Встреча с Ши Мином
Лянь прибыла без опоздания, и мы ринулись вниз, ловить такси. Входов в Парк было несколько, к которому подвез нас таксист – не знаю. Не знал я и как искать Учителя в этом огромном парке. Где-то в подсознании крутилась информация из Терменликских записей, что он преподает на островке в центре небольшого озера, но всплыло это в памяти только тогда, когда мы оказались у небольшого мостика на берегу пруда, усыпанного лотосами.
А до этого нам пришлось рыскать по дорожкам парка, мучительно переживая, что не найдем вовремя Мастера и он отвергнет меня. Мне тогда еще не было известно, что это одно из испытаний учеников «Круга 356-ти». Я никогда до этого не видел Мастера в лицо, поэтому не представлял, как же его узнаю?
Мы повстречали несколько групп, практикующих Тайцзи. От одной из них отделился молодой парнишка, видимо помощник Учителя, и на ломаном английском поинтересовался, не хотим ли мы учиться у его Мастера. Я отрицательно повел ладонью перед лицом: «Ит из нот Ши Мин!». К другой я даже не стал приближаться – они всем шалманом крутили комплекс – таолу, а я помнил, что в школе Ши Мина большое внимание уделяется стоячей медитации и «одиночным движениям».
Что-то влекло меня вперед, вглубь парка. Уже без десяти! Через пару минут между деревьев неожиданно блеснула водная гладь, и тут же в мозгу вспыхнуло: «Озеро!». Мы подошли к деревянному мостику, и на краю его, улыбаясь нам, стоял молодой китаец. За его спиной, на островке, я заметил людей, выполнявших очень знакомые одиночные движения, - наверное, это то, что мы ищем!
- Мы ждали вас! – перевела Лянь Бый его слова. Я тогда слишком волновался, чтобы обратить внимание на сей факт. Только потом, спустя годы, все стало на свои места.
И вот она, встреча с Мастером, которую я ждал 3 года! Учитель принял меня очень радушно и, перебросившись парой фраз с Лянь Бый, дружелюбно улыбнулся мне и сказал, указывая пальцем на одну из каменных плиток в центре площадки:
- Это твое, самое почетное, место и только твое!
Я радостно кивнул и в следующий приезд в Пекин не преминул воспользоваться этим подарком от Учителя, наглым образом протопав прямиком к своей «вотчине» для выполнения «столбовой работы».
Прежде, чем приступить к обучению, он попросил, через Лянь Бый, естественно, продемонстрировать комплекс – таолу. Я «крутанул» 37 форм Ян, и он удовлетворенно покивал головой: «Школа Учителя Вана!». Если бы он знал, сколько труда я положил, чтобы получить это его одобрение!
В Терменлике, при делении на группы обучения, я почему-то предпочел не группу «народников» (Ши Мин - Народный Мастер Китая), а Профессора Пекинской Академии Ушу Ся Байхуа, наряду с У Бинем, одного из учителей кинозвезды Джета Ли (Лаоши Ся обучал его стилю Син-И). Видимо, меня привлек его Янский (позитивный) характер, благородство духа и потрясающая техника – никогда в жизни, ни до, ни после, я не встречал такой красоты и силы эстетического воздействия при исполнении формального комплекса.
Он обучал нас «36 форм Чень-ши» - Старой школы Тайцзи. Подозреваю, что личность миловидной и улыбчивой студентки факультета русского языка Пекинского университета очень поспособствовала благосклонному отношению ко мне и его и Ши Мина – оба искренне хохотали, когда она «топила за меня» - наверное, на них произвело впечатление, что я после Терменлика 3 года копил деньги на поездку и заявился в Поднебесной, не зная, где искать Ши Мина, как он выглядит, и примет-ли вообще меня в ученики.
Конечно, одних «красивых глазок» Лянь Бый было бы недостаточно для симпатий к моей скромной особе со стороны всемирно известных Мэтров китайского ушу. Я все эти три года скрупулезно изучал каждую букву из записей Петра Быца, попавшего в группу «народников», а на самом семинаре жадно ловил каждое слово Сяо Вейцзя и его учеников, пытался отшлифовать каждое движение «Жу-И Тайцзи Цюань», систематизируя записи «народников» и то, что я видел и слышал при их занятиях.
Резонно решив, что от китайских преподавателей семинара мне не нужно ничего, кроме Тайцзи, я не тратил время на изучения «внешних» техник, которым обучал чемпион Китая Чжоу Цзиньбао, околачиваясь вместо этого рядом с «народниками».
Виктор Сяо, ввиду собственной значимости, на контакты с «ненародниками» не шел, однако я выжал все возможное из записей Петра Быца, общения с учениками группы Сяо Вейцзя и Лян Юцзуна и собственной интуиции, внеся все, что только можно, в комплекс 37 форм Ян из «Жу-И Тайцзицюань», и до сих пор практикую одобренную Мастером последовательность, несмотря на то, что изучал и 40, и 48 форм.
Все остальное время в Терменлике днем я тратил на отработку Чень-ши, а ночью практиковал "Звёздный Даоинь" и осваивал медитацию в " Уцзи-чжуан ", без которой невозможно овладеть Жу-И Тайцзи Цюань. Наверное, этот выбор - все время на семинаре уделить овладению Чень-ши, и послужил причиной того, что спустя 3 года Ся Байхуа вспомнил меня, когда мы с Лянь предстали пред его очами. Когда же он предложил стать моим Учителем по Тайцзи, при всем моем уважении к нему, и как бы это ни было тяжело для меня, я на корявом «аглицком» сообщил его ассистенту, что понимаю Тайцзи Цюань так, как преподает Ши Мин.
К чести для него, он нисколько не обиделся, по крайней мере не показал виду, и замолвил за меня словечко перед лучшим Мастером ветви Ван Юнцуаня…
…Ши Мин сказал:
- Самое главное – это У-цзи Чжуан («Столбовая работа», «Стояние в Беспредельности»), я хочу обучить тебя этому сам.
Он подозвал одного из своих учеников, Чжан Юон Шона, и с его и Лянь Бый помощью стал объяснять ключевые моменты. Первым делом Чжан подошел к моему «почетному месту» и движением рук показал, что ноги должны стоять на ширине плеч, затем жестами пояснил, что это длина ступни плюс длина сжатого кулака.
Затем Мастер Ши поднял край моей футболки и показал на пупок, и вниз от него отмерил два пальца (цунь). Лянь перевела: «Концентрируйся на центре живота на этом уровне».
Вот так, с помощью переводчицы и Чжана Ши Мин «разжевал» мне все тонкости Стояния в Беспредельности. Я тогда даже не знал, что в таких случаях обычно используется принцип: «Учеников учат ученики». Что нашел тогда во мне великий Мастер?
Когда он отошел, Чжан, оглядываясь, чтобы не заметил Учитель, стал мне показывать, видимо тоже преисполнившись симпатией, вещи, которые, как правило, не демонстрируют без особого указания Мастера. Например, он рассказал о создании гомункула для помощи в совершенствовании «внутренней работы». Затем речь пошла о техниках, которые я изучил в Терменлике. После моего показа он поинтересовался:
– Кто тебя обучал?
- Сяо.
Он покачал головой:
- Это неправильно!
Только тут я обратил внимание, что на занятиях ни разу за все время пребывания в Пекине я не видел ни Сяо Вейцзя, ни Лянь Юцзуна. И действительно – сразу бросалось в глаза, что ученики на островке делают одиночные движения по-другому, не так, как демонстрировали Сяо и Лянь в Терменлике. Например, «Плечевые кольца» и Чжан, и другие делали гораздо быстрее и малоамплитуднее, почувствовалась какая-то «индуктивность», самопроизвольность при исполнении так, как научил он меня сейчас.
Только много позже, от Федора Парфенова, ученика Андрея Милянюка, при встрече в Столице, куда я ездил «брать» Син-И Цюань от Чень Цзие, "засветившегося" с Безруковым в "Полете бабочки", я узнал, что Сяо давно не входит в список «личных» учеников Ши Мина.
…После того, как обучил лично «Стоячей свае», Мастер Ши дал мне свою визитку, что очень многое значит в Китае, и Чжан тут же подарил и свою.
Я бережно храню обе до сих пор…
…В этот момент к нашей площадке подошла группа людей европейского типа, мне показалось – американцев. Возможно, специально для них, были показаны аутентичные парные техники Жу-И Тайцзи Цюань. Меня потрясло то, что демонстрировал Ши Мин. Ассистировал ему Чжан. Потом Чжан всем любопытным гостям дал почувствовать «на собственной шкуре» действие «сквозной силы», в том числе и мне…
... В последний день перед отъездом Учитель присел на скамейку и подозвал меня. Наставления, которые он дал мне - бесценны. Ши Мин дал рекомендации по времени занятий, обозначил последовательность этапов освоения Жу-И тайцзицюань, правила питания и напоследок посоветовал; - Не читай книги по Тайцзи Цюань, пока не освоишь сути нашей Школы и не прочуствуешь Силу противодействия и Силу Пустоты!
... Силу противодействия мне удалось прочувствовать сразу после Терменлика, после месяца регулярной практики Уцзи-чжуан я заметил, что мои ладони стали искать прикосновений для выброса избытков энергии. 5-6 человек не могли сдвинуть меня с места, когда я мысленно разворачивал вектор их силы против них самих. А вот Силу Пустоты мне довелось использовать лишь несколько раз, в те короткие пеоиоды жизни, когда выпадало счастье иметь партнера для практики "толкающих рук". Возможно, Высшие силы не давали мне слишком быстро развивать внешние техники воздействия, чтобы это не опережало внутренний рост. Ведь не зря говорил Мастер: " Не стоит тянуть цветок за стебель, чтобы он быстрее рос! "
…Что касается Чжан Юон Шона, то транскрипцию его имени дала мне Лянь Бый, сама китаянка. Кто знает, быть может, русскоязычные специалисты пишут его фио по-другому? В недрах интернета, ища о нем инфу, я обнаружил, что старшего ученика зовут Чжан Гоцзянь, хотя почти на всех видео с Учителем ассистирует именно мой старший брат (условно, официальную процедуру "Байши" я не совершал) и второй Шифу по школе Ши Мина - Чжан…
Из книги С. Чайрена «Заметки с Земли-прим, или Немного о Любви», с сокращениями
Свидетельство о публикации №225012901140