Сравнение пэео...

     Его сильно раздражает, что многие юные обучающиеся не хотят знать, что такое история. Не хотят отличать историю от историографии.

     Сам же он считает, что изучать историю нужно для того, чтобы сравнивать пэео или пэпээн. Чтобы сравнивать произошедшее, прошлое с его описаниями. Или сравнивать прошлое с человеческими представлениями о нём.

      Так как пэпээн - это шесть букв, а юные обучающиеся сейчас, в двадцатые годы двадцать первого века, любят слова-термины покороче, то лучше пользоваться сравнением пэео. Сравнением прошлого с его описа'ниями. В пэео всего четыре буквы!

     Решив остановиться вместо пэпээн на пэео, он написал-сочинил следующий вводный текст для юных обучающихся истории и историографии:

     "История - это не историография.

     История - это произошедшее, прошлое, такое, какое оно было в действительности и такое, каким оно кем-то придумано.

     Те, которые придумывают произошедшее, прошлое не являются ни историками, ни даже историографами.

     Тех, которые придумывают произошедшее, прошлое, можно называть или фальсификаторами  истории, прошлого, или фейкоделами.

     Для того, чтобы отличать фальсификаторов-фейкоделов от историографов, нужно знать, что такое историография.

     Историография - это получение выводов о прошлом.

     Каким бы скучным ни было описа'ние  произошедшего, прошлого, состоящее из одних только выводов, именно такое описание является целью изучения произошедшего, прошлого историографами".

      Он посмотрел на то, что он написал-сочинил. Вроде бы он сделал это понятными словами. Но современные юные обучающиеся не то, чтобы крайне привередливые, сколько являются носителями так называемого кли'пового мышления.

     А клиповое мышление такое: если что-то не проникло в него с первого взгляда, с первого "слуха", то оно больше никогда не окажется в мышлении, в сознании, например, юного обучающегося или юной обучающейся.

     Ему же очень хочется, чтобы в сознание юных обучающихся с первого же, с вводного занятия по истории, проникло хотя бы это:

     "Историография - это получение выводов о прошлом.

     Прошлое - это или действительно произошедшее, или то, что лишь придумано как действительно произошедшее, а в действительности придуманного кем-то никогда не было.

     Например, Д.Трамп придумал, что Соединённые Штаты Америки победили германских нацистов во Второй мировой войне, а Советский Союз ему только помогал в этом. В действительности, произошедшее было не совсем таким или совсем не таким
 
     Придуманное кем-то произошедшее, прошлое, которого никогда не было  - это миф, то есть ложь, фальсификация прошлого, фейк.

     Для того, чтобы описа'ния произошедшего, прошлого можно было соранивать с действительно произошедшим в прошлом, существует археологический подход к историографии.

     Археологический подход к историографии, в отличие от богословского, личностного, марксистского, монархического, цивилизационного, юридического подхода, имеет дело с материальными предметами, то есть артефактами, оставленными  людям  прошлым".

     Он вспомнил, что богословский подход к историографии называется ещё теологическим, цивилизационный - ещё культурологическим, а юридический - правоведческим, но какое дело юным обучающимся до этого?

     Юные обучающиеся могут спросить:

     "Для того, чтобы узнать, - являются ли достоверными какие-то выводы, какие-то описания прошлого,  нужно иметь под рукой действительно произошедшее в прошлом, но ведь это же бывает не всегда. Тогда как сравнивать то, что кем-то придумано о прошлом, с тем, чего нет под рукой?".

     А они не такие уж глупые - эти юные обучающиеся, если могут такое спросить! Подумал он.

     И он продолжил писать-сочинять  текст вводного занятия по истории и историографии:

     "Археологический подход к историографии является убедительным доказательством того, что даже от самого древнего прошлого что-то достаётся современным людям.

      От того прошлого, что произошло не только сто, но даже и двести, триста лет назад современным людям досталось довольно много артефактов, то есть материальных предметов.

     Особенно много материальных предметов, то есть артефактов, досталось  людям двадцатых годов двадцать первого века от того, что произошло не ранее, чем сто лет назад.

      Люди, не являющиеся ни историками, ни историографами часто верят тем историческим реконструкциям, в которых используются материальные предметы, возникшие не раньше, чем сто лет назад.

     Историческая реконструкция - это воспроизведение поведения людей во время событий, имевших место в прошлом, осуществляемое с помощью материальных предметов из прошлого или их копий.

     Копии материальных предметов в исторической реконструкции используются потому, что или музейные работники, в целях  сохранения, не могут выдать реконструкторам музейные ценности, или потому, что историческая реконструкция события является очень масштабной.

     Масштаб исторической реконструкции события - это понятие относительное. Например, когда в исторической реконструкции участвует всего человек пятьдесят, а от воссоздаваемого события прошлого  осталось всего два, три подлинных материальных предмета, то такую историческую реконструкцию уже можно назвать довольно масштабной. В этом случае приходится изготавливать много копий подлинных предметов реконструируемого прошлого".

     И тут он понял, что он стал слишком многословным для вводного занятия с юными обучающимися по истории и историографии. Да ещё ввел в оборот историческую реконструкцию. Но заканчивать же текст вводного занятия как-то надо! И он попытался это сделать:

     "Несомненно, что основная цель историографов состоит в том, чтобы свои и чужие выводы о действительно произошедшем в изучаемом прошлом, свои и чужие его, произошедшего,  описа'ния, сравнить не с выдумкой, а с действительно произошедшим.

     Действительно произошедшее в крайне далёком, древнем прошлом получается археологическими  раскопками и подводной археологией, а  то, что произошло, например, не ранее, чем сто, двести лет назад содержится в архивах, музеях, даже в квартирах рядовых граждан".

     Он остановился. Наверное, опять его занесло туда, где у юных обучающихся может пропасть всякий интерес к им произносимому. И ему почему-то пришло в голову следующее:

     "Легче всего что-то выдумывать о далёком, древнем прошлом, но фальсификаторы истории, прошлого и фейкоделы любят выдумывать нечто и о недавнем прошлом, например, о Второй мировой войне и о Великой Отечественной войне советского народа, с завершения которых прошло не больше восьмидесяти лет.

     Легче всего выдумки, "фальсификаты", фейки  о том, прошлом, которое произошло всего восемьдесят лет назад, проталкивать в сознание именно юных обучающихся и молодёжи.

     Поэтому задача профессиональных историографов состоит в том, чтобы на то место, где у молодёжи и юных обучающихся истории стоит клиповое сознание ставить сознание или мышление критическое.

      Критическое мышление - это, кроме всего прочего, ещё и способность так сравнивать произошедшее, прошлое с его описаниями, с представлениями о нём, чтобы можно было отличить  историческую правду от выдумки, лжи, "фальсификатов", фейков о прошлом, о действительно произошедшем".

     Да, вздохнул он. Хотя он и пытался объяснить находящееся в его голове простыми словами, но так получилось, что он опять "нафилософствовал" много такого, что юные обучающиеся могут воспринять-понять, если приложат к этому достаточно много умственных усилий. Смогут ли? Он надеется, что смогут!

     P.S. Автор данного текста хотел бы напомнить, что в нём рассмотрены размышления одного персонажа  о сравнении пэео, прошлого с его описаниями, или пэпээн, прошлого с представлениями о нём. Тем читателям  и читательницам, которые не поймут, почему автор размышления своего персонажа об историографии и фальсификации прошлого поместил в раздел философии, автор хотел бы напомнить об историософии. Историософия - это та же философия, но только о том, как сравнивать действительно произошедшее в прошлом  с его, произошедшего, или описа'ниями, или с представлениями о нём.

               
    


 
    

   

 


Рецензии
История со всеми её ответвлениями дело очень тонкое, многократно переписываемое.
Дальше вопрос. Ну вот история определённого периода дошла до состояния, когда её больше не переписывают и понимают все одинаково. Можно ли её признать объективной историей? Ну это я куда то уехал. Спасибо, уважаемый Борис, за интересные мысли!!!

Игорь Тычинин   29.01.2025 16:04     Заявить о нарушении
На мой взгляд у истории, как у того, что произошло в прошлом, нет никаких ответвлений. Ответвления есть у выводов о прошлом, у разных описаний этого прошлого, у того, что называется историографией. Беда самой истории в том, что она, кроме того, что действительно произошло в прошлом может включать в себя и придуманное кем-то, например, наглыми американскими историографами, прошлое. Ответственность историографов состоит в том, чтобы в их выводах о прошлом, в их описаниях изучаемого ими прошлого было как можно меньше выдумки, как можно меньше ими придуманного. А объективная история часто не содержится даже в письменных исторических источниках. Трудно себе представить то, что во всех дошедших до нас из прошлого письменных источниках нет никаких "приписок", то есть выдумки составителей письменных исторических документов. Вот здесь и может помочь историческая реконструкция, которая может воспроизвести прошлое и с выдумками-"приписками", и без наглых выдумок-"приписок". Как в исторической реконструкции избавляться от наглых выдумок- "приписок", например, американских историографов - это отдельная тема для разговора с американскими, европейскими, российскими историографами и, например, кинематографистами. Спасибо Вам, Игорь, за глубокий отзыв, и извините, если я не полностью ответил на содержащиеся в нём вопросы!

Светлан Туголобов   30.01.2025 06:56   Заявить о нарушении