Тонущий кораблик

     Был один из тех редких летних дней на Урале, когда кажется что от жары плавится все – воздух, асфальт, трава, камни. Абсолютно все дышит жаром, как раскаленная печь. И в такие дни особенно хочется к воде – будь то река, озеро, пруд. О море Артур читал только в книжках да видел в кино. Да что говорить – кроме небольшой речки Юрюзань, что текла мимо их города и городского пруда, он и водоемов-то, по-сути, и не знал более в свои 8 лет. Ах да, еще речка Белая – была такая, когда ездили к бабушке в гости.
Потому в жаркий летний день любое упоминание о воде было сказочным. Как и то, что попасть на реку или пруд без родителей – было сказкой. В будние дни они, само собой, были на работе. А в выходные были какие-то постоянные дела – то с папой в гараж, выкладывать стены из кирпича, то всей семьей на дачу, полоть и поливать грядки. На даче хотя бы бочка была – оттуда можно было плескаться водой. Но ведь в нее не залезешь и не попрыгаешь….А в будни, когда родители на работе – попасть на водоем было нереально. Вот и в этот жаркий день детская ватага во дворе разделилась. Те кто постарше, 10-12 лет, стали собираться на речку и подначивать тех, что еще мал и кому нельзя было отлучаться со двора. Артур, само собой, был из этой категории. Гулять на улице – пожалуйста. Но только во дворе. О том, чтобы пойти на речку без родителей – об этом даже и речи не было. Как ни сладки были обещания старших ребят про теплую воду и про то, как здорово прыгать с камней, как они не подтрунивали над трусливыми малявками – уйти со двора не представлялось возможным.
    Потому, когда ватага старших с парой смелых младших, с шумом и гамом удалилась со двора, оставшейся ребятне пришлось придумывать себе занятие самостоятельно. Начали, как водится, с игры в земельки. Долго, правда, не поиграли – во двор приехала огромная длинная грузовая машина, полностью заполненная кирпичом. Кирпич и другие строительные материалы привозили на стройку – во дворе строили еще одну пятиэтажку, в добавку к уже стоявшим трем. И каждый раз, когда приезжали большие грузовые машины со строительными материалами, было много интересного. Интересно было как большой башенный кран, казалось такой тонкий и хрупкий, без труда поднимает огромные поддоны с кирпичом, цементом, плитами. Интересно было залезть в кузов грузовика – когда он еще не заехал на площадку выгрузки. Главное было дождаться, когда водитель уйдет по своим делам. Интереснее всего, конечно, было попасть в кабину этого грузовика – это был верх мечтаний. Но это редко удавалось – как правило, водители были злые, гоняли малышню постоянно.  Да и в целом стройка была местом очень притягательным. Там можно было делать очень многое – если бы не забор, ворота и сторож дядя Петя, который казался очень страшным.
Однако в этот день все оказалось иначе. Водитель грузовика выскочил из кабины, забежал на территорию стройки, пробыл там минут 5 и вышел обратно, громко ругая Тимофеича и обещая ему небесные кары:
- Ишь удумал, обед у него! Значит как план горит, так ему кирпич подвози хоть каждые полчаса, а как я тороплюсь, так ему пообедать надо!  Устрою я ему сейчас обед!
Водитель запрыгнул в кабину поехал вдоль забора до конца дома - там можно было развернуться. Вся ребятня, наблюдавшая за его приездом-отъездом и руганью двинулась следом - а вдруг чего интересного?
Интересное не преминуло случиться. Водитель был то ли неопытный, то ли его раздражение передалось на машину - но она двигалась очень резко, нервно - не так плавно, как это было у других водителей. И, разворачиваясь задним ходом, машина впечаталась задним бортом в забор. Забор, почему-то, не выдержал такого натиска, покачался, будто задумавшись и с треском развалился. А водитель, даже не останавливаясь, закончил разворачиваться и погнал обратно вдоль забора, разгоняя клубы пыли и стайки голубей. К удивлению всей ребятни, он уехал со двора, под крики искомого Тимофеича, который выскочил из ворот:
- Что ж ты делаешь, гад??? Стой, куда, кто забор будет делать? Во натворил делов, сумасшедший! Ну приедь еще раз сюда, я устрою тебе кузькину мать!
Было еще много разных слов, очень интересных, иногда новых, но которые взрослые запрещали говорить детям.
- Тогда почему они сами их говорили так много и так часто, особенно когда ругались? - подумал Артур. - Наверное это какой-то тайный обряд, как крещение огнем у индейцев! Вот вырасту и тоже пройду данный обряд, обязательно! Вон как много разных слов знает Тимофеич!
Тем временем, к пролому в заборе подтянулись рабочие - тот самый Тимофеич (он был главным прорабом на стройке), несколько человек в касках и больших кирзовых сапогах, да сторож дядя Петя, который сегодня пришел почему-то рано. Они стали бурно обсуждать сломанный забор. Громко шумели, размахивали руками и опять говорили много запрещенных для детей слов. Артур с Владиком подошли поближе. Один из рабочих громко доказывал Тимофеичу:
- Да не могу я сейчас поставить и двух людей, чтобы забор сделали. Сам же говоришь - завтра комиссия из треста, а им объемы нужны, план горит! Кого я тебе сниму со стройки? Сейчас полдня на ремонт забора потратим и кладку не закончим на перегородках! Звони на автобазу - пускай слесарей своих шлют для ремонта забора, раз их водитель сломал!
- Нет уж, дудки, Коля! - не менее громко сказал Тимофеич. - Давай двух человек из бригады и пусть хотя бы на подпорки поставят забор. Иначе Иван Павлович из треста мне голову снимет - для него порядок на стройплощадке важнее объемов, как мне иногда кажется. Да и ребятня со двора если будет шастать по стройке - дядя Петя же за ними не угонится, старый уже. Не дай Бог чего случится!
Весь этот диалог происходил с активной жестикуляцией и был сдобрен множеством запрещенных для детей слов. Артур с Владиком тем временем не терялись - пролом в заборе для того и нужен, чтобы попасть в запрещенные места. Они пробрались за забор и первое, что обнаружили -  большой котлован с торца дома. Да не просто котлован - а заполненный водой почти доверху. Второе что они обнаружили - крепкие пальцы сторожа дяди Пети на своих ушах, который неожиданно бесшумно и шустро оказался рядом. А крепкие пальцы дяди Пети были очень болезненны для детских ушей.
- Вот смотри, Коля! Мы тут рядом стоим - а эти сорванцы уже на территорию пробрались! А ты говоришь забор ремонтировать не надо. Они ж как тараканы, детвора эти - дай волю, по всей стройке расползутся. А я их тут не выловлю!
Артур с Владиком быстро были выдворены за территорию стройки и потирая горящие уши шли и рассуждали.
- Ты видел эту яму? Она же полная воды - если не купаться, то кораблики точно можно пускать! - сказал Владик.
- А ты заметил огромную кучу пенопласта? Из него кораблики можно и сделать! А еще и колбаски лежат рядом! - ответил Артур.
Колбасками называли длинные тонкие мешочки с герметиком, похожим на пластилин. Ими рабочие заделывали швы между наружными панелями дома. Эти колбаски можно было надкусывать, например - и получался маленький “пельмень” со следами от зубов. Этими “пельменями” можно было кидаться. Еще, можно было лепить из этих колбасок разные фигурки. Можно было драться колбасками как хлыстами. Да много чего можно было делать.

- Нам во что бы то ни стало надо попасть туда! Давай в конце дня, когда все рабочие уйдут, попробуем перелезть через забор! Дядя Петя не всегда выходит из своей сторожки - мы точно успеем залезть и вытащить себе пенопласта с колбасками? - с горящими глазами сказал Владик.
На том и порешили. Тем временем делегация во главе с Тимофеичем удалилась. Минут через десять вернулись двое рабочих и начали заниматься ремонтом забора. Ребятня, поняв что доступа на стройку снова не будет, разбрелась по своим детским делам - благо их всегда было много.
Через некоторое время Артур с Владиком снова оказались возле пролома в заборе. Рабочие доколотили последнюю доску, собрали инструмент и пошли в сторону бытовки, обсуждая то, что один из них не может достать запчасть для своего “Москвича”.

   Обследовав каждую из вновь прибитых досок, ребята обнаружили, что пара из них достаточно легко вытаскиваются, что не могло не радовать. С нетерпением дождавшись конца рабочего дня, когда все рабочие ушли и сторож дядя Петя закрыл ворота на стройку, Артур с Владиком бегом помчались к месту утреннего происшествия с участием грузовика и забора. Без труда получилось раздвинуть те самые две доски, которые были слабо закреплены. Друзья оказались на территории стройки. Котлован был на месте, пенопласт был на месте, колбаски были на месте. Решение пришло быстро - нужно строить корабли! Материал для этого есть - пенопласт, водоем - т.е. котлован с водой есть! Кораблестроение развернулось - было решено построить два крейсера, Аврору и Варяг. Пенопласт ломали руками – благо он был легким и крошился. Рядом нашлась железная полоса, достаточно острая, которой получилось работать как напильником, выравнивая края сломанного пенопласта. Работа шла быстро – верхние палубы скрепляли с помощью проволоки и колбасок. Все палубные орудия, все башни, трубы – все делали из пенопласта. И из колбасок получались отличные человечки-моряки.
Наконец, кораблестроительная стадия закончилась – друзья принялись рассматривать работы друг друга. Несмотря на разные названия – корабли получились подозрительно одинаковыми и похожими друг на друга как две капли воды.
- Ты зачем за мной подглядывал? Не мог сам свой корабль сделать? – спросил Артур Владика?
- Сам ты подглядывал! Я все по памяти, из учебника по картинке помню – недавно же Аврора была на картинке, на последних уроках в мае! – ответил Владик.
Друзья оба засмеялись, т.к. поняли, что оба вспомнили одну и ту же картинку из учебника – и это действительно была Аврора.
- Ну, ладно, хватит рассуждать, давай уже сделаем торжественный спуск кораблей на воду! А то все болтаем, время идет – вдруг дядя Петя с обходом пойдет! – сказал Владик.
Подойдя к краю котлована стало понятно, что идея с запуском кораблей в плавание может тут же провалиться – берег котлована оказался очень рыхлым. Наступаешь на него – и он начинает сползать вниз, в воду. Друзья пошли по кругу в поисках удобного места. На противоположной стороне от забора показалось что есть удобное место – следы от ковша экскаватора образовали что-то вроде ступенек. Но место было только для одного. Артур, быстро сообразив что к чему, побежал обратно к забору – он там видел моток капронового шпагата, веревки. Отмотав два куска приличной длины, он отрезал их с помощью металлической полосы. Снова пригодилась и проволока – два небольших кусочка. Ребята загнули ее как крючок с одной стороны, а другой стороной воткнули в нос своих кораблей. И к этим крючкам привязали свои веревки.
Наступил торжественный момент – спуск кораблей на воду. Сначала Артур аккуратно спустился по импровизированным ступеням, а Владик держал его за руку. Грунт вроде не осыпался и держал вес тела. Тогда Владик подал ему корабль и Артур поместил его на поверхность воды. Намотав один конец веревки на большой палец, он оттолкнул свой корабль от берега.
- Вылезай уже! Дай я свой запущу! Копаешься как старый дед! – заворчал сзади Владик. Он подал руку Артуру и помог ему выбраться. После этого он тоже запустил свой корабль в плавание, не забывая про наматывание веревки на палец.
Оба корабля покачивались на воде. Подул легкий ветерок, появилась небольшая рябь на воде. Корабли медленно двигались из стороны в сторону. Но ветер тут же стих – корабли, само собой, не двигались.
Ребята размотали веревку и Владик пошел на другой край котлована – корабль поплыл за ним вдоль края импровизированного водоема. Владик побежал – корабль поплыл чуть быстрее. Артур пошел к нему навстречу – его корабль следом. Пару раз побегав туда-сюда с кораблями на привязи ребята заскучали.
- Надо подумать – может паруса поставить? А то так на веревке не интересно таскать! – предложил Владик.
- А давай устроим морской бой! Ветра нет – смысл паруса ставить? Течения нет – не плывет корабль сам по себе, как в весенних ручьях. Давай палкой корабли оттолкнем от берега подальше и будет камнями в них кидать. Чей корабль дольше продержится на воде, не перевернется – тот и победил? – пришла мысль в голову Артуру.
- Точно, давай! – воскликнул Владик и побежал искать палку.
Походив туда-сюда он не придумал ничего лучшего, как оторвать доску от забора – одну из тех, которую они отодвигали.
С помощью этой длинной палки они оттолкнули свои корабли подальше от края котлована.
Только вот ни один не подумал о том, чтобы размотать веревки снова и края оставить на берегу – веревки оказались в воде… Когда ребята поняли свою оплошность – было уже поздно, корабли было не достать палкой. Осталось играть в морской бой, чем они с удовольствием занялись.
Камни решено было брать не сильно большие, размером не больше половины кулака - иначе один большой камень мог сразу потопить корабль. Быстро стало понятно, что камни, которые падают рядом с кораблем – создают волну и корабль таким образом можно попытаться подвинуть ближе к берегу. Друзья с упоением кидали камни:
- Ага, я башенное орудие у тебя сбил!
- А я капитанскую рубку!
- Смотри, а у тебя на палубе почти не осталось матросов, они все в воде плавают!
Матросов, как помните, делали из колбаски и она не тонула в воде, потому скоро поверхность воды реально стала напоминать место кораблекрушения. По воде плавали обломки пенопласта, ранее бывшими рубкой, орудиями; плавали матросы и мичманы; плавали спасательные шлюпки. Сами корабли при этом оставались на плаву.
Покидав еще немного камней ребята поняли, что сами корабли не утонут – они их сделали достаточно большими и потому устойчивыми. Решив, что получилась ничья – стали кидать камни побольше, чтобы волна прибила корабли к берегу.
- Сейчас вытащим их, заберем с собой, в подвале потом отремонтируем, сделаем еще лучше! – сказал Владик
Наконец, корабль Владика оказался достаточно близко к краю котлована и Владик с помощью доски подтолкнул его к ступеням. Только при этом, пока он вытаскивал корабль – доска уплыла.
- Балда! Как теперь мой корабль будем вытаскивать!!! Рук совсем нет что-ли? – ворчал Артур.
Они снова начали кидать камни и создавать волну. Мало по мало корабль придвигался к нужному месту, к ступеням. Наконец, стало ясно, что до него можно дотянуться рукой.
- Давай, держи меня за левую руку и я достану корабль. – сказал Артур.
Он спустился по ступеньке вниз, дал руку Владику и потянулся за кораблем. И тут, в один миг, земля буквально ушла у него из под ног – осыпалась в воду и Артур оказался по колено в воде. Владик отпустил его руку – видимо, чтобы самому не упасть.
- Ты чего, дай мне руку! – Артуру стало страшно.
- Да не могу я, ступенька-то пропала! Ты же на ней стоял! – голос Владика дрожал. Он тоже испугался.
- Ааа, меня засасывает дальше! – Артур сказал это почти шепотом, т.к. голос у него внезапно сел. И реально, он стал проваливаться дальше.
- Я ведь и плавать не умею!!!  - Ему хотелось кричать, но голос пропал вообще. Разные мысли крутились в голове – и то, как выбраться, и то, что родители заругают что он испачкал в глине новые сандали, и обида что корабль не получилось вытащить. Все эти мысли мелькали в голове со страшной силой. И еще очень сильно захотелось пить.
Владик внезапно убежал куда-то и Артур остался один.
Он чувствовал, что находится в воде уже по пояс – и чем больше он дергался, тем глубже оказывался в глине и воде. Стало еще страшнее, но сделать он ничего не мог. Даже кричать не мог – тело будто парализовало.
- Ну все, утону похоже. Вот мама ругаться будет – то ли подумал, то ли прошептал вслух Артур.
- Держись за конец палки, малец! – проревел над ушами громкий голос. Артур поднял голову и увидел дядю Петю, протягивающего ему свою палку-трость, с которой он не расставался. Трость была загнутая – этот конец и оказался возле головы Артура. Он схватился за нее крепко как мог и дядя Петя как пушинку выдернул его из глины и после этого за шиворот вытащил из котлована.
- Ну что, испугался? Я сам испугался, думал не доковыляю до тебя – нога сегодня болит сильно. Иду позади дома, решил проверить все ли в порядке и вижу ты тут купаешься. Дома что-ли ванной нет?
Тут подошел Владик – оказывается он побежал за другой палкой от забора. Он встал в сторонке, боясь подходить ближе. Видно было, что он напуган не меньше друга.
- Я не зря говорил Тимофеичу – сделай забор покрепче. Знаю я вашу мальчишечью породу – в любую дырку пролезете. Сам такой был. А вот не окажись я рядом – утонул бы? Плавать-то умеешь? У нас в деревне как-то утонул один. – дядя Петя говорил все это спокойно и без злости. Он всегда казался строгим и злым, а тут беседовал с ребятами как на равных.
- Я все понимаю – вы нашли интересное место для игр. А представь – ты утонул бы. Вот как бы себя чувствовали твои родители? А друг молодец – сообразил, что надо доску притащить. А если бы не успел?
Друзья молчали – сказать было нечего.
- Ладно, давайте топайте домой и не вздумайте больше ошиваться тут. Увижу еще раз – не поздоровится! А котлован этот давно пора откачать и засыпать – не дай Бог еще кто-нибудь провалится.
Артуру с Владиком не пришлось повторять второй раз – они пулей побежали к забору. Ну как пулей – Артур плелся еле-еле. Во-первых, сандали все были в глине и были тяжелые. Во-вторых, он был по пояс мокрый и штаны противно облегали ноги. В-третьих, нужно было как-то попасть домой, да так, чтобы родители не узнали про это происшествие – иначе точно неделю на улицу не выйдешь.
- А пошли-ка в подвал! Там есть трубы горячие, там и повесишь штаны сушиться! – Владик как услышал его мысли.
И друзья, решив, что поход через двор будет слишком заметным, крадучись пошли вокруг соседнего дома к своему.
Подвал был одним из их любимых мест для игр и они шли туда. Но это уже совсем другая история….

25.01.2025


Рецензии