Сладкий урок репетиторства

 
Мальчик  - с большой круглой головой,  покрытой коротким рыжеватым волосом, его  всегда видно издалека. Он возвышается среди мелких  одноклассников крупной фигурой и хорошим ростом. Мальчика хорошо кормят,  добротно одевают и любят. Он копия своего отца, с которым мать давно развелась, и теперь у него отчим – мужчина с чистой душой, трудолюбивый и добрый к мальчику, потому что сам вырос в сиротстве.

- Ну, мы же неполная семья, - говорит мальчик, когда приносит справку для получения бесплатного питания в школьной столовой. - Дядя Петя же мне не родной.
Я знаю, чьи слова он повторяет, но не могу удержаться,  чтобы не возмутиться.
- Как ты можешь про дядю Петю так говорить? Он к тебе относится в сто раз лучше, чем  некоторые родные отцы!
Мальчик  соглашается:
- Да, отец ваще  не помогает! Деньги не шлет…

Он говорит   почти без интонации. Всегда спокойный,  немного флегматичный, мальчик живет  мирно и хорошо, не переживает по пустякам. При этом совсем не злой, учится неплохо, не в пример родному отцу, который учился у нас же  и был беззлобным заядлым двоечником. Зато сын двоечника восьмой класс заканчивает хорошо, всего лишь с одной тройкой.

А перед девятым я их покидаю. Бросаю. Оставляю другой  учительнице. Потому что  для меня не остается часов – я же пенсионерка. Остаться без уроков  и сидеть дома – кошмар стареющего учителя. Об этой зиме вспоминать не хочется. Только пришедшей весне удается немного украсить   существование.

В начале следующего лета мальчик  является прямо ко мне домой, ведомый почти за руку такой же  круглоголовой и непробиваемой бабушкой. Я уже привыкла,  что полная  красивая мама,  года четыре назад родившая второго ребенка от нового мужа, редко снисходит до переговоров со школой и учителями.

- В колледж его хотим отдавать,  подтянуть бы! – просительно, но  настойчиво  говорит бабушка. Говорок у нее – словно  мелкая барабанная дробь, так и пробивает уши. Интонации не уловить, только сухим горохом сыплет  в уши.  – Экзамен по русскому надо на хорошие баллы, математику тоже.  Отец-то совсем не помогает! Денег не шлет давно уже. Петя, конечно, не родной его отец… Мы заплатим!
Мальчик полностью мой,  с пятого класса его учила, да еще из моего класса. Я от души желаю, чтобы он поступил и  все у него получилось.  Для меня позаниматься с ребенком – как дышать, люблю свой предмет. Конечно, лето, огород, ну и что теперь? Не жить как хочется?

А заплатят – тоже неплохо. Правда, ученики и  их родители  всегда считают, что учитель получает неимоверное наслаждение от самого занятия, а уж  если оно дополнительное, после уроков, так  чувства глубокого удовлетворения ему точно не избежать.  А народ у нас не столько бедный, сколько прижимистый. Ну,  если отблагодарят немножко -   хорошо. Значит, уважают. Мое время тоже золото!

И мы начинаем готовиться. Мой мальчик приходит  вовремя,  слушает  внимательно, соображает хорошо. Продвигаемся  быстро,  поскольку в колледже – такие молодцы! – выдали приблизительный перечень вопросов и заданий. Попутно разбираемся в темах,  которые мальчик знал нетвердо, а то и  совсем не помнил.
- Как ты этого не помнишь? Я же вот так схему  рисовала на доске,  ты должен был запомнить! – удивляюсь я.
- Наверно, я тогда болел! –  предполагает он.
И правда,  такое случалось не так уж редко, хотя выглядит  он вполне крепким и здоровым  подростком,  пусть  и не сильно спортивным.

В общем, мы ладим,  уроки  наши проходят без напряжения и  результативны. Погода прекрасная, настроение бодрое  -  лето!
За все   время нашей подготовки ни мать, ни бабушка мальчика ни разу не побеспокоили меня звонком, чтобы поинтересоваться успехами ребенка. Наверно, верили своему  мальчику.

Наконец в колледже  начались подготовительные занятия для поступающих  и я обрела  свободу, спокойно занялась  делами.
Как-то срочно понадобилось поехать в город, и  солнечным утром я заторопилась на рейсовый автобус. Открыв входную дверь, лицом к лицу столкнулась со своим  учеником. В руках он держал коробку с тортом и выказывал настойчивое желание  войти в дом, наступая на меня большим туловищем и вытесняя из дверного проема.

Я замешкалась:
- Ой, а я вот  собралась  в больницу! На автобус опаздываю…
- Здрасти… - Мальчик вздохнул,  посмотрев на коробку. - Так торт охота…
Ну какой  тут город, какой автобус! Мое место на кухне, как жаловалась прекрасная Лия Ахеджакова.

Пока я ставила чайник на плиту, мальчик отвечал на мои нетерпеливые вопросы.
- Ну что, как твои дела?  Поступил?
- Поступил.  По русскому… - он назвал очень хорошее количество баллов, которое соответствовало пятерке. Почти так же  сдал и математику.
Чай  вскипел,  чашка с чаем  стояла перед мальчиком. Желая угодить гостю, я нарезала торт на огромные куски.   Потом извинилась:
-  Я торт не ем. Не могу составить тебе компанию. Придется тебе  одному пить чай,  угощайся.

Уговаривать  мальчиков в таком возрасте не  требуется.  Он с аппетитом  съел кусок, потом другой. Когда понял, что  больше не  сможет,  с сожалением посмотрел на оставшуюся бОльшую часть и тяжело вздохнул:
- Еще охота… Не влезает…


До сих пор удивляюсь себе: почему  я сразу не отправила его с этим тортиком домой?  Подумала, что это будет бестактно. Побоялась обидеть  его родных.
А они  не побоялись! Ни от кого из членов семьи я так и не услышала  спасибо.


Рецензии
Учитель оказывает услуги - родители платят - в наше время этим не удивишь. Что касается "спасибо", коробок конфет и прочих презентов, то мне всегда от такого неловко. Хотя, конечно, пришедших с благодарностью и подарками детей и родителей встречаю радостной улыбкой, накрываю на стол, и два и три часа веду с ними беседу. Но по-честному - лишнее это.

Вера Вестникова   23.05.2025 20:39     Заявить о нарушении
Мы с вами дважды коллеги, Вера. К сожалению, не с каждым родителем и ребенком хочется долго общаться. Кто-то получает свои баллы благодаря занятиям, а большему не учится - не дано. Разные все.

Лилия Аслямова   23.05.2025 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.