Психология и философия доброты. т. 2. глава 27
В этих случаях мне периодически вспоминается история о том, как профессионального повара хотели обязать из тухлого мяса и гнилых овощей сварить качественный и вкусный суп. Что, собственно, было исключено в принципе. И уже изначально. Даже чисто теоретически. И никак не зависело от уровня квалификации повара и от степени его старательности и добросовестности.
Очень большую роль играет то, к какому оценочному диапазону мы привыкаем в школе. В частности, можно выделить несколько диапазонов. Достаточно условно, но тем не менее. Первый диапазон: «три с минусом», «три», «три с плюсом». Второй диапазон: «четыре с минусом», «четыре». Третий диапазон: «четыре с плюсом», «пять». Четвертый диапазон: от пяти до пяти с плюсом.
Наименее честолюбивые, как правило, довольствуются первым диапазоном. Умеренно честолюбивые – вторым. Особенно честолюбивые – третьим. И почти никто не претендует на четвертый диапазон. Ибо, даже с точки зрения самых умных и способных школьников, это не имеет особого практического смысла. Что называется, овчинка не стоит выделки. В результате, возникает очень своеобразная ситуация, когда человек, сам или с помощью учителей и родителей, вешает на себя ярлык. В значительной степени формальный, но четко и жестоко определяющий его принципиальный и фундаментальный жизненный менталитет. Это «троечник», «хорошист», «отличник», «вундеркинд» (в особо редких случаях). Человек, тем самым, определяет для себя линию горизонта, к которой стремится всю свою жизнь.
Это "удовлетворительно", «хорошо», «отлично» и «замечательно». Это определяет то, на каком качественном уровне он будет решать важнейшие вопросы своей жизни. Иначе говоря, уровень его старательности и добросовестности, усердия и трудолюбия, целеустремленности и энтузиазма, упорства и настойчивости.
Ведь, собственно, всем понятно то, что минимальные усилия не могут в принципе дать хороший результат в чем–либо хорошем, важном, ценном. А умеренные усилия, в подавляющем большинстве случаев, могут дать только хороший, но не отличный результат. А вот тут начинаются очень интересные моменты. Большие усилия могут дать отменный, изящный, особенный, эффективный, оригинальный, особенно ценный и особенно важный, виртуальный, великолепный, замечательный, потрясающий. В отдельных случаях – изысканный результат.
Человек, вольно и невольно, привыкает мыслить понятиям определенной логической категории. Он, как бы, устанавливает для себя личные качественные рамки: минимально необходимый уровень и максимально целесообразный. Не вообще, а именно для него. Потом он об этом уже особенно и специально не задумывается. Он просто живет в соответствии с тем менталитетом, что когда–то вольно или невольно выбрал для себя.
Конечно, нельзя ждать от человека с задатками низкого интеллекта, чтобы он был обязательно отличником. Ему и хорошистом–то быть очень трудно. Наиболее комфортно в зоне троечника. И Бог с ним. Но совсем другая ситуация складывается с человеком, имеющим задатки среднего интеллекта. Проще жить с минимальным уровнем требовательности к себе. И это заставляет, как минимум, половину людей с задатками среднего интеллекта быть не хорошистами, а всего линь троечниками. Этому нередко способствуют конкретные неблагоприятные обстоятельства в родительской семье. В том числе, недостаточно внимательное и чуткое отношение к ребенку.
Отношение к статусу отличника, как ни странно, весьма проблематичное. Их считают зубрилками, людьми, стремящимися любыми путями выслужиться перед учителями, выпендриться перед одноклассниками и т.д. и т.п. О вундеркиндах, составляющих, в лучшем случае, один процент от общего числа школьников, речь вести не стоит.
Потому как, это совершенно особенное явление жизни. Очень специфичное, не соответствующее никаким распространенным правилам и законам психологии и философии человеческого бытия. Вундеркинды, как правило, в большинстве сложных важных жизненных вопросов являются аутсайдерами. Людьми, социально дезадаптированными. Не зря же для них создают специализированные школы, где они находятся среди равных себе и по уровню интеллекта и по уровню психологической специфичности. Но таких школ пока еще лишь единицы. И они имеют место быть преимущественно в Москве и Питере. Остальная страна, как правило, варится, что называется, в собственном соку. Тем самым, лишая себя очень многих личностей, способных составить ее большую и особую гордость. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане.
Ни учителя, ни родители, как правило, к сожалению, не доносят до школьников должным образом мысль о том, что они должны хорошо, мягко говоря, учиться не ради взрослых, а ради самих себя. И не ради получения какой–либо оценки в дне сегодняшнем или завтрашнем, а ради своего отдаленного и светлого будущего во взрослой и самостоятельной жизни. Приоритеты, к сожалению, расставлены принципиально неправильно. Что, собственно, и дает вполне конкретный и определенный результат. По жизни вообще. Ибо, то, как учится человек, как он старается при этом, в значительной степени определяет, как правило, степень успешности его личной, профессиональной, социальной, семейной жизни. Во всех ее важнейших аспектах.
Понятно, что быть отличником дано мало кому. Это, с одной стороны. А с другой стороны, принципиальное игнорирование идеи о том, что можно быть еще и отличником, а не только хорошистом, приводит к тому, что максимальным уровнем старательности человека по жизни становиться «чуть выше среднего». И именно: лишь чуть выше среднего. А, собственно, зачем больше, если и родители, и учителя в значительной степени довольны имеющимся положением вещей? Мотивации, собственно, при этом не присутствует вообще никакой.
Конечно, оценка «отлично» не является формальным и жестоким ориентиром для любого человека, и творческой личности, в том числе. Важно объяснить ребенку то, что оценка «четыре с плюсом» или оценка «4,75» - это не просто некоторое формальное различие с оценкой «хорошо». Не только количественное, но и качественное отличие.
Причем, весьма существенное и достойное отличие. Представляющее возможность для приобщения человека не к числу формальных отличников, ботаников и зубрилок, а к числу лидеров жизни, лидеров общества, лидеров государства. В отдельных случаях, быть может, и всего человечества. Это не просто несколько иной статус человека.
Это принципиально иной статус. Определяющий совершенно иной уровень возникновения собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью, своим творчеством. Тем, что делает добродетельный человек. И тем, как он это делает.
Ведь, если спросить у большинства людей о том, желают ли они быть не только хорошими, но и замечательными людьми, то практически все ответят, что желают. Но это чисто теоретический подход к делу, ибо, во–первых, почти никто не знает и не понимает того, а что, собственно, нужно для этого делать. А главное – как. И, во–вторых, почти никто не понимает принципиального отличия хорошего человека от замечательного. То есть, в чем конкретно оно состоит, из каких интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических элементов. Естественно, что нет и понимания истинной ценности этих элементов, их реального положения в иерархии классических ценностей. А отсюда, в лучшем случае, поголовное и фундаментальное психологическое и духовное невежество. За которое, как правило, платится просто–таки гигантская цена почти всеми людьми. Как это следует из многочисленных трудов классиков психологии и философии, святых и мудрецов, а также из сорокалетних наблюдений и исследований автора за многими тысячами людей.
Конечно, имеющаяся в школе пятибалльная система оценок в принципе не в состоянии отразить тонкости сложного и многогранного подхода педагогов к обучению. Не говоря уже о возможных приставках к оценкам в виде плюсов или минусов. Собственно, у каждого учителя, в оптимальном варианте, должна быть индивидуальная стратегия относительно каждого конкретного ученика по его перспективной мотивации к более добросовестному отношению к учебному процессу. Ведь, так замечательно наблюдать за тем, как растет твой ученик не только в плане оценок по твоему предмету, а как личность вообще.
Низкий уровень одухотворенности наших учителей, к сожалению, не позволяет им должным образом проявлять творческий подход в своих педагогических усилиях. Только тот, кто был в роли психологического селекционера, хотя бы на год, не в силу формальных требований профессии, а по зову своей души, может понять то, насколько это замечательно – выращивать не только хорошие и относительно благополучные, но и замечательные личности. Яркие и неординарные, сообразительные и изобретательные, с богатой фантазией и воображением, способные и талантливые.
Вообще, всем нужно знать, что любое прикосновение к таланту, человеческой душе – это прикосновение к творению Божьему. Великому и неповторимому, уникальному и особенному, необыкновенно важному и ценному. Требующему особенно трепетного и осторожного, внимательного и бережного, аккуратного и почтительного отношения. Ибо, принципиально иное отношение и к своей, и к чужой душе, как правило, наказывается очень строго и серьезно Высшими силами. Не обязательно именно уже завтра, но тем не менее. Тема человеческой души необыкновенно важна и сложна, очень объемна. И поэтому подробное ее освещение не входит в цели и задачи данной работы.
Собственно, есть статус «ленивого троечника» и «старательного троечника», «ленивого хорошиста» и «старательного хорошиста», «формального отличника» и «творческого отличника». И это не только чисто теоретическая разница. Это существенное отличие еще и чисто практическое. Уровень старательности в учебе часто, но не всегда(!) передается и на уровень старательности в жизни вообще.
Особенно, применительно к наиболее важным жизненным вопросам. Это и выполнение функции родителя, супруга, сотрудника, руководителя, гражданина, друга, родственника, соседа и т.д. Уровень старательности может быть минимальный, средний и высокий. Понятно, что уровень внутреннего собственного удовлетворения собой и своей жизнью напрямую зависит от этого уровня старательности. Собственно, момент старательности и добросовестности относится к числу тех, что четко и жестко определяют степень успешности человека вообще. Во всем, что он делает.
Старательность должна быть не для кого–то и не ради кого–то. А, в первую очередь, ради самого себя. Ибо, каждый человек послан на Землю с вполне определенной миссией. У каждого она своя по сложности и ценности. Но в принципе, нет людей, у которых ценность их миссии была бы равна нулю. Собственно, не человек определяет то, какая миссия ему предназначена. Другой вопрос, что именно от человека зависит то, насколько полноценно и успешно будет реализована эта миссия. Этот небольшой кирпичик в большой и великой кладке жизни, что упорно и настойчиво через людей строят Высшие силы. И те, кто максимально добросовестно относятся к выполнению этой особой миссии (главной миссии!), имеют возможность заслужить достаточно существенную благосклонность Высших сил. И получить шанс на обретение счастья. И это не теоретические рассуждения. Это четкий и однозначный вывод из анализа более пятидесяти тысяч жизней людей. И не только современников.
Психология и философия Бытия существовала уже задолго до появления нынешнего человечества. И от него она никак не зависит, и зависеть никогда не будет. Скорее все человечество исчезнет, чем диалектика жизни изменится в своей сути. Безусловно, может измениться отношение Высших сил к отдельному человеку, группе лиц, народу, стране, всему человечеству от минимально благоприятного до максимального. Если для этого будут должные основания. Эволюция отношения Высших сил может иметь и отрицательные направления. Что собственно, мы и имеем возможность наблюдать последнее столетие.
Старательность – это ведь не только элемент индивидуальной психологии. Это элемент психологии и философии и народа, и государства, и человечества в целом. Не говоря уже обо всей Вселенной. И создание адекватных ориентиров в духовных ценностях вообще, и применительно к старательности интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, в частности, особенно важно. Все должны четко и ясно понимать то, что старательность, как и многие классические достоинства и добродетели, - это элемент особой престижности. И престижности не только внешней, обусловленной, но и собственной, внутренней. В своей собственной системе ценностей. За что можно и уважать, и любить себя. И не только в тот или иной конкретный день или час, а в течение всей жизни. Иметь конкретный прочный фундамент для этого. Как минимум, жестко необходимого объема для формального существования. А, как максимум, для полноценного и успешного Бытия.
Совершенно особый вкус жизни начинается при старательности человека от четырех с половиной баллов. Условно говоря. Причем, до пяти баллов – это отдельный промежуточный диапазон, а от пяти до пяти с половиной баллов – это уже совсем другой качественный диапазон. При старательности выше четырех с половиной баллов качество жизни начинает постепенно приближаться к умеренному уровню совершенства.
При условии, конечно, что у человека имеется хороший уровень интеллекта, средний уровень одухотворенности, минимальный (не с точки зрения житейской логики, а с точки зрения логики духовной) уровень мудрости, элементарная психологическая и духовная эрудиция, сознательный и целенаправленный процесс самовоспитания.
При старательности выше пяти баллов, качество жизни, по отдельным параметрам, может уже переходить границу умеренного уровня совершенства и начинать постепенно стремиться к высокому уровню. И это не только чисто теоретические выкладки. По опыту своей жизни и жизни многих других людей четко и конкретно видно, что радость от результатов своих усилий со стараниями выше пяти баллов – это совершенно особенная радость. Это не просто количественно большая радость, это чувство качественно иное. Как и мощность, и стабильность чувства собственного внутреннего удовлетворения. И это в полной мере актуально и в отношениях с окружающими (с разными, по уровню гармонии личности, разное), и с самим собой, и в развитии своей личности, и в реализации своего творчества.
Творческая личность, желающая добиться реально существенных успехов и достижений, должна иметь для себя ориентир старательности в пять с половиной баллов или пять с плюсом. Конечно, когда речь заходит о старательности выше четырех с половиной баллов, то далеко не каждое усилие дает быстрый и существенный результат. Иногда он бывает косвенный и весьма отдаленный. И даже более того. Каждая, условно говоря, одна десятая балла качественности результата усилий требует уже не арифметического увеличения количества и изощренности усилий человека, а, в ряде случаев, геометрического увеличения. Иначе говоря, не на десять процентов, а на тридцать–пятьдесят. Различие в количестве усилий, при старательности в пять баллов, может быть в два–три раза больше, чем при старательности в четыре балла.
А вот усилия, при старательности в пять с половиной баллов, могут быть в два–три раза больше, чем при пяти баллах. В некотором смысле, это работа на износ. По крайней мере, в самом начале такого старательного бытия человека. Со временем он входит в свой индивидуальный рабочий ритм и чувствует себя в нем достаточно комфортно. И даже более того: сильно удивляется тому, что он раньше жил совершенно иначе, на существенно более низком качественно уровне работы ума и души, духа и тела.
Конечно, далеко не все и не сразу получается на пять с плюсом. Постижение нового и освоение новых навыков, как правило, идет путем проб и ошибок. Но, не зря же говорят, что «терпение и труд все перетрут».
Истинное одобрение профессионалов, не говоря уже о восхищении и восторге, можно получить только при уровне старательности в пять с половиной баллов, предлагающей особый уровень добросовестности ума и души, духа и тела. Конечно, такой уровень старательности требует от человека высокого уровня организованности, самодисциплины, чувства долга и ответственности, самокритичности и самоконтроля, умения держать дыхание на длинной дистанции, применения элементов разумного рационализма и целесообразности, более напряженной работы ума и души, более виртуозной координации всех своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов.
Особая старательность в общении позволяет создавать, укреплять и развивать действительно прочные и перспективные, полноценные и многогранные отношения и на приятельском, и на дружеском, и на близком уровне. При должной уровне осмысленности добродетельного человека.
Разумная добродетельная личность отличается от обычной в том, что она любит решать задачи в принципе. И задачи повышенной степени сложности, в частности. Обычный человек предпочитает решать задачи преимущественно простого характера.
Чтобы при этом не особенно напрягать свои мозги. Не тратить дополнительную энергию, не создавать новое волнение и беспокойство. Разумный человек, в отличие от обычного человека, понимает то, что только в ходе интенсивной умственной деятельности может развиваться и совершенствоваться интеллект, во всех его гранях и аспектах. Да и развитие всей личности идет более энергично, если человек сознательно и целенаправленно, постоянно и регулярно повышает степень сложности задач, которые ставит перед собой. Кроме того, он стремится решать привычные задачи все быстрее и быстрее. С применением новых способов и методов, средств и возможностей. Одновременно внося в технологию решения творческих и жизненных задач разумный элемент оригинальности и неординарности. Положительно влияет на развитие творческих способностей и внесение определенного разнообразия в типы и виды решаемых задач. Хотя, безусловно, этот момент не должен превращаться в самоцель. Все должно иметь вполне определенный элемент осмысленности.
Кроме постепенного повышения степени сложности задач, желательно периодически поднимать их сложность на принципиально более высокий уровень. Хорошо шлифует творческие способности добродетельного человека их проявление в каких-либо непривычных и нестандартных ситуациях.
Конечно, иметь собственную точку зрения желательно всем. Другой вопрос в том, что, чтобы иметь таковую на самом деле, а не предполагать ее наличие чисто теоретически, нужен определенный комплект факторов. Это существенная самостоятельность и независимость, самодостаточность, зрелость, гармоничность, неплохой уровень интеллекта и общей культуры. Это знание и понимание иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Желательно и присутствие творческого мышления (не более пяти процентов людей).
Собственно, человек, имеющий собственную точку зрения, как правило, не особенно ориентируется на мнение окружающих. Он не пренебрегает им демонстративно, но и не следует ему слепо и механически. Конечно, такой человек старается найти рациональное зерно в мнении окружающих. И, при необходимости, скорректировать свое собственное мнение. Но сам факт принципиального противоречия его мнения мнению окружающих еще не является обязательным фактором к значительному пересмотру своего мнения. Другой вопрос, что действительно достойный человек старается иметь два-три эксперта для себя в том или ином вопросе, где он не может претендовать на значительное совершенство своего мнения. И, с другой стороны, этот момент помогает ему постепенно, но четко и конкретно избавляться от своих иллюзий и заблуждений, возможных ошибок и неудач.
Хотя, безусловно, даже самый самодостаточный человек не исключает для себя сам момент того, что он не знает или не понимает чего-либо в новой информации, которую он еще не успел осмыслить должным образом. Или в старой информации, особенно второстепенного и третьестепенного характера. В таких случаях, самодостаточный человек стремится восполнить свой дефицит информации. И проанализировать новые данные с точки зрения иерархии классических ценностей. Иногда небольшое фиаско служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы над собой.
Действительно самостоятельный и независимый человек, как правило, не меняет свою точку зрения по десять раз в день. Это, если и происходит, то достаточно редко и под влиянием очень весомых аргументов. Собственно, познание мира и жизни идет путем постепенного узнавания все новой и новой информации. Иногда один-два новых аспекта восприятия того или иного жизненного явления могут существенно скорректировать прежнее представление о нем. И даже более того, мудрый человек склонен быть благодарным тому, кто помог ему скорректировать его прежние взгляды и мнения.
Наиболее устойчивое мнение интеллектуала имеет место применительно к критериям эстетики и совершенства интеллектуального, психологического и духовного характера. Есть верность и преданность своим принципам и убеждениям, правилам и законам внутреннего пользования. Добродетельный человек не впадает в банальную амбициозность, когда мнение считается абсолютно правильным только в силу того, что оно является его собственным. Он открыт не только для просто новой информации, он открыт и для принципиально новой информации. Ибо, видит в этом залог своего полноценного развития, сознательного и целенаправленного самосовершенствования.
Способность к исследованиям – это особенно важный момент для добродетельной личности. Исследования помогают более интенсивно и более полноценно познавать себя, окружающий мир, жизнь, вся связанное с человеческим бытием. Конечно, это важно и для любой отдельной ситуации. Но, регулярное проведение, пусть даже самых небольших, но целенаправленных исследований, создает у человека привычку к такого рода деятельности. И временами, кроме планомерных исследований, возникают и своего рода импровизации, экспромты, эксперименты. Позволяющие расставить точки над «и» более быстро и более конкретно. Что называется, по ходу дела. Или по горячим следам.
Исследования могут помогать человеку находить для своей жизни и творчества новые направления, новые грани, новые аспекты, нюансы, детали, оттенки и полутона. А также успешно редактировать свои прежние взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. В максимальном соответствии иерархии вечных и универсальных классических ценностей.
Исследования придают более благоприятный характер познанию жизни. Когда серия отрицательных результатов, полученных в их результате, уже не воспринимается человеком, как нечто весьма неприятное, стрессовое, задевающее самолюбие. Наоборот, любой результат, в той или иной мере, способен подтвердить, те или иные, предварительные гипотезы. И, тем самым, повысить уверенность человека в себе и своих силах. Собственно, статус исследователя себя, окружающих, жизни – это совершенно иной статус человека, познающего жизнь. Это более благоприятный вариант расставания с иллюзиями и заблуждениями. Правда, не исключающий на все сто процентов каких-либо неприятных ассоциаций.
Исследования помогают получать более полную информацию о каком–либо явлении жизни, более многогранную, более конкретную, более систематизированную, более концентрированную, более объемную, более объективную. Регулярные исследования помогают более эффективно планировать новую серию исследований в интересующем направлении. И вносить в них адекватные и своевременные коррективы количественного и качественного характера.
Исследования способны добавить новый смысл в жизнь человека. Не говоря уже о дополнительном оттенке на конкретном этапе жизненного пути. И интеллектуального, и психологического характера. Исследовательская деятельность – это своего рода пикантный соус в обычной прозе жизни. Исследование помогают более интенсивно развивать интуицию и проницательность, абстрактное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, внимательность и наблюдательность.
Опыт проведения различных исследований делает человека менее категоричным и прямолинейным, подходящим к сложным явлениям жизни с менее максималистских позиций. И предполагающим более многовариантное восприятие реальной действительности. Исследования помогают человеку понять более точно свое место в этой жизни, реально величину своих способностей и талантов, достоинств и добродетелей. Исследовательская деятельность вырабатывает в человеке философский подход к оценке себя и своей жизни, своего творчества, разумное отношение к своим ошибкам и неудачам, проблемам и неприятностям, сложным и противоречивым ситуациям. Помогает понять постепенность и медленность эволюционных процессов в своей личности и в жизни вообще. Что дает возможность более адекватно строить свои планы на будущее в наиболее важных моментах жизни.
Наблюдательность – это важная черта личности. Она необходима и полезна практически всем, но для творческой личности она важна буквально как воздух. Ибо, познание и себя, и окружающих, и жизни невозможно без сознательной и целенаправленной склонности к постоянным наблюдениям. Конечно, это требует от человека вполне определенной внутренней организованности, внимательности, сосредоточенности. Умственной и душевной активности.
Наблюдательность важна во всех четырех основных сферах человеческого бытия: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Она касается и простых явлений жизни, и умеренной сложности. Но особенно она важна применительно к сложным явлениям. Для их более интенсивного и полноценного познания и осмысления. Как, впрочем, и вообще относительно каких-либо многогранных и изощренных, многослойных и связанных с элементами иерархии классических духовных ценностей человеческого бытия.
Наблюдательность важна не только применительно к каким–либо особенно важным моментам жизни, но и к второстепенным и даже третьестепенным. Ибо, такое подразделение явлений жизни, на самом деле, весьма условно. Ибо, многие второстепенные моменты, чаще всего, не играют особой роли, но, тем не менее, очень часто несут в себе очень ценную информацию высокой степени достоверности о чем–либо новом и неизвестном, необычном и непривычном, неоднозначном и противоречивом, странном и непонятном. Особенно в тех случаях, когда кто–то, вольно или невольно, вводит нас в заблуждение относительно того, что делает тот или иной человек, иногда исходя из своих корыстных интересов. Особенно в ходе какой-либо интриги или авантюры, индивидуальной или коллективной психологической манипуляции.
Хорошо, когда к наблюдательности добавляется еще и творческое мышление. В том числе, глубокое и масштабное, абстрактное и ассоциативное, аналитическое и оригинальное (не обязательно во всем исходящее из распространённых и общепринятых стандартов). А также привычка к систематизации полученной информации. Ибо, ее наличие в хаотичном виде имеет практическую ценность значительно меньше, чем в систематизированном. Конечно, это не должно превращаться в самоцель, механическую и формальную, в стремление абсолютно все втиснуть в жесткие рамки логики, логические рамки тех или иных стандартов и стереотипов. Каждый должен понимать то, что, чем сложнее анализируемое явление, тем меньше число его граней доступно для непосредственного восприятия. Как и степень возможного погружения в каждую из этих граней. И тут вопрос уже не только в размере индивидуальных способностей и возможностей, а в том, что человеческий разум имеет вполне определенные ограничения в своем познании окружающего мира. Только очень редким гениям удается заглянуть чуть дальше в бездну тайн Вселенной, чем большинству обычных людей.
Конечно, у людей творческого типа возможности в этом плане могут быть (но не обязательно реально реализованы) существенно больше, чем у большинства обычных людей. Даже познание самого себя – это очень непростое дело. Древние говорили по этому поводу то, что, познавший себя до конца, может познать все, что угодно. Ибо, человек несет в себе все элементы бытия: интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические. А вот то, что он с этим делает – это уже совершенно отдельная песня, что называется. Серьезное и глубокое, объективное и бесстрастное изучение самого себя способно помочь в постижении других людей. Особенно в плане многих скрытых и подсознательных моментов.
Наблюдательность особенно важна в житейских и научных исследованиях и экспериментах. Наблюдательность может помогать человеку сохранять свою адекватность изменяющимся условиям действительности. Например, при общении с другим человеком вы увидели, что данная тема разговора ему не интересна. И это может послужить основанием для ее смены. Или то, что вы делаете, перестало вызывать положительные эмоции у важного партнера по общению. Значит, следует или прекратить это делать в данный момент времени вообще, или определенным образом его изменить, чтобы не вызывать у другого человека отрицательных эмоций.
Наблюдательность важна и в построении адекватных отношений человека с самим собой. Ибо, это большое искусство и достаточно сложная наука, доступная мало кому. Правильная любовь к себе и адекватное уважение к себе – это большая редкость в человеческом обществе вообще и в современную эпоху, в частности, это особенно актуально. Ибо, в значительной степени определяет высокую степень проблематичности и драматичности человеческого общества и человечества в целом.
Наряду со многими другими неоднозначными и проблематичными моментами распространённой человеческой психологии и философии бытия.
Наблюдательность, в оптимальном варианте, должна быть максимально осознанной и целенаправленной, постоянной и интенсивной, многогранной и многослойной, трепетной и чувствительной, бдительной и изощренной. Тогда она может дать человеку очень мощное преимущество перед большинством окружающих, значительно повысив вероятность достижения действительно высокого интеллекта и определенного (хотя бы между малым и средним) уровнем мудрости, жизненной опытности.
Наблюдательность помогает понимать основные особенности и закономерности существования различных жизненных явлений. По большому счету, в жизни нет ничего случайного. Все и хорошее, и плохое – это результат вполне определенного соединения многих моментов. Из того, что думает и чувствует человек, о чем мечтает и фантазирует, что желает и к чему стремится, что делал в прошлом и делает в настоящем. И не только того, что он делал, но и того, как он это делал: глупо, относительно разумно или очень разумно. Вопрос, по большому счету, не в том, что было или нет при этом одобрение людей из своего непосредственного окружения. А в том, было ли одобрение Высших сил, строгих и бесстрашных, объективных и мудрых.
Иначе говоря, насколько основательно все мы стремились и стремимся вписываться в систему вечных и универсальных правил и законов Бытия вообще и человеческого, в частности. Не говоря уже о том, насколько успешны мы были в этом своем стремлении. Ибо, простой человек лишь иногда вписывается в систему понятий средней степени сложности. Человек с личностью средней степени сложности лишь иногда вписывается в систему сложных понятий. И даже сложный человек иногда не вписывается в систему очень сложных понятий.
Такова диалектика жизни. Каждый процент мудрости дается человеку только в результате очень большого и очень тяжелого труда. Труда ума и души, духа и тела. Труда максимально интенсивного и добросовестного. Сознательного и целенаправленного.
Конечно, наблюдательность – это только первый этап обретения добродетельным человеком мудрости. Но без нее она не возможна в принципе.
Добродетельному человеку особенно важно иметь уважение к себе. Не только с психологической, но и философской и духовной точки зрения. Звучит это словосочетание достаточно просто. Но реальность жизни такова, что девять человек из десяти уважать себя не умеют. Как правило, люди впадают в крайности: или слишком мало себя уважают, в силу наличия слишком большой скромности, или, в той или иной степени, впадают в житейскую манию величия, основанную на громадной самоуверенности и самовлюбленности, низком уровне самокритичности и самоконтроля.
Это, как минимум. А, как максимум, к этому нередко прикладывается еще несколько десятков больших недостатков. В том числе, низкий уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости. Речь, собственно, идет лишь о людях со средним и высоким интеллектом. Ибо, каких можно ждать особых духовных ценностей от людей с низким интеллектом. Нет, бывают, конечно, и отдельные редкие исключения из этого правила. И автор лично видел отдельные элементы одухотворенности (преимущественно фрагментарного характера) у людей с официальным диагнозом «умственная отсталость легкой степени». Но эти редкие исключения, к сожалению, погоды в обществе не делают. Как и среди формально психически здоровых людей.
Уважение к себе может быть минимальным, средним и большим. В отдельных случаях, очень большим. Большинство людей, испытывающих большое и очень большое уважение к себе, - это далеко не самые умные, талантливые и замечательные люди. Из них, в лучшем случае, лишь одна десятая действительно умные, талантливые, достойные. А, скорее всего, лишь одна сотая. А, если брать людей с очень большим уважением к себе, то и вообще одна тысячная.
Собственно, из чего должно складываться уважение к себе? В первую очередь, из осознания в себе определенной добродетельности. И, чем она выше, тем лучше, тем больше повода считать себя одухотворенным человеком. Во-вторых, это конкретные достоинства ума и души. Сам факт наличия которых, а также степень развития, выше средней, подтверждены рядом наиболее достойных людей из окружения конкретного человека. Ибо, в ряде случаев, некоторые родственники, исходя из своей безмерной любви к ребенку, создают ему совсем несусветную и неимоверную любовь к самому себе, что это нередко превращается в мощную и необратимую психологическую и духовную деградацию личности. А потом очень сильно удивляются тому, что из их чада вырос явный моральный урод, сознательно и целенаправленно несущий в мир только деструктивное и дисгармоничное (преимущественно). И берущий из него только все самое лучшее и замечательное самым непотребным и потребительским образом.
Отсутствие у большинства людей истинной иерархии ценностей приводит к многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Которые имеют характерную особенность очень быстро распространяться, стремительно развиваться, агрессивно завоевывать обширные территории в умах и душах духовно неокрепших и неразвитых людей. Люди начинают очень сильно гордиться в себе какими-либо второстепенными и третьестепенными моментами, одновременно основательно игнорируя большинство фундаментальных классических достоинств и добродетелей вечного и универсального характера.
Собственно, если вы - просто хороший и психологически адекватный человек, то это уже реальный и основательный повод для возникновения вполне определённого, минимально необходимого уважения. Как минимум, среднего уровня уважения к себе. Большой повод для большого уважения к себе жизнь дает мало кому. И это естественно и нормально. Ибо, далеко не всем дано быть гениями или святыми. Конечно, каждый человек может уважать себя за определенные достоинства и добродетели, что Высшие силы вложили в него.
Но жизнь обстоит таким образом, что на месте ничего не стоит. И поэтому просто остаться прежним хорошим и достойным человеком в произвольном порядке не дано никому. Сохранить свою ценность человеческого и личностного плана можно только при условии наличия серьезной и целенаправленной работы над собой. Но никто из нас не рождается уже абсолютным совершенством. И поэтому задатки любых достоинств и добродетелей, как и способностей и талантов, даются нам не для самолюбования, а для интенсивного и максимально добросовестного, сознательного и целенаправленного развития. Для повышения, тем самым, гармонии своей личности, выполнения своей персональной миссии на Земле наиболее успешным и достойным образом. Для повышения уровня гармонии не только Земли, но и всей Вселенной. Все обстоит предельно серьезно. И поэтому требует к себе и соответствующего отношения со стороны каждого человека. Особенно добродетельного. Без какого-либо исключения из этого правила.
Именно поэтому человек имеет право иметь уважение к себе пропорционально тому, как именно он выполняет эту миссию. И тут категорически не подходит формулировка «не хуже других». Ибо, другие, как правило, делают это не только не самым лучшим образом а, чаще всего, самым отвратным образом. За что и имеют массу головной боли. В прямом и переносном смысле. Ибо, это не только масса очень больших проблем и неприятностей, но и драм, и трагедий.
Уважение к себе должно быть пропорциональным степени развития многогранной и изощренной самокритичности, постоянного комплексного самоконтроля за всеми своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, фантазиями и мечтами, произвольными и хаотичными идеями. В оптимальном варианте, за всем, что мы говорим и делаем. Особенно, за тем, как мы это делаем. С каким выражением лица, жестами, интонацией голоса, стилистикой и лексикой речи. Насколько умно и достойно, тонко и изящно.
Не может быть уважения к себе даже среднего уровня, если уровень требовательности к себе (не зависимо от мнения окружающих по этому поводу) всего лишь низкий. Должен быть, как минимум, средний уровень добросовестности в работе ума и души, духа и тела. Это, кстати говоря, тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного разговора. Большого и основательного. Если у вас уровень реальной внутренней, а не показной и демонстративной требовательности к себе средний, то и уважение к себе должно быть лишь средним. А если он высокий, то тогда есть определенный шанс создать и высокий уровень уважения к себе.
Хотя думается, что высокий уровень уважения к себе имеют право испытывать только классические интеллигенты и истинные аристократы ума, души и духа. Это деятели науки и культуры, мудрецы и святые. За всю история человечества аристократов было не более пяти тысяч человек. Их имена записаны золотыми буквами в книгу истории. Если даже самые мощные и уникальные достоинства и добродетели, способности и таланты не служат благу общей гармонии, то всем им «грош цена в базарный день» по выражению народной мудрости. Каждый человек имеет право на минимально жизненно необходимое уважение к себе хотя бы в силу наличия в себе Божьей искры, частички Абсолютного Духа. И вся его жизнь – это неутомимое и неустранимое стремление быть достойным носителем этой искры. И стремиться создать из нее максимально большое пламя.
Свидетельство о публикации №225012800417