Улика
- Конечно, отрицаю! – зло огрызнулся Вирский, известный в преступном мире «медвежатник» и поэтому часто фигурирующий в милицейских сводках.
- Я не собираюсь отвечать за чужие грехи, - широкоплечий, с выступающей вперед массивной челюстью, он, казалось, готов разорвать следователя на мелкие кусочки. По наколкам на мускулистых руках, как, впрочем, и на всем теле в полном объеме читалась автобиография задержанного.
- А куда же прикажете девать отпечаток большого пальца, так неосмотрительно оставленного вами, Андрей Васильевич, на раме картины? - Карелин криво ухмыльнулся и протянул руку за сигаретами.
- А куда хотите! Не был я там…. - допрашиваемый повернул голову и уставился в окно.
Допрос, длившийся второй час, никаких результатов не давал.
Квартиру профессора Сивакова ограбили, скорее всего, в субботу, 26 января, когда он с женой отправился самолетом в Минск к родственникам. А сегодня утром, 28 января, профессор, расстроенный и злой на весь свет, позвонил в отделение милиции. Часа два назад на место преступления выехала оперативно-следственная группа. Сигнализация была мастерски отключена, среди прочих похищенных ценных вещей находилось полотно кисти Рембрандта, стоимостью в несколько миллионов долларов. Светило науки больше всего убивался от потери этого шедевра. На раме от картины сразу же обнаружили четкий отпечаток большого пальца, который на месте через компьютерную базу удалось идентифицировать, хотя сам факт такой находки немало удивил экспертов. Владельцем «визитной карточки» оказался Андрей Васильевич Вирский, личность довольно известная работникам правоохранительных органов. Моментально, по горячим следам, на квартиру «медвежатника» была направлена группа захвата, которая к не меньшему удивлению обнаружила хозяина дома в добром здравии и который, казалось, искренне недоумевал по поводу того, зачем такой "законопослушный" гражданин понадобился органам милиции.
Следователь уже вел допрос подозреваемого, когда экспертная группа все еще продолжала работе на квартире Сивакова.
- В любом случае, отпечаток - очень важная улика против вас и отпираться от нее - дело безнадежное, - Карелин прикурил сигарету и аккуратно положил обгоревшую спичку в пепельницу.
- Угощайтесь, Андрей Васильевич, - следователь подвинул пачку сигарет на противоположный край стола, - табак, говорят, успокаивает нервы, а в вашем положении это ой как необходимо.
- К черту ваши сигареты! - выпалил Вирский, полностью потеряв над собой контроль. - Да подумайте сами, если бы я проворачивал это дело, стал бы я оставлять на месте свои «пальчики»? Я что, по-вашему, с ума сошел? С моим-то стажем!
Допрашиваемый раздраженно схватил пачку сигарет и, достав одну, прикурил. Небольшой кабинет следователя плохо проветривался и от двухчасовой беседы слуги Фемиды с предполагаемым преступником табачный дым в помещении стоял столбом.
- Ну, мало ли, - ухмыльнулся Карелин, - как ни как уже возраст, теряются «профессиональные» навыки. Вот и забыли одеть перчатки. Как вам моя версия?… Принимается?
Игорь Петрович поднялся из-за стола, медленно подошел к окну и шире приоткрыл форточку, что совершенно не повлияло на изменение процентного содержания кислорода в кабинете. Вирский нервно заерзал на железном табурете, привинченном намертво болтами к полу.
- А я еще раз заявляю, что никакого отношения к этому ограблению не имею, - процедил он сквозь зубы, - так и запишите.
Следователь, пропустив последние слова подозреваемого мимо ушей, неторопливо достал из внутреннего кармана пиджака записную книжку и так же не спеша стал перелистывать странички. В наступившей тишине слышался тихий стук настенных часов.
- Ну что ж, попробуем еще раз, - наконец-то вымолвил Карелин. Где вы были в ночь с 23-го на 24-е января этого года? Подумайте хорошенько, прежде чем ответить.
- Да чего тут думать?! - взбеленился Вирский. - Я уже десятый раз вам говорю - был в пригороде, у своей бывшей жены. Вечером она позвонила и попросила приехать. Ну, я и поехал. Спросите у нее, пусть подтвердит.
- Не сомневаюсь, - ответил хозяин кабинета, записывая что-то себе в блокнот, - вот только родственники, как заинтересованные лица, не могут быть объективными свидетелями.
Карелин, отодвинув записную книжку, громко постукивал концом авторучки по столешнице, что только усиливало раздражение Вирского.
- А мне плевать, - ответил он, - я, на худой конец, даже не знаю, где находится квартира этого долбанного профессора.
Следователь нахмурился, затем сделал еще какую-то пометку в блокноте и нажал под столом маленькую кнопочку. Тот час же дверь кабинета отворилась и в помещение вошел здоровенный охранник, остановившись у порога с готовностью выполнить любое указание.
- Уведите, - бросил ему Карелин, - подозреваемый задерживается еще на трое суток.
Вирский, крепко сжав челюсти, в упор посмотрел на следователя, затем медленно поднялся и молча направился к выходу. Когда дверь за ним и конвоиром закрылась, Игорь Петрович тяжело вздохнул и поближе передвинулся к стоявшему на краю стола компьютеру.
«Не сознается..., - мысленно ухмыльнулся следователь, - и не удивительно … Кому же охота брать на себя чужое преступление…»
Он нажал несколько клавиш на клавиатуре «персоналки» и уставился на монитор. На экране замелькали фотографии криминальных субъектов в профиль и анфас, затем снимки мест каких-то преступлений и, наконец, изображение остановилось. Компьютер высветил во весь экран два абсолютно одинаковых отпечатка пальцев, разделенных между собой вертикальной линией. Отпечаток слева принадлежал Андрею Васильевичу Вирскому, только что покинувшему кабинет следователя.
Обладателем «пальчика» справа был, как ни парадоксально, хозяин кабинета - Игорь Петрович Карелин.
«Кто б мог подумать, - хмыкнул следователь, который раз всматриваясь в отпечатки, - «сроднил» же Господь с таким типом. Хотя, что говорить, в данный момент я ни чем его не лучше».
Карелин вспомнил, как однажды, просматривая картотеку отпечатков пальцев в режиме сравнения, случайно обнаружил два одинаковых. Один из них оказался его собственным, другой - известного взломщика. Следователь был немало удивлен - случай действительно редчайший - точнее сказать - не возможный.
Как-то от одного из своих коллег Карелин услышал, что в пособии по дактилоскопии какого-то американского автора приводится информация - вероятность совпадения папиллярных линий на одном пальце у двух различных людей на всем земном шаре равна 1/64. Пусть маленькая, но все же существует. И на экране он увидел реальный пример.
« Да, соблазн воспользоваться таким сходством был велик, - подумал Карелин.
- Еще и Сиваковы как специально улетели из города, гостеприимно оставив квартиру без присмотра, наивно полагаясь на надежность сигнализации. Вот уж
ее обезвредить, зная устройство и имея на работе арсенал всяких премудрых штучек, дело пустяковое. А картина!… Мало кто поймет, что чувствует человек, обладая таким сокровищем. Пусть даже ее и невозможно продать… Будем надеяться, что пока…»
Карелин поднялся и, разминая затекшие ноги, подошел к окну.
«Посмотрим… У Вирского шансов выкрутиться нет. Пальчиков я оставил там прилично… Не отвертится».
* * *
Сотрудники экспертной группы, выехавшие на квартиру Сивакова, заканчивали осмотр места преступления.
- Ну что, закругляемся? - спросил старший группы Величко, складывая различный инструмент в «дипломат». Дотошный в работе и требовательный к своим подчиненным, Иван Павлович, тем не менее, за возраст и знания в своем деле, пользовался среди коллег авторитетом.
- Палыч! - раздался с другой комнаты голос самого молодого сотрудника Игоря Бурцева, - на взломанном ящике тоже остались «пальчики». Может не надо снимать, грабителя-то уже все равно задержали.
- Ты эти штучки брось! - с напускной строгостью крикнул Величко, - халтуры в нашей работе быть не должно. Сам знаешь.
- Знаю-знаю, - отозвался Бурцев, выходя из комнаты в зал, - я пошутил, Палыч. Уже все зафиксировал. Судя по форме - это отпечатки указательного и среднего пальцев. Игорь остановился посреди комнаты и стал рассматривать потолок.
- Ну и квартира, - сказал он, - живут же люди.
- А тебе никто не мешал выучиться на профессора, - упрекнул его Величко.
- Все пора, - старший взял в руки «дипломат» и вся спецгруппа молча направилась к выходу.
* * *
« Конечно, изобилие отпечатков пальцев вызывает подозрение, - размышлял Карелин, наблюдая через окно за спешащими куда-то по своим делам прохожими, - но то, как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют… Кстати, о пальчиках» , - следователь резко повернулся и подошел к столу.
Он совершенно забыл, что на днях приобрел ту книгу американского автора, в которую так и не удалось заглянуть. Карелин сел на стул и, достав с тумбочки новенькое печатное издание, положил его перед собой на стол.
« Джон Трентон. - прочитал он на глянцевой обложке. - Современные статистические исследования в области дактилоскопии ».
«Давно надо было ознакомиться» - размышлял Карелин, не спеша переворачивая листы научного пособия. На какой-то страничке его взгляд задержался, и он внимательно стал читать.
« Ага, вот, кажется, та информация… Так-так, интересно…».
Игорь Петрович на ощупь вытащил из пачки, лежащей на столе, сигарету и прикурил.
«Последние исследования в этой области показали, что вероятность совпадения узора папиллярных линий на одном пальце у двух различных людей, все-таки, отлична от нуля и равна 1/64. Несмотря на мизерность такого шанса, можно смело утверждать, что существуют люди с одинаковым отпечатком на одном пальце».
«Еще бы» - ухмыльнулся Карелин и, стряхнув столбик пепла в пепельницу, продолжил чтение. Секунду спустя улыбка стала медленно исчезать с превращающегося в каменную маску лица, а остекленевший взгляд безуспешно пытался сфокусироваться на следующем предложении.
«Полученная статистическая вероятность совпадения у двух различных людей рисунка отпечатков на всех десяти пальцах резко уменьшается и равняется одному благоприятному исходу из 64 миллиардов возможных, что дает основания утверждать – при наличии одинаковых узоров на одном пальце все остальные отпечатки практически не совпадают».
Карелин какое-то время сидел в немом оцепенении, глядя в одну точку, затем медленно вытер со лба выступивший холодный пот, и закрыв книгу, со злостью швырнул ее в угол кабинета.
03.12.2003 г.
Свидетельство о публикации №225012800959