Психология и философия доброты. т. 2. глава 22
Слово моделирование означает сознательное и целенаправленное воплощение чего-либо задуманного в жизнь. Понятие "сложное явление жизни" – это понятие, взятое не из обычной житейской логики и системы ценностей, а из системы ценностей, соответствующей иерархии классических ценностей бытия. Ибо, то, что является средним (по степени сложности) с духовной точки зрения, с житейской точки выглядит очень сложным. И отсюда исходит масса разнообразных недоразумений. Ибо, сложные (не говоря уже об очень сложных) духовные явления находятся вне поля зрения житейской логики. За ее линией горизонта, что называется. Это удел интеллектуалов высокого уровня с хорошим уровнем одухотворенности (только реальной, а не показной).
Уровень качества творчества, с точки зрения гармонии Вселенной, зависит от того, насколько глубоко способен конкретный человек погрузиться в сферу явлений жизни сложного уровня. Конечно, погружение в сферу явлений умеренной степени сложности тоже имеет немалую ценность и важность. И дает возможность развивать и реализовать достаточно большой талант. Но, тем не менее, в большие классики попадает лишь тот, кто имеет реальный доступ в сферу сложных явлений. Что называется, чувствует в ней себя как дома. А если он, хоть чуть-чуть, способен заглядывать в сферу очень сложных явлений – это уже уровень суперпрофессионализма, близкий к гениальности.
Это четкий и достаточно однозначный признак присутствия в человеке особенно большого таланта. Это показатель того, что конкретный человек не просто является посланником Высших сил на Земле, а посланником с особо ценной и важной миссией. Выражаясь современным языком, на уровне особой эксклюзивности, избранности и элитарности.
И, безусловно, хорошо, когда об этом моменте догадываются хотя бы некоторые люди из окружения такого таланта. Потому как, даже относительно Леонардо да Винчи лишь особо избранные среди высшей знати общества хотя бы чуть-чуть понимали то, какой особой ценностью является его личность, его творчество, его жизнь. Аналогичная история была и с Ломоносовым. И, по большому счету, со всеми истинными аристократами ума и души (не говоря уже об аристократах духа). Так, большинство современников Пушкина даже примерно не представляли реальной ценности его гения.
Хотя, собственно, и сейчас это понимание предельно формализовано. Мало кто даже из профессиональных литераторов, критиков, историков, философов способен действительно объемно и многогранно проявить понимание, тонкое и дифференцированное творчества Пушкина. Не говоря уже о большинстве прочих людей, далеких от серьезной аналитической деятельности на профессиональном уровне.
Следует понимать, что одно явление жизни, смоделированное творческой личностью на высоком уровне сложности, имеет ценность для человечества в тысячи раз больше, чем самое замечательное явление из системы простых житейских явлений. И в десятки или сотни раз большую ценность, чем явление средней степени сложности. Хотя, безусловно, и последнее является необыкновенно ценным и достойным. В первую очередь, в силу своей особенной редкости. А также, в силу принципиально более существенного соответствия принципам и законам гармонии Вселенной. А не только тем или иным современным тенденциям, увлечениям и пристрастиям. Как бы сильно кто их не расхваливал и не насаждал. В силу глобальных эгоистических соображений политического, экономического, идеологического, интеллектуального, психологического, философского, духовного или эстетического характера.
Собственно, моделирование сложных явлений имеет ценность не только для творчества, но и для обычной жизни. Хотя, по большому счету, такого рода жизнь, с применением смоделированных сложных явлений, уже сложно назвать обычной. Ибо, это уже нечто особенно важное и ценное, с элементом большой оригинальности и эксклюзивности, избранности и элитарности. И чем больше таких явлений может моделировать тот или иной конкретный человек, тем выше его общественная и общечеловеческая ценность. Не говоря уже о ценности в глазах Высших сил, особенно благоволящих к такого рода людям. Собственно, творчество самой своей жизни – это, видимо, самое главное занятие в жизни любого человека. С точки зрения его персональной личностной миссии на Земле. И тут тоже есть свои дилетанты, любители, полупрофессионалы, профессионалы, суперпрофессионалы. Конечно, и то, что делает любитель, имеет вполне определенную ценность. Но оно может быть в десятки или сотни раз меньше, чем то, что делает полупрофессионал и по жизни вообще, и в отдельном виде деятельности, в частности.
И момент старательности, безусловно, играет большую роль в создании действительно качественного продукта работы ума и души. Но он не может выйти за рамки своего диапазона. Например, простого человека (не говоря уже упрощенного или примитивного). Аналогичная история имеет место быть и применительно к человеку средней степени сложности.
Имеются существенные ограничения даже у сложной личности. Ибо, дистанция между примитивным и сложным человеком в тысячи раз меньше, чем дистанция между сложным человеком и духовной сущностью рядового уровня (выражаясь армейским языком). Не говоря уже о духовной сущности младшего или среднего офицерского состава. Ибо, то, что может делать рядовая духовная сущность, никогда и не снилось даже самому гениальному человеку. Не говоря уже о простом.
Сознательное и целенаправленное моделирование явлений средней и высокой степени сложности, безусловно, не является какой-то формальной самоцелью. Это элемент творчества высшего уровня. Который придает жизни такого человека совершенно особенное значение, ценность, важность, звучание в масштабах Земли и всей Вселенной. Жизнь становится гораздо интереснее и приятнее, содержательнее и насыщеннее. Дает возможность человеку регулярно испытывать чувство собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью. Тем, что делает человек. И особенно тем, как он это делает. Конечно, такой человек делает достаточно часто и простые вещи. Ибо, в большинстве моментов мирской суеты особенная навороченность и изобретательность не имеют особой необходимости.
Если рассматривать ситуацию с моделированием сложных явлений жизни с качественной точки зрения, то выявится целый ряд особенностей и закономерностей. Простая личность, как правило, способна моделировать преимущественно простые явления жизни. И лишь иногда симпатичные. Личность средней степени сложности легко моделирует симпатичные явления. И иногда изящные явления. Личность сложная легко моделирует изящные явления. И иногда изысканные. И не только с точки зрения своего непосредственного окружения, но с точки зрения системы классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.
Аналогичная ситуация и с моделированием явлений жизни различной степени интеллектуальной насыщенности, психологической и духовной гармоничности. Большую помощь может оказывать человеку в моделировании сложных явлений жизни его интуиция и проницательность, гармония личности, мудрость, зрелость, одухотворенность.
Конечно, человек с личностью средней степени сложности старается без необходимости не упрощать то, что он делает. Даже, если все вокруг действуют на предельно упрощенном или даже примитивном уровне. Он, в первую очередь, уважает самого себя, систему своих духовных ценностей. А потому старается не опускаться до уровня своего непосредственного окружения. Он имеет, как правило, уровень требовательности к себе существенно выше, чем большинство. А также более выраженное чувство долга и ответственности, понимание необходимости высокого уровня добросовестности в работе ума и души, духа и тела.
Конечно, уровень сложности личности, как правило, закладывается уже при рождении человека. Условно говоря, на генетическом уровне. И, человеку не дано его изменить никакими чисто житейскими методами. Правда, участие в этой ситуации святого может изменить имеющиеся положение вещей. Но, как правило, они этими вещами не занимаются. Хотя, безусловно, тем не менее, могут подсказать наиболее оптимальные варианты достижения своего потенциального потолка по всем ведущим параметрам личности. В некоторых случаях такую функцию может выполнить и просто очень мудрый человек с высокой степенью духовного просветления.
Проблематичность и даже драматичность ситуации придает то, что, как минимум, три четверти людей на три четверти (иногда и на девяносто процентов) не исчерпывают своих потенциальных возможностей в плане эволюции личности. Хотя бы применительно к десяти-двадцати своим главным достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Не говоря уже о сотне или двухстах параметрах личности из четырехсот возможных. Это можно видеть на примере задатков классической женственности. Условно говоря, треть женщин имеют слабые задатки, треть – умеренные, треть – выраженные.
Если брать только последнюю группу женщин, то из них две трети серьезно и основательно не занимаются развитием и гармонизацией своей женственности ни в интеллектуальном, ни в психологическом, ни в духовном плане. В лучшем случае, чисто эстетически. Но и в этом случае далеко не самым изящным образом. Ибо, чувство эстетики у разных людей весьма различно. В диапазоне от примитивного до изысканного. На минуточку.
Добродетельный человек стремится моделировать как можно сложнее явления жизни (кроме всех прочих). Ибо, в этом есть свой особый смысл и ценность. И не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и общественной. А иногда – и с точки зрения ценностей Вселенной.
Накопление профессиональных и жизненных знаний очень тесно связано со способностью человека к систематизации. Иначе говоря, умением приводить в определенную систему полученные из наблюдений и исследований, различного рода ситуаций данные. Причем, как положительного, так и отрицательного характера. Это и результаты анализа любых жизненных явлений, происходящих и внутри человека, и в окружающем мире. Это впечатления от книг, фильмов, спектаклей, музыкальных произведений, от разговора и общения с другими людьми и т.д. Ценность систематизированной информации в несколько раз больше, чем произвольной и хаотичной. Как правило, встретившись с каким–либо явлением жизни, мы стараемся заглянуть в свою базу данных и найти там что–либо похожее, чтобы максимально полноценно идентифицировать нечто новое. Или разместить новую информацию на отдельную, особенную полочку в нашем разуме с добавлением наших личных комментариев к этому явлению.
Например, в школе, решив ряд отчасти похожих примеров или задач, мы приходим к выводу о том, что найденный нами метод решения некоторых из них является всеобщим для определенного типа примеров и задач. И в последующем, столкнувшись с похожим примером, мы вспоминаем найденный метод решения.
Услышав некоторые мысли, сказанные другими людьми с определенной интонацией в пятый или десятый раз, мы начинаем понимать, в первую очередь, явный смысл, скрытый в этих словах. А потом, быть может, и скрытый смысл. Иногда самый правильный. Со временем число проанализированных ситуаций начинает насчитывать десятки, сотни, тысячи вариантов. Так постепенно формируется наш жизненный опыт.
У людей с творческими способностями ума и души есть нередко и задатки интуиции и проницательности. Интуитивное озарение нередко помогает нам понять скрытые движущие силы того или иного жизненного явления. Проницательность, основанная на четкой и стройной системе систематизированных знаний, помогает создать из рода второстепенных и третьестепенных деталей и нюансов, тонкостей и мелочей, едва заметных и скрытых, достаточно целостное представление о том, что же на самом деле происходит в той или иной конкретной ситуации. А также о том, что, скорее всего, последует за этим странным и своеобразным, необычным и непривычным, сложном и противоречивом, тонком и щепетильном стечении обстоятельств, многогранной и многослойной ситуации. Выводы проницательного человека, чаще всего, очень сильно отличаются от мнения большинства окружающих. Которые, как правило, оставляют без особого внимания наиболее ценные и актуальные, содержательные мелочи. И вообще склонны воспринимать многие явления жизни через призму многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений.
Чаще всего, мысли, порожденные интуицией и проницательностью, встречаются в штыки окружающими, как минимум, первоначально. А когда, жизнь в дальнейшем расставляет точки над «и» должным образом и подтверждает мысли интуитивиста, то приходят, в лучшем случае, в большое изумление. А в худшем случае, в большое раздражение.
Если же такого рода ситуации периодически повторяются, то отсюда следует только два варианта развития ситуации. В первом варианте скептик признает свою ошибку и истинность мнения интуитивиста и делает интуитивиста своим близким и доверенным другом на многие годы. Стараясь использовать столь существенное преимущество своего друга на пользу и себе самому. Во втором варианте первоначальное сиюминутное раздражение постепенно переходит в неприязнь, антипатию. В отдельных случаях, даже ненависть. Иногда в стремление отомстить интуитивисту за свои неудачи и поражения, ошибки и проблемы, различного рода неприятные ситуации.
Хорошо, когда у человека возникает устойчивая привычка к систематизации всей новой информации. Это один из важнейших аспектов повышения мудрости вообще и профессиональной виртуозности, в частности.
Человек делает определённое дело и прикладывает более значительный элемент добросовестности. В результате получает итог более совершенный, чем прежде. Когда таких ситуаций набирается десять–двадцать, то возникает уже целая система представлений о них. Позволяющая выявить не только определенные особенности каждой из них, но и общие закономерности. Большая группа найденных закономерностей поражает более сложное информационное образование – некую логическую структуру принципиально большего масштаба. И, соответственно, и степени ценности и важности. Со временем сотни и тысячи данных находят свое место в этой сложной и объемной информационной системе.
Мы учимся диагностировать ситуацию и подбирать наиболее оптимальные варианты ее решения и оптимизации. Систематизация знаний начинается уже с годовалого возраста. Когда ребенок учится узнавать своих родных и близких, а также распознавать их настроение на мимике лица, интонации голоса, жестах и т.д. Систематизация в той или иной степени в произвольном или осознанном стиле продолжается всю жизнь. Ибо, жизнь – это явление многогранное и многослойное, сложное и изощренное, многовариантное в своем бесконечном разнообразии.
Понятно, что, чем более осознанно и целенаправленно подходит тот или иной конкретный человек к процессу систематизации, тем быстрее растет его опыт, зрелость, мудрость, гармония личности. Быстрее развиваются творческие способности, более оптимально идет их практическое воплощение и реализация.
Глубокая и основательная систематизация информации открывает неограниченные возможности в познании и самого себя, и окружающего мира. Большую роль в систематизации играет наличие самостоятельной и независимой точки зрения, собственного ракурса восприятия любых жизненных явлений, творческого мышления с элементами абстрактного и ассоциативного, умения оперировать не только простыми, но и сложными категориями, умение отличать главное от второстепенного, способность находить и особенности, и закономерности, знание иерархии классических ценностей, понимание основных правил и законов жизни психологического и духовного характера, умение отделять шелуху от ядрышка. Не маловажным является и неутомимая жажда познания, жажда самосовершенствования, интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая любознательность, самоанализ и самокритичность, добросовестность ума и души, умение жить по своим собственным принципам и убеждениям, правилам и законам, соответствующим истинным духовным ценностям Бытия.
Большую роль в систематизации на высоком качественном уровне может играть присутствие в жизни человека хотя бы одного–двух истинных экспертов в его жизни, работе, творчестве, процессе самосовершенствования. Как, впрочем, и просто умение извлекать рациональное зерно из мыслей многих окружающих. Но без слепого и чисто механического подражания. Полезным оказывается и правильный выбор идеала по всех четырем основным сферам деятельности человечества, перечисленным выше. У добродетельной творческой личности, обладающей способностью к полноценной систематизации, есть несомненное преимущество перед большинством окружающих, особенно простого типа.
Проницательность трактуется, как способность предвидеть дальнейшее развитие ситуации на основании определенных, чаще всего, небольших данных. Часто, с формальной точки зрения, второстепенного и третьестепенного характера. Это и способность за чисто внешними моментами определенного жизненного явления предугадывать истинное внутреннее содержание. В том числе, скрытое от глаз большинства обычных людей. Ибо, проницательность – это удел небольшой группы людей – не более десяти процентов. Проницательность можно условно разделить на интеллектуальную, психологическую, духовную и эстетическую. По наличию доминирующего фактора.
Проницательность основывается на хорошем интеллекте, интуиции, богатой фантазии и воображении, сообразительности и изобретательности, творческом мышлении, включая развитые аспекты абстрактного и ассоциативного, логического и аналитического, многогранного и многослойного. Играет роль и развитая способность к сознательным и целенаправленным наблюдениям и исследованиям, внимательность, чуткость, трепетность души, добросовестность работы ума и души, развитое чувство обратной связи, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, умение отделять главное от второстепенного, отличать ложь от правды по косвенным признакам, умение распознавать авантюристов и интриганов, эгоистов и стервозных личностей, психологических манипуляторов. Помогает и способность оперировать понятиями средней степени сложности и сложными, привычка и систематизации всей получаемой информации всех четырех видов, в их тесной взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга.
Как правило, проницательность – это врожденное свойство. Другой вопрос, что, как и всякое другое достоинство личности, она нуждается в сознательном и целенаправленном развитии. Обычно проходит не менее десяти–двадцати лет, прежде чем проницательность достигает достаточно существенной величины. Проницательность помогает познавать себя, других людей, различные явления жизни, выявлять особенности и закономерности многих важных процессов. В том числе, психологические и духовные законы бытия.
Можно сказать, что познание мира и жизни у проницательных людей идет по принципиально иным путям, нежели у большинства остальных людей. И то, что легко и просто дается проницательному человеку, может оставаться для очень многих пожизненно тайной за семью печатями. И даже более того: проницательного человека нередко обвиняют в банальном шарлатанстве, авантюризме и интриганстве. В отдельных случаях, даже в применении черной магии. Особенно, когда целая серия его предсказаний, принципиально противоположных по сути, мнению практически всех окружающих, получает свое полное подтверждение самой жизнью. Заставляя, тем самым, сомневаться в объективности, полноценности, реальной значимости, так называемого общественного мнения, как такового.
Проницательный человек, как правило, имеет собственную точку зрения по всем вопросам жизни, отличается большой самостоятельностью и независимостью. Он прислушивается к своим интуитивным ощущениям. Особенно, большим озарениям. Мнение большинства, по большому счету, его волнует мало. И если служит определенным ориентиром, то только косвенным и частичным. Конечно, в ряде случаев, нужно еще вполне конкретное мужество, чтобы противопоставлять свое мнение мнению всех окружающих.
Другой вопрос, что без особой необходимости проницательный человек свое истинное мнение не высказывает. Потому как, подавляющее большинство людей категорически не любит попадать впросак с определенной регулярностью. Когда выявляется большое и принципиальное преимущество какого–то отдельного человека. Который в их глазах не имеет какой–либо особенной и существенной важности и ценности. Наиболее злокачественный характер ситуация приобретает, когда фиаско получается публичным. Или таковым воспринимается и отдельным человеком, и группой лиц, и всем обществом, и всем человечеством. К сожалению.
В ряде случаев, проницательный человек имеет определенный доступ к космическому банку информации: поэтому, его прогнозы относительно сложных явлений жизни бывают совершенно неожиданными, удивительными и потрясающими, логичными и достоверными, потрясающими, противоречащими стандартной и формальной логике, стереотипному мышлению, обычной и распространенной житейской логике. Непонимание даже некоторых основных механизмов проницательности часто приводит к возникновению большого раздражения, антипатии, предвзятого отношения с элементами тенденциозности, чувства ущемления болезненного самолюбия, переходящего в многогранную и изощренную ненависть не только ситуационного, но и пожизненного характера. Люди, в большинстве своем, очень тяжело прощают ближнему его существенное преимущество в чем–либо вообще. А в важных моментах, в особенности.
Большую роль играет врожденное и развитое чувство гармонии. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Как правило, преимущественно одного типа. Высочайшей степени проницательность может достигать у редких истинных интеллигентов и аристократов ума, души и духа. Последних за все историю человечества было не более пяти тысяч человек.
Хорошую помощь оказывает и понимание четкой связи различных причин и их следствий. Например, ученик первого класса пытается решить алгебраический пример. Достаточно самой минимальной проницательности, чтобы высказать категоричное утверждение о том, что, скорее всего, у него ничего не получится. Человека с низким интеллектом родители устроили в институт. Можно сразу сказать, что из этой затеи ничего путного не получится. Как и в случае, когда человек со средним интеллектом пытается написать кандидатскую диссертацию. Он ее или вообще никогда не напишет. Или она будет иметь весьма посредственный уровень качества.
Представитель рабочего класса взялся читать книгу из классики психологии или философии. С вероятностью в девяносто девять процентов можно утверждать, что он или не прочитает книгу. Или прочитает, но почти ничего не поймет.
Человек, привыкший мыслить только самыми простыми категориями, встречается с явлением жизни средней степени сложности (не говоря уже о сложном). С вероятностью в семьдесят–восемьдесят процентов можно предполагать то, что он с такой задачей (по полноценному осмыслению этого явления) не справится.
Все мысли и чувства человека, в подавляющем большинстве случаев, оставляют вполне определенную (от минимальной до максимальной) печать на его лице. И, чаще всего, достаточно проявления небольшой психологической проницательности, чтобы четко и однозначно считать эту информацию с его лица. В частности: уровень интеллекта, мудрости, гармонии личности, одухотворенности. И еще много десятков других свойств личности, параметров ума и души. Что позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать поведение конкретного человека в той или иной ситуации.
Следует отметить, что среди творческих добродетельных людей проницательность встречается в несколько раз чаще, чем среди всех остальных.
Проницательность, в совокупности с интуицией, помогает глубоко, полноценно и изощренно воспринимать тонкие и сложные явления жизни. В том числе, в науке и искусстве. Проницательность помогает творческой личности выбирать наиболее оптимальные пути развития своей личности, своих творческих способностей, находить наиболее адекватные аспекты для себя и своего творчества, более тонко оценивать других людей, в том числе, творческого типа.
Проницательность – это своего рода секретное оружие ее обладателя. О котором мало кто догадывается. Проницательность способна очень мощно экономить время и силы на анализ какого–либо жизненного явления. Другой вопрос, что должно быть достаточно продолжительная и обширная практика применения проницательности. Чтобы степень достоверности ее предсказаний перешла от малой к большой. Важно вести статистику достоверности предсказаний, чтобы выявлять и сильные, и слабые стороны этого процесса в индивидуальном исполнении. Большое влияние может оказывать то или иное заблуждение, иллюзия конкретного человека относительно кого–либо или чего–либо.
Способные, в некоторых случаях, выступить в роли субъективного доминирующего или отвлекающего фактора в постижении скрытой сути кого–либо или чего–либо.
Большую пользу оказывает психологическая и духовная эрудиция, наличие системы ценностей классического характера, определяющей основные комплекты критериев восприятия явлений окружающей действительности.
Проницательность требует постоянной тренировки для поддержания ее в должном тонусе. Безусловно, важен момент постепенного повышения уровня сложности решаемых задач. А также применение в ее каких–либо непривычных и необычных, сложных и противоречивых, щепетильных и неоднозначных ситуациях. Серия возможных ошибок может помочь внести должные коррективы в этот сложный и изощренный процесс, идущий внутри человеческой личности.
Проницательность – это момент высшего пилотажа личностной психологии. Большинству людей, ее лишенных, желательно иметь в своем окружении кого–либо, имеющего развитую проницательность. И чтобы своевременно корректировать свое представление не только о чем–то новом в их жизни, но и о привычных моментах. Имеющих большой элемент индивидуального (или коллективного) субъективизма. И, тем самым, уберечь себя от больших ошибок, неудач и поражений.
Проницательность может помогать понимать то, в какой степени тот или иной незнакомый человек заслуживает доверия и расположения. Это является своего рода профилактикой возникновения разочарований. В отдельных случаях, даже драм и трагедий. Проницательность помогает ее обладателю контролировать развитие даже отдельной ситуации. Особенно в общении с другим человеком. И, по возможности, вносить коррективы, адекватные и своевременные, для наибольшей оптимизации не только развития отдельной ситуации. Но и сути и содержания отношений с этим человеком вообще. Проницательность – это очень важное и ценное явление жизни, большая и сложная тема, требующая совершенно отдельного и подробного разговора. Что выходит за рамки данной работы.
Способность к психологической импровизации важна, по большому счету, для всех людей. А для добродетельных личностей, в особенности. Психологическая импровизация может проявляться в работе, в жизни и в творчестве. Все эти сферы человеческой жизнедеятельности достаточно тесно связаны друг с другом. И высокая активность в одной создает достаточно мощные предпосылки для возникновения психологической импровизации на хорошем качественном уровне и в другой сфере.
Хотя, безусловно, совершенно не обязательно, чтобы во всех этих трех сферах активность человека была одинаковой в плане психологической импровизации.
Психологическая импровизация подразумевает возникновение серии новых идей в виде творческого экспромта. Или же нового ракурса восприятия чего–либо уже известного.
Что, несомненно, придает вполне определенный элемент оригинальности мыслям и чувствам импровизатора. В отдельных случаях, мысли импровизатора доставляют новые, интересные и особенные, важные и ценные, необычные и непривычные, более изящные и утонченные грани уже известному явлению. Иногда порождают и совершенно новые явления интеллектуального и психологического плана. Импровизация, как особенно вкусный соус, придает дополнительные характеристики к привычному блюду. Существенно повышая его ценность в восприятии и самого импровизатора, и многих людей из его окружения.
Но, способность к импровизации важна и для внутреннего мира человека. Она способна повысить интерес индивида к жизни вообще, и к конкретному виду творчества, в частности. Она может помочь построить более гармоничные отношения человека с самим собой, выявить неожиданные грани его личности, новые подходы в работе по самовоспитанию и самосовершенствованию, повышению зрелости и мудрости, одухотворенности.
Психологическая импровизация тесно связана с творческим мышлением, степенью утонченности и изящности, многогранности и изощренности души, богатством психологической палитры личности, развитым абстрактным и ассоциативным мышлением, богатой фантазией и воображением, сообразительностью и изобретательностью, психологической гибкостью, внимательностью, осторожностью. Качество психологической импровизации в значительной степени зависит от задатков личности определенного уровня сложности (простой, средней сложности, сложный).
Большой вклад делает в психологическую импровизацию врожденное, в первую очередь, чувство интеллектуальной и психологической эстетики. И, конечно, зависит от того, насколько интенсивно и добросовестно тот или иной конкретный человек развивал это чувство, как, впрочем, и многие другие ведущие достоинства и добродетели, способности и таланты ума и души.
Определенный вклад делает и степень активности жизненной позиции человека (малая, средняя и большая), степень трудолюбия и добросовестности его ума и души, психологический альтруизм и душевная щедрость.
Имеет значение и главный жизненный статус человека: «троечник», «хорошист», «отличник», «талант». Ибо, именно от этого нередко зависит качество его интеллектуальной и психологической продукции. Не говоря уже о духовной. Качество импровизации истинных аристократов ума и души и классических интеллигентов – это вообще совершенно отдельный разговор. Чему предполагается посвятить отдельную большую работу, посвященную многим особенностям и закономерностям психологии и философии их личности и бытия.
К сожалению, адекватно и достойно оценить качество психологической импровизации может только тот, у кого главные качественные параметры личности примерно равны аналогичным у импровизатора. Если они на более низкой качественной ступеньке находятся, то вероятность синтеза адекватной оценки может быть предельно символической. Даже при проявлении с их стороны максимальной добросовестности ума и души.
Даже, если подходить предельно символически и схематически к ситуации, то выявятся следующие закономерности: представитель рабочего класса не всегда может понять тонкость мысли и чувства представителя интеллигенции. А последний не всегда полноценно понимает представителя истинной аристократии ума и души. Не говоря уже об аристократах духа.
Способность к психологической импровизации, безусловно, может существенно украсить обычную мирскую жизнь простых людей. Но ее особая ценность представляется именно для добродетельной личности. Ибо, она может существенно поднять качественный уровень и жизни, и творчества. Придать им новые краски и грани, оттенки и полутона, нюансы и детали. Повысить уровень интеллектуальной и психологической изощренности. И внести свою конкретную лепту в создание полноценного чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что делает человек и тем, как он это делает.
В ряде случаев, психологическая импровизация позволяет перейти человеку от простого к симпатичному, от симпатичного к красивому, от красивого к изящному, от изящного к изысканному. Конечно, не так стремительно, как это перечислено в данном предложении, но тем не менее.
Развитие способности к психологической импровизации зависит от частоты ее сознательного проявления, от обширности сфер применения, от участия ее в решении сложных задач, в необычных и непривычных, многогранных и изощренных ситуациях. И от того, насколько интенсивно развиваются и слагающие ее элементы структуры личности человека.
Конечно, психологическая импровизация не должна быть формальной самоцелью. Желательно, чтобы она была естественным и закономерным результатом работы ума и души человека, его стремления внести элемент определенной гармонии в окружающий мир, а не попыткой самоутвердиться любым путем в глазах своего непосредственного окружения. Ибо, нередко это может перерастать в язвительность и саркастичность, желчность и злословие, различные виды психологического паразитизма с мощными и разнообразными элементами деструктивности и дисгармоничности. Вплоть до явного и откровенного психологического садизма.
Способность к психологической импровизации очень активно используют авантюристы и интриганы, психологические манипуляторы, прохиндеи и прохвосты, профессиональные подлецы и негодяи, стервы и сволочи.
За что, собственно, они, как правило, бывают очень сурово наказаны Жизнью, Высшими силами, провидением. Вплоть до чисто физического уничтожения. Не говоря уже о множестве драм и трагедий среди членов их семей до седьмого колена. По мнению некоторых мудрецов. Собственно, все случаи использования своих способностей и талантов с эгоистической целью очень внимательно отслеживается Высшими силами. В результате чего, принимаются ими адекватные меры, когда величина ущерба от проявления эгоизма во много раз больше, чем полученная выгода сиюминутного характера.
Самоконтроль – это стремление добродетельного человека контролировать свои умственные и психологические процессы не только в присутствии других людей, но и наедине с самим собой. Для него это является естественной и закономерной насущной потребностью. Без постоянного и жесткого, многогранного и изощренного самоконтроля он не может ни уважать, ни любить себя. Ибо, это есть элемент высокой требовательности к себе, определенный момент его мировоззрения, принципа и закона для его внутреннего мира. Не зависимо от сути окружающей действительности. Конечно, и он иногда расслабляется. Но его нижняя качественная планка находится так высоко, что подавляющему большинству простых людей она остаётся принципиально недосягаемой. Получается так, что то, что ему дается, условно говоря, в режиме автопилота, остается навсегда (в рамках одного воплощения) недостижимым для простого человека, даже в режиме самых максимальных усилий.
Он особенно отчетливо понимает то, что многие мысли и чувства возникают в его сознании помимо его воли и желания. И могут не только в некоторой степени отличаться от его собственных, но и принципиально им противоречить. В частности, быть глупыми и грубыми, упрощенными и примитивными, максимально деструктивными и дисгармоничными – пошлыми и циничными, подлыми и агрессивными, злобными и дрянными (более пятисот разновидностей). И в этом случае, необыкновенно важно вовремя их обнаружить, понять их истинную суть, чтобы жестко и конкретно их отсечь от себя. Ибо, он понимает то, что вслед за мыслями и чувствами с небольшим уровнем деструктивности и дисгармоничности, как правило, обязательно идут таковые, но уже со среднем уровнем выраженности. А если человек не отсекает и их, то потом и с большим уровнем. Иначе говоря, запускается процесс психологической и духовной деградации. Первоначально почти незаметный, в силу своей незначительности. Но, при отсутствии самоконтроля, этот процесс очень быстро может набирать обороты. Как снежный ком, катящийся с горы, и быстро превращающийся в гигантскую лавину. Стирающую с лица земли все, что попадает ей на ее пути.
Добродетельный человек особенно четко понимает необходимость присутствия в своей жизни режима автопилота. И то, что он должен быть на хорошем качественном уровне в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Хороший уровень добросовестности ума, души и духа – вот норма его жизни. Не говоря уже о том, что серьезная работа по самовоспитанию невозможна без качественного самоконтроля. Ибо, искушения различной степени выраженности могут возникать буквально каждую секунду. Темные силы не отдыхают никогда. Они обладают просто-таки фантастическим трудолюбием и энтузиазмом. И поэтому используют для своих дрянных целей даже самую символическую возможность, любого рода лазейку. Их хитрость и коварство, сообразительность и изобретательность, фантазия и воображение, эрудиция и интеллект во много раз превышают таковые у самого гениального человека. И добродетельный человек это не только знает, но и понимает, постоянно учитывает в своей жизни. И внутренней, и внешней.
Это только первоначально особенно трудно, но с годами вырабатывается необходимый навык, привычка. Высокий уровень изощренной бдительности требует проявления высокого энергетического тонуса ума, души и духа. Иногда и тела. Даже когда добродетельный человек отдыхает и развлекается, то он старается делать это максимально достойно и изящно. Чтобы, по большому счету, соответствовать принципам добродетельности.
Особенно внимание он уделяет проявлению комплексной аккуратности и осторожности, бережности и внимательности, бдительности и предупредительности. Для него не существует ситуации, когда он может себе позволить вести себя, как все. И с точки зрения мирской логики простого человека это порой может, представляется нелогичным и неправильным, странным и непонятным, необычным и непривычным. Не говоря уже, требующим высокого уровня самоотверженности и чуть ли не мазохистского отношение к самому себе. По степени жесткости и категоричности, напряженности и изощренности.
Добродетельный человек стремится к тому, чтобы вся его жизнь была на высоком уровне конструктивности и созидательности, самодостаточности и мудрости, одухотворенности и гармоничности, интеллекта и культуры, зрелости и добродетельности. Чтобы все это давало ему четкий и конкретный повод испытывать чувство собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью. И даже более того: он способен активно помогать своим ближним в том, чтобы и их жизнь была на хорошем качественном уровне по всем выше перечисленным параметрам. И в этом плане он, как правило, проявляет терпение и терпимость, снисходительность и великодушие, сострадание и сопереживание, альтруизм и душевную щедрость, способность делиться качественным душевным теплом. Ибо, халтуру для себя он не приемлет, что называется, в принципе.
Чтобы проявлять качественный самоконтроль ему приходится постоянно работать над собой, шлифовать все свои достоинства и добродетели, способности и таланты. Необходимо не только очень много знать, понимать и уметь, но и постоянно очень интенсивно обогащать все эти моменты. Это, безусловно, требует колоссального количества времени и сил. Которые не имеют смысла с точки зрения банального рационализма. Ибо, он живет по принципу целесообразности. Иначе говоря, соответствия классическим духовным ценностям бытия. Не только духовным, но, в первую очередь, именно им.
Самоконтроль требует высокого уровня внутренней организованности и самодисциплины, адекватной самооценки, правильной любви к себе, требовательности к себе, неутомимой жажды развития и совершенствования, стремления к многогранной гармонии.
Самоконтроль помогает сохранять выдержку и самообладание в сложных ситуациях и проблемных, неожиданных и стрессовых ситуациях. И выходить из них с наименьшими потерями. Не говоря уже – сохранять чувство собственного достоинства.
Конечно, и в жизни добродетельного человека периодически возникают сложные и очень сложные явления, когда возможности человеческого разума и сознания достаточно жестоко регламентированы. Но обычно такие явления в общем потоке событий занимают не более одного процента. Хотя, от степени правильности действий человека в таких ситуациях, может в значительной степени зависеть его благополучие по всем важнейшим направлениям. Как говорится, приходится стрелять редко, да метко. Как правило, если человек не контролирует явлений средней степени сложности, то он не сможет контролировать и сложные.
Одним из принципиальных отличий истинного добродетельного человека от мнимого является то, что в первом доминирует честолюбие, а во втором – банальное самолюбие. Для того чтобы полнее понять, почему я делаю именно этот акцент в их отличии друг от друга, следует видимо более подробно, остановиться на основных отличиях этих двух качеств личности между собой.
Самолюбие – это повышенная чувствительность человека к любой критике или даже частичному неодобрению в его адрес со стороны кого-либо из окружающих. Собственно, очень часто именно это весьма распространенное, правильнее было бы даже сказать, что, в той или иной степени, присущее абсолютно всем, качество - самолюбие уводит человека, защищает и тщательно оберегает его самого даже от символических элементов самокритики. В некоторых (мягко говоря, некоторых) случаях, даже от уколов собственной совести, этого внутреннего цензора.
Предназначенного для непрерывного и серьезного контроля за степенью нравственности всех внутренних процессов, протекающих в уме и душе человека.
Даже если разложить слово самолюбие на логические составляющие, то выяснится, что оно означает любовь к самому себе. Но, только не правильную и адекватную любовь к себе, а просто очень большую любовь, не зависимо от количества и качества истинных классических достоинств и добродетелей, имеющихся у конкретного обладателя самолюбия. Гипертрофированное самолюбие называется амбицией и является явным и откровенным недостатком.
Это с психологической точки зрения. А с духовной точки зрения – это уже большой и мощный порок, способствующий возникновению и стремительному развитию принципиально греховному состоянию – гордыне. Как показывает жизнь и писания святых отцов, гордыня – это овладение человеком группой злых духов: спеси и чванства, равнодушия и пренебрежения к интересам окружающих, как минимум, а, как максимум, всех людей вообще. Это основа для язвительности и саркастичности, желчности и злословия, злопамятности и мстительности, злобности и стервозности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, пошлости и цинизма, злокачественного скептицизма и нигилизма, эгоизма и высокомерия, карьеризма и легкомысленности, принципиальной лени ума и души, легкомысленности и безответственности, тщеславия и алчности, неблагодарности и неверности, своенравности и сумасбродства, демонстративности и стремления к бесконечным и бессмысленным спорам для эффектной подачи самого себя в глазах наиболее простых и доверчивых окружающих,
нетерпеливости и нетерпимости, критиканства и банального рационализма, максимализма и категоричности, самоуверенности и самовлюбленности, чрезмерной обидчивости и вечной претензии на обладание истиной в последней инстанции всегда и во всем, жажды чисто внешней аристократичности и бессовестности, скупости и жадности, властности и любви к примитивной лести. Этот список можно было бы продолжать еще, как минимум, тремястами фундаментальными недостатками человеческой личности, дополнительно усиливающими степень деструктивности и дисгармоничности, как конкретного того или иного человека, так и человечества в целом.
А начиналось вроде бы так безобидно – с самолюбия. Но проблема заключается, в первую очередь, в том, что девяносто - девяносто пять процентов людей не развивает в себе интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический самоконтроль, бдительность и внимательность ко всем процессам, протекающим в их внутреннем мире. А потому там, чаще всего, царит полная анархия и произвол, простор для самой активной и даже злокачественной деятельности любых темных сил.
О которых подавляющее большинство людей предпочитает не знать вообще ничего. Ибо, знания будут обязывать к дальнейшим интенсивным и продолжительным усилиям ума и души. А это категорически не входит в планы большинства людей. Набрал себе группу удобных и приятных стереотипов интеллектуального и психологического плана и живешь легко и непринужденно, комфортно и безмятежно. Жизнь, правда, периодически очень больно бьет и встряхивает таких «умников». Но они, тем не менее, никаких серьезных выводов для себя не делают, ничему не учатся даже на собственных ошибках (не говоря уже об ошибках других людей). И все свои неприятности и проблемы, в их бесконечной череде, списывают на злодейку-судьбу и на подлость и примитивность окружающих, не умеющих и не желающих понять и оценить «их реальную ценность и уникальную оригинальность, индивидуальную специфичность» и т.д. и т.п.
Самолюбие делает основной акцент в уме человека на его правах. Причем, на больших и фундаментальных правах, часто совершенно эксклюзивного характера и уровня. Самолюбие говорит человеку о том, что все окружающие буквально обязаны относиться именно к нему не просто не хуже, чем к другим людям, а гораздо лучше. Всегда и во всем. А те, кто не желает «правильно себя вести» - это или дураки, или сволочи. С которыми нужно обязательно бороться. А так как это, по мнению самолюбивого человека, люди как бы второго сорта, то в борьбе с ними допустимы любые способы и средства. Вот вам и полшага до явной откровенной подлости. Часто настолько изобретательной и изощренной, что большинству приличных людей это представляется чем-то фантастически невероятным и невозможным. Они совершенно не догадываются и не подозревают о том, какие многогранные и многоэтапные интриги и авантюры регулярно разворачиваются, моделируются и организуются за их спиной. В том числе, и в их конкретный адрес. Срабатывает привычка всех мерить на свой аршин. А, раз этого нет в моей голове, то, видимо, этого не должно быть и в других головах.
Для людей, которые сознательно и целенаправленно, интенсивно и продолжительно не занимаются философскими вопросами бытия человечества, остается вне поля зрения тот момент, что между человеком, даже с минимальным уровнем одухотворенности, и человеком, лишенным духовности, в принципе, есть не некоторая, а принципиальная разница. То, что представляется для первого категорически невозможным и неприемлемым, то для второго может быть не только естественным, но даже закономерным моментом. Бездуховность – это добровольное согласие человека на власть над ним именно темных сил. У которых, мягко говоря, свои понятия о том, что такое хорошо и плохо. Учитывая же гигантскую сообразительность и изобретательность, способность к многогранному и предельно изощренному манипулированию и отдельными людьми, и группами людей, и отдельными народами, и человечеством в целом, возможности самого человека, как такового, в борьбе с темными силами предельно ничтожны. И так было всегда и будет всегда. Что бы и кто не думал по этому поводу, какие бы иллюзии не питал.
Честолюбие – это любовь к чести. Это вполне конкретный элемент одухотворенности, делающий главный акцент в уме человека на его обязанностях, разнообразных и многочисленных. Конечно, у честолюбивого человека есть вполне конкретные и достаточно значительные желания и стремления, планы и мечты. Но вот только они продиктованы не мелким и банальным самолюбием, а знанием и пониманием ряда основных духовных законов Жизни. Требующих от человека проявления большого числа классических добродетелей. И, в первую очередь, честности и порядочности, доброжелательности и трудолюбия, усердия и упорства в достижении поставленной цели лишь наиболее приличными и достойными способами и средствами. Это внимательность и чуткость к интересам других людей, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность к второстепенным слабостям и недостаткам других людей, искренность и чувство меры, благородство и духовная принципиальность, чувство долга и ответственности, стремление к конструктивной и корректной критике окружающих, терпение и терпимость, философское отношение к проблемным и неприятным ситуациям, умение вести достойную и плодотворную дискуссию, уважение права другого человека на ошибку и заблуждение, это конкретное чувство достоинства даже в самых напряженных и конфликтных ситуациях. Это здоровая любознательность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана.
Это искреннее и бескорыстное уважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. Это желание и умение правильно сопереживать и неприятностям окружающих, и их радостям. Это и сознательное смирение перед волей Высших сил, посылающих человеку сложные и проблемные ситуации для наиболее интенсивного и гармоничного развития его ума и души.
Честолюбивый человек старается не делать глупостей и небрежностей, гадостей и подлостей не из страха за последующее за этим наказание, а из уважения к самому себе, из чувства реального и истинного собственного достоинства. Когда человек категорически не допускает для себя ситуации даже на самый короткий миг, когда он своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, намерениями и поступками может не только оскорбить Искру Божью, горящую в нем, но даже бросить тень на нее. По крайней мере, сознательно. Конечно, даже самый умный и достойный человек не застрахован от случайных ошибок. Но, в отличие от самолюбивого человека, честолюбивый старается понять истинные причины своих ошибок, сделать необходимые и соответствующие выводы для максимально добросовестной профилактики таких ошибок в будущем. И, по возможности, исправить уже допущенные. А если при этом был нанесен определенный ущерб интересам окружающих, то он старается в наибольшей степени компенсировать этот ущерб. И устранить душевный дискомфорт другого человека, возникший в результате такого рода ошибки. Честолюбивый человек стремится всего в жизни добиться собственным трудом, в первую очередь. Правда, по возможности, не отказываясь и от помощи других людей. Особенно более умных и более мудрых, более талантливых и более гармоничных. Добродетельный человек развивает в себе именно честолюбие.
Свидетельство о публикации №225012800356