Пушкин Падающие к опавшим листья
– Во–первых, вы мужчина или женщина?
– Какая разница, товарищ!
- Да, хрен ее знает …
Не М.А. Булгаков «Собачье сердце Барни»
Возвращение блудного сына к … блудной матери, мать ее…
Из Переписки из двух углов Гершензона и Иванова, живших в то время (летом 1920-го) в одной комнате в здравнице «для работников науки и литературы» в Москве (то есть и один писал другому из одного угла палаты здравницы в другой, получая ответы как соловей лето)
Первым начал Иванов … Славик – 17 июня
I. Иванову – Гершензону (далее И-Г) в угол (*) его зоны:
вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге
права личности на ее метафизическое признание и возвеличение
ограниченное и неизбежно-временное существование во всей сложности его причудливого и случайного состава
личность бессмертна не потому, что она уже есть, но потому, что призвана к возникновению
не найти субъекту в его мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома подобного хотя бы только зародышу самостоятельного истинного (т. е. вечного) бытия. Я — семя, умершее в земле; но смерть семени — условие его оживления.
(*) кто пациентов поставил в угол по углам – неведомо было им… а значит и нам
II. Гершензон – Иванову (далее Г-И), без даты в супротивную угловую зону:
эти запредельные умозрения, неизменно слагающиеся в системы по законам логической связи, это заоблачное зодчество, которому так усердно предаются столь многие, — признаюсь, они кажутся мне праздным и безнадежным делом…
какое бы счастье кинуться в Лету, чтобы бесследно смылась с души память о всех религиях и философских системах, обо всех знаниях, искусствах, поэзии, и выйти на берег нагим, как первый человек, нагим, легким и радостным, и вольно выпрямить и поднять к небу обнаженные руки, помня из прошлого только одно — как было тяжело и душно в тех одеждах, и как легко без них
III. И-Г, 19-го июня в противоположную лузу:
не надо (можно не быть) быть зодчим систем, чтобы уяснить: внутреннему опыту словесное знаменование и он ищет его, и без него тоскует, ибо от избытка сердца глаголят уста
предчувствия или начатки высшего, духовнейшего сознания не надо сдавать в плен рассудку: разум принудителен по своей природе; дух же дышит, где хочет
духовными должны быть слова-символы о внутреннем опыте личности и воистину чадами свободы
культура же со скиптром науки-принудительницы стремилась к тому, чтобы стать системою принуждений
а она суть лестница Эроса и иерархия благоговений
благоговение - тоска по Боге — влечение бабочки-души к огненной смерти = это основное влечение личности
кто не знает этого основного влечения – тот по Гете = «унылый гость на темной земле»
прим .Условием, базой динамики культуры в целом оказывается амбивалентная невменяемость. Вполне в духе ницшеанских рассуждений о необратимости смерти как источника роста и омоложения, о «веселости смерти», или гетевского знаменитого «stirb und werde» (умри и обновись, прейди и будь) как "коллективная вечность", "земное бессмертие" через непрерывное обновление:
...Und solang du das nicht hast, ...И пока нет у тебя этой жажды гибели,
Dieses stirb und werde, Этого умри и обновись,
Bist du nur ein truber Gast Ты только унылый гость,
Auf der dunkeln Erde. На темной земле.
(см. ЛИМИНАЛЬНОСТЬ (liminality) HPSY.RU/ ../../ ПРОЕКТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ: НОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ (ПОД РЕДАКЦИЕЙ ТУЛЬЧИНСКОГО Г.Л., ЭПШТЕЙНА М.Н., 2003)
Право говорите вы порабощенному собственными богатствами человеку: «стань (werde)», но, кажется, забываете Гетево условие: «сначала умри — (stirb und werde)»
IV. Г-И:
дело не в принудительности, о которой вы пишете, но в соблазне; а соблазн принудительнее насилия
отвлеченный разум соблазном объективной истины навязывает личности свои открытия
великий Кант открыл, что о самой вещи мы ничего не знаем, все же признаки ее, воспринимаемые нами, суть наши представления. Шопенгауэр упрочил эту истину, доказав с очевидностью, что мы совершенно заключены в себе и не имеет никаких средств выйти за пределы нашего сознания и соприкоснуться с миром. Вещь сама по себе не познаваема; познавая мир, мы познаем лини, явления и законы нашего духа; мы только воображаем или грезим внешний мир — его вовсе нет, наш воспринимающий аппарат — единственная реальность.
V. И_Г, 30 июня:
человек, верующий в Бога, ни за что не согласится признать свое верование частью культуры; человек же, закрепощенный культуре, неизбежно сочтет последнее за культурный феномен
от факта веры в абсолютное, что; не есть уже культура, зависит свобода внутренняя — или наше внутреннее рабствование перед культурою, давно безбожною в принципе, ибо замкнувшею человека (как это окончательно провозгласили Кант) в нем самом
верою одной, — т. е. принципиальным отречением от грехопадения культуры
неизменное умоначертание прикованных к скале узников Платоновой пещеры
образ обновленного общежития «без Муз и письмен», как бы прельстителен он ни был — обманчивое сновидение и d;cadence, как всякий руссоизм
«Вы дети, эллины, и старца нет меж вас» сказал Солону египетский жрец в диалоге Тимей Платона
VI. Г-И:
тоскующий дух беспомощно рвется вон; то силится распутать узлы догматического мышления, спеленавшего человечество, то с увлечением рассказывает о минутных прорывах, удавшихся тому или другому, Ницше или Достоевскому, Ибсену и Толстому, и об их плачевных падениях назад в тюрьму
вера, и любовь, и вдохновение, все, что способно освободить дух, — все в нас заражено и болезненно, и потому не освобождает
что встретит человек «За оградою покинутой тюрьмы»
чувство — как некогда жжение и зуд в плечах у амфибии, когда впервые зарождались крылья.
VII. И-Г, 4 июля:
«Движенья нет — сказал мудрец брадатый»...
(см, фемистоклоидный, Пушкин АС О споре Зенона с Диогеном
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Апория, о которой идёт речь у Пушкина, называется «Дихотомия» (деление пополам). Чтобы пройти какой-то путь, нужно сначала пройти его половину. Чтобы пройти половину пути, надо сначала пройти его четверть. Поскольку так можно продолжать до бесконечности, реальное движение так никогда и не начнётся)
Мефистофелю не нужно было бы, при взгляде на вас, сразу же терять всякую надежду на успех
Фаустовы слова о Вагнере: «он роется в земле, отыскивая золотой плод, и радуется, найдя дождевых червей».
пусть мертвые погребают мертвецов
VIII. Г-И:
культура … лукаво прельщает меня своим богатством и с любовью остерегает от разрыва с нею
миф: возвращение не блудного сына, а, что тяжеле, сына блудной матери
из многих "Гамлетов" и "Сикстинских Мадонн" путем отвлечения возникла общая ценность - Искусство; и так родились они все, -Собственность и Нравственность, Церковь и Религия, Национальность, Культура, и сколько, сколько еще: все из эманации лучшей крови самых горячих людских сердец
ценности еще не все, и с ценностям еще можно бороться
IX. И-Г, :
монологист. на путь диалектики такого не заманишь: логика ему не закон
человек первоначальных времен, который не боялся смерти, как боимся ее мы:
Древний человек, ты нас могучей
Тем, что пред судьбиной неминучей
Не склонял младенческих очей.
верил ли он в бессмертие души? если верил, вера эта, во всяком случае, не была для него утешением и надеждой; напротив; должна была порождать в нем безутешное уныние
не бессмертные они божества, если не выдержат испытания смертью
аретаизм
не мать Бонапарта перед троном сына, Мария перед крестом - вот символ сердца перед великою правдой вселенской ценности.
Мой Бог, невидимый, - не требует, не пугает, не распинает
Хоть детей бы рок наш трудный Миновал, не повторясь!
XI^ 19 июля
кусты роз прозябнут из серых гробниц
чтобы не быть "унылым гостем на темной земле", путь один - огненная смерть в духе.
***
Хотел произвести спуск этой теории культуры на пушкинские дела .. . но что-то стало "неохота " а ля некто, кто в черном нашем списке ... Или как проворчал В. Мирзоян = " сами отвечайте"
Свидетельство о публикации №225012800431