Психология и философия доброты. т. 2. глава 29

Созидательность важна для добродетельного, достойного и разумного человека. Истинная созидательность является проявлением творческих особенностей личности. Созидательность может проявляться в простых явлениях жизни, средней степени сложности и сложных. Подавляющее большинство людей занято созидательностью преимущественно простых вещей. Лишь иногда наиболее умные и способные из них сознательно и целенаправленно занимаются вещами средней степени сложности. И лишь интеллектуальная и психологическая элита общества (не более одного процента людей) предпринимает попытки созидательности в явлениях высокой степени сложности. О которых большинство обычных людей не только не знает, но даже и не подозревает об их существовании. Не говоря уже о понимании их истинной ценности и важности. Об их принципиальном отличии от всего прочего в человеческой жизни. В первую очередь, в качественном плане.

Есть созидательность простая житейская – обеспечение необходимого прожиточного минимума на уровне, принятом у большинства окружающих. А есть созидательность творческая, когда основной задачей является создание чего-либо, существенно отличающегося по количественным или качественным параметрам от того, что принято у большинства окружающих. Сюда можно отнести все виды творчества на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Доступном, в лучшем случае, всего пяти процентам людей. Конечно, отсутствие больших творческих задатков нельзя ставить в вину тому или иному конкретному человеку. Ибо, не он выбирал себе комплект достоинств и добродетелей, с которыми он родился. И поэтому большие старания обычного человека не должны полностью обесцениваться. Это, с одной стороны.

А, с другой стороны, с точки зрения иерархии классических ценностей, даже самые большие усилия обычного человека могут иметь, в лучшем случае, лишь среднюю степень ценности в общественном плане. В то время как, даже средней степени интенсивности усилия творческого добродетельного человека могут иметь большую общественную ценность. Не говоря уже о больших усилиях. Естественно, что усилий максимально добросовестных. Другой вопрос, что величина творческих задатков у различных людей может очень существенно отличаться от самой минимальной (способный мастеровой) до самой максимальной (уровень гения). Не говоря уже о том, что у одного и того же человека, на разных этапах его жизни, проявляется различный уровень его мастерства. Иначе говоря, даже самые большие задатки реализуются, как правило, лишь постепенно. В ходе их сознательного и целенаправленного развития. При хотя бы относительно благоприятных внешних обстоятельствах.

Очень хорошо эти ступени совершенства можно проследить в живописи, скульптуре, литературе, музыке, архитектуре и т.д. И только те, кто опирается в своем творчестве на классические ценности, имеют шанс попасть в классики мировой культуры. И тут большую роль играет момент наличия или отсутствия задатков большого интеллекта, большой гармонии личности, мудрости, одухотворенности, интуиции, чувства интеллектуальной и психологической эстетики, степени изощренности и многогранности личности, степени интенсивности стремления к самосовершенствованию.

Созидательность может быть как самоцель. А может быть проявлением естественной и закономерной потребности человека к творчеству. Во втором случае ее качественные характеристики могут быть существенно выше. Созидательность может быть преимущественно физической, интеллектуальной, психологической, духовной, смешанной. Конечно, даже чисто физическая созидательность имеет вполне определённую ценность. Заслуживает некоторого уважения и симпатии. Но, как правило, не особенно большого. Интеллектуальная созидательность – это явление, стоящее на более высокой ступени на иерархической лестнице вечных и универсальных классических ценностей. Психологическая созидательность, если она основана на тонкости и изящности души, стоит еще выше. На самом верху находится духовная созидательность. Ибо, это проявление высшего пилотажа даже среди избранных. Среди истинной аристократии ума и души.

Интеллектуальная созидательность, хотя бы с минимальной ценностью, возможна лишь у одного человека из двадцати (с точки зрения не житейской, а духовной логики). Психологическая созидательность ощутимого качественного уровня возможна у одного человека из десяти. Высокого уровня – у одного из ста. Духовная созидательность минимального уровня – у одного из тысячи. Это к вопросу, что с духовной точки зрения, один добродетельный интеллектуал высокого уровня стоит не менее ста обычных людей. Интеллектуальный аристократ стоит больше, чем многие тысячи обычных интеллектуалов. Духовный аристократ стоит больше, чем десятки миллионов людей с, мягко говоря, относительным уровнем одухотворенности. Другой вопрос, что, как правило, истинных интеллигентов и аристократов ума и души, духа при жизни мало кто адекватно воспринимает. Хотя больших аристократов за всю историю человечества было не более пяти тысяч человек.

В девяносто девяти случаев из ста имеется лишь обостренная претензия на интеллигентность и на привилегии, которые для него предполагаются. В то время как, истинный интеллигент ощущает свою особую ответственность перед Высшими силами, необходимость в более высокой требовательности к себе, чем большинство. Его заботит максимально добросовестное исполнение своей миссии на Земле. И удовлетворение тем, что он делает и как.

Конечно, к созидательности необходимо стремиться абсолютно всем. Ибо, это, несомненно, способствует более гармоничному развитию личности любого человека, воплощению задатков его достоинств и добродетелей, любых его способностей. Это дает возможность ощущать мощное и стабильное чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью.

Созидательность должна иметь максимальную степень осмысленности. Ибо, это большая трата времени и сил. Не говоря уже о том, что она не должна быть эгоистической. Истинная созидательность предполагает благо хотя бы узкому кругу людей. При отсутствии прямого или косвенного ущерба всем остальным. Классический интеллигент стремится постепенно повышать уровень сложности своего жизненного и профессионального творчества, повышать уровень требований к себе количественного и качественного плана. И вкладывать в свою созидательность максимальное число элементов интеллектуальной, психологической и духовной аристократичности. При этом добродетельный  человек ориентируется на свой интеллектуальный или психологический идеал, а не на свое непосредственное окружение. Которое, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. С точки зрения духовных ценностей.
Качественная созидательность требует от человека принципиального отторжения многих второстепенных и третьестепенных моментов прозы жизни и акцентирования своего внимания на главном. Но главное - не с точки зрения сиюминутных интересов, а с точки зрения смысла жизни в целом. В соответствии с иерархией классических ценностей.

Созидательность предполагает мощное и конкретное проявление нескольких десятков достоинств и добродетелей человеческой личности. В ряде случаев, достаточно редких. Созидательность – это неотъемлемый элемент личности не только классического интеллигента, но и действительно добродетельного человека.

Сообразительность – это  качество, которое, к сожалению, не так сильно распространено, как нам всем этого хотелось бы. В чем она проявляется? В первую очередь, в том, что человек, встретившись с новой задачей, стремится решить ее наиболее оптимальным образом. Иначе говоря, максимально быстро, качественно, с минимальными затратами сил (умственных, психологических и физических) и еще каким-либо новым и отчасти оригинальным способом, с привлечением определенных нестандартных средств, использованием дополнительных возможностей, как произвольного, так и смоделированного сознательного характера. Сообразительный человек не склонен теряться в необычной ситуации. Он активно использует интуицию и проницательность. У него налажена неплохая (как минимум) связь со своим подсознанием. Откуда он может черпать бездну новых идей. Не исключена также связь с банком космической информации, когда в голове человека неожиданно появляются совершенно новые идеи, которые не имели в нем абсолютно никакой предварительной информационной подготовки. И потому иногда являются вполне определенным потрясением и для него самого. Особенно в плане особенной стройности и логичности мысли, ее масштабности и концентрированности, противоречивости и парадоксальности, утонченности и изящности, многогранности и изощренности, степени перспективности, иногда и чисто практической полезности и теоретической целесообразности и эффективности.

Как правило, человек уже рождается с задатками сообразительности вполне
конкретной величины: малой, средней или большой. Другой вопрос, что очень многие сознательно и целенаправленно не занимаются развитием этого качества своей личности.

Чаще всего, сообразительность проявляется в той или иной конкретной сфере деятельности. Изредка бывает и универсальной. В таких случаях, есть большая вероятность появления большого и настоящего ученого. У людей творческого типа сообразительность встречается в десятки раз чаще, чем у остальных людей.

Сообразительность предполагает высокую фоновую активность ума (не больше десяти процентов людей), творческое мышление с высокой скоростью, глубиной, нестандартным ракурсом восприятия жизни, самостоятельность и независимость мышления, восприятие себя, как индивида с определенным уровнем зрелости и гармонии, мудрости и одухотворенности. Сообразительный человек, вольно или невольно, но практически ежедневно доказывает свое существенное и несомненное преимущество над большинством окружающих. Добродетельные люди с высокой степенью сообразительности имеют шанс стать реальной интеллектуальной и психологической элитой своего общества и государства.

Сообразительность помогает эффективно решать сложные задачи не только в школе или институте, но и по жизни. В ряде случаев, сообразительность базируется на внимательности и наблюдательности, склонности к исследованиям и экспериментам, интеллектуальной и психологической бдительности, осторожности, аккуратности. То, что может придумать один сообразительный человек за месяц, может быть принципиально лучше, чем то, что придумают тысячи человек без сообразительности за сто лет. Сообразительность очень важна в культуре и науке, психологии и философии бытия.

Сообразительность необыкновенно важна для любого человека, а для добродетельной личности в особенности. Ибо, она помогает четче и полнее человеку осознать самого себя, развить свою личность в целом, особенно основные достоинства и добродетели, способности и таланты. Она дает возможность более эффективно преодолевать преграды и препятствия в жизни вообще и в творчестве, в частности.

Сообразительность может помочь в выявлении истинных причин и успехов, и неудач в любой сфере деятельности, получить существенное количество достоверной информации из малого количества данных. Сообразительность помогает более глубоко и многогранно анализировать любые явления жизни. Как внутри, так и вне своего внутреннего мира. Сообразительные люди – это потенциальная гордость и общества, и государства во всех сферах деятельности. Если сообразительный человек имеет большие знания в области психологии и философии бытия, то он может обрести очень значительное могущество и иметь большое искушение использовать его в своих эгоистических целях. Что мы и видим на протяжении всей истории человечества.
Ценность одного сообразительного человека для науки может быть в сотни и тысячи раз больше, чем всех остальных, старательно занимающихся наукой.

У сообразительного человека регулярно возникают периоды особого вдохновения и озарения. Когда качество и количество возникающих в его голове мыслей имеет более высокий уровень, чем обычно. Сообразительному человеку особенно важно иметь вполне конкретный (хотя бы ближе к среднему, если уж не выше среднего) уровень одухотворенности. Чтобы не впасть в авантюризм и интриганство, самоуверенность и самовлюбленность, изощренный эгоизм и стервозность, чрезмерный рационализм.

Особым моментом является и уровень масштабности задач, к которому стремится сообразительный человек. По жизни известно очень много случаев, когда такой человек буквально погрязал в мелкой повседневной суете, совершенно забывая о своих громадных возможностях в плане больших и сложных задач, полезных для развития его личности в целом, а также имеющих большую общественную ценность. Ему нельзя размениваться только на мелочи. Хотя, быть может, он и получит от их решения наиболее быстрое и особенно яркое удовлетворение. Но постепенное повышение степени сложности решаемых задач способно повысить многие важные параметры и возможности сообразительности. У сообразительного человека может быть совершенно особая миссия на Земле – посланника Высших сил. Имеющая особенную важность и ценность и для него самого, и для общества, и для человечества в целом. И это определяет необходимость наличия повышенного уровня требовательности к себе, к своей жизни, действительности и творчеству.

Собственно, возможности реализации себя в какой-либо творчестве у сообразительного человека существенно выше, чем у обычного. Ибо, она, во-первых, предполагает особую подвижность умственных и эмоциональных процессов. А, во-вторых, творческий акцент в любой сфере деятельности. Сообразительность способна придавать дополнительные возможности творческой личности, существенно расширять горизонты ее творчества. Сообразительность способна помочь человеку повысить его внутреннюю организованность, продуктивность и созидательность, тем самым, создав мощные предпосылки для возникновения чувства глубокого внутреннего удовлетворения собой и свой жизнью. Сообразительность – полезное качество для добродетельного человека. Ибо, его жизнь, как правило, гораздо сложнее, чем у большинства обычных людей.

Стремление быть личностью, а не казаться ею – это естественная составляющая личности добродетельного человека. Творческая личность, в отличие от большинства обычных, стремится быть реально значительной и содержательной, важной и ценной, действительно талантливой, гармоничной, зрелой, развитой. А не казаться таковой лишь чисто внешне перед своим непосредственным окружением. Особенно наименее мудрым и проницательным, наиболее доверчивым и простодушным, стереотипно мыслящим. Творческая личность ощущает сильный постоянный зуд внутри себя в плане развития и реализации своих способностей. Это, правда, далеко не сразу и не в полной степени может ею осознаваться. Но, тем не менее, у личностей творческого типа желание быть Личностью встречается в десятки раз чаще, чем у большинства обычных людей. Собственно, сам факт наличия вполне определенных творческих задатков даже очень больших талантов еще не является абсолютной гарантией того, что они действительно будут полноценно развиваться. И в этом принципиальное отличие действительно творческой личности от человека просто с творческими задатками.

Творческая личность сознательно и целенаправленно, интенсивно и регулярно, максимально добросовестно развивает не только свои отдельные таланты, но и ведущие чисто человеческие достоинства и добродетели, заботится о своей одухотворенности и в жизни, и в творчестве, гармонии личности в целом, стремится занять действительно свое место в жизни. И преимущественно наиболее оптимальным образом, с применением достойных методов и способов, средств и возможностей.

Творческая личность – это совершенно особенное явление жизни, имеющее не только индивидуальную, но и общественную, и государственную ценность. И все общество, и государство должны это четко и однозначно понимать. Потому как, именно в творческой личности имеется залог полноценного развития и общества, и государства. Достаточно вспомнить то, что истинных аристократов ума и души, за последние две тысячи лет, было не более пяти тысяч человек. И именно благодаря им человечество продвинулось так далеко вперед в ряде аспектов своего развития. К сожалению, правда, далеко не во всех особенно важных и ценных. Степень несовершенства девяноста девяти процентов народов осталась на уровне тысячелетней давности. И в ближайшую тысячу лет каких-либо существенных сдвигов положительного характера в этом плане, скорее всего, не предвидится. Ибо, и общество, и государство пока еще не в состоянии должным образом ни выбрать истинных идеалов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, ни построить к ним адекватное моральное и материальное отношение, ни подать обществу и человечеству тонко и умно информацию об этих людях в необходимом количестве. На уровне серьезной и стабильной, постоянной и фундаментальной политики и идеологии, психологии и философии бытия и индивида, и человечества в целом.

Вопросы, на самом деле, очень важные и ценные, очень сложные и изощренные. Но, тем не менее, уже есть страны, где они успешно решены на государственном уровне. Вопрос в том, что большинство обычных людей категорически не желает учиться на чужом опыте, признавая при этом, свое глобальное и фундаментальное несовершенство, деструктивность и дисгармоничность.

Тонкое восприятие сложных явлений – это своего рода высший пилотаж интеллектуальной деятельности добродетельного человека. Данное словосочетание является синтетическим, оно придумано автором. И поэтому может быть несколько необычным и непривычным для некоторых читателей. Тонкое восприятие предполагает адекватность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Иначе говоря, человек должен быть достаточно умен, одухотворен, психологически и эстетически развит. На первый взгляд, звучит достаточно просто и понятно. Чтобы расставить акценты чуть конкретнее, обратимся к статистике. Людей с высоким уровнем интеллекта не более десяти процентов. Людей хотя бы со средним уровнем одухотворенности (о высоком речь вообще не идет) не более десяти процентов. Равно, как и со средним уровнем гармонии личности. Или со средним уровнем мудрости. Людей с задатками личности по степени сложности чуть выше среднего – не более десяти процентов. Если мы примем во внимание только эти четыре параметра, то получится лишь один человек из десяти тысяч. Вот такая простая арифметика.

Тонкое восприятие предполагает хорошо развитое абстрактное и ассоциативное, логическое и творческое мышление (не более пяти процентов людей). А также большой опыт применения всех перечисленных достоинств на практике. Особенно применительно к явлениям жизни средней и высокой степени сложности.
У разумной добродетельной личности шанс на тонкое восприятие сложных явлений жизни в два-три раза больше. Как и вероятность собственного создания каких-либо явлений такого уровня по жизни вообще и в творчестве, в частности. Тонкость восприятия предполагает высокую степень осмысленности в ее многогранности и изощренности, глубине и масштабности. В оптимальном варианте, еще и дифференцированности и градуированности.

Тонкость восприятия помогает четко отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от симпатичного, симпатичное от красивого, красивое от изящного, изящное от изысканного.

Применительно к интеллектуальной сфере идет следующая градация: очень глупое, глупое, неглупое, умное, очень умное, мудрое. Применительно к одухотворенности ситуация выглядит следующим образом: деструктивность, нулевая духовность, минимальная, средняя, большая, очень большая. Из относительно существенных показателей можно выделить средний уровень одухотворенности, которым отличается не более десяти процентов. А тех, у кого этот уровень личности, жизни, творчества более высок, еще гораздо меньше, чем людей со средним уровнем.

Проблематичность и драматичность ситуации объясняется тем, что большинство современных людей, даже в самой минимальной степени, не обременяют себя размышлениями о ведущих моментах жизни. В частности, о зрелости и гармонии личности, мудрости, одухотворенности и т.д. И результат таких мизерных усилий получается вполне закономерный – очень символический. И тогда, встречаясь с тем или иным явлением жизни (поступком, личностью, продуктом творчества и т.д.), которое по степени сложности хотя бы на одну ступень (не говоря уже о двух-трех) выше, чем уровень реальной зрелости и сложности личности конкретного человека, он, чаще всего, делает совершенно неадекватные умозаключения. И как результат этого, неадекватные, неправильные решения принимает. И соответственно им действует. Как правило, это порождает бесконечную череду проблем и неприятностей, неожиданностей и сложностей. В отдельных случаях, даже драм и трагедий в самых важных жизненных вопросах. Поэтому, это не только теоретическое размышление, а еще и анализ практической жизни.

Большинство обычных людей лишены тонкости восприятия явлений средней и высокой степени сложности. Даже применительно к какому–либо одному параметру из десяти наиболее важных. А уж тех, кто способен тонко воспринимать два–три параметра, во много раз меньше, чем первых. Что это означает на практике? Например, то, что большинство совершенно не умеет разбираться в людях. Им трудно отличить даже глупого от обычного, обычного от умного, умного от очень умного. И поэтому они строят свои отношения не просто не совсем адекватно с такими категориями людей, а принципиально неадекватно. В лучшем случае, попадают регулярно впросак, принимая глупого за умного, примитивного за развитого, дисгармоничного за гармоничного, обычного за мудрого, инфантильного за зрелого, хитрого подлеца за благородного и т.д. и т.д.

Собственно, даже внутри самих себя люди без тонкости восприятия толком разобраться не могут. Не говоря уже - с жизнью. Знакомство с иерархией классических духовных ценностей у большинства, в лучшем случае, весьма поверхностно и предельно формально. Это приводит к возникновению системы больших и регулярных ошибок при решении жизненных вопросов интеллектуального, психологического и духовного характера. И, чем выше сложность жизненных явлений на пути обычного человека, тем выше вероятность возникновения проблем и неприятностей. В лучшем случае. Собственно, такова диалектика жизни вообще. А для человека с доминирующим упрощенным восприятием жизненных явлений этот момент особенно актуален.

Большую роль в тонкости восприятия жизни играет интуиция и проницательность. То, что для интуитивиста легко и просто, для обычного человека может быть тайной за семью печатями. И не только в тот или иной конкретный момент времени, а на протяжении многих лет и даже десятилетий. В отдельных случаях, в течение всей жизни. И объяснить человеку с простым восприятием специфические тонкости и детали, нюансы и подробности, оттенки и полутона тонкого восприятия более сложных явлений очень часто не представляется возможным даже чисто теоретически. Ибо, невозможно только арифметическими правилами объяснить специфику задачи по алгебре, а правилами алгебры – специфику задачи по высшей математике.

Большое влияние в тонкости восприятия играет психологическая многогранность личности человека, уровень его психологической изощренности, богатство психологической палитры его чувств и эмоций, как таковых, и сопровождающих его определенные интеллектуальные настроения. А также масштабность его личности, его духовная и психологическая эрудиция, ширина кругозора, уровень любознательности, трудолюбия и добросовестности ума и души, степень самостоятельности и независимости мышления. Наличие собственной точки зрения.

Помогает разумному человеку и привычка решать задачи высокой степени сложности, с использованием фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, творческого мышления, нестандартных ракурсов восприятия и анализа, внимательности и наблюдательности, психологической осторожности и бдительности. Конечно, ведущим моментом являются гены. Но и их развитие, сознательное и целенаправленное, дает возможность достичь существенных успехов в заданных рамках.

Уверенность в себе – это материя, что называется, достаточно тонкая. Ибо, большинство людей склонно впадать в крайности: они или слишком неуверенные в себе (это нередко люди с вполне конкретными достоинствами и добродетелями, способностями и талантами). Или слишком уверенные в себе. Часто это люди с массой иллюзий и заблуждений относительно самих себя, с предельно субъективной самооценкой. И только те люди, что сознательно и целенаправленно занимаются своим самовоспитанием и самосовершенствованием (пусть даже с участием наставника) имеют вполне адекватное чувство уверенности в себе. Ибо, они имеют целую систему представлений о том, какие именно качества личности и в какой степени развиты у них. В этом несомненную роль играет и мировоззрение человека. Чем выше уровень одухотворенности человека, тем более ясно и отчетливо он представляет себе истинную иерархию духовных ценностей классического характера, понимает их соотношение между собой. И в плане их реальной и потенциальной ценности, и взаимного влияния и друг на друга, и на личность в целом. Присутствие ряда главных положительных качеств не только средней степени развития, но и находящихся существенно выше среднего уровня – это реальный повод любить и уважать себя, чувствовать вполне определенную уверенность в себе. Это для начала.
Второй момент – это способности и таланты, сознательно и целенаправленно развитые человеком. Если они четко и конкретно способствуют повышению уровня гармонии личности, его одухотворенности и мудрости, как и его жизни, и творчества, то это ещё масса поводов для того, чтобы ощущать ещё один элемент уверенности в себе.

Другой вопрос, что уверенность в себе имеет вполне определенные грани – личностную, человеческую, половую. Не говоря уже о многочисленных социальных ролях, что все мы периодически играем в своей жизни – муж/жена, родитель/ребенок, брат/сестра, руководитель/подчиненный, приятель/друг, родственник/сосед и т.д.
Уверенность в той или иной отдельной своей грани еще не означает обязательной уверенности во всех остальных. Как и качественное исполнение одной из социальных ролей еще не означает того, что и все остальные роли играются столь же замечательно. Конечно, человек с вполне определенный уровнем одухотворенности, хотя бы близким к среднему (не с житейской, а с духовной точки зрения), как правило, чувствует себя уверенным в существенно большем количестве случаев и в несколько более значительной степени. Тут тоже не мешает чувство меры. Ибо, самоуверенность – это тоже не самая оптимальная вещь. Способная основательно разрушить конструктивность и созидательность не только той или иной конкретной ситуации, но и жизнь человека в целом.

Конечно, чем дальше развивается человек, тем сложнее и изощреннее задачи посылает ему жизнь, чтобы он, с одной стороны, не слишком заблуждался относительно своих способностей и возможностей. А с другой стороны, ощущал мощную потребность в своем дальнейшем развитии с определением достаточно далеких горизонтов и перспектив.

У добродетельной творческой личности поводов для ощущения минимально необходимой уверенности в себе несколько больше, чем у большинства обычных людей. Это, конечно, при условии, что человек сознательно и целенаправленно занимается развитием своих наиболее перспективных способностей и талантов, достоинств и добродетелей. Ибо, многие люди, просто пассивно ими любуются и наслаждаются, в определенной степени осознавая некоторое свое преимущество над большинством окружающих. Холя и лелея в себе мысль о своей особенной избранности и элитарности. Это принципиально деструктивный подход к себе и к жизни. И он ни к чему хорошему привести не может никого. При слишком продолжительном пассивном отношении к своим способностям и талантам, в человеке может запускаться процесс психологической и духовной деградации. В отдельных случаях, достаточно мощный и необратимый.

Уверенность в себе имеет под собой реальный и прочный фундамент в том случае, когда человек стремится максимально добросовестно выполнять свои обязанности, исходя из развитого чувства долга и ответственности перед самим собой, перед обществом, перед человечеством, перед Высшими силами Вселенной. Когда он четко и однозначно понимает то, что все таланты – это всего лишь аванс, который необходимо постоянно и интенсивно отрабатывать всю свою жизнь.

Уверенность в себе должна быть и у обычного человека, если он стремится достойно выполнить миссию хорошего человека. Без каких-либо интеллектуальных и психологических изощрений и наворотов. По большому счету, это ничуть не менее достойно, чем миссия таланта, творческой личности. Человечество держится на плаву благодаря именно конкретным хорошим людям, ориентирующимся на истинные духовные ценности классического характера. Они, условно говоря, создают необходимую питательную сферу для появления и развития таланта, способного продвинуть общество и человечество вперед в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Среди одних сволочей талант, в большинстве случаев, обречен на гибель. И как человек, и как личность, и как талант.

Помогать таланту – это еще один элемент миссии хорошего и достойного человека. Помогать ему не как совершенно отдельному, изолированному индивиду, а как посланнику Высших сил, как человеку с миссией особой степени важности и ценности. Не ради его лишь личного блага, а ради блага всего общества. В отдельных случаях, - блага всего человечества. И, чем в большем числе вопросов человек помогает таланту, чем в большей степени, тем выше вероятность проявления особого благоволения к нему Высших сил во всех наиболее важных жизненных вопросах. Это, собственно, всего лишь элементарное исполнение главных психологических и духовных законов жизни. Конечно, все это очень нелегко и непросто. А кто говорил, что духовная жизнь – это просто? Каждый новый виток развития – это усложнение.

Философское отношение к жизни достаточно жестко пересекается с отношением добродетельного человека к себе и своей жизни, к окружающим, к обществу, к Высшим силам. Оно предполагает присутствие хорошего уровня интеллекта, самостоятельности и независимости, наличие системы классических ценностей, творческое мышление, определенную зрелость и самодостаточность, добродетельность и мудрость.

Хотелось бы отдельно отметить, что это очень важный момент в психологии и мировоззрении абсолютно любого человека. И в зависимости от его присутствия или отсутствия в значительной степени зависит уровень благополучия человека по жизни в целом. В частности, оно состоит в умении тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни. Понимая, во-первых, что для примитивных и упрощенных явлений в его жизни нет места вообще. По крайней мере, он не должен таковые воспринимать, как норму жизни. Не говоря уже - создавать таковые самому, где бы то ни было. Что называется, вообще и в принципе. По отношению к банальной прозе жизни тоже должно быть адекватное отношение. С одной стороны, хорошо, когда человек в этих вопросах хорошо ориентируется и эффективно решает простые задачи жизни. А с другой стороны, это не должно создавать у него иллюзий относительно столь же эффективного решения вопросов средней степени сложности (не говоря уже, о сложных). Иногда, это возможно, но уже требует не просто несколько иного подхода, а принципиально иного. Например, гораздо большего объема усилий ума и души. Да и качество этих усилий должно быть значительно выше, как и объем упорства и усердия, трудолюбия и добросовестности, чувства долга и ответственности, самодисциплины и внутренней организованности, самоконтроля.
Уровень изощренности умственных и психологических процессов должен быть, как минимум, на голову выше, чем обычно. А уж применительно к сложным явлениям жизни их осмысление должно идти по принципиально иной методологии и технологии. Принципы банального житейского рационализма тут совершенно неприемлемы. Тут должен действовать вместо него закон целесообразности. Объем осмысленных и добросовестных усилий при решении вопроса средней степени сложности может быть в два-пять раз больше, чем при решении простого вопроса. И тут формальная логика нежелательна. Ибо, применительно к этой категории явлений жизни присутствует совершенно иное распределение закона перехода количества в качество. И это происходит не в силу ограниченности личности аналитика, а в силу реальной степени сложности того или иного конкретного явления.

Если выражаться схематически и условно, то решение простого вопроса может и не требовать прочтения каких-либо новых книг. А решение вопроса средней степени сложности может потребовать и прочтения, и осмысления пяти или десяти книг. И не просто книг, а желательно максимально умных. Чтение которых в три-пять раз идет медленнее, чем обычных, например, художественных. Но, овчинка стоит выделки. Ибо, одна осмысленная книга заменяет двадцать-тридцать просто прочитанных.

А вот решение сложного вопроса (с житейской точки зрения - это очень сложный уровень) - это вообще совершенно отдельная песня. Что называется, тут в девяносто девяти случаях из ста не обойтись без консультации с действительно мудрым человеком (два-три из тысячи людей), а непросто с каким-либо родственником или приятелем. Как показали наблюдения за последние тридцать лет, почти все (за редким исключением людей с вполне определенными элементами интеллигентности ума и души или истинными интеллигентами) люди почти всегда принимают не просто не совсем правильные решения, а совсем неправильные. Что автоматически порождает бесконечную череду проблем и неприятностей, которые постепенно и закономерно со временем переходят в драмы и трагедии. И не только в жизни самого «аналитика», но и в жизни многих других людей. Как минимум, из ближнего окружения. И, как максимум, еще и из дальнего. Иногда и в масштабах целого народа и государства.

Философское отношение к жизни означает и понимание основных законов жизни. В частности, постепенного перехода количества в качество. И постепенного перехода от простого к сложному. Школа жизни предполагает обучение не только в основных десяти классах, но практически пожизненно. Как показал предварительный и основательный анализ личности и жизни автором более пятидесяти тысяч людей, большинство из них находилось в первом-третьем классе школы жизни. И не только на момент их общения с автором, но и до конца своей жизни. Не зависимо от их формального возраста в 40-60-80 лет. Диалектика процесса эволюции личности состоит в том, что она происходит очень медленно и постепенно. Несомненно, что десятилетия работы над своими достоинствами и добродетелями, способностями и талантами, как правило, не проходят бесследно. Но даже жизнь в сто лет приближает конкретного человека к идеалу, в подавляющем большинстве случаев, не более чем на один процент. По мнению мудрецов. Знание этого момента позволяет человеку более адекватно относиться к развитию и своей личности, и личности других людей.

Ведь, заведомо ясно, что ученик третьего класса умеет гораздо больше, чем ученик первого. А ученик пятого класса больше, чем ученик третьего. Не говоря уже об учениках более старших классов. В данном случае, речь идет не о школе обычной, а о школе жизни. Обучение в которой идет от рождения и до смерти. Другой вопрос, что с очень различными по величине коэффициентами полезного действия. Ибо, конечно, что даже величины в десять, тридцать и пятьдесят процентов имеют между собой не только количественное отличие, но и существенное качественное. Не говоря уже о цифрах в 70-80 процентов. Но это в большей степени чисто теоретическое рассуждение. Ибо, большинство людей прекрасно укладывается в диапазон в десять-двадцать процентов. И лишь немногим удается достичь величины в тридцать-пятьдесят процентов. И только у гениев цифра может быть несколько больше. Но, даже у них она не достигает величины в девяносто-сто процентов. Проза жизни. И тут уже ничего не поделаешь. Философское отношение к жизни предполагает и достаточно осмысленное отношение к своей личной миссии на Земле, предполагающей чувство долга и ответственности перед Высшими силами. О чем будет сказано более подробно отдельно.

Человек с философским мышлением понимает, что все достоинства и добродетели, способности и таланты - это всего лишь аванс, который необходимо обрабатывать максимально добросовестно всю свою жизнь, принося пользу не только самому себе, но и обществу, в котором живешь. Сознательно и целенаправленно поднимая уровень гармонии и в самом себе, и в обществе.

Познание жизни, как правило, идет путем проб и ошибок. Как познание чего-либо нового, как и получение новых практических навыков и в уже известном деле, и в каком-либо новом. Философское отношение к жизни предполагает адекватное отношение человека к ошибкам. И своим, и чужим. Оно буквально заставляет человека придти к выводу о том, что в жизни есть несколько групп вопросов. В зависимости от их уровня сложности. О примитивных и упрощенных особо подробно в данном случае речь вести не будем. Ибо, это тема для большого и отдельного разговора. Как, впрочем, и обычных вопросах. Решение которых не требует от человека особого напряжения ума и души. Но есть вопросы еще и средней степени сложности, когда даже один всего лишь вопрос требует очень больших и изощренных усилий в течение весьма продолжительного времени. Есть еще и сложные вопросы, которые решать по силам очень мало кому. Не говоря уже про очень сложные, в которых компетентными являются лишь отдельные очень редкие люди. Что называется, штучный товар даже в масштабах всего человечества. Собственно, даже эти мудрецы прекрасно отдают себе отчет в том, что до постижения истины в последней инстанции им еще очень и очень далеко.

Человек, здравомыслящий, безусловно, стремится познать жизнь и мир в максимальной степени. Однако, он отдает себе отчет в том, что его реальные возможности в понимании в решении сложных вопросов (только не с житейской, а с духовной точки зрения) весьма и весьма относительны. И не потому, что он глуп или примитивен, а в силу того, что, в соответствии с волей Высших сил, в жизни есть много моментов, полностью закрытых от познания для обычного человека. И даже для большинства мудрецов, живущих в определенном периоде истории человечества. И это норма жизни, изменить которую не дано никому и никогда. По крайней мере, ближайшие несколько тысяч лет. Ибо, количество и изощренность многих современных искажений и извращений классических ценностей, как в масштабах той или иной отдельной страны, так и в масштабах всего человечества, столь велики, что исключают какое-либо особенное благоволение Высших сил к человечеству в целом.

Ибо, кто имеет реальную возможность что-либо существенно изменить в нынешнем положении вещей, как правило, не хотят этого делать. А, вот те, кто желает этих перемен всей своей душой, не имеет для этого должных возможностей. Видимо, человечество еще много тысяч лет будет отрабатывать свои прегрешения во времена Атлантиды. Не говоря уже о своих проделках в течение последних трех тысяч лет. Собственно, распространенная глобальная и фундаментальная психологическая и духовная невежественность еще никогда не были причиной серьезных и значительных положительных изменений и в отдельном человеке, и в обществе, и во всем человечестве. И вопрос не в том, что автор пытается сгустить краски, а в том, что так думали мудрецы всех времен и народов. Ситуация не просто серьезная, она потенциально драматичная.

Следует сразу отметить, что право на ошибку имеют все люди. Другой вопрос, что многие люди предполагают это право за собой и одновременно лишают его других людей. Собственно, человек всю свою жизнь учится. И поэтому вольно или невольно совершает ошибки. И это в большей степени естественно и закономерно. Только одни люди делают периодически лишь новые ошибки, а другие регулярно повторяют свои старые. Человек разумный старается, в первую очередь, учиться на чужих ошибках. Мудрый человек проводит серьезную и основательную профилактику возникновения ошибок. И это большой и сложный труд ума и души. Который далеко не каждому по плечу.

И потом ошибка ошибке рознь. Ошибка в вопросе средней степени сложности бывает периодически закономерной. А в сложных вопросах для большинства людей вполне естественна. А вот ошибка в простых вопросах является проявлением низкого интеллекта, малой зрелости личности, большой лени ума и души, низкого уровня внутренней организованности.

В основе большинства ошибок лежит фундаментальное невежество психологического и духовного плана. Иначе говоря, многие люди просто-напросто не знают, что делать и как. Или имеют весьма смутное представление об этом. Поэтому, их ошибки в жизненных вопросах являются закономерными. Собственно, накопление мудрости, даже если оно идет сознательно и целенаправленно, есть процесс очень медленный и постепенный. А когда он не является большой целью для человека, то, по большому счету, он вообще близок к нулю. Накопление опыта в любой сфере деятельности тоже идет весьма постепенно. Как правило, проходит двадцать-тридцать лет, чтобы человек стал истинным профессионалом в своем деле.

Если же быть полностью бесстрастным, то, даже спустя столь значительный период времени, у человека появляется возможность обретения большого мастерства. Но вовсе не факт, что эта возможность в полной мере реализуется на практике. Тут есть масса дополнительных факторов, которые могут выступать в роли неблагоприятных. И при их участии уровень реального профессионализма может оставлять желать лучшего. Более того: лишь десять процентов людей действительно обретают профессионализм высокого уровня. У остальных он лишь предполагается чисто теоретически. И решение сложной задачи может четко и однозначно высветить реальное положение вещей. Как правило, большинство людей избегают решения сложных задач по своей воле. Забывая от том, что только такие задачи могут помогать обретать истинное мастерство в любом деле. И поэтому их решение важно им самим, в первую очередь. Да, это трудно. А кто говорил, что жизнь - это легко и просто?
Достойный человек периодически повышает уровень сложности задач для решения и в своей работе, и в своей жизни. Тогда он может расти внутри себя. Конечно, совсем не обязательно постоянно ставить перед собой какие-то фантастические цели и задачи. Каждый выбирает их под себя, под свои способности и возможности. Тогда вероятность ошибки будет минимальной. С другой стороны человек никогда не узнает своих реальных возможностей, если не будет периодически пробовать решать какие-либо новые задачи. И тут ошибка не должна особенно расстраивать человека. Другой вопрос, что многие люди претендует на достаточно высокий личностный статус. И тогда, если назвался груздем, то полезай в кузов. Иначе говоря, будь добр соответствовать своим внутренним состоянием тому особенному статусу, что заявил о себе.

Конечно, человеку свойственен субъективизм. Поэтому, мало кто объективно оценивает свои возможности. Большинство или недооценивает себя, или переоценивает. Но, если первый вариант можно достаточно быстро скорректировать, то второй часто очень трудно. В отдельных случаях, вообще невозможно. Ибо, тот, кто ставит перед собой такую задачу относительно другого человека, может попасть невольно в его большие враги. Когда в последующем могут возникнуть разнообразные и бесконечные интриги и авантюры против такого аналитика. Хотя, по большому счету, наставник нужен абсолютно всем. Не зависимо от возраста и социального статуса. Другой вопрос, что в современном мире его найти очень сложно. Но проблема, собственно, в том, что подавляющее большинство считает себя в полной мере самодостаточными личностями. Что, на самом деле, совершенно не соответствует реальному положению дел. Строго говоря, не более пяти процентов людей может претендовать на существенную самодостаточность и зрелость. Не говоря уже о мудрости.

Один из самых больших камней преткновения заключается в том, что большинство людей ищет причины своих ошибок вне самих себя. И поэтому часто самые главные причины ошибки ускользают от их внимания. Таким образом, сохраняясь на весьма продолжительное время. Нередко на всю оставшуюся жизнь. Людям нравится винить в своих ошибках деструктивных окружающих людей или несправедливую жизнь. Общение автора с пятьюдесятью тысячами человек четко и однозначно показало то, что высокая вероятность неудачи во многих их делах была заложена изначально. И ее легко можно было прогнозировать. Правда, только тому человеку, который хорошо знает основные законы жизни психологического и духовного характера. Собственно, пользы от невежества, по большому счету, не было никогда и никому. Но вот признаться в своем невежестве у большинства людей не хватает элементарного мужества и самокритичности. Большинство забывает о некоторых элементарных истинах. О том, что только сильный человек может признаваться в своей слабости. Только умный человек - в своей неосведомленности. Только достаточно совершенный человек - в своей ошибке. Не зря же говорят, что глупец - это не тот, кто ошибается, а тот, кто своих ошибок не признает.

Для достойного человека ошибка - это повод для более интенсивной работы над собой. Из каждой ошибки он извлекает рациональное зерно. Она не повергает его в уныние и отчаяние. Он понимает, что дело в тренировке. Интенсивной и продолжительной. Конечно, у каждого человека есть способности к вполне определенным видам деятельности. И совершенно не обязательно ко всем. Поэтому, заниматься делами, к которым нет способностей, без особой необходимости, не стоит. Ибо, большое количество ошибок, которые при этом обязательно возникнет, может пошатнуть веру человека в себя, в свои возможности и способности, достоинства и добродетели, создать ему мощный и продолжительный душевный дискомфорт.

Ошибки бывают разными и по своей величине. Есть маленькие, средние и большие. Маленькие возникают абсолютно у всех, ибо, достижение абсолютного совершенства невозможно даже в одной отдельной сфере деятельности. Не говоря уже, чтобы всегда и во всем. Средняя ошибка свидетельствует о недостаточно добросовестном исполнении своих обязанностей в том или ином деле. Большая ошибка свидетельствует о высоком уровне некомпетентности в конкретном вопросе. Или о банальной небрежности. Что, собственно, не исключает друг друга. Да и других факторов. Добродетельный человек стремится к максимальному философскому отношению к ошибкам.
 
Целеустремленность бывает трех типов: деструктивной, стандартной и одухотворенной. Деструктивная целеустремленность проявляется в реализации каких-либо мелочных желаний и устремлений (зависть, ревность, алчность и т.д.). Стандартная целеустремленность проявляется в реализации желаний, порожденных стереотипным мышлением в вопросах мелкой и банальной повседневной суеты житейского характера. Одухотворенная целеустремленность предполагает решение вопросов, прямо или косвенно связанных с элементами иерархии вечных и универсальных классических ценностей Вселенной. Например, проявление чувства психологической эстетики, создание качественного психологического комфорта для другого человека, развитие внутренней силы, любые процессы самовоспитания и самосовершенствования, проявление тактичности и деликатности, альтруистическое проявление качественного душевного тепла, развитие в себе правильной любви к самому себе, проявление добросовестности ума и души и т.д.

Необходимость отметить, что эти три типа целеустремленности, несмотря на значительные расхождения в своих качественных характеристиках, могут иметь похожие количественные параметры. И даже более того: самый большой и неистощимый энергетический потенциал, как правило, бывает у деструктивной целеустремленности.
Причем, деструктивность может быть не только прямой, но и косвенной. Не только сознательной, но и подсознательной. Не только простой и элементарной, но и весьма изощренной с интеллектуальной и психологической точки зрения. И деструктивность может быть замаскирована лживостью и лицемерием. Элементом утонченной психологической манипуляции, с высоким уровнем сообразительности и изобретательности. И, чем больше деструктивных качеств задействовано в той или иной ситуации, чем выше их уровень злокачественности, так сказать, радиоактивности с психологической и духовной точки зрения, тем выше может быть энтузиазм, с которым они проявляются и доминируют, разрушают гармонию. И в том, кто проявляет деструктивную целеустремленность, и в том, кто прямо или косвенно, активно или пассивно помогает ему в этом дрянном деле. И в том, кто является прямой или косвенной жертвой этого рода целеустремленности.
Не менее энергичной и фанатичной может быть стандартная целеустремленность, но с отдельными элементами деструктивности.

Собственно, а что такое стандартная целеустремленность? Это значительно упрощенная (как тригонометрия до уровня арифметики) одухотворенная целеустремленность. Как мы видим из выше приведенной аналогии, при этом в значительной степени меняются не только количественные показатели процесса целеустремленности, но, в первую очередь, качественные. И от утонченности и изящности, конструктивности и гармоничности, эффективной и перспективной созидательности одухотворенной целеустремленности остаются лишь "рожки да ножки".
Это, мягко говоря. Ибо, на самом деле, различия столь значительны и драматичны, что можно по этому поводу написать, минимум, сотню больших монографий.
То, что деструктивность – это явная боль человечества, в каких бы видах и формах она не проявлялась – это представляется более или менее ясным даже самому непосвященному человеку. Хотя, и тут не все так просто и однозначно. Ибо, предполагает присутствие нескольких сот иллюзий и заблуждений у основной массы людей. Особенно представителей стандартного менталитета. Для которых стандартная целеустремленность является основной и ведущей, к сожалению, не исключающей участия разнообразных и многочисленных элементов деструктивности. Причем, не обязательно явно, но и скрыто. Иногда не только прямо, но и косвенно. В мире деструктивности, являющимся противоположностью миру гармонии, есть своя иерархия ценностей, своя система расстановки акцентов, свой, достаточно высокий уровень интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической изощренности, свои правила и законы бытия, своя специфическая логика мыслей и чувств, желаний и стремлений.

А вот то, что стандартный менталитет со своей стандартной целеустремленностью, по большому счету, является не меньшей болью человечества, чем деструктивный менталитет со своей целеустремленностью, остается вне поля зрения не только большинства представителей стандартного менталитета, но и для очень многих представителей творческого менталитета с одухотворенной целеустремленностью. И отсюда возникает масса проблем и недоразумений. Конечно, стандартный менталитет требует к себе вполне определенной снисходительности и великодушия. Но, желательно, лишь минимально необходимого уровня, а не безграничного и всепрощающего. Акценты должны быть расставлены должным образом. На осине не родятся апельсины. И доброе дерево узнается по плодам его. Не может на кусте картошки вырасти банан или ананас, как бы сильно и старательно мы не ухаживали за картошкой. Все имеет свои четкие логические рамки. Только не с житейской, а духовной точки зрения. Предполагающей совершенно иную систему координат для оценки любых явлений человеческого бытия. Конечно, и картошка является необходимым продуктом питания, но не единственным и не обязательно самым главным. Как мы видим, в магазине сметана стоит гораздо дороже картошки. Так и в духовной системе ценностей есть дешевые продукты, а есть и дорогие. Не просто несколько более ценные, а принципиально более ценные и важные. Когда одна классическая добродетель может, по своей реальной ценности, превосходить десяток-другой второстепенных достоинств.

Главная проблематичность и драматичность стандартной целеустремленности заключается в том, что она в значительной степени ограничивает проявление одухотворенной целеустремленности. Причем, как в самих обладателях стандартного менталитета, так и в жизни большинства окружающих представителей творческого менталитета. Получается как в ситуации «собака на сене», которая сама сено не ест, но и другим, в силу своего невежества и вредности, не дает.

Вот ведь, представители творческого менталитета стараются относиться достаточно доброжелательно к представителям стандартного менталитета, ибо, сознательно или интуитивно ощущают их обделенность в творческом плане. Действительно умный человек никогда не будет годами преследовать того, кто в интеллектуальном плане значительно уступает ему. А вот представитель стандартного менталитета очень трудно и болезненно воспринимает тот момент, что кто-то существенно умнее его или талантливее. И в порыве раздражения ущемленного самолюбия может годами и даже десятилетиями строить козни творческому человеку с помощью многочисленных и разнообразных, порой весьма изощренных, интриг и авантюр, мощных психологических манипуляций окружающими против него, проявлением откровенно садистских наклонностей. Даже умеренные плоды одухотворенной целеустремленности, как минимум, на голову выше по ценности больших плодов стандартной целеустремленности. И так всегда было и всегда будет. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.

Драматичность людей стандартного менталитета проявляется еще и в том, что они не просто претендуют на равную ценность с людьми творческого менталитета, а - на значительно большую. И с точки зрения житейской логики, вроде как особой проблемы в этом и нет. Но, с точки зрения духовной логики, проблема есть и большая, и очень серьезная. И это уже не индивидуальная личностная особенность того или иного отдельного человека. Так сказать, частичный случай. А проблема глобального характера применительно не только ко всему обществу и государству, но и человечеству в целом.

Все, что не способствует повышению гармонии мира, воспринимается Высшими силами, как минимум, как нечто второстепенное по своей важности и ценности. Не зависимо от мании величия и отдельного человека, и народа, и государства, конкретной политической партии и правительства. И потому не может иметь благоволения и благословения со стороны Высших сил. Это принципиальный момент, относящийся не только к современности, но и к вечности Бытия. А без одобрения Высших сил ничто не может существовать долго, оно обречено на принципиальную относительность своих и количественных, и качественных параметров.

Конечно, каждый человек сам для себя решает – впускать ему в свою душу очередного злого духа или нет. Но, впустив этого злого духа, он, как правило, становится его пожизненным рабом. И в этом драматизм человеческого бытия. Ибо, представители деструктивного менталитета, в своей гигантской целеустремленности, создают бесконечное множество иллюзий и заблуждений у представителей стандартного менталитета. Для принципиального оправдания смысла своего существования и весьма активной жизнедеятельности.

Имеется даже своего рода закономерность: если мы видим очень активную личность, то в девяти случаях из десяти, это будет личность с элементами деструктивности и безграничным энтузиазмом и фанатизмом. И, чем выше уровень деструктивности, тем выше энергетический потенциал. Ибо, он непрерывно и бесконечно подпитывается темными силами. Да и вдохновляется ими же. И об этом писали еще тысячу лет назад многие философы и мудрецы. Другой вопрос, что часто другими словами и выражениями, под более специфическим ракурсом, в соответствии с принятой в то время системой мнений и представлений. И практически все, что психологи и философы 19 и 20 века открыли наиболее ценного и важного, было известно еще тысячу лет до этого. Другой момент, что некоторые совершенные авторы дают органичный синтез знаний психологии и философии с профессиональных позиций и в одной области знаний, и в другой. Автор надеется, что он принадлежит к их числу.
Но его дополнительная особенность заключается в том, что проделан определённый анализ связи того или иного вида личности с особенностями и закономерностями ее бытия у более, чем пятидесяти тысяч человек. Что автоматически предполагает достаточно высокий уровень достоверности полученной информации. Не говоря уже о проведении тридцатилетнего анализа психологии и философии бытия.

Чувство внутреннего удовлетворения – это важный момент для любого человека. Только, к нему, к сожалению, многие люди не особенно стремятся. Ибо, это чувство означает то, что конкретный человек в значительной степени доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. В том числе, в своем внутреннем мире. Мнение большинства окружающих, при этом, его волнует в весьма относительной степени. Ибо, он выбрал для себя достаточно достойную цель, а также средства и способы ее достижения вполне приличные. Исключающие, например, стандартную интригу.
Достижение определенного положительного результата позволяет возникнуть чувству удовлетворения самим собой, проникнуться к себе определенным дополнительным уважением и симпатией.

Однако, несколько отстраненное отношение к оценке многих других окружающих отнюдь не означает полного пренебрежения абсолютно ко всем людям. Просто выбирается достаточно узкий круг людей, мнение которых для конкретного человека особенно важно и ценно. При этом желательно, чтобы в их числе были наиболее умные и достойные, способные и талантливые, способные должным образом оценить личность и творчество, жизнь любого человека. Это очень важный момент – подбор личных экспертов по наиболее значимым жизненным моментам и явлениям. На предварительном этапе в этом человеку может помочь чтение биографий великих людей, трудов классиков психологии и философии, художественной литературы. Не говоря уже о работах признанных мудрецов из самых разных исторических эпох.

Следует отметить, что чувство внутреннего удовлетворения бывает двух видов: житейское обычное, распространенное, стереотипное, когда главное – это то, чтобы ты выглядел не хуже других. Хотя бы чисто внешне. И творческое, свойственное, в первую очередь, представителям творческого менталитета, когда в качестве ориентира выбирается жизнь и творчество истинных аристократов ума и души, получивших большое общественное признание (если не у современников, то у своих далеких потомков). Творческий тип удовлетворения предполагает то, что человек предъявляет к себе уровень требований существенно выше, чем большинство окружающих. И не только количественно, но и качественно. Ибо, порой даже самые незначительные достижения творческого человека могут вызвать большое восхищение у многих окружающих, лишенных того или иного конкретного таланта (или способности).
Но для творческого человека это не повод для безграничной эйфории. Это всего лишь дополнительный мотив для дальнейшей работы над собой, своими способностями, своим творчеством. В ряде случаев, и над своей жизнью. Мнение выбранного эксперта значит значительно больше для творческого человека, нежели даже мнение самых родных и близких. Которые, чаще всего, не являются специалистами в выбранной сфере деятельности. Известно, к сожалению, много случаев, когда ближние были предельно субъективны в оценке способностей и достижений того или иного конкретного человека. Они или идеализировали самые минимальные способности, или демонстративно не замечали явные таланты. Не говоря уже о том, что во многих случаях принципиальная оценка личности и творчества их ближайшего напрямую зависела от того, как они к нему относились: с симпатией или антипатией. В первом случае, они предпочитали не замечать даже явные недостатки и недоработки. Во втором случае, игнорировали явные достоинства и достижения.

По большому счету, внутреннее удовлетворение творческого человека зависит от степени развития его способностей и новых, пусть даже весьма небольших, но вполне конкретных, достижений в творчестве.

Оптимальным вариантом для любого человека, а творческого, в особенности, является правильная система координат для оценки и своей личности, и творчества, и жизни. У большинства обычных людей, представителей стандартного менталитета логической точкой опоры служит обычная житейская логика, основанная на распространенных стереотипах. И лишь духовная система координат дает человеку возможность испытывать истинное чувство внутреннего удовлетворения. Прочное и стабильное, перспективное и качественное. Но это при условии, что человек действительно много знает и понимает, осознает и учитывает в своих практических умопостроениях. А это приходит лишь при повышенной любознательности в течение многих лет к философским вопросам человеческого бытия.

Внутреннее удовлетворение – важный фактор в процессе самовоспитания и самосовершенствования, в эволюции личности. Оно не дает человеку возможности почивать на старых лаврах. Заставляет его двигаться вперед в своем развитии, в творческой деятельности. Удовлетворение может быть и отдельным прожитым днем, неделей, месяцем, годом. Особенно приятным оно бывает при переходе от одного этапа творчества к другому, при выполнении промежуточного этапа многоэтапной задачи, при получении определенного общественного признания того или иного результата творчества. Как, собственно, и от большой похвалы личных экспертов.

Чувство обратной связи – это способность человека ощущать своим внутренним «я» основные особенности и фонового эмоционального состояния своего собеседника, и его конкретные реакции на ту или иную отдельную ситуацию. Иначе говоря, по большому счету, нравится ему мысль, которая была высказана ему, или нет. В оптимальном варианте, при этом хорошо бы еще и понимать степень выраженности этой реакции (слабая, средняя, выраженная), для того, чтобы более адекватно строить свое общение и в конкретный момент времени, и вообще. Ибо, по серии реакций, проявляемых собеседником, можно в общих чертах представить себе менталитет человека в целом, уровень зрелости и гармоничности его личности, уровень интеллекта, степень психологической многогранности и изощренности, уровень одухотворенности и еще многие другие основные параметры личности.

Другой вопрос, что, в ряде случаев, человек ведет себя неестественно, лицемерно. В силу чего, может возникнуть несколько искаженная картина восприятия его личности. Особенно, если исследователь начинает делать основной акцент на чисто внешних параметрах поведения собеседника, а не на своем внутреннем ощущении от его биополя вообще, и в конкретный момент времени, в частности. Точная диагностика ситуации требует от исследователя особенной внимательности и бдительности, сосредоточенности и сконцентрированности, внутренней организованности и определенной сознательной отстраненности от большинства дополнительных второстепенных факторов, присутствующих, как правило, в большом количестве почти в любой ситуации. Не стоит при этом использовать в качестве ведущего фактора свои предварительные впечатления о личности своего собеседника при его более глубоком анализе.

Чувство обратной связи – это вполне определенный талант, данный, к сожалению, далеко не всем. Он основан, как правило, на хорошем интеллекте, психологической многогранности, утонченности, изощренности, интуиции и проницательности, умении четко и однозначно интерпретировать свои внутренние субъективные ощущения, иерархии духовных и психологических ценностей классического типа, творческом мышлении с хорошей скоростью и глубиной, развитым абстрактным и ассоциативным мышлением, умением настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, умением улавливать многие второстепенные элементы в выражении глаз и лица, мимике, жестах, интонациях голоса, тембровой окраске, стилистике речи, лексике, общей манере поведения, паузах в речи, отдельных междометиях, возгласах и т.д.

Благоприятно влияет на развитие чувства обратной связи умение мыслить категориями, как минимум, средней степени сложности (две трети людей не умеет), элемент духовной мудрости, развитая интеллектуальная и психологическая любознательность, способность к длительным, интенсивным и изощренным наблюдениям и исследованиям с последующим глубоким анализом и систематизацией полученной информации, психологическая и духовная эрудиция, серьезные и интенсивные, продолжительные и добросовестные процессы самовоспитания и самосовершенствования, трудолюбие и добросовестность ума и души, развитый многогранный самоконтроль всех интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессов в своем внутреннем мире, умение быть приятным и достойным, адекватным партнером по общению, способность выявлять основные особенности и закономерности в наиболее важных жизненных явлениях (желательно еще и с элементами скрытой подоплеки), умение тонко и дифференцированно воспринимать явления жизни средней и высокой степени сложности в их многогранности и изощренности по всем четырем основным параметрам, перечисленными выше; способность различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического характера в поведении другого человека,

в его мыслях и чувствах, проявленных любым образом, способность выстраивать конструктивные и созидательные отношения с самим собой, наличие адекватной любви к себе, способность адекватно воспринимать более развитых, более талантливых, более одухотворенных, более умных, более мудрых (причем, не только несколько более, но и принципиально более), способность строить прочные и перспективные отношения с наиболее умными и достойными (не более десяти процентов людей), умение строить свою жизнь в конструктивном ключе, стремление избегать чрезмерно упрощенных и чрезмерно прозаичных элементов в своей жизни, исключение из своего менталитета банального рационализма, способность самостоятельно моделировать явления жизни среднего и высокого уровня сложности; наличие собственных критериев оценки других людей, достоверность которых подтверждена многими годами исследований и наблюдений; систематизированность информации о жизни, стройность мировоззрения, богатая фантазия и воображение, сообразительность и изобретательность, психологическая аккуратность, самостоятельность и независимость, самодостаточность, фоновая доброжелательность.

Чувство обратной связи дает возможность его обладателю получать большие объемы достоверной информации о собеседнике в короткие интервалы времени. Проводя, тем самым, своего рода профилактику многих недоразумений и проблем, деструктивного и дисгармоничного варианта развития и конкретной ситуации, и отношений с этим человеком в целом.

В ряде случаев, чувство обратной связи помогает эффективно режиссировать конкретную ситуацию в желаемом направлении. Чем активно пользуются многие авантюристы и интриганы в своих эгоистических целях. Как и просто прохвосты и прохиндеи, подлецы и сволочи, махровые эгоисты и отдельные стервы. Другой вопрос, что, за использование своих способностей и талантов в дрянных целях, жизнь таких людей обязательно и весьма строго наказывает. Ибо, человек использует свою личную возможность подключения к банку космической информации в своих корыстных целях, одновременно нанося большой ущерб интересам других людей, снижая тем самым уровень гармонии человечества и Вселенной в целом. А подобные вещи никому и никогда не сходили с рук и не будут сходить.

Чувство обратной связи, как и любая другая способность человеческой личности, имеет разные степени развития: слабую, среднюю и выраженную. И от этого напрямую зависят его возможности в ситуациях различной степени сложности. В ряде случаев, человеку удается установить своего рода духовный контакт с жизнью, правильно интерпретируя ее знаки. Добродетельный человек, как правило, стремится развить в себе чувство обратной связи


Рецензии