Психология и философия доброты. т. 2. глава 26
Правильнее сказать, о постоянном и фоновом положении вещей, которое, к сожалению, как правило, не меняется и после девяносто лет жизни такого «мудреца». В подавляющем большинстве случаев, по личному опыту общения автора с более чем пятьюдесятью тысячами людей, претендующих на высокое звание интеллектуала и интеллигента. И именно этим и продиктован момент целесообразности написания данной работы. Ибо, тот, кто сам не знает и не понимает истинного смысла большинства классических добродетелей, не сможет донести их важность и ценность и до своих потомков. Причем, не только детей, но и внуков. А это уже есть не просто элемент личной психологии того или иного конкретного человека, а элемент, достаточно мощный и важный уже общественной и государственной психологии, идеологии, политики, философии, социальной психологии.
Существует мнение, что тактичность – это практическое проявление особенного состояния души – деликатности. Возможно, что в данном определении есть вполне конкретный смысл. Ибо, это, по большому счету, не меняет основной смысл обоих понятий. О деликатности будет сказано отдельно. Тактичность – это элемент воспитанности, хорошего тона, светскости, интеллигентности. Это проявление особой изящности ума и души человека, его хорошей одухотворенности и неплохой мудрости, зрелости и самодостаточности, конструктивности и созидательности, гармоничности и даже элемент аристократичности души.
Во-первых, это постоянный и жесточайший контроль даже самых незначительных проявлений собственного эгоизма. Это элемент мировоззрения человека, проявляющийся в стройной и логичной системе вполне определенных взглядов и представлений, принципов и убеждений, правил и законов внутреннего пользования. В соответствии с которыми такой человек считает для себя необходимым быть всегда и ко всем достаточно уважительным и доброжелательным. И, по большому счету, не потому, что кто-то действительно заслуживает именно такого отношения. А потому, что добродетельный человек считает необходимым уважать самого себя, проявлять истинное чувство собственного достоинства. Когда элементы небрежности и пренебрежительности в его поведении исключены в принципе, как нечто категорически неприемлемое и недопустимое именно для него.
Тактичность – это тонкое и дифференцированное, почти виртуозное проявление чувства меры, касающееся многих тонкостей и нюансов интеллектуального, психологического и духовного плана. Которые, как минимум, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать.
Это проявление элементарной (а лучше высокой) порядочности и благородства (о чем будет сказано отдельно). Когда человек, например, не читает чужих писем, не подслушивает, не выясняет отношений в присутствии других людей (если ситуация не имеет общественной ценности и важности), добросовестно хранит чужие тайны, не рассказывает кому-либо постороннему о проблемных моментах своих личных отношений, старается не поднимать тем, которые так или иначе могут расстроить собеседника.
Это высокий уровень терпимости к чужим слабостям и недостаткам, особенно второстепенного характера, интеллектуального и психологического типа, к особенностям и странностям личности другого человека, к его ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям, слабым задаткам тех или иных способностей и талантов, слабому развитию важнейших достоинств и добродетелей. В том числе, низкому уровню конструктивности и созидательности, мудрости и гармоничности, самодостаточности и одухотворенности.
Это сознательное и целенаправленное стремление дать возможность другому человеку (по возможности, конечно) сохранить своё лицо в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, своеобразных и противоречивых, непонятных и непривычных, необычных и конфликтных ситуациях. Если только речь не идет о случае, когда тот или иной человек сознательно нарушает психологические, нравственные или духовные законы жизни. И это уже вошло у него в привычку, стало нормой жизни. Или же дело касается не только личных, но и общественных интересов. Иногда, правда, многие люди только прикрываются ширмой общественных интересов, чтобы воплотить на практике свою деструктивную и дисгармоничную сущность. Но это большая и сложная тема. Это повод для большого и отдельного разговора. Что выходит за рамки данной работы.
Собственно, тактичный человек стремится к тому, чтобы, без особой на то необходимости, не ставить кого-либо в неловкое положение, не создавать даже сиюминутной и предельно символической неприятной или проблемной ситуации, даже небольшого психологического дискомфорта. Это, конечно, не означает того, что он всегда и во всем соглашается с окружающими. Однако, его критика, как правило, носит конструктивный характер, не задевая самолюбие собеседника. Если только разговор не идет о принципиальных моментах духовного или нравственного характера.
Но даже тогда никто не отменяет вежливости и доброжелательности. Профессиональных авантюристов и интриганов обычно не более одного-двух процентов. Другой вопрос, что в современном обществе стало особенного много принципиально непорядочных людей. Но и в отношениях с ними все должно быть максимально разумно и осмысленно.
Можно даже сказать, что особенно мощно осмысленно, ибо, они порой умеют очень быстро и эффективно использовать любой промах порядочного человека для защиты своих дрянных интересов, психологических манипуляций и всего деструктивного и дисгармоничного. С ними необходимо быть особенно внимательными и осторожными, бдительными и предупредительными, аккуратными и предусмотрительными.
Тактичный человек в беседе старается проявлять большой и искренний интерес к жизни и личности партнера по общению. Для него является нормой проявление благодарности за внимание в его адрес, за все добрые и хорошие дела для него. И даже более того: ему свойственно еще большее и более сложное чувство – признательности. Более продолжительное, более фундаментальное, более многогранное и более изощренное, требующее значительно большего количества усилий ума и души, не говоря уже о достаточно существенной постоянной активности ума и души вообще и, применительно к тому или иному конкретному человеку, в частности. Тут уже впору вести речь о трудолюбии и добросовестности ума и души тактичного человека.
Собственно, любая большая добродетель – это большой и сложный труд. Когда главным экспертом и цензором человека выступает его собственная совесть. А это очень тонкая и очень непростая материя, на самом деле. Как показали наблюдения автора за последние сорок лет, представление о совести у большинства людей предельно смутное, не говоря уже об адекватном отношении человека к своей совести. И вообще о построении правильных отношений с самим собой. Этой теме посвящен отдельный раздел.
Тактичный человек имеет хорошую выдержку и самообладание в сложных ситуациях. Как правило, он искренен и естественен. Конечно, не нарушая правил этикета. В отношениях с окружающими он сознательно и целенаправленно проявляет психологическую внимательность и заботливость, аккуратность и предупредительность, осторожность и бережность, бдительность и дипломатичность.
Он старается никому и никогда не навязывать своего мнения. Без особой необходимости, не критикует публично и не встревает в чужой разговор. Ему чужды многие отрицательные качества, особенно такие, как высокомерие и чванство, формализм и пренебрежительность, самоуверенность и самовлюбленность. Он постоянно проводит четкий и жесткий контроль за своими словами и жестами, мимикой и интонациями голоса.
Обычно он проявляет положительную инициативность интеллектуального, психологического и духовного плана. Его отношения с другими людьми отличаются высоким уровнем гуманизма. При необходимости, он умеет хранить молчание. Наличие собственной точки зрения по большинству жизненно важных вопросов, имеющей хороший уровень самостоятельности и независимости, позволяет ему не говорить того, что думают все, не пользоваться распространенными и упрощенными стереотипами восприятия и мышления. Он умеет быть приятным и интересным собеседником. Даже в общении с очень умным и очень талантливым человеком. Он обладает изящным чувством юмора, что исключает проявление язвительности и сарказма, желчности и злословия. Он жестко контролирует в себе даже частичные и мимолетные проявления психологического садизма. Он избегает неоправданного проявления жесткости. Не говоря уже о жестокости или агрессивности. Такт предполагает высокий уровень чуткости к проблемам и неприятностям, интересам и потребностям окружающих. Конечно, весьма осмысленно.
Жизнь состоит на девяносто процентов из второстепенных и третьестепенных моментов, в которых вполне возможен компромисс. Чтобы без необходимости не задевать самолюбие и достоинство любого другого человека даже чисто символически.
Тактичный человек, как правило, не вмешивается в чужие конфликты. Если только не видит, что сильный сознательно и целенаправленно обижает слабого. Он стоит на защите добродетели и гармонии. Это сложная и тяжелая миссия. Но её добросовестное выполнение входит в естественное и закономерное проявление чувства собственного достоинства такого человека. Он скрывает свои антипатии к другим людям. Если они ведут себя достаточно прилично. Он обычно ведет дискуссию в конструктивном стиле.
Для него важен сам процесс обмена мыслями и поиск возможной истины. Он не устраивает дешевое шоу из дискуссии. Даже, если сталкивается с более глупым и менее компетентным человеком. Он, без особой необходимости, не ставит под сомнение достоинства и добродетели, способности и таланты другого человека. Он умеет создавать прочное и стабильное взаимное доверие. Как и создавать прочные, перспективные, многогранные отношения. Он умеет учитывать интересы завтрашнего дня, и поэтому не кидается за символической сиюминутной выгодой дня сегодняшнего. Особенно, если она приходит в противоречие с его будущими интересами.
Тактичный человек никогда не стремится улучшить свои интересы за счет других людей. Ему чужд банальный рационализм, ибо, он исходит из принципа целесообразности. Хороший уровень воспитанности предполагает у него элемент мудрости и одухотворенности. Тактичность существенно развита у добродетельного человека.
Еще одно качество, которым добродетельный человек отличается от большинства обычных, это требовательность к себе. Он, как правило, имеет высокий уровень требовательности к себе и умеренный уровень требований к окружающим. В то время как, представитель стандартного менталитета, в большинстве своем, проявляет к себе, в лучшем случае, умеренную требовательность, а к другим – повышенную. И видит в этом единственно правильное положение вещей. Хороший уровень требовательности к себе лежит в основе потребности в самовоспитании и самосовершенствовании. Без него невозможно достижение даже минимального уровня гармонии личности. Не говоря уже о чем-то большем.
Добродетельный человек стремится вполне сознательно проявлять к себе принципиальное более высокий уровень требовательности, чем большинство окружающих. И в этом ему важно не мнение тех или иных окружающих, а свое собственное. Ему важно ощущать чувство собственного удовлетворения от того, что он делает и как. Конечно, он стремится к тому, чтоб иметь два-три эксперта относительно своей личности и жизни, к мнению которых он старается прислушиваться особенно чутко и внимательно. Ибо, он, в той или иной степени, осознает факт значительной субъективности своего непосредственного окружения среди его большинства. Иначе это грозит массой проблем и недоразумений. А, в ряде случаев, даже серий драм и трагедий. Что тысячекратно наблюдал автор в своей обычной жизни и в профессиональной практике психиатра и психолога.
Без требовательности развитие личности невозможно ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в духовном, ни в эстетическом плане. Требовательность к себе – это яркий показатель степени адекватности человека по жизни вообще. Например, истинные аристократы ума, души и духа и классические интеллигенты всегда проявляют повышенную требовательность к себе. По крайней мере, во многих важнейших моментах бытия. Во всех, быть может, это и невозможно. Но желательно. Ибо, чем больший круг аспектов своей личности и бытия человек держит под постоянным и серьезным контролем, тем выше шанс получения действительно больших и ценных достижений и внутри себя, и вне себя.
Без высокой требовательности к себе невозможно возникновение правильной любви к себе, самоуважения. Именно поэтому ежедневно мы все сталкиваемся с разнообразными и многочисленными искажениями и извращениями в этом плане. Ибо, правильная любовь к себе – это удел очень узкой части людей, своего рода избранной публики.
Требовательность к себе – это не каприз и не прихоть. Это осознанное понимание того, что для достойного выполнения своей персональной миссии в качестве посланника Высших сил, человек должен постоянно и пожизненно развиваться и совершенствоваться самым интенсивным и добросовестным образом. И это миссия любого типа и характера: хороший человек, муж или жена, отец или мать, руководитель или подчиненный, друг или приятель, близкий человек или родственник, профессионал высокого класса и т.д. Без требовательности невозможно осуществления полноценного творчества, развитие любых способностей и талантов, переход от любительского уровня к профессиональному в любой сфере деятельности. Минимальная требовательность к себе ведет, как минимум, к застою. А, как максимум, к психологической и духовной деградации личности.
Как оказалось, и к человеческой душе применимо как понятие лени, так и понятие трудолюбия. Умственное трудолюбие или физическое еще как-то понятно большинству людей. А вот что такое душевное трудолюбие - это даже самым умным, в большинстве случаев, представляется чем-то достаточно абстрактным и весьма туманным.
Трудолюбие души означает привычку к постоянному, повседневному добросовестному (иначе говоря, качественному) труду душевного характера. Это не только сознательное и целенаправленное развитие свойств души: простых, утонченных и, в идеале, даже изящных, но четкое и конкретное осознание жесткой необходимости повседневного проявления лучших душевных качеств. Ибо, этот момент лежит в основе уважения и любви человека к себе. Без этого невозможно реальное повышение уровня гармонии личности в целом. И потом, действительно достойный человек, а интеллигент, тем более, понимает свою персональную миссию на Земле - всеми силами ума и души, духа и тела стремиться повысить уровень гармонии, как своего непосредственного окружающего мира, так и Вселенной в целом. А, чтобы душа человеческая была в принципе способна к серьезной и качественной работе с психологической и духовной точки зрения (высокая осмысленность данного процесса как бы подразумевается сама собой), необходимо, чтобы она постоянно находилась в хорошем тонусе.
Но человеческая жизнь отличается тем, что перед каждым жизнь ставит все более и более сложные задачи, требующие достаточно конкретного мастерства (мощного знания и местами виртуозного умения), которое достижимо лишь в результате интенсивного и многолетнего процесса работы человека над своими классическими достоинствами и добродетелями. О душе нужно заботиться очень внимательно и серьезно, грамотно и умело. А вот с этим, как правило, у большинства (восемьдесят - девяносто процентов) возникают большие проблемы. Конечно, есть всего несколько процентов людей, которые интуитивно чувствуют то, что им нужно делать применительно к своему уму и душе, личности в целом. Но они, по большому счету, погоды в обществе не делают. Ибо, даже девяносто процентов людей, относящих себя к интеллигенции, правильно заботиться о себе, и в том числе, о своей душе, совершенно не умеют. За что всегда платили очень дорогую цену. А, уже в нынешнюю эпоху эта цена увеличивается еще в несколько раз. Высокий драматизм ситуации, что называется, налицо.
Только, как ни странно, каждый, к сожалению, идет лишь своим путем проб и ошибок, категорически не желая знать и понимать, как фундаментальные правила и законы человеческого бытия, так и достижения мудрецов человечества, открытия классиков философии и психологии. Ибо, истинное познание - это вечный напряженный труд, результаты которого (как и особенности и закономерности проведения, методы и средства, пути и цели) принципиально не вписываются в закон современного банального рационализма. В соответствии с которым, все, что не имеет быстрого и конкретного, непосредственно ощутимого и значительного результата, должно быть признано бесполезным и бессмысленным. Особенно, если не соответствует интересам и потребностям конкретного сегодняшнего дня. Ведь, уметь думать об интересах дня завтрашнего - это элемент мудрости, который, к сожалению, не всем доступен в принципе.
Трудолюбие души проявляется в желании и умении адекватно помочь ближнему. Хотя бы осознанным сочувствием и сопереживанием. Не говоря уже о реальной способности настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника. И в том, чтобы постоянно развивать психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую сообразительность и изобретательность, внимательность и осторожность, тактичность и деликатность, предупредительность (не только бытовую и физическую, но и психологическую, и духовную), утонченность своей души, умение создать качественный психологический комфорт для партнера по общению, который является сложной и многогранной личностью со своими индивидуально-специфическими особенностями и закономерностями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера; психологическую бережность, психологическую любознательность (не путать с банальным любопытством), утонченность и изящность чувства юмора, элементы классической женственности или мужественности, богатство психологической палитры своей личности, утонченность психологической инициативности, умение создавать качественное сокровенное общение (этому посвящена отдельная работа автора), умение быть адекватным и эффективным активатором резервов другого человека (для чего нужно много знать, понимать и уметь из психологии и философии человеческого бытия на почти виртуозном уровне); тоже самое и применительно к способности быть полноценным мотиватором для совершения другим человеком наиболее достойных и красивых дел.
Добродетельный человек развивает в себе щедрость души, способность проявлять качественное душевное тепло в большом количестве, осознанное великодушие и снисходительность, способность понимать явления умеренной степени сложности, многогранные и многослойные, изящное чувство психологической эстетики, способность воспринимать и адекватно оценивать интеллектуальные и психологические оттенки и полутона мыслей и чувств других людей и жизненных явлений вообще, способность искренне и бескорыстно радоваться чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, открытиям и достижениям, способность создавать не только прочные и перспективные отношения, но и многогранные и гармоничные, способность вести конструктивную и созидательную дискуссию, терпение в решении сложных жизненных вопросов и задач, терпимость к второстепенным слабостям и недостаткам окружающих, способность давать возможность сохранять свое лицо другому человеку в проблемных ситуациях, способность проводить постоянный и серьезный самоконтроль за своими мыслями и эмоциями, способность к конструктивной критике, способность к проявлению максимально изящных мыслей и чувств.
Трудолюбие души проявляется и в том, что человек старается максимально контролировать проявления в себе различных отрицательных качеств. И их комплект не так мал, как этого многим хотелось бы. Это вспыльчивость и легкомысленность, склонность к проявлению эмоциональных мотивов поведения, капризность, низкий уровень кротости перед Высшими силами, душевная чёрствость и ожесточение, скупость и жадность, лень ума и души, упрямство и конфликтность, жажда лидерства всегда и во всем, жажда власти, азартность и бравирование, склонность к деспотичности и диктаторству, заносчивость и занудность, злорадство и злословие, идеализм и повышенная изменчивость, импульсивность и истеричность, категоричность и максимализм, повышенная наивность и доверчивость, мечтательность и мнительность, непримиримость и неумолимость.
Вторая группа качеств, требующих контроля - это отчаянность и отчужденность, пресыщенность и тенденциозность, придирчивость и приземленность, расточительность и распутность, банальный рационализм и рвачество, самонадеянность и склонность к резонерству, строптивость, сумасбродство и своенравность, тщеславие и упрямство, хвастливость и экстравагантность, склонность к созданию сплетен и собственничество.
Не говоря уже об откровенных человеческих пороках. Это злобность и злопамятность, стервозность и мстительность, лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, эгоизм и подлость, прихотливость и привередливость, зависть и ревность, пошлость и цинизм, мелочность и формализм, язвительность и саркастичность, скептицизм и нигилизм, высокомерие и чванливость, коварство и карьеризм, ненавистность и поверхностность, безответственность и отсутствие чувства долга, демонстративность и алчность, неблагодарность и амбициозность (не путать с честолюбием), критиканство и садизм, максимализм (в зрелом возрасте), жажда обладания признаками внешней аристократичности, претензия на обладание истиной в последней инстанции, самоуверенность и самовлюбленность.
Без трудолюбия души и ума невозможна полноценная настройка человека в резонанс Вселенной. Без чего невозможно любое полноценное творчество, процессы вдохновения высокого интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.
Без регулярной и качественной работы души невозможно истинное познание жизни, основанное на озарениях и открытиях, на тонком интуитивном восприятии сложных и многогранных жизненных явлений. Которое способно обеспечить тонко дифференцированное и, тем более, градуированное восприятие явлений внутреннего и внешнего мира личности, претендующей на высокое звание - индивидуальность. Без тонкой, сложной и многогранной серьезной работы души невозможно настроиться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, отличить главное от второстепенного, искреннее от лицемерного, истинное от показного, большое от малого, определить уровень гармоничности и совершенства любого жизненного явления, в том числе, качеств собственной личности или личности другого человека. Без трудолюбия души невозможно создать качественные (прочные и перспективные, утонченные и изящные) отношения дружеского или любовного характера, быть полноценным родителем, супругом и просто достойным человеком. Без него невозможно создание чего-либо даже минимально красивого и прекрасного, возвышенного и изящного, не говоря уже об этих моментах высокого качественного уровня. Не зря же говорят о том, что «на осине не родятся апельсины».
Трудолюбие души требует от человека высокого уровня, в первую очередь, внутренней организованности и дисциплины, умения тонко чувствовать истинный духовный характер мыслей и чувств, возникающих в его голове, помимо его воли и желания, быть постоянно в состоянии высокой психологической и духовной бдительности, внимательности. Без чего невозможно почувствовать истинную ценность той или иной конкретной информации, полученной индивидом всеми органами чувств. В результате чего, он может просто пропустить или отстранить от себя банальный информационный мусор, составляющий основу средств массовой информации и, в том числе, современного интернета, да и всего того, что он слышит от окружающих, в том числе, своих родных и близких.
Трудолюбие ума и души - это один из самых актуальных моментов современности, ибо, умственная и душевная лень высокой степени выраженности стала уже распространенным и доминирующим явлением человечества. В результате чего, становятся возможными еще более глобальные и изощренные манипуляции не только отдельным человеком или группой людей, но целыми народами и даже человечеством в целом. Причем манипуляции идут во всех сферах бытия - политической, экономической, идеологической, психологической, интеллектуальной, духовной, эстетической, в области науки и культуры. И касаются эти глобальные манипуляции не только каких-то там примитивных народов Азии или Африки, а, в первую очередь, самых развитых народов Европы. И, чем выше экономический уровень развития конкретного народа, тем большему количеству манипуляций он подвергается, не говоря уже о принципиально более высоком уровне изощренности (иначе говоря, деструктивности и дисгармоничности, глубины продуманности и масштабности, агрессивности и навязчивости, высокоорганизованной подлости и мерзости).
Конечно, нужны и большие знания и большие практические умения. Но, самые большие и истинные интеллигенты ориентируются, в первую очередь, на свои интуитивные ощущения высокого качественного уровня (не более пяти процентов людей имеют развитую интуицию хотя бы одного виду из четырех основных - интеллектуальной, психологической, духовной, эстетической). Другой вопрос, что остальные девяносто пять процентов продолжают утешать себя мыслью о том, что и они не хуже других (и это отчасти верно). И в результате оказываются банальными марионетками не только в руках правительства и государства, но даже отдельных, достаточно опытных манипуляторов в повседневной жизни. И это касается, в первую очередь, людей, которые относят себя к интеллигенции. А что же тогда говорить обо всех остальных?
Распространение стандартов и стереотипов низкого качественного уровня интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к тому, что в обществе возникают закономерные процессы мощной и глобальной, интенсивной и многогранной деградации во всех выше перечисленных сферах человеческой жизнедеятельности. Придавая, тем самым, явлениям умственной и душевной лени еще более злокачественный характер в масштабах не только отдельной страны, но, к сожалению, и человечества в целом.
Для большинства людей это словосочетание трудолюбие души представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучности человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательным и целенаправленным контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.
На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.
Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.
В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя - это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.
Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.
Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.
Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.
Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.
Добродетельный человек, в том числе, интеллигент, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.
Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.
Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.
Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой.
Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.
Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных.
Трудолюбие души - особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.
Трудолюбие души не имеет какого-либо существенного и конкретного материального эквивалента, особенно экономического характера. Как, впрочем, и все классические добродетели из системы вечных фундаментальных духовных ценностей Вселенной. Глупым и примитивным, неодухотворенным, стереотипно мыслящим человеком гораздо проще управлять, манипулировать в своих эгоистических целях. И только человек, который сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно работает над собой, развивает трудолюбие души, имеет реальный шанс в определенной степени уменьшить вероятность того, что он станет жертвой манипуляций. Кончено, изменить суть государственной политики и идеологии он не в состоянии, потому как, большинство его не поддерживает, но, условно говоря, минимизировать свои потери при этом, по возможности, - это реальная задача.
Большинство обычных людей предпочитает отдавать первенство либо своим эмоциям, либо своим мыслям. Если стопроцентно доминируют только эмоции, то в этом случае можно говорить об экзальтированности. Если доминируют мысли, то о рационализме. И то, и другое в равной степени нежелательны в роли постоянной доминанты. Ибо, жизнь – это штука весьма разнообразная и многовариантная. И тут не может быть единого и универсального ключа на все случаи жизни.
В решении обычных логических задач, в ряде случаев, эмоции в большом количестве нежелательны. И в то же время, в ситуациях с преимущественно эмоциональным содержанием не всегда нужна формальная логика. Иначе говоря, в зависимости от сути и содержания той или иной конкретной ситуации, требуется от человека дифференцированный подход. Что, само по себе, требует проявление хорошего интеллекта, творческого мышления, интуиции и проницательности, осмысленности и одухотворенности, гармоничности и мудрости. Особенно вредным и опасным представляется влияние различного рода отрицательных эмоций на логику поведения.
Вносящих в той или иной степени элемент деструктивности и дисгармоничности.
Оптимальным вариантом проявления выраженных положительных эмоций является хотя бы частичный учет закона целесообразности во избежание нежелательных последствий и осложнений. И, конечно же, положительные эмоции изящного характера, не говоря уже – одухотворенные – это тема для отдельного и большого разговора. Полное ослабление самоконтроля и самокритичности, в отдельных случаях, имеет весьма нежелательные последствия. В девяти случаях из десяти не бывает лишним чувство меры.
Максимализм и категоричность имеют смысл только применительно к фундаментальным ценностям бытия. Особенно духовного характера. В большинстве вопросов интеллектуального и психологического характера не только возможен, но и необходим максимально возможный компромисс. Особенно относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. Момент прямолинейности и корректности будет освещен в отдельном разделе.
Главное в жизни добродетельного человека – присутствие реальных и практических ориентиров из системы классических ценностей. А уже тот или иной конкретный случай может предполагать и определенную импровизацию по форме, но не по сути явления. Желательно, конечно, учитывать основные психологические и духовные законы бытия. И вот этот узор мысли и чувства у достойного человека идет на уровне автопилота, с мощным вовлечением конструктивной части подсознания человека. Это своего рода отражение виртуозности многих процессов его внутреннего мира. Чтобы выдавать изящные мысли и чувства, ему нет необходимости очень сильно напрягаться. Как и в процессе дифференцированного восприятия различных явлений жизни.
Умение структурировать время – это очень редкое качество. Это способность хорошо организовывать свою жизнь и внутреннюю, и внешнюю. Заполнять не просто некоторым смыслом и пользой, а максимально качественно и добросовестно. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Это требует от человека хорошего уровня постоянного и многогранного самоконтроля и самокритичности, наличия иерархии классических ценностей, самодисциплины и организованности, чувства долга и ответственности, богатой фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности.
Это умение жестко связано с пониманием смысла жизни и осознанием сути и содержания своей миссии на Земле. Конечно, у человека с высшим образованием несколько больше шанс уметь структурировать время. И не только на один день, но и на неделю, месяц, год. В отдельных редких случаях – на десятилетие. В значительной степени это зависит и от умения отличать главное и второстепенное.
Причем, не только к той или иной конкретной ситуации, а и по жизни вообще. Это связано и с умением думать об интересах завтрашнего дня. Ибо, большинство так сильно увлекается интересами дня сегодняшнего, условно говоря, что невольно ставит под угрозу интересы дня завтрашнего. И нередко в гораздо больших масштабах и в более важных вопросах жизни. Так, например, удается ввести в заблуждение того или иного конкретного человека. В результате чего, обманщик получает небольшую выгоду для личных интересов. Но обман, как правило, со временем обязательно раскрывается. В результате чего, доверие и расположение со стороны обманутого исчезает. И когда возникает ситуация, в которой он может существенно помочь обманщику в достаточно серьезном деле, то, скорее всего, он этого делать не будет. И поэтому интересы обманщика в итоге понесут во много раз больший ущерб, нежели та конечная выгода, что он получил от обмана. Не говоря уже о том, что своим этим безнравственным поступком он сознательно нанес урон гармонии Вселенной.
За что будет обязательно наказан Высшими силами. И очень строго. Если же применительно к данному обманщику речь уже идет о целой серии обманов с эгоистической целью, то, как правило, речь уже будет идти о принципиально более серьезном и более тяжелом наказании. Уже в группе особо ценных жизненно важных интересов обманщика. Не говоря уже о том, что таким поступком такой человек вносит негативный элемент в свою карму. И не только в данном воплощении, но и в будущем. И, чтобы исправить такое положение вещей, ему придется сделать очень много концентрированного и бескорыстного добра другим людям. Иначе говоря, овчинка выделки не стоит. Конечно, не все пользуются и этой возможностью коррекции своей кармы. Это, с одной стороны. А, с другой стороны, каждый человек должен стремиться в своей жизни делать как можно больше бескорыстного добра. Ибо, это есть элемент миссии хорошего человека. И это есть момент мудрости бытия вообще и человеческого, в частности.
Разумный человек (не говоря уже о мудром), структурируя свое время, свою жизнь в целом, заведомо вносит в нее обширную серию поступков, связанных с проявлением бескорыстной доброты. Другой вопрос, что он сознательно стремится, как можно меньше делать недобрых поступков. Даже случайного характера.
Структурирование времени на хорошем уровне, как правило, связано с выделением вполне определенного времени, посвященного самовоспитанию и самосовершенствованию в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Разумный человек старается проявлять практически постоянно многогранную любознательность, активно впитывая информацию и внутри себя, и вокруг себя. Тем самым, постигая не только ведущие особенности того или иного жизненного явления и процесса, но и закономерности. Что дает ему возможность постигать жизнь в несколько раз быстрее, чем большинство окружающих.
Конечно, понимание важности отдельных моментов жизни вовсе не означает того, что человек сознательно и целенаправленно игнорирует обычные жизненные потребности своего бытия. Но добродетельный человек, в отличие от прочих людей, не даст банальной суете захватить его в полной мере и, тем самым, отодвинуть на дальний план действительно важные и ценные моменты.
Особенно важно умение структурировать время для творческого человека. Ибо, поддержание и развитие добродетельности в себе требует достаточно существенного и регулярного времени. Не говоря уже о развитии творческих способностей и талантов. Когда становится совершенно бессмысленным и вредным банальный рационализм, требующий от человека получения от каждого своего шага конкретной и ощутимой, быстрой и явной практической пользы и выгоды.
Структурирование времени связано с выделением его для развития ума и души, духа и тела. Часто по отдельности. Но в итоге в полном комплекте. Своего рода обязательном минимуме. Условно говоря. Ибо, это должен быть не минимум, а достаточно существенное количество времени, чтобы иметь возможность дать вполне ощутимый положительный эффект во всех перечисленных направлениях. И при этом особенно важно присутствие у человека своей собственной системы жизненных ценностей. Которая, во многих случаях, не имеет ничего общего с общераспространённой. Ибо, последняя, как правило, предполагает достаточно высокий уровень упрощенности. Как минимум.
Если разумный человек исходит в своей жизни из системы классических ценностей, то его, по большому счету, мало волнует мнение окружающих по этому поводу. И, в том числе, по поводу тех или иных особенностей его структурирования своего времени. Он специально не афиширует свое понимание смысла жизни вообще и своей, в частности. Но, тем не менее, четко и конкретно придерживается его в своей реальной жизни. У него все явления и процессы организованы наиболее оптимальным образом. В том числе, и момент структурирования времени. Конечно, быть может, есть какой-то человек, который что-то делает лучше того или иного конкретного добродетельного человека. Но, во-первых, это редкое исключение из правила. А, во-вторых, это касается только какого-то отдельного аспекта в отдельном вопросе бытия. А не всей его стройной системы организации внешней и внутренней жизни.
Структурирование времени вообще касается и свободного времени тоже. У добродетельного человека это особенный момент. Ибо, он предполагает организацию такого качественного отдыха, чтобы он мог восстановить все силы ума и души, духа и тела. И тут порой не бывает мелочей. Правильнее сказать, что мелочами они представляются большинству обычных людей. Которые, как правило, не ведут напряженной работы ума, души и духа. Хотя, по большому счету, уровень утомляемости и у обычных людей может быть не только не меньшим, но еще большим. Ибо, они мало используют, условно говоря, элементов научной организации труда и во внешней, и во внутренней своей жизни.
Добродетельный человек особенно четко планирует периоды отдыха. В течение дня, недели, месяца, года. И это позволяет ему, по возможности, избегать чрезмерных переутомлений. Хотя, безусловно, он имеет максимальную добросовестность и трудолюбие в работе ума и души, духа и тела. За что он не ждет благодарности и поощрения. Ему важно, чтобы он сам был доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. Халтурность чужда ему в принципе. Он выделяет время не только на то, чтобы сделать какое-то дело по минимуму. Он предполагает еще и время на дополнительную обработку продуктов своей деятельности. С целью повышения их качества. Хотя, быть может, никто из окружающих от него этого и не требует. Это его собственная насущная потребность ума и души. Конечно, во многих второстепенных и третьестепенных моментах жизни совершенно не обязательно все делать только на «пять с плюсом». Все должно быть максимально осмысленным и целесообразным.
Структурируя свое время, он обязательно закладывает в него элемент качественной заботы о своих родных и близких, друзьях и коллегах. Конечно, по возможности. И этот момент особенно актуален в том случае, когда человек занимается каким-либо творчеством. Конечно, невозможно заниматься творчеством двадцать четыре часа в сутки. Но, тем не менее, творчество требует вполне конкретного времени.
Структурирование времени позволяет человеку помнить о своих планах и на ближайшее, и на отдаленное будущее. Что предполагает проявление хорошего уровня организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности, самоанализа и самокритичности. Развитие умения структурировать время, как правило, начинается с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным.
Аристократы 18 и 19 веков, как правило, имели хорошее материальное состояние. Им не было необходимости зарабатывать деньги. И поэтому было много свободного времени для развития своей личности. И вопрос, по большому счету, был не в том, что они выделялись чисто внешне. А в том, что они были действительно реальной элитой общества в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Они были достойным ориентиром для всех остальных. И поэтому стремление любого человека развить в себе интеллигентные или аристократические свойства ума и души может только приветствоваться.
Для добродетельного человека утонченность души – это один из важных моментов. Потому как, она является решающим моментом в восприятии различных жизненных явлений. С одной стороны, это повышенная впечатлительность и от хороших, и от плохих моментов жизни, с другой стороны, это повышенная ранимость от столкновения с дрянными людьми и сложными проблемными ситуациями. Именно поэтому Высшие силы посылают особую миссию людям из ближайшего окружения истинно добродетельного человека о постоянной и основательной, серьезной и многогранной заботе о нем. И каждый помогает, в чем может и в той степени, в какой для этого имеет возможность. Хотя, в отдельных случаях, достаточно бывает просто доброго слова, небольшой искренней поддержки. Ибо, в частности, путь развития даже самых больших творческих способностей и талантов достаточно сложен и весьма продолжителен. С обязательным присутствием многочисленных и разнообразных ошибок и неудач, проблем и поражений, сомнений и колебаний, изнурительного поиска источника вдохновения, проявления достаточно изощренной самоотверженности человека ради своего творчества на благо окружающих, своего общества, народа.
Утонченность души позволяет человеку создавать в жизни и творчестве более тонкие и более изящные с интеллектуальной и психологической, эстетической точки зрения явления. И, чем тоньше душевная организация, тем выше вероятность создания чего-либо изящного. Конечно, и для обычного человека, и для добродетельного, в особенности, важно присутствие не только утонченности души, но еще и изящности. Не говоря уже о хотя бы некоторых элементах изысканности. Как у Цветаевой, Ахматовой и других женщин из мировой культуры.
Утонченность души предполагает высокую подвижность эмоциональных процессов, несколько более облегченный вариант вхождения в состояние вдохновения. Особенно яркие результаты получаются при сочетании утонченности души с трепетностью. Как у крыльев красивой тропической бабочки. Утонченность души облегчает в определенной степени контакт с Высшими силами, с банком космической информации. Хотя, конечно, не гарантирует регулярности и стабильности, полноценности и гармоничности этого контакта. Это, так сказать, необходимое, но не достаточное условие. Большую роль при этом играет и зрелость личности человека, уровень ее гармонии, степень одухотворенности, мудрости.
Конечно, в подростковом и юношеском возрасте, как правило, о каких-либо особенно значительных достижениях в этих моментах речь вести трудно, но в зрелом возрасте все эти моменты вступают в свою принципиальную роль и во всех особенно важных жизненных явлениях вообще, и в творчестве, в частности.
Очень важно, чтобы утонченность души не переходила в банальную экзальтированность, сумасбродство и своенравность, импульсивность, экстравагантность, демонстративность, истероидность, максимализм, категоричность, тенденциозность, претензию на особую уникальность и неповторимость, на элитарность и избранность, не зависимо от прочих ведущих достоинств и добродетелей, способностей и талантов.
Безусловно, у человека с утонченной душой должна быть своя особенная психогигиена и психопрофилактика, по возможности, наиболее благоприятная психологическая обстановка для жизни вообще и для творчества, в частности. Это, собственно, накладывает особенную дополнительную ответственность на общество и на государство по созданию своей интеллектуальной и психологической элиты. Без которой они – пустое место. По большому счету, с духовной точки зрения. Или банальная свалка для многочисленных и разнообразных фундаментальных недостатков и пороков. Как источник психологической и нравственной заразы для всего человечества.
Собственно, чувство меры важно для всех людей. Но, для добродетельных, в особенности. Очень важное свойство личности. О нем знают практически все. Только в развитой степени оно присутствует мало у кого. В первую очередь, это касается эмоциональной стороны жизни. Многие люди склонны впадать в крайности в своем ощущении печали, грусти, уныния, тревоги, страха, восторженности по поводу второстепенных явлений жизни, радости от небольших успехов, приятных эмоций от общения с представителями противоположного пола. Это, в частности, приводит к тому, что человек почти полностью теряет над собой контроль. А также контроль за уровнем качества многих других особенно важных и ценных явлений жизни, которые происходят с человеком и которые он сам создает по своей собственной воле. В результате, возникает масса крупных ошибок, недоделок, принимается масса принципиально неправильных решений, выбираются далеко не самые оптимальные способы и средства достижения поставленной цели. Да и цели нередко выбираются не только второстепенного характера (в качестве основных и главных), но еще и с элементами деструктивности и дисгармоничности, низкой конструктивности и созидательности.
Не говоря уже о степени мудрости или одухотворенности. У большинства людей, к сожалению, все эти параметры находятся в диапазоне между слабой и средней степенью выраженности. Часто ближе к слабой. Можно себе представить то, что получается в результате: человек и в своем оптимальном состоянии ума и души может создавать нечто не самое замечательное. Мягко говоря. А если в эти не самые качественные процессы вносятся еще и дополнительные дезорганизующие факторы большой силы, то получается почти полный кошмар. Что, собственно, автору и приходится наблюдать последние сорок лет. Почти ежедневно, к сожалению.
Если же дезорганизующий фактор присутствует достаточно длительно, то в худшую сторону может, меняется не только жизнь человека, впавшего в ту или иную крайность, но и многих других людей из его окружения. Чаще всего, непосредственного. Но, в отдельных случаях, жертвами его крайностей (интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера) становятся достаточно обширные массы людей, народы, государства. И даже все человечество (социализм, фашизм и т.д.).
Если человек имеет небольшой интеллект, уровень одухотворенности, психологическую обедненность, то в результате его впадения в крайности может создаваться особенно злокачественные явления жизни по всем четырем основным направлениям жизнедеятельности, перечисленным выше. Иначе говоря, с высокой степенью концентрации деструктивных и дисгармоничных элементов, дестабилизирующих и дезорганизующих, создающих мощные упрощения самых важных моментов человеческого бытия, вплоть до уровня откровенной примитивности. И это только на первый взгляд кажется все легко и просто, ясно и понятно. А на самом деле, почти все весьма проблематично и даже драматично. Ибо, девяносто процентов людей от рождения лишены задатков развитой интуиции и проницательности. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И поэтому, в большинстве случаев, не в состоянии отличить замаскированные ложные ценности от истинных, классических. В связи с чем, быстро и основательно попадаются на удочку различного рода авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов, прохиндеев и проходимцев и прочих других людей подобного духовного типа. Которые особенно энергично и агрессивно, настойчиво и продолжительно, умело и изощренно рекламируют и пропагандируют свои откровенно дрянные идеи под видом красивых.
Например, элемент особой злокачественности марксизма был выявлен рядом классиков 19 века. В Германии, Франции, в первую очередь. А уже потом в России. Да и во многих других странах социалистической ориентации. Но, несмотря на глобальное и фундаментальное разоблачение принципиальной несостоятельности основных идей марксизма, он, тем не менее, остался доминирующей философией многих стран и в настоящее время. Не говоря уже о приверженности ему многих великовозрастных жителей СССР. В частности, бывших (да и нынешних) членов коммунистической партии.
Искаженность и извращенность основной идеи социализма (основанной на идее марксизма) отчетливо проявляется в том, что ни в одной стране мира, проповедующей социализм в качестве своей главной идеологии, он так построен и не был. И не будет построен никогда. И в тоже время, реальный коммунизм уже существует в ряде европейских стран – Голландии, Дании, Швеции, Норвегии. Но без какого-либо намека на марксизм или социализм в официальной государственной и общественной политике и идеологии. Они его, что называется, и на дух не переносят. И, тем не менее, имеют стабильное и процветающее и общество, и государство. Высокий уровень финансового и интеллектуального, психологического и нравственного благополучия касается абсолютно всех граждан. Не зависимо от их уровня талантливости. У талантливых людей в этих странах уровень благополучия не просто высокий, а очень высокий. И это при почти полном отсутствии сырьевых ресурсов, слабой промышленности. Степень благополучия их жителей напрямую зависит от степени трудолюбия и добросовестности, обширности способностей и талантов, уровня гармонии личности, мудрости, одухотворённости, конструктивности, созидательности.
Фанатизм Маркса привел к тому, что он навсегда прервал отношения с десятками наиболее преданных и верных друзей. Из числа наиболее достойных и порядочных. Не говоря уже о тысячах благородных интеллектуалов, с которыми его сталкивала, так или иначе, просто жизнь и его философская деятельность. Не говоря уже о том, что его жена и дети просто-напросто элементарно голодали, многократно и достаточно продолжительно. Из-за повышенной конфликтности Маркса с людьми, предоставлявшими ему достойную и хорошо оплачиваемую работу. В подавляющем большинстве своем.
Без чувства меры невозможно возникновение адекватного уважения и к себе, и к окружающим. Не говоря уже о правильной любви к себе. Трудно в человеке развивается мудрость и одухотворенность, конструктивность и созидательность, зрелость и гармоничность. Собственно, все особенно важные явления внутренней и внешней жизнедеятельности, так или иначе, связаны с чувством меры. Чувство меры необходимо для создания адекватных нравственных и психологических ориентиров в жизни. Так, чрезмерная хозяйственность может переходить в скупость, а слишком слабая – в транжирство. Недостаточная аккуратность выглядит, мягко говоря, не эстетично. А чрезмерная аккуратность может переходить в формальную и фанатичную педантичность, навязчивую идею. Повышающую уровень проблематичности, конфликтности и драматичности жизни такого фаната.
Недостаточно выраженная любовь человека к себе приводит к тому, что большинство окружающих может откровенно и демонстративно пренебрегать таким человеком. А чрезмерная любовь к себе порождает эгоизм и стервозность, амбициозность и тщеславие, самоуверенность и самовлюбленность, высокомерие и пренебрежительность, формализм и чванство. А также запускать интенсивный процесс психологической и духовной деградации личности такого человека. Тем самым, превращая его в злокачественного и морального урода.
Возьмем добросовестность на работе. Если она низкая, то человеком недовольно его начальство. Если она высокая, то, как правило, недовольна его семья. Потому что, у него на нее почти не остается ни физических, ни душевных сил. И это приводит к повышению уровня формального и равнодушного отношения к интересам членов семьи по отдельности и всей семьи в целом.
Или возможно взять момент пропорции компромисса человека в отношениях с окружающими. Если, условно говоря, человек тянет одеяло на себя, то этим вызывает большой психологический дискомфорт у окружающих. Если позволяет окружающим слишком сильно тянуть одеяло на себя, то ощущает сам этот дискомфорт. И, по большому счету, найти в этой ситуации золотую середину, к сожалению, удается очень мало кому. Потому что, человек, по своей изначальной сущности, склонен впадать в различного рода крайности почти во всем. И спасти его от этого может только достаточно существенный уровень мудрости. О чем большинство людей предпочитает не задумываться вообще никогда.
Если взять момент старательности в обучении, то при ее низком уровне получается троечник. А, при очень высоком уровне получается фанатичный отличник, принципиально отвергающий почти все нормальные радости жизни, увлечения и развлечения, важнейшие моменты элементарной психогигиены и психопрофилактики. В итоге вырастает умный, но весьма деструктивный и дисгармоничный человек.
Разумный и добродетельный человек с вполне определенной симпатией относится к тонкости и изящности мыслей и чувств, которые проявили другие люди. В том числе, он способен по достоинству оценить изящное чувство юмора. И именно изящное, а не злословие и желчность, саркастичность и язвительность, выраженную скептичность и изощренную ироничность посредственной личности (как правило) в адрес добродетельного человека. Для него особую ценность имеет сама изящность мысли, как таковая, без жесткой привязки к его собственной личности. Ибо, ему нравится быть изящным. Это приносит дополнительное и особенное чувство внутреннего удовлетворения самим собой и своей жизнью. Это, так сказать, определенная особенность стиля его жизни, насущная потребность его ума и души, естественная и закономерная.
Конечно, ему бывает приятно, когда его чувство юмора получает адекватную оценку окружающих. Особенно те или иные наиболее утонченные и изящные оттенки его мысли и чувства. Было бы странно, если бы это было иначе. Все, что служит удовлетворению чувства потребности в собственной значимости, вызывает у любого человека положительные эмоции. И это нормально. Другой вопрос, что он, без особой на то необходимости, не прибегает сам к язвительности и саркастичности и тормозит сознательно и целенаправленно в себе периодически возникающее, помимо его воли и желания, намерение уколоть чье-либо самолюбие, унизить чье-либо достоинство, исходящее из подсознания чувство психологического садизма. Одновременно он понимает, что вполне определенная мощь интеллекта, а также многочисленные и разнообразные способности и таланты ему даны для созидательной деятельности, в первую очередь. И он не имеет никакого права использовать их во зло. Если только вопрос не касается каких-либо фундаментальных духовных ценностей. Которым, при пассивном поведении, может быть нанесен существенный ущерб.
Добродетельный человек старается не самоутверждаться в глазах окружающих за счет кого-либо другого. С одной стороны, он прекрасно осознает свое определенное и несомненное преимущество перед большинством окружающих. А с другой стороны, хотя бы интуитивно чувствует то, что способности и таланты, особенно редкие, даны ему как аванс Высшими силами. Который необходимо отрабатывать всю оставшуюся жизнь максимально добросовестным образом. В противном случае, Высшие силы могут и отобрать у человека его наиболее ценные способности и таланты. Так стоит ли овчинка выделки в таком случае? Собственно, многие годы своей жизни он ждет проявления творческих способностей, добродетельности и интеллигентности и от всех других окружающих. Чего, собственно, быть не может, потому что не может быть вообще. Только со временем, осознав, хотя бы отчасти, степень реальной ценности своих способностей и достоинств, а также степень их редкости, он перестает их ожидать от каждого встречного в таком количестве и в таком качестве, какие имеют место быть у него самого. Хотя, быть может, и не перестает удивляться той особенной умственной и душевной лени, которые всегда были свойственны большинству людей. А также их принципиальному и фундаментальному нежеланию работать над собой, над хотя бы отдельными задатками своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. А также нежеланию стать существенно совершеннее и гармоничнее, ощущать совершенно особенную радость вдохновения и озарения, радость повышения гармонии окружающего мира в результате сознательных и целенаправленных, интенсивных и продолжительных усилий ума и души, духа и тела.
Добродетельному творческому человеку доставляет особенное удовольствие сам процесс создания нового смыслового узора, в ряде случаев раскрывающего привычные явления под новым, несколько неожиданным ракурсом. Возможность придать новые оттенки и полутона чему-либо, чтобы более ярко высветить определенные грани жизненных явлений в их многочисленности и разнообразии.
Стандартный человек стремится использовать юмор, как дополнительную возможность продемонстрировать особенное «совершенство» своей личности. При этом особой тактичности и деликатности по отношению к самолюбию других людей он может и не ощущать. Чьи-либо интересы, особенно его не волнуют. Ибо, он не видит в этом особого смысла и личной пользы непосредственного практического плана для себя. С точки зрения банального рационализма, так сильно распространенного в современном мире. Юмор, как таковой, представителя стандартного менталитета не волнует вообще никак. Не говоря уже об утонченности и изящности юмора. Главное, чтобы хотя бы некоторые окружающие громко смеялись над его шуткой. А то, что эти некоторые не отличаются особым умом или добродетельностью, такого юмориста не волнует вообще никак. В основе юмора такого человека лежит цель максимального обличения (а иногда и унижения) чего-либо или кого-либо. Чаще всего, это какие-либо второстепенные недостатки и слабости, ошибки и неудачи, иллюзии и заблуждения.
Желание блеснуть умом для поддержания кого-либо (особенно, если этого не собираются делать все остальные) в чем-либо хорошем и ценном, добром и светлом, особенном и оригинальном, необычном и творческом возникает (если еще возникает!) в тысячи раз реже в голове такого юмориста (по сравнению с добродетельным человеком). Ибо, требует от него действительно серьезных и напряженных усилий ума и души, к которым он или не имел привычки вообще когда-либо, или же успел отвыкнуть, в силу фундаментальной праздности своего бытия вообще (с духовной точки зрения). И принципиальной зацикленности на мелкой повседневной житейской суете. При существенном ущербе качеству жизни с точки зрения вечных и универсальных классических ценностей. Когда мелкие сиюминутные интересы мощно и основательно отодвигают в сознании человека весь смысл жизни, как таковой, по большому счету.
Интеллектуальные и психологические узоры, как таковые, не говоря уже об их утонченности и изящности, представителя стандартного менталитета не волнуют в принципе. В них он не видит особого смысла и пользы для себя. С одной стороны. А с другой стороны, такой человек прекрасно отдает себе отчет в том, что именно он на такие виражи принципиально не способен. Сознаваться же в своей фундаментальной несостоятельности не хватает мужества и самокритичности. А потому не лучше ли использовать лишь то, что привычно и понятно, ясно и доступно, многократно проверено жизнью. Пусть в самой небольшой, но, все же, эффективности практического плана. И что там думать о каких-то дополнительных и «второстепенных сентиментальных» нюансах? Кому они нужны? Дусе или Фросе? Они и без этого живут прекрасно. Да и не оценят они этого по достоинству, потому как, принципиально не способны этого делать, в силу глобальной упрощенности своего личностного менталитета.
Так чего, спрашивается, городить огород. Сморозил что-нибудь жесткое и яркое, а всем весело. Все видят то, какой я остроумный. А то, что среди толпы есть пару человек, которым такой юмор не нравится, то это меня особенно не волнует. Ибо, на всех не угодишь. А то, что эти два человека в этой толпе являются наиболее умными и достойными, остается вне поля зрения такого «юмориста». Для него главное, чтобы он сам был доволен собой. В своей системе координат, в своей иерархии ценностей. То, что эта иерархия есть большое искажение и извращение иерархии классических ценностей бытия, никогда такого деятеля не волновало и никогда волновать не будет. Главное - это ему в ней удобно и комфортно, а все остальное – это мелочи жизни, которыми можно, по большому счету, пренебречь.
Свидетельство о публикации №225012800406