Игренька часть 2. Глава 4 Тринадцатый
Зерноуборочный комбайн СКД-5 «Сибиряк», для своего времени был очень хорошей машиной.
... Как и знаменитая СК -5 «Нива» – он был дальнейшим развитием одного из самых удачных советских комбайнов Ростовского завода сельхозмашин СК-4. Но если «Нива» СК-5 заменила «четверку» на линии производства, то «Сибиряк» стал первой и собственной разработкой Красноярского завода сельхозмашин. От нового Ростовского комбайна его отличала двух барабанная схема, характерный бункер, объемом 2,3 куб м. и «комфорт» на уровне зерноуборочной техники 50-60-х годов. Теоретически, с комбайном «шла» металлическая кабина, но, если на «Нивы» кабины монтировали на заводе – на «Сибиряка» её надо было устанавливать ставить на месте. А в ней было жарко, душно, пыльно и потому механизаторы чаще всего довольствовались солнцезащитным брезентовым козырьком. Индекс «5» и у «Сибиряка», и у «Нивы» означал производительность: 5 кг зерна в секунду, но если в Европейской части Советского Союза настоящим кораблем хлебных морей стала «Нива», то хлебные моря Зауралья, в основном, бороздили "Сибиряки".
...Капитаном такого полевого корабля с бортовым номером «Тринадцать» и был назначен выпускник СПТУ Андрей Андреевич. Хотя на тот момент ему не было 18 лет, да и 17 должно было исполниться только во время уборочной страды….
…«Тринадцатый» был почти новым. Т.е. в колхоз он поступил года три назад и отработал всего лишь одну страду. А потом – сломался. То ли комбайн, то ли комбайнер. И больше, жалеющих работать на машине с «несчастливым» номером не находилось. Зато постоянно находились те, кто не стеснялся «безхозную» машину использовать в качестве «донора запчастей» В итоге, через два года простоя, на комбайне осталось катастрофически мало «родных» деталей и благо было бы, если бы их просто снимали. Чаще комбайнеры брали новую, хорошую деталь, а не её место ставили старую, изношенную, неисправную… Да и ставили, как попало… Таким образом шестнадцатилетний мальчишка – «метр с кепкой» ростом – стал «капитаном», наверное, самого проблемного в колхозе «степного корабля». Летом он стоял на ремонте, и как казалось – сделал, всё, что можно. С началом уборочной страды начал вместе с бригадой выезжать на поле, но тут-то «тринадцатый» «зауросил»: как капризный, молодой конь он постоянно «выпрягался». «Сыпалось» то одно, то другое. Комбайнеры намолачивали рекордные для района центнеры, а семнадцатилетний мальчишка все ремонтировал и ремонтировал свой степной корабль с несчастливым номером. Матерые мужики неодобрительно качали головами, советовали бросить «этот металлолом», а то и вообще – «идти штурвальным» (т.е. помощником комбайнера), но Андреич, что называется, «закусил удила». С отчаянным упорством он крутил болты и гайки, ворочал тяжелые железяки, клепал цепи… Он пытался доказать другим, а может быть, в первую очередь – себе, что он сможет, он – не сломается. И действительно смог! Не сломался! Выстоял всю уборочную, победил себя и свой «несчастливый» комбайн… Только радости от такой победы оказалось немного: обычно в колхозе намолот учитывался всем звеном и звеньевой, по справедливости, распределял и награду за труд. Что тут произошло – теперь уже и не выяснить, но в том звене, в котором числился комбайн №13 все механизаторы получили неплохое вознаграждение – и комбайнёры, и штурвальные. Все получили, кроме «командира тринадцатого»: звеньевой заявил, что «толку от мальчишки никакого не было: когда все молотили – он под своим комбайном прохлаждался» – поэтому, за свою первую, уборочную страду Андрей Андреевич получил символическую зарплату. Но ни несправедливая оценка его труд звеньевым, ни вынужденно-безвозмездный труд на благо колхоза – не сломали его упрямый характер…
…По окончании уборочной он, по направлению военкомата, уехал учиться в автошколу ДОСААФ, а получив права водителя – без напряжения закончил 10 классов в «Вечерней школе». Отработав еще одну страду комбайнером, причем, добившись того, что «тринадцатый» стал ему «подчинятся», Андрей Андреевич, в октябре 1980 года получил повестку о призыве на действительную военную службу…
Глава 5: http://proza.ru/2025/01/29/1396
Свидетельство о публикации №225012901390