коих не утаишь в голубом мешке неба, или у ступеней китайского храма с драконами вместо охлупней. Как в волшебном сне пребываю.
Струится песок в стеклянных колбах часов, перебирая песчинки, аки монах чётки. Бесовские мысли лезут в голову. Оплывает, слезясь, свеча. Время то ползет черепахой, то мчится оперённой стрелой, не ведая пределов. Собственную тень на стене принимаю за царя Ирода. Прикорну на топчанчик – и переношусь в страны невиданные, времена стародавние. Сны с явью путаются. А намедни у знахарки Алевтины зелья принял, так и вовсе отлетел в пределы неведомые. Глянул на неё, а то не она, а - царица Савская. Недаром,знать, баяла: примешь отвару, побывашь и во временах давно минувших, о коих знаем токмо по преданиям старины, и в странах нехоженых. И как в воду глядела, ведьма. Не даром бесноватый, как застоялый жеребец, канонник к ней присматривается, докладывает епископу, глаголя про её проделки. Но не католик я-православный. А ведьма эта мне про своих недругов литовских поведала. Объявили они охоту на болезную, слухи распускают, что она по деревням коров портила, посевы ржи изводила приговорами да бесплодила тамошних баб. Ну а уж бредни про полёты на метле при помощи обмазывания телес жиром младенцев-обычное дело. Начитались иезуиты Шпрингера с Интситорисом...
Да и я -грешен, не скрою. Даже стеклянные колбы, пережатые в осерёдыше осиной талией и те кажутся не подобающим немалым годам моим образом призрачной девы. Танцует дева, кружа юбками, похохатывает, звеня монистами.
Шибко много начитался я манускриптов да кож исписанных уставным письмом.
Сбивают с толку все эти «аше» «оше», юсы с ерами глаза застят, голос архиерейя ерихонской трубой возглашает «Отче наш!» - и рушатся стены Илионские моих грез, а хотелось бы мне писать обычливым языком, каким изъясняется люд на ярмарках.
Рука ведет «глаголоаше же», а в ушах звучит «бають», «гуторят», «балабонять». Мамин разливистый голос зовет, напевая о подвигах богатырей, красной деве в когтях огнедышащего змея, набаюкивает о говорящих зверях и исполняющих желания рыбах. Татарин, не спеша выпустить из толстых пальцев серебряную монету, торгуется за отрез льняного полотна, перемежая исковерканные русские слова с неведомыми. Чухонец, оглаживая бобровый мех, напевно толдычит по- своему. Каркают промеж собой вороньим граем, два надутых купца из Гамбурга. Как выразить все это? А тем паче грусть-печаль о наложившей на себя руки Аксютке.
2.
А никак!И вышел я с ярмарки, перекрестясь на купола. И пошёл по дороге мимо кладбища, где вчера только схоронили, не отпевая, девицу -и холмик ешшо не осел. И пришёл я к Алевтине на край болота в её избушку , где , входя, головой об косяк так стукнулся,што звёзды из глаз- и свет померк. Очнулся- лежу на лавке да не под образами, а под калядочными рожами-Козлом, Медведем да Бараном.
-А ты испей, милок, взвару из трав! - подносит мне знахарка к губам глиняну кружку.-Раз так об Аксютке печалишься.Глядишь -и поможет.
-Как не печалиться?- говорю-ведь мы с ней обвенчаться надумали, и я б из монастыря сбёг, стал бы расстригою, да игумен запер меня в келье Четьи Минеи переписывать. Вот она и не дождалась, бедненькая...
-А то я не знаю! Вы ж у меня тут миловались. А она и забрюхатела...Так што схоронили то её со младенчиком во чреве, утопленницу.А кинулась в болото оттого , что отчим её за волосы таскал да приговаривал:"Не будешь с монашком по лесу блудить!"
Глотнул я из кружки разок -другой -и все поплыло перед очами, завертелось, как ворот колодезя. И стал я падать в бездонну ямину- на самоё её дно.
Но не упал, а плавно встал на ноги. Смотрю- поляна. Посередь поляны истуканы -Перун,Велес да Макошь-матерь..
Неуж, думаю, ведьма перенесла меня в заповедные дебри, куда не ступала ещё нога проповедника слова Христова и где попрятавшиеся по лесам волхвы всё ещё творят свои непотребства? А сам осеняю себя крестным знамением да в кармане рясы Псалтирь шарю.
Ну а Алевтина -то берёт меня за руку и говорит:
- Погляди -ка, инок. - што видишь!
Глянул я -и вижу не ведьма-знахарка передо мной, а красна девица-власы по плечам -и в Евином обличии.И то и есть -Аксютка. Неуж воскресла?!
Понимаю-грех! Всё снадобие знахарки, а ничо поделать с собой не могу. Нет моих силов! Выпустила рука моя Псалтирь - он и провалился на дно кармана.
- Сыми крестик -то! - поёт покойница, мы с тобой как Адам и Ева -в Раю будем...Мы ж вместе на Святки-то калядовали. Вот я и накаляДАВАЛА!
И цап-царап крет мой нательный. Но не тут -то было. Ожглась! Отдёрнула руку , но виду не подаёт.
- Пойдём,-говорит , поклонимся нашим древним богам.
Глядь - а в руке у неё курица трепыхается.
-Прежде -то мы младенцами богов ублажали, а теперь попы не дают. Хотя чо они понимают в аппетитах духов потусторонних.
3.
И подходит она к истукану Перуна , рунами испещрённому и сечёт курице голову острым ножом. А то и не курица, а младенчик...
Кинулся я , выхватить несчастного из когтистой руки ведьмы, а она не выпускат...
И опять вроде-курица-и кровищща из шеи хлещет...
Таращат глазени Перун, Велес да Макошь. Из темноты Козел с Бараном рогами бодают. Медведь пасть раззявил...
-Ты думал с Аксюткой здесь миловался? Со мной! И никакой беременной не было. И в могилке -полено в гробу .- захохотала старуха.
И всё пропало.
И сидел я в келье с пером гусиным наизготовку, чтобы выводить буквицы Четий -Меней.
Свидетельство о публикации №225012800258
Хорошо написано, и окончание не стандартное.
Геннадий Лапсарь 24.02.2025 16:38 Заявить о нарушении
Как говорят, женщинам надо много от одного мужчины, а мужчинам, наоборот, надо одного, но от разных женщин🙂.
Геннадий Лапсарь 25.02.2025 14:08 Заявить о нарушении