Старинный немецкий принцип

Как это не странно, но ярославская земля издревле притягивает поморов из Архангельска, и я тому очевидный пример. Самое забавное, что, когда в Архангельске разговор заходил про Ярославль по любой теме, то большинство архангелогородцев с неконтролируемой улыбкой и мечтательным взглядом в потолок говорили одно и тоже: "Там ведь яблоки растут", и это был самый весомый аргумент к миграции на юг в сторону Ярославля. Секрет этого чуда прост: все северные поезда следуют через Данилов и это был последний оплот "яблочной торговли в ведрах" по любому маршруту следования поездов с юга, а всё последнее, как известно, запоминается лучше всего.
Вот уже ровно восемь лет я живу в Ярославле и, когда я начинал устраивать здесь свой социальный быт, то был абсолютно уверен в своей исключительности и одаренности в любой сфере деятельности, имея за плечами, как мне казалось, уникальный опыт работы в прикладных военных и морских сферах! Но жизнь уже очень скоро расставила всё по своим местам и мой комсомольский пыл, через два месяца поиска "замечательной" работы и себя в этом мире, быстро угас. Оказалось, чтобы попасть, но государственную или муниципальную службу, где я видел себе применение, нужно кроме протектората иметь и опыт этой службы. То есть получалось, чтобы стать мелким чиновником нужно уже было иметь опыт мелкого чиновничества, но чтоб приобрести этот опыт нужно уже быть чиновником. Круг замкнулся!!! Благо, стаж военной службы засчитывался как стаж государевой службы, но для меня до сих пор загадка: как без военной службы женщины становятся чиновниками? Так я подал документы на госслужбу в ГИМС, где мне на комиссии отказали, но на этом история с МЧС не закончилась.
Поломившись, в закрытые на глухо государевы двери, я решил пойти по пути простого смертного работника и искать счастье в народном хозяйство, где, в общем-то, я встретился с осевшими поморами, которые охотно мне оказывали посильную помощь, когда узнавали, что я с Соломбалы (район Архангельска). Так меня взял на работу в рекламное агентство бывший мичман из Северодвинска. Где я отработал ровно два дня в цокольном этаже где-то в частном коттедже на Мельничной. Вонища от огромного плоттера, который красил пленку ПВХ для растяжек, баннеров и автотентов на этом цоколе, придавала этому месту "особую" атмосферу. Я же, в свою очередь, начал понимать тонкости ведения бизнеса по-русски: у тебя запрашивают стоимость бумажных блочных календарей, которых твоя контора никогда не делала, ты с заинтересованным видом испрашиваешь все требования заказчиков, берешь паузу и быстро узнаешь стоимость этого заказа в, профилирующей по этому делу, конторе, набрасываешь свой процент, сколько совесть позволит, и снисходительно берешь заказ. Одновременно, я столкнулся с откровенно странными для морской офицерской среды явлениями, такие как абсолютное невежество в элементарных вещах (что такое периметр и как его посчитать?) или откровенные мелко-мещанские интриги из-за конкуренции в офисе, ведь меня турнули с работы, когда одна из моих коллег донесла руководителю, что я в интернете ищу работу. Что, в общем то, мне облегчило жизнь, а то самому уходить было совсем не удобно.
В Ярославле у меня есть сослуживец, которой дембельнулся раньше меня на пару лет и, достаточно успешно, устроился на геодезическом поприще в строительном бизнесе. Конечно же, я бегом прискакал к нему за трудоустройством, на что он поведал печальную историю о посткризисной ситуации в мире после 2008 года и, что в городе море безработных геодезистов и топографов, куда, в общем то, я и метил. Тогда про это направления вообще перестал думать и искал хоть что-нибудь.
Был шанс затесаться в речной флот, но мое военное, хоть и профильное образование, не давало право на "гражданке" официально управлять даже весельной лодкой, поэтому и там как-то не срослось.
В итоге с ноября по январь я был завсегдатым на бирже труда и постоянным покупателем газеты "Из рук в руки". Даже забрел в Ярославскую таможню, где начальник отдела кадров оказалась, угадайте откуда? Правильно, из Соломбалы! Она участливо свела меня с начальником службы внутренней безопасности. Я был идеальным кандидатом для этой структуры: никакой связи с таможней, никакой связи с Ярославлем, никакой связи с коммерческими структурами, но было одно "но" - им надо было всё и сразу, а на меня надо было тратить много времени на подготовку, поэтому моя карьера в таможне закончилась не начавшись.
И вот, когда я окончательно опустил руки и тупо смотрел дома в монитор, клацая бездумно по клавиатуре, у меня в голове крутилась фраза моего друга-сослуживца: "...старинный немецкий принцип гласит: если цель недостижима, поменяй цель". Нет, я не перестал искать работу и не ударился в лотереи или пошёл в монастырь, но поменял подход, который был тогда не эффективным. Почему-то я отталкивался от мнений разных людей, которые меня отговаривали не ходить туда или не делать то, абсолютно, доверяясь их псевдоосведомленности и мудрости. Тут же, не отходя от компьютера, я набрал в интернете строку "геодезические изыскания в Ярославле" и выписал адреса двенадцати первых попавшихся контор. Звонил туда и спрашивал без лишнего текста: "Гидрографы, геодезисты нужны?" Две конторы уже на следующий день пригласили на собеседование, в третьей попросили резюме.
Правда, когда я искал работу уже в этом году после увольнения из МЧС, эта схема уже не сработала и я лениво доверился "Хед Хантеру".
В одной из контор меня собеседовали четыре часа и это был монолог "за жизнь", из которого я узнал про романовскую овцу, особенности тяготения к тому или иному административному центру отдельных территорий Ярославской области, про затопленную Мологу и разваленный СССР. В другой же конторе, как вы можете догадаться, директором был ярославский помор, который без лишних слов меня сразу взял. Кстати, в первой конторе меня тоже взяли, и я пару дней терзался в муках как отказать такому занимательному директору-краеведу.
Довольный своей зашкаливающей востребованностью, я рьяно пустился поглощать всю необходимую информацию и навыки на новом поприще инженера-геодезиста. Но если б было все так просто, то здесь не о чем было бы и писать. Уже через неделю моего пребывания на этой долгожданной работе, раздался тревожный звонок из отдела кадров главка МЧС, и сообщили, что со мной хочет побеседовать, в то время - первый заместитель начальника главка, а ныне - действующий начальник главка. На, что я не без интереса согласился. Оказывается, Олег Анатольевич скромно сидел где-то в этой комиссии на госслужбу в ГИМС, которую я развлекал своими ответами, и успел приметить меня. После беседы со мной он рекомендовал меня на собеседование, на тот момент - начальнику главка, а ныне - заместителю министра МЧС. Кто бы знал!
Так начался мой шестилетний путь в чудесный и неповторимый мир МЧС России, который навсегда изменил мою жизнь.
Павел Федорович, не скрывая любопытство, задавал вопросы по моему резюме: про службу на флоте, про мои художественные дела и семью. Я же охотно, раскованно и без робости отвечал на них, ведь я ничего не терял от этой встречи, поэтому был самим собой, на кураже и даже очень немного небритый (я же геодезист все-таки). В какой-то момент мне показалось, что он тоже помор, но нет, оказался ивановским, но при этом очень любил моряков. Уже на службе в ЦУКСе, я с ним регулярно встречался в коридорах, и он периодически меня называл моряком и постоянно сватал на должность начальника специальной пожарной части! Даже не знаю, может он всех называл моряками и предлагал идти начальником в 24-ю часть!?
Был случай, когда в ноябре 2013 года, будучи на повышении квалификации в Академии гражданской защиты в Москве, на одной из экскурсий в центральный аппарат МЧС я, спускаясь в лифте со своей группой, на каком-то транзитном этаже встретил Павла Федоровича, который уже к тому моменту перебрался в Москву и был начальником как раз этой Академии. Он меня узнал и со словами: "О, Токманцев!", вытащил из лифта и немного побеседовал о текущих делах в ярославском Главке. Ну как побеседовал, он спрашивал, а я по стойке "смирно" отвечал: "есть", "так точно", "виноват". Моя группа, которая состояла из офицеров из разных областей страны, с изумлением наблюдала за этим действом, и сразу повысили мой рейтинг блата! Все-таки приятно, когда у тебя в министерстве есть знакомый двух звёздный генерал.
Пока я проходил медкомиссию и все круги ада вступления в органы внутренних дел, в течении четырех месяцев, успел поработать в геодезии и уже очень скоро исходил ножками весь частный сектор Ярославля, хорошо ориентировался по деревням в Ярославском районе и немногочисленным автомобильным дорогам Даниловского района.
Уже на службе в МЧС, вкусив все прелести собачей суточной жизни, я долгими служебными вечерами с приятной ностальгией и особым трепетом вспоминал этот занятный и полезный опыт работы в поле на свежем, пусть даже зимнем и морозном, воздухе. Не то чтобы там было все так прекрасно, совсем нет, даже наоборот. Но когда у тебя в жизни все как-то не так, подобные мысли со временем становятся сакральными или точнее - навязчивой идеей.
До последнего времени, где-то на подсознательном уровне, я не терял надежды снова вернуться в геодезию и работать в этом направлении, создавая удивительно красивые карты, планы и схемы, и даже уже устроился в изыскательную фирму, как случай снова отвел меня в сторону...
Быть может мечтать о чем-то гораздо лучше, чем этим чем-то заниматься.

2018 год


Рецензии