Арабская Тора

Ливанский историк Камаль Салиби в 80-х годах прошлого века выдвинул гипотезу, согласно которой иудейская Тора была написана в юго-западной части Аравии. Он заявил, что события Ветхого Завета происходили не в Египте, на Синае и в Палестине, а в Аравии, предлагая разбирать географию и топонимику региона Асир.

Историк утверждает, что ключи к еврейскому языку Торы можно подобрать через арабский, который сохранил многие фонетические особенности, искаженные впоследствии. Язык Торы перестал существовать, как живой, ещё в пятом веке до н.э., а сами евреи перешли на арамейский и арабский языки (в зависимости от места обитания).

Салиби утверждает, что до Вавилонского плена все события Ветхого Завета разворачивались в Аравии, и только при Хасмонеях произошло коренное изменение места: вместо первой земли обетованной в Аравии евреи основали свое государство в Палестине.

Теория, конечно, интересная, но отдает очевидным мифотворчеством. Во-первых, автор опирается на существующие названия поселений в Аравии, а они за более 2,5 тысяч лет могли многократно меняться, как и их расположения. Слишком шаткий подход. Затем автор очень вольно обращается с языком Торы, играя им по своему усмотрению, подстраивая под свою гипотезу.

Зачем Салиби выдвинул такую странную гипотезу и даже написал подобную книгу, вызвавшую в 80-х и 90-х годах ХХ века большой резонанс? Ответ кроется в мотивации и целеполагании.

Камаль Салиби по своей религиозной принадлежности - протестант. Он выпускник Американского Университета Бейрута, где преподавал. Также работал в английской Школе востоковедения и африканистики.

Религиозно, идеологически и системно Салиби был связан с Западом и представлял в той или иной мере интересы англоамериканского сообщества на Ближнем Востоке.

Зачем была написана подобная теория? Вероятно, для того, чтобы изменить отношение арабов (в частности в Аравии) к евреям, представить их как часть общеарабской истории. Так сказать, сблизить позиции, внедрить в сознание идею о том, что иудеи - это неотъемлемая часть арабской реальности.

Салиби манипулирует фактами, словами, тезисами, занимается мифотворчеством. Его работа идёт в русле западной политики, что не удивительно, учитывая личный бэкграунд автора.

В самой работе много интересных нюансов, но в целом, его книгу "Тора с Арабского полуострова" нельзя назвать научной. По большому счету, это своего рода художественное произведение, предлагающее подумать на тему альтернативной истории.

Салиби выступает в роли этакого арабского Анатолия Фоменко, развернувшего игру с пространством.

При этом нельзя отрицать и то, что иудеи веками жили в Аравии, в частности в Йемене, задолго до появления ислама. А последние коренные иудеи (мизрахи) переехали в Израиль только в ХХ веке.

И конечно, востоковедам и археологам есть над чем трудиться, изучая историю древней Аравии.


Рецензии