Читаем Муламадхьямака-карику. Глава 23

23.1. Говорится, что привязанность, ненависть и заблуждение происходят из намерения. Ведь они возникают в зависимости от ошибок в познании приятного и неприятного.

23.2. Те, что возникают взаимозависимо от ошибок в отношении приятного и неприятного, не обнаруживаются как самобытие. Поэтому омрачений нет в реальности.

Абсолютно самосущее не обнаруживается, но относительно самосущее обнаруживается. Поэтому омрачения есть в реальности.

23.3. Существование или несуществование «я» нельзя установить никоим образом. Как же без этого можно установить существование или несуществование омрачений?

«Я» - это обозначение нашей целостности. Связи внутри целого более сильные, чем связи внешние. Сильные связи создают особую структуру, которая придает системе уникальные свойства. Кроме того, сильные связи внутри системы дают ей устойчивость и возможность не исчезать сразу, а длиться какое-то время. Будучи психофизиологическими системами или целостностями, мы обозначаем себя как «я». Т.е. «я» это не то, что мы набрасываем на какие-то неструктурированные элементы. Это мы целиком. Именно себя как целое мы и называем «я». Измышления, которыми пытаются опровергнуть существование каких-либо целостностей, полностью несостоятельны и не выдерживают критики. Таким образом, нет проблем, чтобы установить «я». А значит, и с тем, что с ним связано.

23.4. Омрачения должны быть у кого-то, но этот кто-то не установлен. А при отсутствии этого «кого-то» омрачения никому не принадлежат.

Если кто-то установлен, то омрачениям будет кому принадлежать.

23.5. При пятикратном рассмотрении своего тела нет омрачения в том, кто омрачен. При пятикратном рассмотрении своего тела нет в омрачениях того, кто омрачен.

23.6. Нет самобытия у ошибок в отношении приятного и неприятного. Как тогда омрачения зависят от ошибок в отношении приятного и неприятного?

У ошибок нет абсолютного самобытия, но есть относительное самобытие.

23.7. Форма, звук, вкус, осязаемое, запах и мысленные феномены – эти шесть видов определяются как основа для привязанности, отвращения и заблуждения.

23.8. Форма, звук, вкус, осязаемое, запах и мысленные феномены – всё это подобно призрачному городу гандхарвов, миражу или сну.

23.9. Как приятное и неприятное может быть в том, что подобно иллюзорной личности или отражению?

Подобное иллюзии — это иллюзия или только ее подобие? Быть подобным значит не быть полностью тождественным чему-то, а быть с ним лишь сходным и похожим. Т.е. в подобии иллюзии есть нечто иное иллюзии, неиллюзорность, подлинность. Ну а если в подобии иллюзии есть подлинность, то ничто не мешает быть в нем приятному и неприятному.

23.10. Известно, что независимо от приятного нет неприятного, которое в свою очередь зависимо от приятного. Именно поэтому приятное недостоверно.

23.11. Известно, что независимо от неприятного нет приятного, которое в свою очередь зависимо от неприятного. Именно поэтому неприятное неочевидно.

Если есть зависимость одного от другого, то значит, есть одно и другое. Если одно и другое — неопределенность, то о какой зависимости может идти речь? Между чем и чем?

23.12. Если приятное неочевидно, откуда возьмется привязанность? Если неприятное неочевидно, откуда возьмется отвращение.

Если отношение между явлениями не использовать как растворитель, который превращает их в ничто, то всё будет очевидно, в том числе и само отношение между явлениями, которое без них невозможно.

23.13. Если непостоянное принимают за постоянное, то такое восприятие – ошибка. Но поскольку в пустом нет непостоянства, тогда почему такое восприятие является ошибкой?

23.14. Если непостоянное принимают за постоянное, то такое восприятие – ошибка. Но поскольку в пустом есть непостоянство, почему такое восприятие не является ошибкой?

В абсолютно пустом нет непостоянства. В относительно пустом есть относительное непостоянство.

23.15. То, посредством чего воспринимается, восприятие, воспринимающий и воспринимаемое – всё это утихает. Поэтому восприятия нет.

23.16. Если нет восприятия, ошибочного или правильного, тогда у кого будут ошибки и у кого не будет ошибок?

Абсолютно самосущего восприятия нет, но есть относительно самосущее восприятие. А значит, есть восприятие ошибочного или правильного.

23.17. У того, кто уже ошибался, ошибки не возникают. У того, кто еще не ошибается, ошибки не возникают.

23.18. У того, кто делает сейчас ошибку, ошибки не возникают. Поразмысли сам: у кого возникают ошибки?

Ошибки могут возникать у того, кому не приписано абсолютное самобытие.

23.19. Как могут существовать невозникшие ошибки? Если ошибки не возникают, то как может существовать тот, кто ошибается?

23.20. Явления не возникают сами из себя, не возникают от чего-то другого, не возникают от себя и другого. Как может существовать тот, кто ошибается?

Явления возникают из себя и другого. Росток возникает из своей возможности в семени.

23.21. Если «я», чистота, постоянство и счастье существуют, тогда «я», чистота, постоянство и счастье не являются ошибочными.

23.22. Если «я», чистота, постоянство и счастье не существуют, тогда не-я, нечистота, непостоянство и страдание также не существуют.

23.23. Таким образом, при прекращении ошибок невежество прекращается. Когда невежество прекращается, то всё, начиная с формирующих факторов, прекращается.

23.24. Если какие-либо омрачения действительно существуют у кого-либо вследствие самобытия, то как же тогда они могут быть отброшены? Кто может отбросить самобытие?

23.25. Если чьи-либо омрачения не существуют вследствие самобытия, тогда как они могут быть отброшены? Кто может отбросить то, что не существует?

Абсолютно самосущных омрачений не существует, но существуют относительно самосущие омрачения. Такие омрачения могут быть отброшены.


Рецензии