Нелепая история
Живёт в России добрая, отзывчивая христианка Ирина Л. Несмотря на свои весьма стеснённые, в том числе и житейские, обстоятельства и возраст, она много лет переписывалась с заключёнными, помогала им, как могла, и поддерживала словом Божьим. Пенсия настолько мала, что денег на оплату марок не стало хватать. Но попробуй объяснить это иным требовательным получателям писем... А некоторые зэки, выйдя на свободу, претендуют уже не только на письма и звонки со стороны сочувствующих им христиан, а на жильё и даже... обслуживание после освобождения. Невероятно, но факт. Именно один из таких примеров подробно описан давним автором Евангелизационной газеты «Забытый Алтарь» Ириной Л. в статье «Конец истории или продолжение?» (см. «ЗА» № 1 за 2024-ый год).
Из этой грустной истории, я бы сказал колючего инцидента, становится ясно, что всем нам, участникам в судьбе заключённых (автор этих строк тоже одним из них является), следовало бы повнимательней смотреть кому помогаем и с кем имеем долгосрочные контакты. Иначе можем получить не обязательно приятные встречи... И даже... сногсшибательные сюрпризы, как свидетельствует о том названная выше статья. Кстати, Библия тоже советует нам не всем подряд дарить и помогать, а, в первую очередь, братьям и сёстрам по вере, которые действительно нуждаются и кто ведёт благочестивый образ жизни.
Ну, в камеры зэков и в их души мы заглянуть не можем, поэтому откликаемся чаще всего на сигналы просящих. Но, как пишут сами заключённые, истинные христиане и просто порядочные люди, а таковые есть и в тюрьмах, как правило, не станут попрошайничать. Кстати, «зэк» не нарицательное и уж совсем не ругательное словцо. Это всего лишь аббревиатура от слова «заключённый». Им обозначается человек, лишённый свободы по приговору суда.
Происшедшее с Ириной событие меня, тоже побывавшего в молодости за колючей проволокой не оставило равнодушным (уточняю своё прошлое, чтобы кто-нибудь из любителей тенденциозных эпистол снова не упрекнул меня в том, что я понятия не имею о жизни за решёткой и что я... форменный критикан).
Как верующий человек, стремящийся к справедливости, просто не могу теперь не заступиться за милосердную женщину, которую осужденные люди, попросту говоря, уголовники, незаслуженно огорчили, расстроили, а вдогонку ещё и обвинили в том, что она... сама во всём виновата и теперь ещё и отговаривает читателей «Алтаря» принимать участие в жизни осужденных. На неё, по сути дела, выпал тройной удар. И это - за многолетнюю службу в пользу заключённых...
А случился этот казус вовсе не из-за наивности или, тем паче, дефицита интеллектуальности её обидчиков. Нет. Прилетевшая от них корреспонденция написана довольно грамотно, но вот подводные её камни авторы скрыть не смогли... Об этих камнях и поговорим.
Практичный ключик?
Не буду особо вдаваться в подробности упомянутой вверху статьи Ирины. Читатель может прочесть её сам. Отмечу лишь, что понимаю и сочувствую ей. Эту пожилую пенсионерку тюремная братва настолько разочаровала и возмутила, что она сгоряча вылила своё негодование на страницы «Забытого Алтаря», точнее - приложения для заключённых «Ключ к капкану». И за это уцепились два навсегда спрятанных в каталажку человека. О том, что за ксиву они там накатали чуть ниже. В целом же из случившейся с Ириной Л. грустной истории вытекает, что для отдельных экземпляров, осужденных за преступления перед законами и людьми, не столько вера и Библия считаются ключом к началу новой жизни на воле, а поддерживающие их письмами и посылками добродушные женщины... Практично, не правда ли? В любом случае, отдельные зэки имеют на общающихся с ними христианок виды...
От некоторых из этих мечтателей и потребителей иногда очень тяжело потом избавиться. Одним из таких назойливых «друзей» оказался некий Ренат, о котором, в полном отчаянии сообщила Ирина Л. Не мне сообщила, а в редакцию. Я с ней не знаком. Что же касается Рената, то он, по неизвестной мне причине, воспринял замужнюю Ирину за ждулю или заочницу - так называют женщин, которые заводят романы с осужденными, выходят за них замуж и годами ждут их освобождения. И такое бывает. Иногда подобные сюжеты неплохо, а то и благополучно заканчиваются. И хорошо так.
Дьявольский монастырь
Ну да ладно. Перейдём-ка лучше к тем, кто ещё остался в тюрьмах и лагерях и кто прекрасно знает о случаях, подобных описанному сестрой Ириной. Казалось бы, находящиеся в заключении наши братья по вере должны осудить столь безрассудное поведение иных, вышедших на свободу, коллег. Ан нет... Доказательство тому — уже упомянутая вверху корреспонденция из белорусской тюрьмы. Называется она довольно броско и, на мой взгляд, как нельзя точно: «Монастырь дьявола»...
Да, из такой жуткой обители мужики не обязательно блаженными выходят. А некоторые и вовсе никогда не выпутаются из этой кошмарной паутины: не освободятся из-за тяжести совершённых ими злодеяний. И вот двое, осужденных на пожизненное заключение братьев-христиан (!), решили заступиться за дружка по несчастью - Рената... Солидарность и жалость к ближнему, конечно же, похвальны, но в данном случае такая реакция, прямо скажем, настораживает... Вместо того, чтобы пожурить, а то и отчитать своего нагловатого братана, авторы «Монастыря» ничего лучшего не придумали, как, хоть и подспудно, но осудить... жертву. В данном случае, Ирину Л. Осудили за то, что она пожаловалась читателям на скандальное поведение одного из их освобождённых сотоварищей.
Вот что они (подписана та статейка Сергеем Ефимовым) пишут: «Если бездумно подходить к этому (тюремному, - П.Б.) служению, то и плода не будет: семя напрасно будет падать в почву, которую не одобряют, не поливают, не согревают... чтобы семя проросло нужна любовь»... Это явный намёк на то, что якобы лишённая любви «бездумная» Ирина сама виновата в том, что её бесцеремонно атакуют бывшие её подопечные. Подобную тактику, смею напомнить, применяют мирские судьи. У них зачастую не преступники остаются в накладе, а именно жертвы.
Пошёл напролом?
Далее в письме заключённых идут уверения, что, все , кто с Сергеем Ефимовым письменно общался, оставили в его памяти только доброе и светлое. Всё это, пишут они, - от Бога. Верно! Но то, что Сергей и его дружок по несчастью оказались в тюрьме, наверняка, тоже от Бога, ибо Он желает, чтобы и эти две персоны избежали вечной погибели. Но разве старания Ирины ни у кого из общавшихся с ней зэков не могли оставить то «светлое и доброе»? Разве тот факт, что она отказалась приютить в квартире (с сорока квадратными метрами и семью членами семьи), опустившегося и на редкость бесцеремонного «христианина» Рената из мест не столь отдалённых отрицает все её заслуги в качестве тюремного служителя?
Уж простите, но тут не только логика хромает, но и мораль авторов этого дерзкого письмеца из уголовного «Монастыря». Не зря сокамерник Сергея, как последний сам признаётся, пытался его предостеречь, чтобы не впасть им в осуждение, тем более, что много деталей из описанной Ириной истории им неизвестны.
Кроме всего прочего, Сергей и его сокамерник напоминают читателям и сестре Ирине, что тюремное служение труд очень тяжёлый, тернистый (будто она этого не знает). Положительных результатов ждать приходится долго. Ну да: более двадцати лет наша героиня старалась, поддерживала осужденных как могла, и, естественно, ожидала хоть каких ни на есть плодов. И вот тебе пожалуйста: в дверь настырно ломится тот, кого она много лет наставляла. Помогала. Утешала. А теперь он желает у ней жить... Превратно понял женскую жалость и человеческое сочувствие? Или просто пошёл напролом?
В глухой защите
В назидание сестре Ирине долголетний обитатель сатанинского «Монастыря» Сергей приводит стих из письма Апостола Павла галатам: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Попутно выдаёт ей комплимент: «женщина, которая больше 20 лет занималась тюремным служением, достойна уважения и низкого поклона». Правильно! Но тремя строчками ниже читаем в том же послании уже совсем другое: «Если ты ослабел, то зачем другим советуешь не ходить этим тернистым путём?»... Местоимение «ты» здесь применено в качестве собирательного образа. Это обращение ко всем людям, так или иначе участвующих в жизни заключённых. Но, понятное дело, что в виду имеется, в первую очередь, Ирина Лаврухина, и уже потом все мы, «ослабевшие» и указывающие на недостойное поведение иных зэков...
Спрашивается: как же авторы этого сумбурного послания умудрились выудить из, пусть и несколько эмоциональной, но вполне обоснованной критики со стороны сестры Ирины, призыв о прекращении помощи заключённым? Странно... Она ведь всего лишь просит выпущенных на волю зэков оставить её и семью в покое. Видать, не случайно в редакцию «Алтаря» то и дело приходят жалобные письма (некоторые были даже опубликованы) от уязвлённых и разобиженных зэков по поводу недостаточного к ним внимания со стороны граждан на свободе, к которым, между прочим, относятся и жертвы преступных деяний того же Сергея, его сокамерника, Рената и сотен тысяч других осужденных.
Подковёрные грешки
Обида всегда выдаёт наличие в обиженном гордости. Именно это пагубное качество послужило причиной первородного греха. И теперь мы (во всяком случае, очень многие из нас), унаследовавшие этот страшный грех прародителей, живём не в Раю, а в... режимных и исправительных учреждениях. В домах престарелых. В госпиталях. В приютах, общагах и хибарах.
Мы сидим не на Троне, а в тюряге. Читаем не Священное Писание, а бульварную прессу и детективы. Посещаем не церковь, а клубы и дискотеки. Смотрим по телевизору и интернету не проповеди, а дешёвые шоу, триллеры и возбуждающие низменные наклонности видео. Одновременно всегда на что-то и кого-то обижаемся... Жалуемся... Плачем в тряпочку... И, что хуже всего, осуждаем своих близких и далёких, поносим даже своих наставителей, хотя и знаем, что сами будем за это осуждены праведным Судом Всевышнего.
Кстати, один из заключённых настолько оскорбился замечаниями, сделанные мною в предыдущих статьях, что выразил резкий отпор, а разносной своей заметке дал душераздирающее название: «Режут душу на кусочки...» («ЗА» за январь 2024). Так кто кому режет? Ведь вместо того, чтобы радоваться, что кто-то ещё ими, отверженными большинством общества, занимается, шлёт посылки, духовную литературу, Библии, проповедует и пытается направить узников на путь истинный, избрали глухую защиту... А то и нападение. А причиной столь явно проигрышной позиции является всё та же пресловутая обида. Или высокомерие?
К счастью, далеко не все заключённые подвержены этой тяжёлой духовной хвори. В том же «Забытом Алтаре» было опубликовано уже немало вдохновляющих, искренних свидетельств и трогательных рассказов заключённых. Знаю многих благословенных священников, евангелистов, проповедников, которым в своё время повезло оказаться... в темнице. Там они нашли Христа Иисуса и вернулись на свободу не только истинно свободными, но ещё и неутомимыми глашатаями Великого нашего Бога - Яхве.
Самые матёрые
Даже в миру быть христианином не всегда легко и безопасно, а уж в тюрьмах тем более. Но иногда титул этот даже выгоден... Поэтому здесь не столь уж и редко встречаются именные христиане. Чаще всего это зэки, только ещё начинающие свой путь к спасению. Они по-прежнему нагружены комплексом старых своих привычек и наклонностей. Одна из которых - глубоко засевшая, непомерная гордость. Другая — отрицание своей вины. Ну, и конечно же, приспособленчество. Самые матёрые из них идут на всё, лишь бы получить желанное. Видимо, к этой категории принадлежал и незадачливый Ренат.
Впрочем, несколько похожую на описанную Ириной ситуацию, пришлось и автору этих строк пережить. Задолго до войны в Украине я посодействовал одной семье российских немцев перебраться из Незалежной в Германию. Потратил довольно много сил и времени (электронные и бумажные письма, бесконечные звонки, походы по конторам, не близкие поездки к переводчикам и т. д.). А когда они прибыли в Германию, оказалось, что рассчитывали также и на то, чтобы мы с супругой приняли их в свою квартиру, водили по многочисленным Управлениям и организациям, добились для них жилья и т. д. То, что я инвалид, в счёт вообще не взяли. Короче, пришлось им самим всего добиваться и теперь, всё имея, даже не позвонят... Более того, дали знать, чтобы и мы не звонили, потому как им некогда...
В этом месте спешу успокоить Сергея и всех его братьев по вере и коллег: пример этот привёл здесь не к тому, чтобы все сердобольные немцы перестали помогать заключённым и переселенцам, а к тому, чтобы последние не ограничивались одним лишь помощником и чтобы не теряли чувство элементарного такта и благодарности. А кто выдаёт себя за христианина, пусть им и будет. Не прогадает.
В тяжеленных кандалах
Понадеемся, что всемогущий Бог доведёт новых наших знакомых из белорусской тюрьмы, того же Рената и вообще всех людей, страдающих в местах не столь отдалённых (и не только там), до желанной цели. А она должна быть у всех у нас одинаковой, а именно - Царство Небесное.
Мы же, читатели, попробуем ещё тесней, ещё сердечней и душевней общаться с заключёнными, меньше их критиковать, больше прощать, ибо судьба их действительно незавидная. Условия существования и, тем более, духовного прозрения в исправительных учреждениях весьма и весьма ограничены. Да и не собирается князь мира сего выпускать обитателей своего бетонного монастыря из когтей. Не для того он их туда загнал. А высвободить человеков из этого каменного мешка и снять невидимые, но тяжкие кандалы может только рука Божья.
Да, у Всевышнего нет ничего невозможного! Наш Спаситель Иисус давно уже победил противника Бога. А мы с вами? В полную ли силу, как требует того Писание, сражаемся с духами злобы поднебесной? Кто не может и не умеет противится сатане - вооружитесь всеоружием Божьим! Не получается? Просите, и будет вам дано, говорит Слово Бога живого.
Не откладывайте покаяние на завтра! Время милости Божьей заканчивается. На пороге — Великая Скорбь... Все ли выдержим эти ужасные, невиданные доселе испытания? Или совершенно уверены во всепрощении Бога и скором восхищении Церкви?
Пусть Владыка всех нас, в первую очередь заключённых, укрепит в вере, даст нам любящие сердца, наполнит Духом Святым, подарит мудрость и много-много терпения.
С Богом!
Петер Браун
Свидетельство о публикации №225012900040