Психология и философия доброты. т. 2. глава 25
Сумасбродство проявляется в том, что человек действует по жизни крайне хаотично, в силу того, что за один час (а иногда и за одну минуту) ему в голову приходят десятки самых различных мыслей второстепенной и третьестепенной ценности и важности. Но, которые он стремится выдать за якобы важные. Высокий интеллект, к сожалению, дан только десяти процентам людей. Поэтому, возможности осмысливать должным образом не только сложные, но даже и умеренной степени сложности жизненные явления у остальных девяноста процентов людей очень мало. Более того, существенный уровень одухотворенности, самодостаточности, зрелости, мудрости, гармоничности, конструктивности и созидательности встречается лишь у одного человека из десяти. В силу чего, развитие самокритичности и постоянного, серьезного, глубокого и многогранного самоконтроля существенно затруднено. И опять все дело упирается в интуицию и проницательность, задатки врожденной добродетельности, комплект задатков достоинств ума и души, способностей и талантов.
Автору совершенно не хотелось бы, чтобы его обвиняли в большой предвзятости к каким-либо моментам. Определенная логическая категоричность объясняется не чрезмерной амбициозностью автора или его желанием самоутвердиться любым способом, а вполне реальными и конкретными вещами, которые от него абсолютно не зависят. Это опыт наблюдений, исследований и экспериментов за последние сорок лет жизни за многими тысячами людей. За тем, что они делают, как, почему, зачем. И к чему это приводит через год, десять, тридцать, пятьдесят лет. Соприкосновение к более пятнадцати тысячам драм и трагедий, так или иначе, смоделированных самими людьми, не может автора оставить совершенно равнодушным к наиболее злокачественным недостаткам и распространенным порокам. В том числе, и среди формальной интеллигенции.
Которая, несомненно, в ряде случаев, имеет вполне определенные, иногда даже многочисленные элементы аристократичности. В связи с этим аристократичность можно условно назвать высшим пилотажем интеллектуального и психологического, духовного и эстетического направления. Среди людей выше истинных аристократов только мудрецы и святые. И то лишь потому, что они посвящают всю свою жизнь лишь узкой группе вопросов. И имеют особую благосклонность Высших сил в этом виде деятельности. Конечно, и среди мудрецов и святых тоже есть свои исключения из общего правила. Но это большая и сложная тема, требующая отдельного разговора. Что не входит в планы данной работы.
Сумасбродный человек, как правило, почти ничего не доводит до логического конца. Его постоянно бросает из одной крайности в другую. Он и эмоционально крайне неустойчив. Склонен к периодическому максимализму и категоричности, прихотливости и привередливости, импульсивности, вспыльчивости, конфликтности по пустяковым поводам. Такое ощущение, что такой человек буквально бродит около ума, но в него заглядывать особенно не стремится. Ибо, обладает выраженной ленью ума и души, низким уровнем и внутренней, и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности. Он вообще считает, что имеет очень много особых прав и привилегий, но очень мало обязанностей. Либо, эти обязанности носят крайне формальный и поверхностный характер. И, как правило, обусловлены не системой классических ценностей, а тем, насколько они удобны и комфортны, тому или иному, конкретному человеку.
Сумасбродный человек не имеет никакой стабильности жизни. Его творчество имеет, чаще всего, предельно символическую ценность. Хотя, при этом амбиции просто-таки зашкаливают. Уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости, самодостаточности, конструктивности и созидательности крайне низкий. Как и уровень самокритичности и самоконтроля. Нередко сумасбродные люди имеют высокий уровень интриганства и авантюризма, стремления к эгоистическим, психологическим манипуляциям окружающими. Да и общественным мнением в целом. Среди сумасбродных людей высок процент лжецов и лицемеров, легкомысленных и безответственных, мстительных и злопамятных, деструктивных и дисгармоничных. Сумасбродные люди плохо выполняют свои социальные роли, являются плохими приятелями и друзьями. Они не умеют решать большие и сложные задатки, не умеют анализировать себя, свою жизнь, понимать жизнь вообще. Их жизнь, по большому счету полностью бессмысленна. По их мнению, жизнь – это только отдых, радость, удовольствие, развлечение. А все остальное – это предельно нудная обязанность, от которой желательно максимально старательно уклоняться.
Сумасбродные люди любят перекладывать ответственность за себя, свою жизнь, свои дела на кого-нибудь другого. Они любят иметь своего рода «козла отпущения». Среди сумасбродов особенно распространены язвительность и саркастичность, желчность и злословие, ханжество и критиканство, демонстративность и экстравагантность, экзальтированность, эгоистичность и стервозность, претензия на обладание истиной в последней инстанции. Да, собственно, встречаются практически все триста недостатков и сто пороков в три-пять раз чаще, чем среди остальных людей.
Своенравные люди отличаются самовлюбленностью и самоуверенностью, амбициозностью, упрямством, конфликтностью, неуживчивостью, максимализмом и категоричностью даже во второстепенных и третьестепенных вопросах. Они любят, чтобы все и всегда было только так, как хотят именно они. А те люди, которые с этим не согласны – это или дураки, или сволочи, по их твердому убеждению. А потому и заслуживают соответствующего отношения с их стороны. Своенравность проявляется также и в высокой прихотливости и привередливости, капризности, нежелании идти на компромисс даже в самой незначительной степени и даже на взаимно выгодных условиях. Своенравные люди постоянно создают для себя массу проблем и неприятностей. В отдельных случаях, доходящих до тяжелейших драм и трагедий. Но они ничему не учат таких людей. Ибо, они воспринимают свою своенравность как элемент принципиальности. Отказаться от которой им, якобы, не позволяет чувство собственного достоинства. Своенравные люди сильно портят жизнь своему окружению.
Одним из больших врагов добродетельности является скептицизм. Скептицизм - это стремление человека все подвергать сомнению на истинность. В этом явлении есть ряд нюансов, которые, в значительной степени, меняют нравственный и духовный подтекст данного явления. Разумный скептицизм способен уберечь человека от самоуверенности и самовлюбленности. В этом случае он носит название самокритичность. Скептицизм - это весьма тонкая материя. Его полное отсутствие, как правило, ведет к большим психологическим и духовным искажениям и извращениям.
Но его чрезмерное проявление, по степени выраженности, также ведет к столь же нежелательным последствиям и осложнениям. Конечно, другого типа. Но, тем не менее. В этом случае, как никогда, является особенно актуальным чувство меры.
В науке скептицизм полезен в плане оценки своих собственных достижений. Небольшой его элемент бывает полезным и в искусстве. В ходе размышлений о том, что делать и как. Желательно избегать крайностей. Очень полезен скептицизм в плане восприятия распространенных общественных стереотипов и стандартов. Скептицизм хорош только тогда, когда он сочетается с хорошо развитым логическим, абстрактным и ассоциативным мышлением. И особенно, с творческим мышлением. Ибо, стереотипное мышление заведомо малопродуктивно. Даже в восприятии явлений жизни средней степени сложности, не говоря уже о сложных. И ещё: скептицизм даже в самых небольших количествах - это средство достижения цели - поиска истины, а не цель.
Сомнению могут подлежать интеллектуальные и психологические явления жизни, но не духовные. Необходимо, правда, опять же дополнительно оговориться: как правило, ценности конкретного общества, в данном месте и времени, могут подвергаться сомнению. А вот явления из системы классических ценностей не могут быть подвергнуты не только большому, но даже и самому символическому сомнению. Другой вопрос, что большинство обычных людей об этой системе имеет предельно смутное представление. Потому как, в обществе не принято, не модно и не престижно специально и целенаправленно обретать мудрость. И в том числе, познавать систему классических ценностей.
Многие люди слишком сильно увлекаются скептицизмом, вплоть до банального и примитивного фанатизма. Когда сомнению начинают подвергаться классические достоинства и добродетели, способности и таланты, успехи и достижения. Причем, одновременно с сомнением в чужой адрес присутствует очень большая любовь к самому себе у такого скептика и уверенность в своей особой ценности и важности. И не только ничуть не меньше, чем у большинства окружающих, но и значительно больше.
Нередко во много раз больше. Скептичность имеет конструктивный характер только в том случае, когда по величине её проявления и окружающему миру она не меньше, чем к самому себе. Собственно, у действительно достойного человека уровень требовательности к себе, как правило, существенно выше, чем к окружающим. Если же имеет место обратная пропорция, то это свидетельствует о деформации мировоззрения конкретного человека. И, к сожалению, не только того или иного отдельного человека, но и достаточно широких масс населения.
Разумная скептичность не предполагает проявления язвительности и саркастичности, злобности и агрессивности, желчности и прямолинейности, категоричности и максимализма, бестактности и бесцеремонности, жестокости и грубости, наглости и формализма.
И многих других подобных явлений жизни. Она не исключает доброжелательности и интеллигентности, великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, психологической гибкости и дипломатичности, внимательности и психологической аккуратности, предупредительности и предусмотрительности, осторожности и бережности. Соответственно, все эти положительные элементы поведения человека нужны, в первую очередь, ему самому. А уже потом, быть может, тому, в чей адрес они направлены. Гармония жизни не может возникать у человека с дисгармоничной душой. Все предельно тесно взаимосвязано.
Скептичность, проявленная к окружающим, не должна предполагать сознательную и целенаправленную демонстрацию собственной добродетельности, одухотворенности, зрелости и самодостаточности. И она не должна задевать чувство собственного достоинства других людей. За исключением очень редких случаев, когда это предполагается изначально. Исходя из заботы о сохранении классической гармонии жизни, которая совершенно не обязательно бывает связано с интересами конкретного общества в данном месте и в данное время. Игнорирование системы классических ценностей (в первую очередь, духовных), как правило, приводит к мощным, фундаментальным и глобальным искажениям и извращениям классических ценностей.
Причем, не только в индивидуальном исполнении, но и коллективном, на уровне общества, государства. И даже всего человечества. Поэтому, этот разговор - это не теоретическая психология или философия, а момент, предельно тесно связанный с реальной практической жизнью. Особенно с её многими важнейшими моментами.
Скептичность не должна противоречить конструктивному отношению человека к себе, к жизни, к обществу, к Высшим силам. Как, собственно, и основным законом человеческого бытия. Скептичность - это один из многих инструментов, помогающих и человеку, и обществу в положительной интенсивной эволюции. Но, ни в коем случае, не тормозить её. И не стимулировать разнообразие и многочисленные процессы психологической и духовной деградации. И индивидуальные, и общественные.
Конечно, далеко не каждому дано понимание столь сложных психологических и духовных процессов. Что, несомненно, служит поводом для того, чтобы большинство людей было максимально осторожно с проявлением скептичности к внешнему миру. Многим очень не хватает скептичности к самому себе. Ибо, эпидемия глобальной и фундаментальной амбициозности буквально захватила весь мир. Одновременно значительно снижая уровень гармонии почти во всех государствах. За редким исключением.
Скептичность допустима для людей, имеющих высокий уровень трудолюбия и добросовестности ума и души, привыкших решать сложные задачи жизни, самостоятельных и независимых, имеющих активную жизненную позицию в плане повышения уровня гармонии и в себе, и в обществе. Для людей, любящих интенсивные и продолжительные размышления с последующей четкой систематизацией полученных выводов, занимающихся самовоспитанием и самосовершенствованием. Скептичность, как самостоятельное и независимое явление жизни, не только бессмысленно и бесполезно, но и предельно опасно своими многочисленными и разнообразными последствиями и осложнениями.
Скептичность должна иметь вполне определенные логические рамки. О чем хотелось сказать несколько подробнее. Она не должна основываться на эгоизме, авантюризме и интриганстве, амбициозности, равнодушии к духовности, пренебрежении интеллектуальной и психологической эстетикой, беспринципности, демонстративности и экстравагантности, экзальтированности и сумасбродстве, своенравности и импульсивности, психологическом и духовном невежестве, безответственности и лицемерии, зависти и ревности, нетерпеливости и нетерпимости, очерствении и ожесточении; желании критиковать ради самого процесса критики, а не ради обретения реальной истины; нежелании признавать за другими людьми права на ошибку, иллюзию и заблуждение, слабость или недостаток интеллектуального или психологического характера, нежелательно и стремление к спору для выявления своего превосходства над окружающими; неуважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям.
Особенно грустно скептичность воспринимается у людей с низким уровнем внутренней организованности и самодисциплины, не умеющих разбираться в людях, не умеющих сознательно и целенаправленно моделировать полноценное общение, своенравностью и сумасбродством, банальным рационализмом, прихотливостью и привередливостью, с садистскими наклонностями, тщеславием и стервозностью, пошлостью и цинизмом, не умеющих строить прочные и перспективные отношения.
Способствует оптимизации скептичности следующие моменты: развитое абстрактное и ассоциативное мышление, благодарность, благородство, наличие крепкого внутреннего стержня, умение создавать прочное взаимное доверие в общении, акцент на чувстве собственного внутреннего удовлетворения тем, что делаешь и тем, как это делаешь; тактичность и деликатность, отсутствие банальной жажды лидерства всегда и во всем, жажда познания опыта предыдущих поколений, жажда обретения мудрости, сознательная информационная избирательность, позитивная и конструктивная инициативность, умение учитывать интересы для завтрашнего, стремление быть не только хорошим, но и замечательным человеком, широкий кругозор, умение делиться качественным душевным теплом, коммуникабельность, наличие системы критериев по оценке личности, правильная любовь к себе, любовь к жизни и людям, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, осмысленность чувств и желаний, оптимизм - как элемент мировоззрения, спокойное отношение к славе, правильное отношение к критике, психологическая сообразительность и изобретательность, добросовестность и любознательность, умение создать качественный психологический комфорт партнеру по общению, принципиального в духовных вопросах.
А также: постоянство психологическое и нравственное, способность понимать явления жизни средней и высокой степени сложности, понимание своего места в жизни, порядочность, понимание смысла жизни, почтительность, интуиция и проницательность, умение испытывать радость от эстетики чужих мыслей и чувств, рассудительность, самокритичность, самоконтроль, сила воли, скромность, умение давать другим людям возможность сохранять своё лицо в сложных ситуациях.
Благоприятно влияет на форму и суть скептичности адекватная самооценка, понимание явления свобода, умение проявлять изящное сочувствие и сопереживание; стремление быть значительной личностью, а не выглядеть таковой чисто внешне; совестливость; адекватная система оценок качества себя, жизни, других людей; хороший уровень созидательности, сила духа, понимание смысла общения на любом уровне, умение структурировать время, способность учиться на ошибках (своих и чужих), философское отношение к жизни, целеустремленность, понимание закона целесообразности вместо банального рационализма, развитое чувство психологической эстетики; повышенное чувство долга и ответственности перед Высшими силами, в первую очередь; понимание и соблюдение чувства собственного достоинства, чувство меры, изящное чувство юмора, хорошо развитое чувство обратной связи, щедрость души, способность к эффективному сотрудничеству с окружающими.
Как мы видим, скептицизм, так или иначе, связан со многими другими явлениями жизни. И от качества взаимодействия с каждым из них и будет зависеть, по большому счету, положительная или отрицательная суть скептицизма у того или иного конкретного человека. Следует сказать, что выраженная скептичность к миру является естественным и закономерным элементом такого явления, как психологический паразитизм. Являющийся с интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения обыкновенным уродством. Как правило, неизлечимым. И более того, весьма заразным, как тяжелая форма гриппа.
Психологический паразитизм - это своего рода кусок духовного урана, облучающий все вокруг и убивающий всё живое, красивое, изящное, гармоничное и прекрасное. Он буквально интенсивно и изощренно расшатывает интеллектуальные, психологические и духовные устои. И не только отдельного человека, но и всего общества. В отдельных случаях - всего человечества. Требуется очень высокий уровень психологической и духовной внимательности и бдительности, чтобы эффективно контролировать развитие элементов психологического паразитизма и в себе, и в обществе, не говоря уже про мощный интеллект, одухотворенность, добродетельность.
Скептицизм - это как грамота. Её можно использовать для создания деструктивных и дисгармоничных мыслей и чувств. А можно применять для укрепления гармонии в обществе. Очень часто в возникновении злокачественной скептичности участвует не только сознание человека, но и его подсознание. Имеющее в себе массу стихийных сил, не подвластных человеку. И, кроме этого, есть вполне определенные представители внешних темных сил, которые видят смысл своего существования в разрушении гармонии человеческой личности, общества, государства, и всего человечества. И уберечься от их влияния в полной мере не дано никому. Даже святым. Но вот сознательно ограничить степень их негативного влияния на свое сознание - это задача вполне реальная и достойная для своего воплощения. Постижение многовековой мудрости может помочь человеку сохранить своё «я» в целостности.
Существует три основных типа любителей дискуссии. Первый – это деструктивный, для которого дискуссия – это лишь один из многих способов унизить достоинство другого человека. И, чем изощреннее и многограннее этот спорщик унизил достоинство другого человека, тем больше его удовлетворение от смоделированной ситуации.
Второй тип – это стандартный, для которого дискуссия – это средство демонстрации своего превосходства над окружающими. Поиск истины, как таковой, его не интересует в принципе. Ни в настоящее время, ни в будущем. Третий тип – творческий и добродетельный, для которого мнение другого человека потенциально представляет вполне конкретный интерес. Для него интересно не себя демонстрировать, а обретать истину. Даже если она принципиально противоречит его собственным мнениям и представлениям, принципам и убеждениям. Так, например, библейская Марфа относится ко второму типу любителей дискуссии. А Мария – к третьему. И если смотреть, по большому счету, то дело, собственно, не в дискуссии, как таковой. Ибо, отношение к дискуссии определяет, в числе многих других моментов, тип менталитета человека – деструктивный, стандартный или творческий.
В деструктивном менталитете, как правило, присутствует процесс психологической и духовной деградации различной степени интенсивности и изощренности (многогранности и глобальности).
В стандартном типе не только присутствуют определенные элементы деструктивности, но еще имеется момент негативной консервативности. Иначе говоря, в силу наличия мнения о своем большом совершенстве, имеется категоричное негативное отношение к каким-либо существенным преобразованиям в своей личности. В том числе, положительным. "Если я и так хорош, то зачем мне еще дополнительно серьезно обременять себя новыми заботами и хлопотами, проблемами и неприятностями"? Логика понятная и удобная. Только вот, не конструктивная и не продуктивная, лишенная благоприятной перспективы. Хотя, сам обладатель этой логики думает принципиально иначе. Где–то в глубине души представитель этого менталитета чувствует, что на самом деле, не все так хорошо и оптимально. Но воспринимает этот голос разума, своего высшего «я», как наваждение. От которого нужно освободиться любым способом. И для самоутверждения и самоуспокоения этот «аналитик» пускается в многочисленные и разнообразные дискуссии. И проигрывать он категорически не любит. И даже более того: своего более достойного и более компетентного оппонента этот «аналитик» воспринимает, как своего личного врага. Который, по его мнению, пытается сознательно и целенаправленно, иначе говоря, умышленно скомпрометировать «аналитика» в глазах окружающих. А это уже получается откровенная «подлость». За которую следует жестоко и конкретно наказывать всех и всегда. А иначе в мире будет самый страшный хаос и анархия, когда не действуют никакие правила и законы, стандарты и традиции. Не будет ни порядка, ни приличия.
А «аналитик» считает себя фанатичным приверженцем порядка в обществе, его неутомимым и самоотверженным защитником. И нередко такому «аналитику» удается сплотить вокруг себя множество действительно умных и достойных людей. Лишенных, правда, психологической интуиции и проницательности. А потому достаточно открытых и доверчивых для не только изощренных, но даже и самых простых психологических манипуляций такого рода «уникумами». К сожалению, получается так, что представители первого типа менталитета не могут найти общий язык с представителями второго типа. А второй тип редко находит взаимопонимание с третьим.
И проблема ситуации состоит в том, что третий тип встречается в обществе не чаще, чем в пяти случаях из ста. И поэтому вероятность встречи двух людей третьего типа друг с другом в десятки раз меньше, чем третьего со вторым. Большинству же людей очень трудно понять то, кто перед ним находится в конкретный момент времени, представитель какого типа менталитета, условно говоря. И это, как правило, приводит к многочисленным и разнообразным недоразумением и проблемам, неприятностям и конфликтам. Способным продолжаться не только дни или недели, а годы и даже десятилетия. И иногда драматизм ситуации развивается по нарастающей. Или просто сохраняется на достаточно высоком уровне. Создавая при этом мощную деструктивную и дисгармоничную психологическую обстановку в учебном или рабочем коллективе. Или просто в быту. Нередко с использованием манипуляций широких масс людей. Которым внушается то, что они якобы действуют под благородными мотивами, так сказать, благими намерениями. Которыми, на самом деле, иногда дорога в ад вымощена бывает.
Так, что манера ведения дискуссии – это не просто элемент формальной теоретической психологии. Или философии, которые, по мнению большинства, оперируют преимущественно какими–то абстрактными понятиями и категориями. А элемент, актуальный в практической жизни всех людей. И представителю третьего типа любителей дискуссии даже и в голову не может прийти то, что возникает естественно и закономерно в разуме человека с теми или иными элементами деструктивности. Для которого рамки приличия могут отходить не только на второй, но даже на десятый план восприятия жизни.
Категорически не совместима с истинной добродетельностью стервозность. Это качество особенно распространено среди женщин. Но появилось и у некоторых современных мужчин. Оно основано на своенравности и сумасбродстве, непостоянстве и переменчивости, самовлюбленности и самоуверенности, чрезмерной амбициозности, претензии на обладание истиной в последней инстанции, значительном психологическом и духовной невежестве, низком уровне конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, одухотворенности и гармоничности, добродетельности и мудрости.
На банальном рационализме и эгоизме, потребительском отношении к жизни и окружающим, капризности и прихотливости, привередливости и легкомысленности, импульсивности и наглости, резкости и грубости, бестактности и бесцеремонности, равнодушии и жестокости, откровенных садистских наклонностях психологического и физического характера, психологической агрессивности и конфликтности, жажде лидерства всегда и во всем, отсутствии самообладания и выдержки, склонности к авантюризму и интриганству, алчности и гневности, демонстративности и дерзости, деспотичности и диктаторстве, ехидстве и желчности, зависти и ревности, заносчивости и злопамятности, злорадстве и злословии, выраженной психологической и духовной инфантильности, истеричности и категоричности, лживости и лицемерии, категоричности и максимализме, мелочности и мстительности, надменности и назойливости, нахальстве и небрежности, ненасытности и необузданности, неуживчивости и нигилизме, повышенной обидчивости, психологической паранойяльности и подозрительности, склонности к праздности, острым и экзотическим впечатлениям, придирчивости и прямолинейности, развязности и раздражительности.
Не остается в стороне и порочность, самонадеянность и саркастичность, скептичность к достоинствам и добродетелям, способностям и талантам других людей, скупость и жадность, снобизм и собственничество, спесивость и склонность к сплетням, стремление к непрекращающимся спорам по второстепенным и третьестепенным поводам, строптивость и суетность, транжирство и чрезмерная требовательность к окружающим на фоне повышенной лояльности к себе, фундаментальная и глобальная лень ума и души, тщеславие и увлекаемость второстепенными и легкомысленными моментами жизни, упрямство и ханжество, хвастливость и цинизм, экстравагантность и язвительность, злобность и ненавистность, отсутствие внутренней организованности и самодисциплины, болтливость и резонерство, демагогичность, нетерпеливость и нетерпимость, непорядочность и подлость, критиканство и непримиримость, неблагодарность и сволочность, жажда безграничной власти и житейская мания величия.
Собственно, нет такого злокачественного порока и недостатка, который бы не расцвел в душе стервозного человека. Создав там интенсивный и необратимый процесс психологической и духовной деградации, превращающий человека в явного и откровенного морального урода. В явлении, которое можно четко и конкретно охарактеризовать, как духовную мерзость. Ибо, ее обладатель, как кусок концентрированного урана, облучает все вокруг себя, разрушая все доброе и светлое, совершенное и гармоничное, утонченное и изящное. Это полный антипод добродетельности, интеллигентности и аристократичности.
К сожалению, правительства большинства стран не заинтересованы в том, чтобы у их населения была большая и истинная духовность. Ибо, тогда они смогут увидеть то, насколько, на самом деле, ничтожны их правители. И, просто-напросто прогонят своих правителей. Что в планы последних принципиально не входит. Жизнь, в основе своей, это выполнение многих мелких повседневных дел. Которые, по большому счету, называются суета. И без нее никому, никогда и никуда не деться. Это с одной стороны. А, с другой стороны, жизнь добродетельного, достойного и гармоничного человека не может состоять только из суеты. Ибо, это, в лучшем случае, будет означать то, что человек, по большому счету, останется лишь прежним, не став лучше и совершеннее. Но это мало кому удается. А, чаще всего, идет психологическая и духовная деградация различной степени интенсивности. И, к сожалению, в большинстве случаев, необратимая.
И то, что у конкретного человека его окружающие, озабочены лишь суетой, еще не является основанием для того, чтобы подобный стиль жизни выставлять в роли образцово-показательного варианта, своего рода эталона для подражания. Конечно, это сложно иметь свою личную внутреннюю жизнь. Особенно с реально богатым содержанием. А никто и не говорил, что заниматься самосовершенствованием – это легко и просто. Это, несомненно, требует вполне конкретного напряжения всех сил ума и души, а, в ряде случаев, еще и духа, и тела. Правда, о духе многие имеют весьма смутное представление.
Но тот, кто никогда серьезно и основательно не занимался своим развитием (интеллектуальным, психологическим, духовным, эстетическим), никогда не поймет и не оценит достижений другого человека по развитию и гармонизации своей личности. И это не только вопрос чисто теоретический, касающийся лишь внутреннего мира отдельного человека. Это вопрос сугубо практический (ибо, практика всегда базируется на той или иной, конкретной теории) и касается общества в целом, ибо, оно как раз и состоит из отдельных индивидов. И то, насколько умен, одухотворен, гармоничен каждый из этих индивидов, определяет и степень зрелости и совершенства всего общества в целом.
Суета библейской Марфы по жизни вообще и в ситуации общения с Иисусом, безусловно, заслуживает вполне конкретного уважения. Но, к сожалению, не очень большого. Ибо, большого уважения заслуживают только те усилия, которые несут на себе четкую и конкретную, сознательную и основательную печать одухотворенности. И не только, как элемента сиюминутного порыва, а как элемента, входящего в фундамент, менталитет той или иной конкретной личности. Ибо, без одухотворенности, желательно большой и прочувственной, проникновенной и многогранной, все, что делает человек, имеет весьма символическую ценность.
Несмотря на большую интенсивность и продолжительность, добросовестность и прочие аспекты усилий и конкретного человека, и общества, и государства, и человечества в целом. Даже в памяти потомков остается только то, что реально одухотворено. Причем, именно сознательно и целенаправленно. И в этом вечный секрет любой науки и искусства. Как и эволюции личности, общества, государства. Конечно, сама по себе одухотворенность, без должной гармонии ума и души мало чего стоит. И именно поэтому даже мало-мальски существенная одухотворенность (истинная, а не мнимая) не возникает на пустом месте, что называется, в принципе.
Добродетельный человек относится осознанно к суете, правильно расставляя акценты по жизни.
Интенсивно и мощно разрушает добродетельность тщеславие. Тщеславие – это один из самых тонких и изощренных человеческих пороков. Ибо, оно базируется на естественной потребности каждого человека в чувстве собственной значимости. Которая, в свою очередь, имеет преимущественный характер. И потом: каждому хочется иметь одобрение и поддержку хотя бы некоторых окружающих. Плюс к этому надо отметить доминирование банального рационализма. Особенно у представителей стандартного менталитета. У людей творческого типа рационализм в той или иной мере тоже имеет место быть. Только у них он носит несколько более утонченный и изящный характер.
Человек – это существо, склонное к крайностям. Поэтому, многим обычным людям нередко хочется, чтобы практически каждый их чих, условно говоря, получал определенное общественное признание. Ибо, именно для них мнение окружающих имеет существенно большее значением, чем собственная точка зрения. Иногда к этому комплекту проблемных моментов добавляется еще не только здоровое честолюбие, но и патологическая амбиция. Когда к нормальному желанию человека быть иногда в чем-то конкретном несколько лучше большинства окружающих добавляется навязчивое желание выглядеть всегда и во всем лучше абсолютно всех. Или, как минимум, в числе главных лидеров. И если первая часть программы имеет вполне определенный шанс на реализацию, то вторая часть не может быть практически воплощена даже чисто теоретически. Ибо, абсолютное совершенство для человека недостижимо даже в одном единственном вопросе бытия. Мудрецы пишут о том, что даже при совершенствовании человека в течение ста лет самым интенсивным образом, он может приблизиться к абсолютному не более чем на один процент. Гении – это исключение из правил.
Для тщеславного человека успех – это навязчивая идея. И он стремится к нему любыми методами и способами, с использованием любых доступных средств. Он живет по принципу: «цель оправдывает средства». Сомнения в плане того, насколько все это дело соответствует психологическим и духовным законам бытия, если и посещают тщеславного человека, то крайне редко и в предельно символической степени. О гармонии и одухотворенности своей личности и своей жизни он предпочитает особенно не озадачиваться. Ибо, где-то интуитивно ощущает то, что это может четко и наглядно выявить принципиальную несостоятельность его личности. Что называется, по большому счету. А для осознания этой суровой мысли требуется особенно большое мужество. Которое, как и многие другие классические добродетели в высокой степени развития, присутствует мало у кого.
Тщеславие может довольствоваться даже небольшим восхищением небольшой группы лиц, не особенно обремененных интеллектом, интуицией, одухотворенностью, мудростью, чувством интеллектуальной и психологической эстетики, гармонии личности. Добродетельный человек стремится, по возможности, найти для себя два-три человека в качестве эксперта для себя и своей жизни, своего творчества. И выбирает, по его мнению, наиболее умных и достойных, профессионалов высокого уровня в интересующей его сфере деятельности. Или хотя бы тех, кто в этом разбирается существенно больше, чем большинство окружающих.
В жизни и в любом творчестве есть свои особенности и закономерности. Есть свои светлые и темные полосы, периоды доминирования иллюзий и заблуждений и периоды расставания с ними. Периоды больших сомнений и колебаний, мучительного и продолжительного выбора не только между хорошим и плохим, но и между менее совершенным и более совершенным. Требующим особенно больших усилий ума и души, духа и тела, высокого уровня бесстрастной самокритичности, вполне определенного самоотречения и самоотверженности, целеустремленности и упорства, усердия и добросовестности.
Особенно хорошо подпитывает деструктивность тщеславия болезненное самолюбие человека. Столкновение со многими явлениями жизни, даже средней степени сложности (не говоря уже о сложных или очень сложных), воспринимается большинством людей, особенно представителей стандартного менталитета, как неблагоприятное стечение обстоятельств. По форме, быть может, оно и является таковым для них. Ибо, одна неудача, как правило, следует за другой. Но, по сути это просто серия экзаменов жизни на зрелость, мудрость, гармонию личности. И те, кто особенно не заботится об этих моментах, как правило, терпят фиаско. Но причину этого ищут не в себе, а во внешних факторах, которые существуют вне зависимости от их воли и желания, от их достоинств и добродетелей, способностей и талантов, мудрости и степени самодостаточности.
Творческий человек, особенно если он осознает сам факт наличия у него творческой сути и хотя бы примерную ценность этой сути, хотя бы интуитивно чувствует то, что качество его творчества сегодня чуть лучше, чем вчера. А завтра чуть лучше, чем сегодня. Он понимает саму относительность степени совершенства и своей личности, и своей жизни, и своего творчества. Ему важен сам процесс движения вперед.
Естественно, что, чем интенсивнее этот процесс, тем лучше. Момент юношеского максимализма рассматривать не будем, ибо, речь идет преимущественно о взрослых и самостоятельных людях. Творческий человек ожидает некоторого одобрения лишь при завершении определенного этапа своего творчества. И лишь от узкого круга избранных лиц. Не обязательно безграничного восхищения, но хотя бы сдержанного одобрения. Ему важна не форма одобрения, а суть. В то время как, обычный человек ждет именно восхищения всегда и от всех. И ему важна форма, а не суть. И чем эффектнее эта форма, тем выше степень удовлетворения тщеславного человека собой и своей жизнью.
Творческого человека интересует, в первую очередь, обретение новых уровней мастерства, а уже потом его общественное признание. Тщеславного же человека интересует лишь признание, пусть даже самых символических его достижений. Его главная цель – это не творчество, как таковое, а лишь общественное признание оригинальности и уникальности его личности. Особенно с пышными внешними атрибутами. Само чувство глубокого внутреннего удовлетворения от зрелости своей личности, уровня гармонии своей жизни и творчества чуждо тщеславному человеку.
Добродетельный творческий человек имеет главную цель – повышение гармонии в себе и окружающем мире. Пусть даже через большие лишения и ограничения. Обычный человек сознательно уклоняется от каких-либо осознанных и добровольных лишений и ограничений. Ему важно лишь постоянное и яркое чувство праздника, ощущение себя какой-то особенной фигурой, собственное удовольствие. Пусть даже с одновременным прямым или косвенным ущербом для кого-то из окружающих. Интересы окружающих, по большому счету, тщеславного человека не интересуют вообще. Тщеславие может подвигнуть человека на любые интриги и авантюры, самые изощренные и масштабные психологические манипуляции, вещи, весьма далекие от нравственности и духовности.
Тщеславный человек очень болезненно воспринимает большие успехи и достижения окружающих. Он может либерально относиться лишь к тому, что кто-то где-то очень далеко делает что-то действительно особенное. Но это, по его мнению, не может нанести существенного ущерба его личному имиджу. Хотя, в отдельных случаях, вызывает у него достаточно конкретную негативную реакцию. Причем, не только внутреннюю, но и внешнюю. Публичную. И он ищет малейшую лазейку, чтобы максимально обесценить заслуги и достижения другого человека. И в этом для него все средства хороши. Уже, о какой там интеллектуальной или психологической эстетике вести речь (не говоря уже о нравственной или духовной).
Тщеславие – это добровольное подчинение человека этому злому духу. Конечно, в различной степени у разных людей. И если в минимальной степени, - это еще как-то более или менее приемлемо, то при выраженном тщеславии возникает масса недоразумений и проблем, драм и трагедий. И не только для обладателя тщеславия, но и для многих других людей из его окружения. Особенно тех, кто умнее и талантливее, добродетельнее и одухотворённее, чем тщеславный человек. Другой вопрос, что при отсутствии сознательного стремления к духовному совершенству (характерно для большинства обычных людей), тщеславие, как и многие другие распространенные недостатки человеческой натуры, имеет тенденцию к постепенному развитию и усилению.
И со временем становится естественной и неотъемлемой частью личности человека, закономерно проявляясь во всех его мыслях и чувствах, помимо его воли и желания. Придавая им все большую и большую деструктивность и дисгармоничность. В частности, это неутолимая ревность и зависть к чему-либо хорошему у других людей.
Это и явная и достаточно выраженная неприязнь к тем, кто не желает сильно восхищаться их личностью или их жизнью. Что же касается тех, кто уже получил определённое общественное признание, то они, по их мнению, должны, признавать тщеславных людей равными себе (это как минимум). А те, кто игнорирует (специально или произвольно – это уже не играет принципиальной роли для тщеславного человека) уникальность его личности – это или дураки или сволочи. С соответствующими выводами относительно отношения к ним тщеславного человека.
Тщеславные люди способны быстро и основательно объединяться против действительно способных творческих людей. Устраивая им коллективные организованные козни, интриги и авантюры и прочие столь же «замечательные» моменты жизни. Которые имеют цель в наибольшей степени препятствовать развитию талантов и способностей, достоинств и добродетелей, реализации полноценного творчества, проведению стабильной и хотя бы минимально благополучной жизни. А также способствуют возникновению максимально возможного душевного дискомфорта у предмета зависти и ревности посредственной личности.
Конечно, есть ряд людей с большими и развитыми творческими задатками, которым зависть и ревность не чужды. Но среди них во много раз меньше классических интриганов. И во много раз больше тех, кто с явной симпатией относится к другим способным талантливым людям. Другой вопрос, что у многих их задатки так и остаются на уровне задатков, а признания хочется на уровне очень развитых способностей. Что исключено в принципе. И вот тут-то и возникает благодатная почва для наиболее изощренных авантюр и интриг в адрес действительно реализованных людей. Как и почва для максимально интенсивного развития главных недостатков и пороков. В ходе психологической и духовной деградации личности.
Конечно, последние двадцать лет жизни в нашем государстве характеризуются достаточно значительным падением общественных нравов. В том числе, и среди творческих людей. Но это никак не меняет классическую сущность творческой личности, ее главное предназначение, содержание ее миссии на Земле по повышению уровня гармонии в обществе, в государстве, во всем человечестве.
Злой дух тщеславия использует конкретного человека, группу людей, общество в целом в качестве источника энергии для своего существования, для усиления своего отрицательного влияния на положительную эволюцию всего хорошего в человечестве, на понижение уровня гармонии и отдельного человека, и общества в целом, для достижения своих деструктивных и дисгармоничных целей.
Большинство обычных людей, в отличие от добродетельных, стремится к максимальной упрощенности своей внутренней и внешней жизни. Ибо, это требует во много раз меньше усилий ума и души, духа и тела. Собственно, сносное существование может иметь место быть и при самых минимальным усилиях. Что, собственно, мы и видим буквально на каждом шагу. Главное – это быть не хуже других. В отдельных случаях, быть может, и лучше, но чисто внешне, а не внутренне. Ибо, во внутренний мир человека может мало кто заглянуть и увидеть там реальное положение вещей.
Которое, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.
Упрощенность заключается в том, что человек живет на нижней грани качества. С формальной точки зрения, это еще не патология. Но жизнь стремительно движется вперед. И поэтому, чтобы, хотя бы, оставаться на прежнем месте, нужно достаточно активно двигаться вперед. Иначе окажешься в полных аутсайдерах. Проблема, собственно, в том, что у всех людей есть подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Что обуславливает наличие во многих обостренного самолюбия, амбициозности, спеси, чванства, высокомерия и пренебрежения к окружающим. Не зависимо от реального положения дел с их конкретной личностью.
Иначе говоря, быть значительными и авторитетными хочется почти всем. Но при этом прикладывать мало-мальски серьезные и основательные усилия для этого хочется очень мало кому. Вроде того, что «вы должны почитать нас уже в силу особой нашей специфичности». Правда, эту специфичность такой человек, как правило, сам себе нафантазировал, чтобы хоть как–то компенсировать свою глобальную и фундаментальную несостоятельность. Признаться в которой ему страшно даже наедине с самим собой. Точнее сказать, в первую очередь, наедине с собой.
Упрощенность – это далеко не такое простое явление жизни, как многим хотелось бы думать. В лучшем случае, дело начинается с третьестепенных моментов жизни. Потом переходит постепенно на второстепенные. А с них и на главные. Первоначально затрагивая лишь единичные моменты, но в последующем может переходить на группу моментов (например, свойств личности, принципов и убеждений, правил и законов). На следующем этапе это уже несколько групп моментов. А потом и вся личность и жизнь в целом. Человеку вообще свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Особенно, с точки зрения банального рационализма.
Истинную гармонию ума, души, духа невозможно, условно говоря, пощупать. И потому для большинства людей, отличающихся повышенным рационализмом, это предельно туманные и абстрактные категории. Следовательно, имеющие для них предельно символический смысл, важность и ценность. Не говоря уже о том, что мировоззрение, построенное на рационализме, как правило, отличается значительной упрощенностью, местами примитивностью, явной деструктивностью и дисгармоничностью (но явной только сточки зрения мудрого, а не обычного человека).
Допуск упрощенности в творчество даже на тридцать процентов (не говоря уже о большей величине), как правило, приводит к значительному обесцениванию этого творчества. С точки зрения системы классических ценностей бытия. И с точки зрения гармонии не только человечества, но и всей Вселенной.
Среди представителей стандартного менталитета очень распространена такая черта характера, как упрямство. Чертой характера оно выглядит с чисто психологической точки зрения. А если смотреть на него с духовной точки зрения, то окажется, что это элементарная одержимость обычным злым духом упрямства. Когда человек, сам того не ведая, как правило, выполняет роль банальной марионетки в руках этого злого духа. Ведь, если разобраться чисто логически в сути упрямства, то выявится, что в его основе лежит целый ряд отрицательных моментов.
В частности, это подчинение целой серии других злых духов. В том числе, самоуверенности и самовлюбленности. Своенравности и сумасбродства, капризности и привередливости, амбициозности и стервозности, эгоизма и эгоцентризма, отсутствия самокритичности, упрощенности и примитивности, деструктивности и дисгармоничности, вредности и прихотливости, стереотипности мышления, прозаичности и приземленности, неуживчивости и конфликтности, неумения строить прочные и перспективные отношения, болезненного самолюбия, отсутствия честолюбия, мелочности и посредственности, неумения правильно любить и уважать себя (девяносто-девяносто пять процентов людей), низкой одухотворенности, душевной и умственной лени, как фонового состояния личности, принципиального нежелания заниматься мало-мальски серьезным самовоспитанием и самосовершенствованием, отсутствия серьезного самоконтроля, отсутствия интеллигентности, неумения мыслить категориями средней и высокой степени сложности,
отсутствия философского отношения к себе, к жизни, к своему месту в жизни; отсутствия чувства интеллектуальной и психологической эстетики, отсутствие интуиции и проницательности интеллектуального и психологического плана, принципиальной несостоятельности личности человека в целом по важнейшим духовным, интеллектуальным и психологическим аспектам, примитивности мировоззрения, претензии на обладание истинной в последней инстанции, отсутствие серьезной заботы о гармонии себя, своей жизни и жизни вообще, пренебрежения главным духовным законами Бытия, отсутствия смысла жизни (по большому счету), отсутствия чувства психологической изящности, в ряде случаев – глупости и невежества.
Собственно, кроме перечисленных шестидесяти злых духов, к этому списку можно добавить еще сотню-другую участников этого «замечательного» состояния. А их подробное перечисление могло бы вызвать вполне определенную скуку. Хотя, предполагается, что об этом будет сказано более подробно в отдельной работе.
Упрямство – это уже не просто небольшой недостаток, это уже большой порок. Ибо, его присутствие, как правило, не только принципиально мощно тормозит положительную эволюцию личности человека в целом, но и способствует возникновению и интенсивному развитию психологической и духовной деградации. И тому множество конкретных примеров по наблюдению за людьми в течение тридцати-сорока-пятидесяти лет.
Упрямство лежит в основе возникновения неблагоприятного психологического климата в любом коллективе – учебном, производственном, в семье, в быту, в любом произвольном общении.
Человек может в значительной степени контролировать влияние злого духа упрямства на себя. Но для этого необходимо громадное мужество и очень развитая сила воли. Да и заботливый и мудрый наставник, по отношению к которому человек проявляет абсолютно полное послушание всегда и во всем. Без каких-либо частичных и косвенных компромиссов. Собственно, это актуально в равной степени и по отношению к любым другим злым духам.
Сговорчивость вовсе не является проявлением слабости характера, отсутствием чувства собственного достоинства или высокого интеллекта, отсутствием самодостаточности или зрелости, гармонии личности в целом или мудрости. Во-первых, практически девяносто процентов вопросов, с которыми повседневно сталкиваются люди, это вопросы второстепенного и третьестепенного характера. И поиск взаимоприемлемых компромиссов не только возможен, но и реально необходим. Нельзя всем, всегда и во всем навязывать свое мнение, свою волю, свое желание. В конце концов, никто не обязан ублажать капризы и прихоти любого другого человека. Хотя, по большому счету, и свои собственные капризы и прихоти далеко не всегда стоит ублажать. Ибо, они часто навеяны не нашим разумом, а духом капризности или прихотливости.
Во-вторых, нужно четко и конкретно разделять вопросы психологического и интеллектуального характера от вопросов духовного плана. Потому как, в первых двух случаях компромисс необходим, а в последнем случае часто категорически противопоказан. Теоретически он, быть может, в отдельных особенных случаях, и возможен. Но для его адекватного моделирования необходим такой уровень духовной мудрости (кстати, достаточно небольшой с точки зрения иерархии духовных ценностей вечного и классического типа), который встречается, в лучшем случае, у одного человека из тысячи. И это из числа интеллигенции. Среди рабочего класса и крестьянства этот момент обстоит еще более проблемно.
Сговорчивость – это несомненный элемент добродетельности, коммуникабельности и интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Конечно, в отдельных случаях, когда мы сталкиваемся с авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами, подлецами и сволочами, наглецами и стервами, грубиянами и хамами, жестокими и агрессивными личностями, компромисс, возможно, представляется малоцелесообразным. Хотя, каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода. Ибо, можно выиграть, условно говоря, копейки, а проиграть десятки или сотни рублей.
С одной стороны, каждый человек должен предварительно взвесить свои силы и возможности в борьбе с такого рода «замечательными» людьми. И если не чувствуешь себя достаточно сильным и умным, то, что называется, не ввязывайся в драку. А с другой стороны, «все самые большие несправедливости мира совершаются с молчаливого согласия окружающих». В большинстве случаев, достаточно четко и конкретно одернуть того или иного конкретного человека, чтобы ограничить его деструктивное влияние на что-либо или кого-либо. Не говоря уже о том, что негативное общественное мнение еще не потеряло своего принципиального влияния на внешнюю активность психологических и духовных отщепенцев, прохиндеев и проходимцев. Только оно должно быть четко организованным и коллективным. Кстати говоря, если вы лично не будете защищать интересы других людей в сложных и проблемных ситуациях, то, скорее всего, никто не будет защищать и ваши личные интересы тогда, когда это будет для вас особенно важным и ценным. Не говоря уже о том, что в этом случае будет запускаться процесс интенсивного очерствения и ожесточения вашей души. В подавляющем большинстве случаев, необратимый.
Есть и еще один важный момент: Высшие силы, видя ваше демонстративное пренебрежение психологическими и духовными законами жизни, не будут делать вам в последующем больших подарков. Особенно из числа особенно ценных и важных для вас. Это для начала. А потом будут вас жестко и конкретно наказывать, посылая вам громадную (в ряде случаев, бесконечную) череду очень больших проблем и неприятностей, драм и трагедий. Вплоть до полного физического уничтожения.
Могут, конечно, послать и тяжелый инсульт в назидание остальным окружающим и в качестве наказаниям тем, кто старательно потакал вашим капризам и прихотям, сумасбродству и своенравности, самовлюбленности и эгоизму. И прочим вашим «особенностям» такого рода. Злокачественная шизофрения и злокачественная онкология, по наблюдениям автора за последние тридцать лет, тоже не редкость в системе наказаний Высших сил.
Сговорчивость – это очень важное и очень ценное качество. Без него невозможно даже самое элементарное общение. Умение услышать и понять мнение другого человека заслуживает не только симпатии, но и большого уважения. Иногда мнение другого человека открывает нам совершенно новые аспекты относительно уже совершенно привычного для нас явления или дает новый ракурс его восприятия, обнаруживает его более значительную сложность, многогранность и многослойность, возможные подводные камни в реализации задуманного нами, открывает новые грани понимания серьезной заботы об интересах окружающих и т.д. В отдельных случаях, другое мнение может даже принципиально изменить наше собственное, возникшее на предварительном этапе планирования или реализации задуманного. В этом плане весьма наглядной является ситуация, когда родители, имеющие вполне определенный жизненный опыт, наставляют в чем-то своих детей.
Сговорчивость делает человека открытым для положительного влияния на его ум, характер, мировоззрение со стороны других людей или самой жизни. Конечно, сговорчивость не должна быть слепой и механической, упрощенной и формальной, а максимально осмысленной. Предполагающей определённую интеллектуальную и психологическую тонкость. В отдельных случаях, быть может, даже изящность.
Вообще, мы в повседневной жизни очень мало говорим об изящности мысли и чувства, желания и стремления, любого действия и поступка, форме и сути отношений человека и с окружающим, и с самим собой. О том, насколько это важно и ценно. О том, что это придает совершенно особенную изюминку любому делу, явлению, действию. Создает предпосылку для возникновения впечатления у наиболее достойных и умных окружающих о том, что это действительно необычно и непривычно, нестандартно и оригинально. И, в силу этого, заслуживает особенной симпатии и уважения. И в отдельных, редких случаях, даже восхищения и восторга. Но это только в том случае, когда то, что мы делаем, и то, как мы это делаем, относится к иерархии вечных классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана.
Для истинной добродетельности формализм чужд, как таковой. Формализм бывает двух видов сознательный и неосознанный (подсознательный). Сознательный, возникает в силу ограниченности ума, стремления не быть значительной личностью, а лишь чисто внешне выглядеть ею. А также в связи с выраженным доминированием стереотипного мышления над творческим. Собственно, когда в конкретном человеке (или группе людей) присутствует стереотипное мышление, то, как правило, говорить уже о каком-либо творческом уже не приходится, что называется, в принципе. Дополнительную проблематичность и даже драматичность ситуации создает тот момент, что более девяноста процентов людей обладает только стереотипным мышлением, ибо, от рождения лишено задатков творческого мышления. И уже никто и ничто изменить данного положения вещей не может никогда.
И автор не стал бы специально делать акцент на этом моменте, столь неприятным для большинства людей, если бы реальная проза жизни тысячекратно (более пятидесяти тысяч раз) не сталкивала бы его с весьма серьёзными и тяжелыми последствиями и осложнениями проявления стереотипного мышления. И не только относительно жизни самого обладателя этого мышления, но и очень многих других людей. Счет жертвам может идти на десятки и сотни, в лучшем случае. А, в худшем – на тысячи и миллионы. Вспомним эпоху власти Ленина, Гитлера, Сталина. Когда, в силу присутствия именно стереотипного мышления шли гигантские политические и идеологические, экономические и философские, психологические и духовные манипуляции целыми народами. В результате чего, гибли в прямом смысле чисто физически десятки миллионов человек. В том числе, и элита человеческого общества, обладающая бесценным творческим мышлением.
Люди со стереотипным мышлением способны полноценно воспринимать и осмысливать только самые простые явления человеческого бытия. Даже явления средней степени сложности (с интеллектуальной, психологической и, тем более, духовной точки зрения) оказываются принципиально недоступными подавляющему большинству из них. А о сложных явлениях речь вообще не идет. Они воспринимаются, как странные и своеобразные, непривычные и необычные, абстрактные и туманные, выходящие за принципиальные рамки возможностей их жесткой и категоричной логики банального рационализма. Примерно так, как выглядит задача по алгебре (не говоря уже, про тригонометрию) для первоклассника, освоившего лишь арифметику. Другой вопрос в том, что первоклассник, рано или поздно, но, все же, освоит азы алгебры, а человек со стереотипным мышлением может лишь стать принципиально глупее, но не принципиально умнее. Чем он есть на тот или иной конкретный момент времени своего бытия.
Конечно, и у человека с творческим мышлением имеется элемент стереотипного мышления. Но, как правило, он проявляется преимущественно там, где не может принципиально менять суть восприятия того или иного явления жизни. Ибо, большинства явлений, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый человек, - это простые и даже элементарные, по большому счету. Хотя, это не означает того, что все обладатели стереотипного мышления всегда в них должным образом разбираются. Драматизм начинается уже с этих простеньких явлений.
Специфичность ситуации заключается в том, что подавляющее большинство обладателей стереотипного мышления не только не знает о принципиальной сути своего мышления, но даже и не догадывается об этом. И очень сильно обижается и оскорбляется, если ему об этом кто-то сообщает. Из числа редких людей с творческим мышлением.
Получается даже своего рода парадокс: человек с творческим мышлением не может понять логики человека со стереотипным мышлением. Настолько нередко упрощенной и убогой она представляется ему. Сам факт наличия у него творческого мышления он воспринимает, как нечто естественное и закономерное, логичное и правильное, нормальное и обязательное. Не понимая того, что задатки творческого мышления – это особый дар Высших сил конкретному человеку, придающий ему элемент интеллектуальной элитарности, избранности. В отдельных, редких случаях – даже аристократичности. Собственно, без творческого мышления невозможны проявления и трех других видов аристократичности – психологической, духовной и эстетической.
Творческое мышление – это мощный рычаг, позволяющий передвигать предметы, во много раз тяжелее тех, что может поднять обычный среднестатистический человек. Правда, наличие задатков творческого мышления еще вовсе не гарантирует того, что человек разовьет его в обязательном порядке до особенно существенных размеров.
Слишком часто автору встречались люди (за последние сорок лет), у которых задатки многих их редчайших и ценнейших достоинств и добродетелей так и оставались на уровне задатков. И это в значительной степени естественно и закономерно, ибо, никто и нигде не говорит нам о том, какие именно особенные задатки в нас на самом деле имеются. Не говоря уже о том, что их обязательно нужно развивать, заниматься самовоспитанием. Не существует и доступных и понятных программ по развитию тех или иных конкретных задатков.
Многочисленные и разнообразные искажения и извращения, встречающиеся в восприятии жизненных явлений средней и высокой степени сложности у людей со стереотипным мышлением – это не есть какой-либо злостный умысел с их стороны. Это естественный и закономерный результат присутствия в них лишь стереотипного мышления. И люди в этом не виноваты. Это, с одной стороны. А, с другой – проблематичность и драматичность ситуации возникает в силу того, что большинство обладателей лишь стереотипного мышления считает свой интеллектуальный и психологический (о духовном и говорить не приходится) менталитет единственно верным и правильным. Настолько гармоничным и совершенным, что активно и агрессивно навязывает свой стандарт, в качестве главного эталона для подражания, всем остальным. И в том числе, и обладателям творческого мышления. Для которых это категорически неприемлемо.
И поэтому совершенно не случайно то, что в наиболее развитых странах Европы с 1500 по 1800 год тысячами сжигали людей с творческим мышлением. Так называемых инакомыслящих. В истории человечества эта эпоха осталась под названием «охота на ведьм», когда реально уничтожались наиболее достойные и наиболее талантливые люди. Имеющие собственную независимую точку зрения, отличающуюся от общепринятой, стандартной и распространенной. В архивах разных стран по этому поводу существуют тысячи конкретных документов. Полных лицемерия и лжи, наглости и подлости, жестокости и агрессивности по отношению к творчески мыслящим людям. Причем, как со стороны сильных мира сего, так и со стороны подавляющего большинства простых людей со стереотипным мышлением. И люди просто-напросто боялись выступать в защиту невинно осужденных в самых страшных и злокачественных грехах и пороках, ибо, видели то, что большинство разделяло грустную судьбу тех, кого пыталось защитить. Хотя бы в лице общественного мнения.
Наступило уже третье тысячелетие, но человеческая суть, по большому счету, никак не изменилась. Ведь, если в библейские времена Христа распяли за инакомыслие, то и в настоящее время сохранились основные предпосылки таких «замечательных» решений основной массы людей. Философ Бердяев (и не только он) писал о том, что психология толпы – это принципиально звериная психология. Когда во главе угла стоят самые низкие, самые примитивные инстинкты, мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения, правила и законы. Именно поэтому в России стала возможной революция. Со всеми вытекающими из этого страшными негативными последствиями и осложнениями, искажениями и извращениями логики человеческого бытия, как таковой.
Леонардо да Винчи могли сжечь несколько десятков раз за его инакомыслие. Практически девяносто девять процентов людей не то что бы, не особо уважало его, а буквально ненавидело лютой ненавистью лишь за то, что он знал и понимал вещи, недоступные для большинства. За то, что его менталитет был иным, его мышление было «слишком творческим», по их твердому убеждению. И спасла от костра Леонардо да Винчи не доброта людей, а заступление отдельных наиболее умных сильных мира сего, которым было выгодно и престижно иметь такого талантливого придворного. Хотя, по большому счету, и их отношение к Леонардо нельзя назвать правильным и адекватным.
Так что, это вечная война представителей стандартного менталитета (со стереотипным мышлением) против представителей творческого менталитета (с творческим мышлением). И, судя по тому, как прошли последние две тысячи лет истории человечества, можно с уверенностью сказать о том, что и еще ближайшие пару тысяч лет ситуация существенно не изменится. Можно даже предположить, что существует демон стереотипного мышления. Только не рядовой, а на уровне генерала или маршала (по военной классификации). И власть его не только громадна, но еще и весьма изощрена и многогранна, амбициозна и нетерпима. И он нередко очень жестоко наказывает тех, кто способен хоть на один процент уменьшить область его влияния в какой-либо сфере бытия у мало-мальски существенного количества людей. Достаточно вспомнить Сахарова или Солженицына, которых общество третировало, как самых страшных и подлых преступников. Да что там Сахаров, если ещё в 1900 году философа Бердяева хотели признать психически невменяемым только на основании того, что он, в среде марксистов, позволил себе иметь собственное независимое мнение о политике партии, ее философии и идеологии, психологии и культуре. Их элементарной рациональности и соответствию основным принципам целесообразности. С точки зрения иерархии вечных духовных ценностей Бытия, а не сиюминутных интересов конкретной группы людей, в конкретном месте, в конкретное время истории общества и государства. И, как выяснилось в дальнейшем, не только российского.
Неосознанный формализм проявляется в том, что большинство считает единственно правильным вести себя так, как это делает основная масса людей. То, что эта масса может не просто в некоторой степени ошибаться, а быть в принципе логически или психологически неадекватной – это никому из стереотипно мыслящих людей и в голову не приходит (да и не может прийти). Возникает вполне определенная путаница. Когда смешиваются понятия из интеллектуальной и психологической сферы бытия с понятиями из стандартной нравственной логики. Иначе говоря, принципиальность, принятая в отдельных нравственных вопросах личной и общественной политики, слепо и механически переносится на вопросы чисто интеллектуальные и психологические. Все, что существенно отличается от мыслей и чувств большинства, в лучшем случае, воспринимается равнодушно и отчужденно. А, в худшем – настороженно и агрессивно, негативно и деструктивно.
Но развитие культуры общества, его психологии и философии, политики и идеологии, его сознания и интеллекта, нравственности и духовности идет не от массы людей, а от отдельных личностей. И, в зависимости от того, к какому менталитету относятся эти личности (деструктивному, стандартному или творческому) и происходит развитие общества. В первом случае, в виде интенсивной психологической и духовной деградации. Во втором случае – в виде застоя в эволюции. В третьем случае идет, в той или иной степени, гармоничное развитие общества, государства, человечества.
Все истинные ценности созданы лишь творческими личностями с хорошим уровнем гармонии. А все ложные, искаженные и извращенные ценности создаются деструктивными и дисгармоничными личностями. Хотя, они об этом иногда и не подозревают. Ибо, уверены в том, что именно они обладают истиной в последней инстанции. И это в отличие от истинно творческих гармоничных людей, для которых некоторые сомнения и колебания – это норма их жизнедеятельности.
Многие творчески мыслящие люди, ощущая свое принципиальное превосходство над основной массой людей, постепенно (иногда быстро) превращаются в авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов индивидуальным или общественным сознанием. Злой дух интриганства завладевает их умами и душами. И они, помимо своей воли и желания, становятся пожизненными марионетками этого злого духа. Вытворяя такое с его помощью, что большинству не может прийти в голову даже в самых изощренных и извращенных фантазиях, даже в самом страшном сне. И тут опять им оказывает медвежью услугу их стереотипное мышление. Ибо, им представляется то, что если в их собственных мозгах нет явной и откровенной подлости, то и в голове всех остальных такого не должно быть.
Непонимание того, что существует вполне конкретный менталитет деструктивного типа, порождающий все самое дрянное, искаженное и извращенное, примитивное и грубое, деструктивное и дисгармоничное, пошлое и циничное, все сто видов пороков и еще четыреста видов основных человеческих недостатков, приводит к частым и распространённым недоразумениям и проблемам. Это, в лучшем случае. А, в худшем – к многочисленным и разнообразным драмам и трагедиям. В индивидуальном, групповом, общественном и государственном варианте.
Хотя, по большому счету, в обществе отсутствует понимание того, чем отличается стандартный менталитет от творческого. И именно в силу высокой актуальности этого момента и создается данная работа. Хотя, ряд классиков философии и психологии уже обращался к этой теме, к ее отдельным аспектам. Но у большинства людей, к сожалению, не принято читать классиков ни психологии, ни, тем более, философии. Отдельные энтузиасты не делают большой политики в жизни общества, и государства в целом. И общество, и государство, если и прислушивается к мнению отдельных интеллектуалов, то, как правило, после их смерти.
Формализм – это, безусловно, свойство того или иного отдельного человека. Но, кроме него есть и еще общественный и государственный формализм. Когда в своеобразных и противоречивых, неоднозначных и странных (на первый взгляд), сложных и необычных ситуациях на первый план выходит предохранительный элемент – запрет активности и развития ситуации по непривычному сценарию. Когда Святослав Федоров высказал идею о том, что в ходе одной операции можно выполнить не одну существенную манипуляцию, а несколько, то девяносто девять процентов опытных хирургов подняли его на смех. Обвинив при этом в псевдореформаторстве и псевдоноваторстве, псевдооригинальности и псевдопрофессионализме. А открытия доктора Илизарова требуют такого серьезного творческого мышления, что, даже спустя шестьдесят лет, они реализованы в нашей стране лишь на десять процентов. Балет Эйфмана существует уже сорок лет. Но его никогда не показывали по телевидению. Радио и пресса тоже особенно его не жалуют. Слишком сильно он отличается от привычных стереотипов. Автор узнал о нем совершенно случайно. И, как многие другие творчески мыслящие люди, был потрясен до глубины души в хорошем смысле этого слова.
Формализм – это далеко не второстепенный элемент бытия. Это большая и фундаментальная психология и философия, имеющая мощнейшие логические корни, систему своих мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. И это далеко не так просто, как многим из нас хотелось бы думать. Ибо, многие его аспекты присутствуют, в той или иной степени, у девяносто-девяносто девяти процентов людей. И если небольшая степень формализма еще может быть как-то простительна, то большая степень не подразумевает какого-либо к себе снисхождения. Есть вещи принципиального характера и поэтому не предполагают какого-либо компромисса.
Формализм – это не просто небольшой штрих в психологическом портрете индивида или общества. Это многогранная фигура (граней двенадцать-шестнадцать, как минимум) с жесткой и конкретной системой балансировки и равновесия, развития и укрепления, распространения и в индивиде, и в обществе. С четкой тенденцией к доминированию во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В отношениях индивида и с самим собой, и с окружающими, и с обществом, и с государством. К сожалению, формализм несет в себе множество элементов деструктивного и дисгармоничного характера.
Причем, как от индивида вовне, так и со стороны общества и государства к нему. А уж отношения индивида и его непосредственного окружения – это тема для большого и отдельного разговора. Собственно, как и несколько выше перечисленных сфер проявления формализма. Как, впрочем, и многих других элементов психологии и философии бытия индивида и общества, в их сложнейшем взаимодействии друг с другом с точки зрения эволюции и индивида, и общества.
Добродетельный человек наиболее отчетливо понимает отрицательную суть такого элемента личности, как ханжество. Отличительной особенностью ханжества является наличие лживости и лицемерия. И не просто в числе многих других второстепенных человеческих качеств, а в числе ведущих фундаментальных свойств личности. И даже более того: это принципиальный элемент одного из ведущих менталитетов среди трех типов личности. Если рассматривать личность с точки зрения ее гармонии. В частности, это сознательный способ замаскировать свою примитивность и дисгармоничность, свою мощную лень ума и души, несостоятельность своей личности, как таковую. Да и многочисленные своеобразные особенности, слабости, не говоря уже, о конкретных недостатках и пороках (в индивидуальном наборе от ста до пятисот качеств).
В стандартном менталитете ханжество присутствует в степени развития от слабой до умеренной. При переходе от умеренной к выраженной, менталитет становится уже деструктивным и дисгармоничным. И это настолько проблематичное и драматичное явление жизни, что его можно отнести к психологическому и духовному паразитизму. Когда не только отдельный человек, но и достаточно обширные слои населения включаются энергично и интенсивно в процесс глобальной (в плане внутренней жизни индивида и в плане ведущих тенденций социального характера в обществе в целом) психологической и духовной деградации. К сожалению, как правило, необратимой.
От ханжества до явной и сознательной подлости всего полшага. Ханжество заключается в публичной демонстрации своего мнимого большого интеллекта, мнимой большой психологической и духовной зрелости. Когда ведущим мотивом поведения человека является следующий: главное не быть одухотворенным интеллектуалом, а лишь только внешне выглядеть таковым.
Большинство же людей, как показывает практика, по большому счету, лишены интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической интуиции. И потому все психологические манипуляции дисгармоничных людей воспринимают доверчиво и легкомысленно за чистую монету. Чтобы понять истинную глубину драматичности таких манипуляций, достаточно вспомнить эпоху правления Ленина, Гитлера, Сталина. Да и сейчас далеко не все ладно в датском королевстве. И это, мягко говоря.
Почему ханжество так сильно распространенно? Все объясняется предельно просто. Хотя слово «просто» звучит несколько двусмысленно. Ибо, это «просто» является таковым лишь в системе духовных ценностей, под ракурсом восприятия весьма совершенной и изощренной психологии и духовной науки. К которым более девяноста процентов людей абсолютно никакого отношения не имеют. И, видимо, никогда иметь не будут. К величайшему сожалению классиков психологии и философии, которое разделяет и автор. С житейской точки зрения духовная логика представляется чем-то нереальным и фантастическим, принципиально недоступным для восприятия и анализа явлением. Чем-то вроде тайны за семью печатями. Или предметом, находящимся вне поля зрения исследования. Так сказать, в некоторых случаях, за линией горизонта.
У всех людей существует мощная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Удовлетворение, которой лежит в основе психологического и психического здоровья человека.
Только у человека, относящегося к добродетельному творческому психотипу (менталитету), удовлетворение этой потребности идет более или менее адекватным образом – на основе понимания своих реальных достоинств и добродетелей. А у человека стандартного или, тем более, дисгармоничного менталитета, удовлетворение этой фундаментальной потребности идет с участием того или иного количества психологических и духовных искажений и извращений (от ста до пятисот). Можно даже сказать, что чем больше количество таких «замечательных» моментов, тем выше вероятность того, что дело идет уже не о стандартном менталитете, а о дисгармоничном. Хотя, конечно, в отдельных случаях, и десятка фундаментальных пороков достаточно для того, чтобы того или иного конкретного человека (и даже группу людей) отнести к дисгармоничному психотипу. О чем последние, не то что не знают, но даже и не догадываются. Хотя, изредка их высшее «я» сообщает им такого рода информацию. От которой они либо откровенно отмахиваются, либо выстраивают мощную логическую систему по защите своей сверхценной самооценки, своего сокровенного мифа о самом себе, своем совершенстве и гармонии.
Почему ханжество так удобно? Потому что, им можно прикрывать свое интеллектуальное и психологическое, нравственное и духовное убожество, упрощенность и примитивность. Ведь, чтобы что-то важное и ценное адекватно воспринимать, нужно очень многое знать, понимать и уметь. Для чего необходимо потратить тысячи часов работы ума и души. Которые, к сожалению, еще никому и никогда не принесли большой материальной выгоды, да и просто большой пользы с точки зрения мирской логики. Ибо, с точки зрения банального рационализма, интеллект, одухотворенность, гармония личности и многие другие, классически вечные ценности – это всего лишь каприз или прихоть отдельных, весьма странных людей. А для «нормального» человека все эти излишества совершенно ни к чему. Логика, конечно, железная. Как говорил Амвросий Оптинский, святой старец: «нельзя от мухи ждать, чтобы она жила как пчела». Коротко и емко.
Ханжество, как правило, проявляется в осуждении второстепенных и третьестепенных слабостей и недостатков, ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений, явлений, находящихся на том или ином промежуточном этапе своего положительного развития. Например, когда любитель художник (музыкант, писатель и т.д.) постепенно превращается в профессионала.
На основе мизерных знаний представляется возможность продемонстрировать перед публикой свои экспертные возможности и способности. И при этом совершенно неважно то, что такой «эксперт», в своей собственной жизни, ведет себя в десятки раз глупее и примитивнее и посредственнее. Это, как бы, его личное дело, которое никого не касается.
Почти все люди, не имеющие никакого отношения к психологии и философии, как правило, жестко убеждены в том, что именно в этих областях знаний они являются большими специалистами. И чем невежественнее конкретный человек в этих областях знания, тем выше его претензия не только на большую компетентность, но и на обладание истинной в последней инстанции. Ибо, к примеру, только очень умный человек может осознать, что его интеллект, на самом деле, весьма и весьма относителен. У простых же людей такие сомнения исключены, что называется в принципе.
В основе ханжества лежит возвышение самого себя путем унижения ближнего (или дальнего, но это уже ее принципиальный момент, ибо, все упирается просто в возможности конкретного человека по публичной критике чего-либо или кого-либо). Возвыситься путем собственных интеллектуальных усилий человек не в состоянии. А потому идет путем наименьшего сопротивления. Так, по крайней мере, ему кажется, что это гораздо легче и проще, доступнее и вероятнее, прочнее и надежнее, эффектнее и выразительнее.
Ханжество – это целая сложная и многогранная изощренная психология и философия. В отдельных случаях, политика и идеология. Ханжество – это оружие посредственности против действительно талантливой личности. Это оружие дрянной личности против хорошего человека, подлого против благородного, глупого против умного, мерзкого против добродетельного, дисгармоничного против гармоничного, деструктивного против конструктивного, обладателя большого порока (и особенно группы пороков) против того, в ком он отсутствует.
Большинство ханжей особым интеллектом не отличается. Но есть и очень умные, ханжество которых может проявляться, кроме всего прочего, в язвительности и саркастичности, желчности и злословии, психологической жестокости, доходящей до откровенного и явного садизма. Это может быть и организованная компания по длительному (месяцы, года, десятилетия) и изощренному третированию тех, кто не разделяет принципов и убеждений ханжей. Не говоря уже и даже частичной или косвенной критике таковых. Причем, как в индивидуальном общении, так и публично.
Страсть к осуждению кого-либо или чего-либо так сильна в людях, что, как показывают исследования автора, в десятки тысяч раз превосходит их потенциальное желание сказать в чей-то адрес что-то действительное хорошее, умное, грамотное, компетентное, тонкое или изящное, глубокое или многогранное, творческое и оригинальное (собственно, об изящном и мечтать не приходится, по большому счету). Не говоря уже о чем-то мотивирующем или вдохновляющем, активирующем и стимулирующим в плане обретения действительно большей гармонии и совершенства. Ибо, многие современные и распространенные понятия о гармонии содержат в себе гигантское количество самых разнообразных искажений и извращений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, что, по большому счету, к ней никакого отношения не имеют.
Собственно, чувство истиной гармонии любого из четырех перечисленных типов – это элемент элитарности и аристократичности. О чем, в частности, писал философ Бердяев. Основная масса людей, к сожалению, обладает очень символическим этим чувством.
Ханжество – это удобный элемент упрощенного существования. Ханжа в своей агрессии не щадит никого, даже признанного гения. О чем писал еще в древности Сократ. В последнее время Толстой, Достоевский, Гоголь, Солженицын, Сахаров, Пушкин.
Ханжество – это элемент морального уродства, сознательного и целенаправленного психологического паразитизма. И должно восприниматься соответственно.
Свидетельство о публикации №225012800397