Зелёная чума Лас-Вегаса
Название – зеленая чума.
Главная резервация хронически больных – Лас Вегас, штат Невада, США.
Первые симптомы болезни – непомерно раздувшийся кошелек и тоскливый взгляд.
Одно другому не мешает.
Сопровождается болезнь, как правило, полным отсутствием логики: люди едут в Лас-Вегас в надежде сорвать в казино большой куш; но для того вначале надо где-то раздобыть (украсть, заработать) и отдать тот большой куш, что принесли с собой.
Они сидят у автоматов – престарелые бабуси и дедки, юные девы и их алчные спутники, студенты и живущие на пособие и жмут, жмут, жмут на кнопки автомата, внутри которого вызревает их персональная зеленая чума.
Деньги – это хорошо.
Когда их много, можно заняться воплощением очередной мечты. Когда их слишком много, а все мечты уже осуществлены, желания легко исполняются, тогда исчезает стимул жить, потому что жизнь – погоня за Синей Птицей мечты, то есть – охота.
А когда нам охота, мы горы сдвигаем (хотя – что они нам плохого сделали, чтобы их двигать?).
– Если я два раза в год не побываю в Лас-Вегасе, я чувствую себя больным, – говорит мне сидящий напротив в кафе «настоящий ковбой» Джеффри Сиборн (у него ранчо в Южной Каролине). – Я здесь подзаряжаюсь энергией на полгода – ты ничего не понимаешь!
Как мне понять?
Я, конечно, не могла пройти мимо жужжащих, поющих, сверкающих автоматов и пять раз по доллару сыграла. Мой выигрыш – 12 центов. Храню этот билетик как знак судьбы и её намек на то, что больше пробовать не надо. Тем более в рулетку, потому что, как сказал Джеффри, «Если ты, играя в безлимитный холдем, сделаешь ререйз с нестандартной рулеткой…». Бррр!
Да что это я, в самом деле?
Игра же!
И Лас-Вегас – главная игровая комната для взрослых в общем доме под названием Земля, и в городе сосредоточено более восьмидесяти казино и несколько тысяч игровых павильонов.
В какие же игры предлагается сыграть приезжим, чтобы легко расстаться с денежкой и потом долго мечтать о том, чтобы и в следующем году снова принести ее к подножию виртуального златого тельца?
В азартные игры.
Но вначале – что такое азарт.
Азарт на своей шкуре
В Центре имени Сербского российские ученые установили, что у нас в мозгу имеется зона, отвечающая за риск, за азарт – нечто вроде «центра игромании». Если он возбужден, то человек попадает в зависимость, из которой не так-то легко выбраться. Чаще всего – невозможно. Мы обречены на зависимость помимо своей воли, генетически. Особенно, если игры азартные.
Как это?
Просто: ты проиграл.
Но вновь оборачиваешься на звук музыки, раздающейся из игрального автомата.
Ты только присядешь на стул около, потому что устал – целый день на ногах. А что такое вообще – десять баксов? Они погоды не делают. Жмем на кнопку! Ничего? А у меня еще есть десять – неужели эту железную дуру я не перехитрю, не пересижу? Врёшь! Где моя третья десятка?!
И трезвым разумом понимаешь, что не видать тебе джек-пота как лягушку, поющую Верди, но не оставляет ощущение, что проходишь мимо счастья. Если счастье – в деньгах.
Нет! Оно – в процессе игры!
Азарт переводится с французского как риск, опасность.
Можно было бы уточнить, что это – опасность попасться на крючок.
Однако, с другой стороны, угроза потери, риск всегда вводили человека в состояние «повышенной боеспособности», мобилизации многих до сего момента молчавших сил. И от такого всплеска вдохновения он получает несказанное удовольствие и удовлетворение. И хочет еще, еще. Еще! На том и строятся азартные игры.
На том стоит Лас-Вегас.
Ад или рай?
США. Штат Невада. Центр пустыни.
Мне повезло, что был декабрь, потому что летом здесь свыше сорока по Цельсию. Скорпионы, гремучие змеи, тарантулы, пожухлая трава, красная почва. Вполне подходит для адской картинки. Но прямо в центре – «рай», куда стремятся попасть не только тела с набитыми кошельками, но и их души.
Его называют городом греха, мировой столицей развлечений, городом огней.
С них все и началось, потому что мы подъезжали к Лас-Вегасу ночью, и я проснулась от ощущения, что Нечто огромное и почти опасное лежит прямо на дороге перед машиной.
Там, внизу, в долине струился поток разноцветной огненной лавы фонарей, рекламных щитов и сияющей иллюминации казино, баров, ресторанов и отелей. И понимаешь, что в следующее мгновение станешь просто фонариком, каплей, расплавишься до нуля в фантасмагории светового и цветового движения и давления.
Сорок миллионов приезжих ежегодно и всего 1,8 миллионов жителей, включая младенцев и стариков. Но все-таки Лас-Вегас – рай не для тех, кто везет свои денежки на это «поле чудес», а, в первую очередь, для тех, кто эти денежки принимает в пользование.
Они идут на то, чтобы условия «в раю» стали еще более «райскими», дабы привлечь новые потоки жаждущих вкусить запретного плода.
Какой же он запретный, если разрешено все, что мамочка запрещала!
Хочешь пить? Пей!
Хочешь женщин или мужчин? Покупай!
Зрелищ? С избытком!
И одна из завлекательно-азартных игр Лас-Вегаса состоит в том, чтобы предоставить возможность человеку, нигде не побывав, побывать везде. Разве не рай?
Играем в домики
– А давай как будто мы в Америке! – так иногда говорят дети, забравшись под стол, завешенный одеялами, и воображают желаемое.
В Лас-Вегасе воображение включено и эксплуатируется постоянно: ты не просто в Америке, ты и еще в любом месте земного шара.
Слева по направлению движения, пожалуйста, – Париж с Триумфальной аркой Елисейских полей и Эйфелевой башней, на которую можно подняться, чтобы обозреть горящие неоном окрестности с высоты 160 метров.
Справа – Нью-Йорк: небоскребы и статуя Свободы (внутри магазина она же имеется, размером в три метра, только слепленная из леденцов). Как будто мы в Америке…
Дальше по бульвару – Луксор, древняя столица Египта с величественным сфинксом и пирамидой. Внутри пирамиды – множество кафе, ресторанов, кинозалов и магазинов, прочих сфинксов, поменьше; а по периметру, в стенах – апартаменты этого сногсшибательного отеля, их окна выходят прямо внутрь пирамиды.
Недалеко – разноцветные башенки настоящего сказочного замка короля Артура, названного в честь его меча Экскалибур: заходите, смотрите, покупайте, отдавайте!
И на улицах повсюду – зазывалы (им платят за то, что приведут клиента в отель или на шоу). У них к вам только один профессионально поставленный вопрос:
– Привет! Вы откуда?
Ничто другое в многомиллионном городе не работает так сильно, как вопрос про то место, откуда ты прибыл. Ты его любишь, помнишь, возможно, там вырос, и всегда хочешь рассказать историю своей жизни, которая представляется интересной… только тебе!
На это и ловят.
– Ну, ты хитрый парень! – смеюсь я в глаза чернокожему статному зазывале, который, кокетничая, игриво улыбаясь, пытается перекрыть мне дорогу к Римскому Колизею. – А вот мне интересно, ты – откуда?
Он тут же начинает подробно рассказывать, но не потому, что хочет поделиться или попался на мой крючок. Скорее потому, что пока я слушаю, он со мной «работает», повышая вероятность того, что меня можно чем-то зацепить.
Главный закон: дай клиенту то, что он хочет.
Но я – плохой клиент: улизнула.
И попала прямиком на Римский Форум – дворцы Цезаря, статуя самого цезаря, копия Колизея, скульптуры и фонтаны. Внутри комплекса – огромные кариатиды, поддерживающие потолок, грифоны и обслуживающий персонал, снующий по магазину на настоящих колесницах. Но – электрических.
На другой стороне улицы – комплекс казино-отель «Венеция», а перед ним – каналы и гондолы. Вперед, если есть деньги!
Сквозь арочную ажурность барокко, по длинным переходам с балконами в средневековом итальянском стиле ты идешь, идешь, наслаждаясь иллюзией присутствия в Италии, и…неизбежно оказываешься на первом уровне: в казино! А там уже готовы к тому, чтобы обслужить – и столы с картами, и рулетки, и «однорукие бандиты», и девочки в юбочках 10 сантиметров от пояса и без ничего...
Больше тела – живого и разного!
Наивная великовозрастная орловская девочка поначалу никак не могла взять в толк, почему с приближением сумерек на улицах передвигаться становится труднее. И вовсе не из-за обилия прохожих, а из-за количества вдруг появившихся рабочих.
Работа у них самая что ни на есть тяжелая: они стоят в определенном месте, но в то же время как-то быстро снуют вокруг и около. И – что примечательно – постоянно похлопывают одной ладонью о другую, что могло бы сойти за загадку, если бы я вовремя не рассмотрела в одной руке пачку картинок размером с визитку. Их-то они и суют в руки прохожим.
На картинках во всех красе и без таковой изображены местные работницы сексуального производства вместе с адресом и телефоном. К утру большая часть пешеходных дорожек и газонов бывает просто усыпана ими.
Значит ли это, что дамы не востребованы? Или просто – кризис перепроизводства? Как-никак, дело прибыльное и по сути исполнения – простое. Так что, очевидно, второе: их слишком много, поскольку даже в дневные часы по бульварам Лас Вегаса разъезжают длинные красочные рекламные авто с красотками почти неглиже и надписью: «Горячие детки уже к тебе идут!».
В казино и ресторанах во благо клиента и для разжигания страстей (они же – азарт) на каждом шагу можно встретить специально одетых девушек, которые работают декором и сопровождением игровых оргий.
Одеты они в стиле канкан, то есть часто в почти бальные длинные платья, полупрозрачные и блестящие, украшенные страусиными перьями, как и прическа этих див. Черное боа на плечах, слегка расплавившийся от долгой работы маккиях, усталые глаза – это Линда. У нее перерыв. Скоро работа закончится и два дня она отдыхает.
– Но отдохнуть не получится, – говорит она. – Ко мне приехала сестра из Вермонта, надо ей все показать.
– Наверное, самой за четыре года уже порядком надоели «блеск и мишура»? – спрашиваю я.
Она закуривает тонкую сигарету и отводит взгляд. Два своих свободных дня Линда работает в службе по вызову девочек, и эти два дня стоят остальных пяти и по нагрузке, и по деньгам…Так что сестра приехала вовремя. Можно расслабиться. А деньги?!
Эротические шоу, стриптиз, недвусмысленные танцы на барной стойке, мелькание лиц, тел, наций, зелени… Стрип-клубы на Стрип авеню…
С английского слово strip переводится и как сдирать, снимать, обнажать, и как полоска. Вот почему улица длиной 7 километров, принимающая большую часть гостей города, в то же время – полная обнаженка и тел, и сути человеческой. Топлесс-бассейны (мужчины платят больше!), выпивка из рюмок, которые официантки достают из бюстье, шесты для стриптиза как элемент обыденной местной жизни…
Миражи Лас-Вегаса
На каждом шагу – обман.
И это нравится!
Нравится, что работает иллюзия – раз ты идешь по улицам Лас-Вегаса, то значит ты – среди тех, кто может себе это позволить. Меня в расчёт не берите – я прокатилась по приглашению и на средства своего коллеги – есть ещё такие люди.
Включается и другой мираж: ты и вправду можешь себе позволить, потому что ночь в отеле на подъезде к Городу Огней стоит… около 20 долларов! И даже в самом городе полно дешевых отелей и ресторанов: создается иллюзия дешевизны, потому что городу она выгодна. Понятно, что чем меньше человек отдаст за жилье и еду, тем больше он принесет в казино и тем скорее захочет приехать еще: дешево же.
И даже в фешенебельных отелях-казино «Острове сокровищ», «Венеция», «Белладжио» очень и очень приличные номера стоят всего 80-90 баксов, в то время как в Москве, например, в Измайловском комплексе вы снимете на ночь номер за 110-130 долларов. Таким образом, должно быть, Москва создает иллюзию собственной состоятельности.
Один из потрясающих миражей Лас-Вегаса – это поющие и танцующие фонтаны Белладжио. Поют и играют, положим, люди – идет трансляция записи. А вот танцуют фонтаны. Когда я прежде слышала об этом, то просто пожимала плечами. Однако надо не просто увидеть и услышать, но ощутить, как и насколько тебя захватывает и увлекает зрелище, что трудно устоять на месте: хочется танцевать, петь и парить.
Перед началом зрелища на пространстве огромного открытого бассейна перед зданием отеля из глубины медленно поднимаются трубы и трубочки – будущий водно-танцевальный оргАн. Как только зазвучит музыка, тысячи и тысячи струй взлетают на невероятную высоту, строят каскады и тоннели, разбегаются и сходятся воедино, извиваются и закручиваются во все стороны…
Другой мираж – имитация извержения вулкана на той же улице, перед отелем «Мираж».
Днем ты проходишь мимо живописной горы, сложенной слоистыми породами и со всех сторон окруженной водой и высокими пальмами. А начиная с пяти вечера и до одиннадцати ночи, каждый час здесь под музыку идет извержение с лавой, с огненными трещинами по склону горы, с выбросами пламени, дымом и грохотом.
Впечатляет нереальной реальностью! Народ толпится у заграждений уже за полчаса до зрелища – хочется стать свидетелем, чтобы потом кому-то рассказать, что видел. Видел! Не пригрезилось – вулкан в центре города!
После полудня на улицах начинается шоу, знакомое жителям и наших крупных городов: одетые и загримированные под персонажей фильмов и книг, замаскированные под известных личностей, самодеятельные и организованные любители легких денег снуют, предлагая свой товар – иллюзию.
Я постояла рядом с загадочным и неадекватным Джеком-Воробьем из «Пиратов Карибского моря», поснимала Дарт Вейдера из «Звездных войн», Человека-Паука, Бэтмэна и какого-то еще разрисованного гада с неимоверно длинным языком ниже подбородка.
Мне встретились сразу два Майкла Джексона – один в натуральном и очень близком к прототипу виде; а второго, видимо, внешность подвела, и он изображал уже больного Майкла, в маске.
Но своим оптимизмом и профессионализмом потряс карлик, который один в один копировал…Элвиса Пресли! Все они, конечно, делают максимум для того, чтобы зрители не фотографировали, не заплатив, но не у всех, увы, получается.
А с одним любимым актером (правда, бессловесной и бесплатной восковой фигурой), с Гаррисоном Фордом, мы сфотографировались под ручку.
Он не возражал.
Потрясение
Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Все, что человек ни помыслит, все существует».
В Лас-Вегасе эту глубокую мысль можно прочесть иначе: все, что бы вы ни помыслили, – уже существует! Самое невероятное – это самое рядовое, но для воплощения чего у нас часто нет возможности. А здесь за счет непрекращающегося потока денег, возможным становится любая фантазия.
О чем же мы чаще всего фантазируем?
Фантазии большинства людей так или иначе сводятся к счастью.
Счастье чаще всего мы испытывали, будучи детьми. Взрослые утрачивают свободу, непосредственность и умение радоваться даже пустякам. Когда же коммерческие проекты в той или иной степени создают иллюзию возвращения в детство, такие проекты преуспевают.
В детстве есть лишь один недостаток: много запретов.
А если появляется сказка, в которой все разрешено, наш внутренний ребенок просто на седьмом небе. К тому же дети мечтают постоянно, а взрослые, растеряв свою энергию, перестают это делать и ограничиваются вполне достижимыми желаниями. Если взрослые не мечтают по-крупному – они уже состарились, тихонько угасли, растеряли свой внутренний огонь.
Со мной такое произошло много лет назад, когда я ощутила скуку, придя в цирк: ушел детский восторг, нет радости, все ты уже видел...
И до чего же сладко ощущение утраченного удивления и свежести восприятия, когда ты вновь способен их испытывать! То потрясение, которое я испытала, придя на представление цирка Дю Солей (Цирк Солнца) «Мистерия», вернуло меня мне: я уже и забыла, что способна так удивляться. Феноменальная феерия, путешествие в детство, тайну и мечту, воскресшее уважение к талантам человеческим – широко раскрытые глаза и сердце…На-слаж-де-ни-е…
И стало понятно, зачем меня так неожиданно дорога привела в Лас-Вегас, который я издалека побаивалась и немного презирала за якобы низменность целей.
Так нас учат искать себя везде.
И, оказывается, не так важно, что происходит вокруг тебя.
Гораздо важнее, что внутри: я все-таки выиграла свой личный джек-пот.
Свидетельство о публикации №225012800747