К Богоявлению
Дни памяти: 6 января
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. ; В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.; Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.; В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IХ век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).
——***——***——***——***——***——***
Тропарь Богоявления, глас 1
Во Иoрда;не креща;ющуся Тебе;, Го;споди, / Тро;йческое яви;ся поклоне;ние: / Роди;телев бо глас свиде;тельствоваше Тебе;, /возлю;бленнаго Тя Сы;на имену;я, /и Дух в ви;де голуби;не /изве;ствоваше словесе; утвержде;ние. / Явле;йся, Христе; Бо;же, // и мир просвеще;й, сла;ва Тебе;.
Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
(Русский перевод лучше не читать. Читайте Церковно-Славянский язык. Я разместил для себя, немощного)
Когда во Иордане крестился Ты, Господи, / открылось поклонение Троице: / Родителя голос свиде;тельствовал о Тебе, /возлюбленным Сыном Тебя называя, / и Дух в образе го;рлицы / незыблемость этих слов подтвердил. / Яви;лся Ты, Христе Боже, // и мир просветил — слава Тебе!
Кондак Богоявления, глас 4
Яви;лся еси; днесь вселе;нней, / и свет Твой, Го;споди, зна;менася на нас, / в ра;зуме пою;щих Тя: /прише;л еси; и яви;лся еси;, // Свет Непристу;пный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
(Русский перевод лучше не читать. Читайте Церковно-Славянский язык. Я разместил для себя, немощного)
В сей день яви;лся Ты этому миру, / и Свет Твой, Господи, запечатле;лся на нас, / познавших Тебя и Тебя воспевающих: /«Пришёл Ты — и явил Себя, // о Свет непристу;пный!»
Величание Богоявления
Велича;ем Тя, / Живода;вче Христе;, / нас ра;ди ны;не пло;тию крести;вшагося // от Иоа;нна в вода;х Иорда;нских.
Величаем Тебя, / Податель Жизни Христос, / ныне ради нас по пло;ти от Иоанна крести;вшегося // в водах Иордана.
(По непонятной причине ударения стали символом «;». Прошу прощения и надеюсь на понимание)
——***——***——***——***——***——***
Тропарь навечерия Богоявления, глас 4
Возвраща;шеся иногда; Иорда;н река; ми;лотию Елиссе;евою, /возне;сшуся Илии;, / и разделя;хуся во;ды сю;ду и сю;ду, /и бысть ему; сух путь, и;же мо;крый, / во о;браз вои;стинну Креще;ния, / и;мже мы теку;щее жития; прехо;дим ше;ствие: //Христо;с яви;ся во Иорда;не освяти;ти во;ды.
Перевод: Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.
(Русский перевод лучше не читать. Читайте Церковно-Славянский язык. Я разместил для себя, немощного)
Кондак навечерия Богоявления, глас 4
Во струя;х днесь Иорда;нских быв, Госпо;дь / Иоа;нну вопие;т: / не убо;йся крести;ти Мя, / спасти; бо приидо;х // Ада;ма первозда;ннаго.
Перевод: Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»
Другой кондак навечерия Богоявления, глас 2
Всех, Христе;, Благоутро;бне, отъе;мляй прегреше;ний мно;жество / ми;лости ра;ди безме;рныя, / Иорда;нскими вода;ми крести;тися гряде;ши, я;ко Челове;к, / оде;ждею мя одева;я, //сла;вы дре;вния обнаже;нна лю;те.
Тропарь навечерия Богоявления, глас 4
Некогда река Иордан обратилась вспять, / в тот день, когда вознёсся Илия;. / Елисей своей ми;лотью разделил во;ды надвое, /и стал ему водный путь сухим, /воистину прообразуя крещение, /ведущее нас сквозь во;ды житейского моря. // Христос явил Себя на Иордане, дабы освятить во;ды!
Кондак предпразднства Богоявления, глас 4
В сей день, войдя в стру;и Иордана, / Господь Иоанну восклицает: / «Не устрашись крестить Меня, / ибо Я пришёл спасти // Адама первозданного».
Другой кондак навечерия Богоявления, глас 2
О Христос благосердный, /освобождая всех людей от множества грехов / по безмерной милости Своей, / Ты идёшь креститься в водах Иордана как Человек, / в ризу облачая меня, нагого // и лишённого изначальной славы.
(По непонятной причине ударения стали символом «;». Прошу прощения и надеюсь на понимание)
——***——***——***——***——***——***
Тропарь предпра;зднства Богоявле;ния, гла;с 4.
Гото;вися, Завуло;не, / и красу;йся, Неффали;ме, / Иорда;не реко;, ста;ни, / подыми;, взыгра;я, крести;тися гряду;ща Влады;ку. / Весели;ся, Ада;ме с прама;терию, / не кры;йта себе;, я;коже в раи; пре;жде, / и;бо, на;ги ви;дев вы, яви;ся, / да облече;т в пе;рвую оде;жду: // Христо;с яви;ся, всю тварь хотя; обнови;ти.
Кондак предпра;зднства Богоявле;ния, гла;с 4.
Во струя;х днесь Иорда;нских быв, Госпо;дь / Иоа;нну вопие;т: / не убо;йся крести;ти Мя, / спасти; бо приидо;х // Ада;ма первозда;ннаго.
Стихи;ра предпра;зднства Богоявле;ния, гла;с 8.
Сый Огнь нестерпи;мый,/ бре;нию и се;ну мне су;щу, Христе; мой, что святу;ю Твою; преклоня;еши главу;,/ ея;же А;нгельская трепе;щут мно;жества?/ - рече; Иоа;нн ко Творцу;, егда; крести;тися прии;де.// Вели;ко Твое; есть, Благоутро;бне Жизнода;вче, низше;ствие.
Тропарь предпразднства Богоявления, глас 4
Готовься, Завуло;н, / приуготовь себя, Неффали;м, / Иордан-река, остановись / и прими, ликуя, Владыку, идущего креститься! /Возвеселись, Адам, вместе с праматерью Евой, / и не скрывайтесь, как не;когда в раю, /ибо, узрев наготу вашу, Он явился, / дабы облечь вас в лучшую одежду. // Христос явил Себя, желая всё творение обновить!
Кондак предпразднства Богоявления, глас 4
В сей день, войдя в стру;и Иордана, / Господь Иоанну восклицает: / «Не устрашись крестить Меня, / ибо Я пришёл спасти // Адама первозданного».
Свидетельство о публикации №225012800646