Измайлово и электрификация Москвы
Я его направил к Измайловскому острову. Сейчас бы я мог ему кое-что рассказать.
Начнем от печки.
В 1886 году в Санкт-Петербурге при активном участии фирмы «Сименс и Гальске» было учреждено акционерное «Общество электрического освещения». Устав общества был утвержден самим императором. Документ позволял «как производить электроэнергию, транспортировать ее, так и реализовывать».
Первоначально в Москве «Общество 1886 года» ориентировалось на строительство малых тепловых электростанций в платежеспособных домовладениях.
Так 31 июля 1887 года Правление «Общества Электрического Освещения» заключает первый контракт на освещение Пассажа г-жи Лидии Аркадьевны Постниковой на Тверской улице (сегодня в этом здании расположен театр им. М. Н. Ермоловой).
Подобная электростанция была сооружена и по заказу купчихи Фирсановой для освещения Сандуновских бань.
В 1888 году на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки строится первая центральная электростанция Москвы — Георгиевская (сегодня в этом здании находится Новый Манеж), оборудование которой состояло из четырёх паровых машин мощностью по 200 л. с. и шести паровых котлов. Станция вырабатывала постоянный ток напряжением 200 В, радиус энергоснабжения не превышал 1 км. Спрос на электроэнергию постоянно нарастал.
Поэтому в 1897 году была пущена новая городская электростанция — Раушская (ныне ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича). Станция вырабатывала трёхфазный переменный ток, её первая очередь имела мощность 3,3 МВт, впоследствии электростанция многократно расширялась и модернизировалась. Её пуск позволил, после перевода всех абонентов на переменный ток, вывести из эксплуатации Георгиевскую электростанцию.
Через семь лет после начала работы мощность ГЭС-1 достигла 10,5 МВт. На станции были установлены работающие на нефти котлы компании «Siemens & Linz», а также паровые поршневые машины и генераторы компании «Siemens & Halske AG» мощностью 450 кВт.
В 1907 году была введена в эксплуатацию вторая электростанция — Трамвайная (позднее известная как ГЭС-2). Изначально она использовалась для энергоснабжения московского трамвая, мощность станции составляла 6 МВт, оборудование (впервые в России) включало в себя три паровые турбины. Эта электростанция эксплуатировалась до 2015 года.
Обе ГЭС работали на нефти, которая поступала с причала в Симоновской слободы по трубопроводу.
В 1911 году инженер-электрик Роберт Эдуардович Классон (1868-1926) разработал проект электростанции, работающей на торфе. Место для строительства было выбрано в Богородском уезде Московской губернии, вблизи больших торфяных массивов. Новую электростанцию, получившую название «Электропередача», заложили в 1912 году.
12 марта 1914 года станция "Электропередача" (сегодня ГРЭС-3 имени Классона в подмосковном Электрогорске) дала первый ток. От электростанции "Электропередача" была построена первая в России линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 70 киловатт и протяженностью 71 километр. Так началось создание московской энергетической системы. 13 августа 1915 года ток с торфяной электростанции стал поступать в Москву.
Линия электропередачи в Измайлово проложили по просеке в лесничестве для экономии средств. Маршрут вдоль Владимирского шоссе был слишком затратным, Губернское земство выставило обществу «Электропередача» невыполнимые условия за право проложить линии вдоль дороги.
В районе теперешнего Народного проспекта была построена электроподстанция, которая функционирует и поныне. В 1915 году она была соединена линией электропередач с заводом Гужона (в советские годы - "Серп и Молот") и далее Раушской ЭС.
Впоследствии электроподстанция № 32 вошла в энергетическое кольцо Москвы.
В 1928 году к подстанции "Измайлово" южнее была проложена новая ЛЭП 110 киловольт от Шатурской ГЭС (государственная электростанции). Именно эта линия и проходит через весь Измайловский парк с востока на запад практически напрямик. В 1929 году по данной ЛЭП через подстанцию "Истомкино" также стала поступать электроэнергия и со станции "Электропередача", которая теперь носила имя инженера Классона.
Со вводом в эксплуатацию этой линии дореволюционная ЛЭП 70 кВ потеряла
значение и была сначала переведена на напряжение 35 кВ, а потом демонтирована.
В послевоенные годы по просеке дореволюционной ЛЭП 70 кВ проложили вторую линию 110 киловольт.
Свидетельство о публикации №225012901413