Мечты о Калифорнии

        Для меня было очень неожиданно услышать в день, когда я приехал поступать в училище в Питер, от одного из старшин старшего курса:
- Ты откуда приехал?
- ...с Урала, Свердловская область, город...
- Сразу слышно, что издалека.
Что значит сразу слышно!? А мне вот не слышно! Да и в целом, где бы не жил, я не замечал каких-либо особых диалектов или акцентов, характерных для местностей Среднего Урала, Забайкалья, Поморья, Петербурга или Ярославля, в отличии, от режущих слух, воронежских, ростовских, ивановских или маааасковских наречий великого и могучего.
Кстати, история в стиле "Ты что с Урала!" со мной продолжается до сих пор. Все, кто впервые узнает этот знаменательный факт из моей биографии не примнет меня подколоть этой фразой из фильма "Самая обаятельная и привлекательная". Я же, в свою очередь, в этот момент наполняюсь гордостью и пренебрежением к тем лицам, которые не подумавши ляпнули эту фразу в надежде задеть меня, как правило, не имея за спиной, более интересного факта о своём родовом гнезде.
Однажды, подготавливаясь к приезду, одного из московских МЧСовских начальников в Ярославскую область, я был свидетелем размышлений "в слух" заинтересованных начальствующих лиц на тему куда бы этого "бугра" свозить на культурно-досуговую программу "выходного дня" сроком на двое суток и укатать его там до полного изнеможения. В тот момент, когда все злачные и "попсовые" места области в процессе обсуждения иссякли, взоры этих руководителей были обращены на меня с вопросом, а куда ещё можно свозить московского барина? На что я ответил, что все места, о которых я ведал и не ведал, уже озвучены ранее в их непринужденной беседе, а, чтобы от меня полностью отстали с этими "албанскими" задачами, исполнение части которых уже нависло надо мной, добавил, что вообще я не местный, чем, наоборот, еще больше подогрел интерес к своей скромной личности.
- Токманцев, ну и откуда ты?
- Свердловская область, город Асбест (за многолетний опыт ответов на этот уже не оригинальный вопрос у меня выработалось своего рода клише).
- Ты что с Урала!..ха-ха-ха...- в один голос сказали они.
"Лучше быть с Урала, чем... с Костромы, ха-ха-ха!" - так язвительно и резко я хотел ответить, но взвесив суммарный вес и габариты двух костромских полковников, стоящих надо мной в иерархии МЧСовского табеля о рангах, озвучил эту дерзкую остроту у себя в голове и при этом лукаво ухмыльнулся, радуясь про себя своей сногсшибательной находчивости. Такие вот маленькие победы.
Самое забавное, что при всей своей "в доску уральскости" я прожил на Урале самый короткий период своей жизни, чуть меньше трех лет, а все остальное время, где-то далеко за его пределами. Причем, у меня никогда не возникало сомнений в своей уральской идентичности на любом этапе своей жизни - в детстве, юности, отрочестве или старости. Я думаю, мои размышления на эту тему будут близки многим людям, которые, также, как и я, ратуют за свой "Урал".
После того как мои родители в поисках страны Эльдорадо уехали с Урала покорять степи Забайкалья, где я и родился, в нашей семье витала "уральская аура благоденствия и уже близкого неосязаемого счастья", потому как урановые копи посреди маньчжурских сопок не располагали жить долго и счастливо. Уже с 1985 года в семье царило чемоданное настроение, в воздухе парили кухонные ностальгические байки о несказанных сокровищах уральских лесов, рек, озер и недр. Кстати, мало кто знает, что в окрестностях Асбеста в районе поселка Малышево находится самое крупное в России месторождение изумрудов, поэтому местное население, особенно, после закрытия этого добывающего предприятия и его консервации до решения вопросов с собственниками, ринулось искать изумруды в асбестовых и малышевских отвалах переработанной горной породы, вплоть до самодеятельных глубоких мини-шахт на десятки метров. А ведь изумруд - это один из четырех по-настоящему драгоценных камней! Иногда изумруды действительно находили, но тут возникают вопросы с их легализацией, черным рынком сбыта и с нередкой гибелью чёрнокопателей в самостройных делянках. Но как говорится: "одно дело - капать, а другое - хотеть копать за 6000 верст от Кландайка", и это тоже подначивало наши наивные уральские души.
Всё, что имело уральские корни активно приобщалось к укреплению горского духа в нашей семье - песни Чай-фов и "Агаты Кристи" (между прочим, братья Сомойловы и первый состав группы родом из Асбеста, а мой преподаватель по физике вел у них уроки, правда, учились они не в 9-й школе как я, а по-моему в первой), "Наутилуса Помпилиуса", Александра Малинина, сказки Бажова и даже фильмы Свердловской киностудии, Уральский добровольческий танковый корпус (дивизия черных ножей), Ирбитский мотоциклетный завод, Уралвагонзавод (танкоград) и Уралмаш, Николай Карполь и Борис Ельцин - всё шло в единый котел. Батяня, узрев, что мы с братьями развесили уши, подливал в них небылицы, про то, что род Токманцевых - прямые потомки промышленников Демидовых, дворян Татищевых и яицких казаков с реки Урал, а мы охотно в это верили и местами кичились своей дворянской родословной перед "холопами" из близлежащих безымянных селений. Чего греха таить, я до сих пор отслеживаю почти весь уральский рок-клуб, "Пельменей", одно время любил смотреть Букиных, не теряю надежды сплавится по Чусовой и все-таки попасть на танкодром под Нижним Тагилом.
Иногда, а именно в високосные годы наше большее семейство в полном составе или ограниченным континентом все-таки посещало эти дивные и милые, нашим трепетным сердцам, отеческие места. И в этом была главная причина уральской идентичности, ведь мы приезжали в "намоленое", долгими годами одиночества, место, в отпуск и на каникулы, отдыхать. Все родственники и друзья нас тут же встречали как ссыльных каторжников с читинских рудников, устраивали званые ужины, дарили подарки и всячески ублажали. Всё потому что концентрация родственников по родительским линиям на единицу площади в этих места порой выше плотности населения китайцев в Гуаньджоу на один квадратный метр. И это очень радовало, особенно, когда годами испытывается дефицит общения с родными и близкими. Каждый отпуск воспринимался как событие пятилетки с полным отрывом от существующей реальности. Похожая история у меня повторялась, когда я два раза в год, в период каникулярных отпусков, приезжал домой из Петербурга после интенсивной военной службы в училище. Ты едешь домой и ни что тебе не омрачало это путешествие, ведь там отпуск, там отдых, там родные и там нет военных забот.
Кстати, до сих пор город Екатеринбург, где я частенько проводил отпускное время, для меня ассоциируется как своего рода курортный город. И когда в конце 2017 года я серьезно озадачился найти там работу после выхода на пенсию, то в моем сознании произошёл конфликт мировосприятия, может поэтому и не нашел.
Хочу поделится одной хитростью, которую я иногда сам применял, чтобы уехать на поезде домой. Как правило, учебные отпуска курсантов совпадают с большими и длинными выходными и праздничными днями для всей страны, поэтому билетов на поезд, даже в точке отправления состава, можно и не купить. В моем случае это был поезд С-Петербург-Екатеринбург или "Демидовский экспресс". Были и другие проходящие поезда, но идут они через день, такие как "Омич" С-Петербург-Омск или сугубо сезонные поезда такой как С-Петербург-Челябинск, которые запускали только на летний сезон. Сейчас может уже по-другому, эта информация по состоянию на начало нулевых. Так вот, когда ты счастливый несешься с отпускным билетом на ж/д кассы 29 декабря в надежде приехать к Новому году домой и порадовать всех своим чудесным явлением утром 31-го числа, ты сталкиваешься с такой проблемой как "билетов нет". И что! АААААА! В этот момент счастливая, беззаботная жизнь, которую ты себе уже на придумывал за полгода учебы, безжалостно рушится и мигом обрывается. Тогда ты готов на любое преступление, лишь бы попасть на Восточный экспресс. Поэтому ты без робости и сомнений, с твердой решимостью и уверенностью в своих силах, минуя вокзальные патрули, идёшь прямиком к нему - к начальнику вокзала. Немного мнешься перед огромной дверью в его кабинет, потом снимаешь шапку как крестьянин перед помещиком и с самым жалостным и обреченным выражением лица просишь у Его превосходительства квоту на один-единственный билет на заветный поезд: "Отец родной, не погуби!" Для верности можно было, опустив голову, тихонечко по всхлипывать пока Он делал вид, что ищет для тебя этот самый билет. По завершению процедуры унижения тебе покровительственно вручается бумажка, с принятым на вокзале кодом: "Касса №8/Лена, дай ему билет/№71/29.12.1999." После чего ты со слезами и причитаниями бросаешься к нему в ноги, целуешь ему руку и обещаешь молиться за него и всю его благословенную семью до конца своих дней и, не вставая с колен, выползаешь из кабинета. В 19.20 этого же дня на самом почетном месте, последнего в составе, плацкартного вагона (на боковой верхушке у туалета) без продуктов в 36-часовую дорогу, постельного белья и денег абсолютно счастливым едешь домой. Справедливости ради скажу, что начальник Московского вокзала по-отчески и доброжелательно выручал меня пару раз.
Вообще быть немного инородным элементом в состоявшейся общности людей, собранных по территориальному признаку, довольно выгодно. Ты быстро знакомишься с активной частью этой общности, приковываешь нужное тебе в тот момент внимание для акклиматизации, но здесь, главное, не переборщить. Так, например, когда после Читинской области я начинал учиться в уральской школе, то тугоухие или недалекие школьники параллельных классов одно время думали, что я из Чеченской Республики и пытались меня разговорить на страшные истории в стиле невзоровского "Чистилища", правда, я их разочаровывал, информируя о куда более прозаичном регионе нашей страны. Вот такая еврейская позиция: в Екб ты забайкалец, в Архангельске - уралец, а в Ярославле - помор, в общем, кем выгодно тем и становись.
Еще одной особенностью быть не местным, на мой взгляд самой важной, это то что у тебя всегда есть пути к отступлению или запасной аэродром, куда ты можешь вернуться в любой момент, что бы не происходило у тебя в жизни. Податься в бега от следствия, бандитов или от себя, уехать на отдых, когда нет денег ехать на юга (вроде от рутины отвлекся и родню повидал, всё лучше чем дома сидеть) или просто возвращаться домой. Ведь получается, как, что дом, чтобы в него вернуться и обрести всю ту домашнюю благодать из песен, сказок и фильмов должен быть где-то там далеко, и нужно туда постоянно стремиться, преодолевать этот путь домой сквозь невзгоды, препятствия и время, потому как путь к счастью и есть счастье!
Но опыт показывает, что мечта моей семьи, где я сын и брат, вернуться в родную гавань, в полной мере, не состоялась, ведь слишком долгое отсутствие сказалось на уже установившийся замкнутый образ жизни, родня и кореша, в большинстве своём, уже свыклись к нашему долгому отсутствию и не охотно желали переводить отношения из разовых праздно-отпускных к ежедневно-бытовым, начали всплывать обиды многолетней давности или просто игнорирование без объяснения причин. Поэтому мои родители по приезду в Асбест в 1996 году заново обустраивали новую жизнь, хотя ожидали большего участия своих старинных друзей в устройстве на работу, посильной помощи в кризисное время и в поиске жилья.
Все эти никому не нужные и унылые мексиканские страсти я поведал по той причине, что, честно говоря, уже продолжительный срок по этой же схеме в сторону родной уральской гавани, начиная с 2004 года, движется и моя семья тоже, где я уже муж и отец, и как-то не хочется аналогий, хотя кто знает, раз на раз не приходится. С другой стороны, мы дольше чем где-либо живем в Ярославле.

2019 год


Рецензии