de omnibus dubitandum 35. 345

    ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ (1674-1676)

    Глава 35.345. УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЫХ ТЬМА…

    26 ноября 1675 года

    Настоящему Петру Алексеевичу, фантазиями горе-историков Дмитрия Калюжного и Ярослава Кеслера, - было чуть более трёх (восьми – Л.С.) лет, когда «наверх», — надо думать, прямо царю Алексею, 26 ноября 1675 года была представлена изготовленная для царевича азбука. В следующем, 1676 году по докладу воспитателя настоящего Петра Алексеевича, думного дворянина Фёдора Соковнина, был к нему взят учителем дьяк из приказа Большого Прихода Никита Моисеев сын Зотов, «человек тихий и небражник», — впоследствии, однако, поставленный (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, дипломированных, продажных горе-историков – Л.С.) своим учеником с титулом князь-папы во главе знаменитого «всешутейшего и всепьянейшего собора».

    Зотов, обучив царевича чтению, прошёл с ним также, по обычаю того времени, Часослов, Псалтырь и Евангелие; первые две книги, вероятно, были выучены настоящим Петром Алексеевичем наизусть: впоследствии он слыл знатоком священного писания и постоянно в письмах и указах приводил из него цитаты. Можно предположить, что сам Никита Зотов был человеком старообрядческой культуры: его ученик настоящий Пётр Алексеевич был выучен писать по полногласным, дореформенным правилам, то есть вставляя между согласными Ъ.

    Своё преподавание Зотов разнообразил приёмами наглядного обучения: он показывал ученику листы и книги с раскрашенными картинками, на которых изображались «грады, палаты, великие корабли, бои, взятия городов, разные истории в лицах». Такие листы и книги изготовлялись для царских детей мастерами Оружейной палаты, имевшей штат придворных живописцев.

    В августе 1680 года Зотов отправился посланником в Крым, где пробыл до весны, участвуя в заключении Бахчисарайского перемирия. Уроки надолго прервались; считается, что вскоре «правильное обучение» настоящего Петра Алексевича совсем прекратилось. Но нам известно, сколь жаден был он ко всякому знанию: это показывает и его (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, дипломированных, продажных горе-историков – Л.С.) дальнейшая поездка {на самом деле клона лжеПетра [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] – Л.С.} в Европу, прежде всего в Голландию и Англию.

    Он учился у всех и везде, всегда в делах и в движении: устраивал смотры, военные игры, учения, готовил и запускал фейерверки, строил корабли и яхты, испытывал новые суда и пушки, учился у инженеров, артиллеристов, математиков, плотников, брал книги у всех знакомых, выписывал их из-за границы. Хоть и в самом деле грамотно излагать свои мысли на бумаге он затруднялся до конца жизни, писал с ошибками, не в ладах был с синтаксисом, всё же любознательность и склонность к знаниям позволила ему стать человеком с широкими и весьма глубокими знаниями в самых разнообразных отраслях.

    1676  , 20 января . — Смерть царя Алексея Михайловича в результате внезапной болезни. Царём становится Фёдор Алексеевич, но реально властью до июля распоряжается Артамон Матвеев. В том же году взят Соловецкий монастырь.
Недружелюбное отношение к юной мачехе, которая была моложе старших дочерей царя Алексея, сдерживаемое при отце, теперь проявилось открыто. Царица-вдова с малолетними детьми вынуждена была занять во дворце второстепенное место. Через полгода её ждал новый удар: Артамон Матвеев, первый министр царя Алексея и ближайший советник, сердечный друг овдовевшей царицы после его смерти, был отправлен её врагами в ссылку, сначала почётную — в Верхотурье на воеводство, а затем в заточение в Пустоозерск. Это, кажется, первый в ряду временщиков, которых так много будет в XVIII веке, кто столь внезапно поменял высшее место у трона на далёкую ссылку в Печорский край.

    Но влияние Милославских, погубивших Матвеева, длилось недолго; их заменили любимцы царя Фёдора, иностранные наемники: постельничий Языков и стольник Лихачёв, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше было значение князей Бориса и Василия Голицыных.

1678  , август . — Соглашение между Россией и Польшей о продлении Андрусовского перемирия на 13 лет (передача Россией Невеля, Себежа, Велижа Польше в обмен на Киев).
1679  . — Открытие первой школы в типографском доме.
1681  . — Русское посольство во Франции во главе с Потёмкиным. Бахчисарайский мирный договор, установивший статус кво в отношениях Османской империи, Крымского ханства и России: 20 лет область между Доном и Днестром не занимается войсками, и не строятся города от Киева до устья Днепра. Признан суверенитет России над Левобережной Украиной и Киевом и русское подданство запорожских казаков. В том же году преставился бывший патриарх Никон. В ноябре царь Фёдор созывает Земский собор для реорганизации армии.
1681–1682  . — Собор в Москве об укреплении православия в связи с расколом. Постановление о передаче раскольников гражданскому суду и об уничтожении старообрядческих пустынь. Запрещение любого распространения древних книг и сочинений старообрядцев. Учреждение Вятской, Воронежской, Великоустюжской и Тамбовской епископий. Народные волнения в Москве с требованиями восстановить «древнюю веру». Открытый диспут патриарха Иоакима с вождём старообрядчества Никитой Добрыниным (Пустосвятом). Казнь Пустосвята. Восточные патриархи присылают грамоту, повелевающую причислить Никона к лику патриархов. Протопоп Аввакум вместе с единомышленниками предан огненной казни.
1682  . — Царь Фёдор, как полагают, под влиянием Бориса Голицына ликвидирует местничество — служебную иерархию в зависимости от знатности происхождения.
    Пушкин оценил это событие так:

    «Аристокрация стала могущественна. Иван III Васильевич  держал её в руках при себе. Иван IV казнил. В междуцарствие [Смуту] она возросла до высшей степени. Она была наследственная — отселе местничество, на которое до сих пор мы привыкли смотреть самым детским образом. Не [царь] Феодор Алексеевич, но Языков, т.е. меньшое дворянство – иностранные наемники латинисты, уничтожило местничество и боярство, принимая сие слово не в смысле придворного чина, но в смысле аристокрации».

    Однако, отменяя родовое местничество, всё же требовалось найти замену этому общественному институту. На рассмотрение Земского собора был внесён «Проект устава о служебном старшинстве бояр», предполагавший полное разделение гражданских и военных властей, учреждение постоянных наместничеств (Владимирского, Новгородского и других), строгое установление старшинства одного наместника над другим. Однако проект не был осуществлён, и замены родового старшинства (в местничестве) старшинством служебным (по должности) не последовало.

    В самые последние дни царствования Фёдора Алексеевича был составлен проект высшего училища, так называемой Греко-Латинской академии, но учреждена она была уже после смерти Фёдора; первыми её учителями стали вызванные с Востока учёные братья Лихуды: Иоаникий и Сафроний, а здание было построено стараниями французского резидента при дворе Федора Алексеевича - князя В.В. Голицына.
1682  , 17 апреля . — Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследника. Началось правление царевны Софьи.
А.С. Пушкин в «Истории Петра I» писал:

    «София (на самом деле Евдокия Алексеевна – Л.С.) возвела любимца своего князя [Василия Васильевича] Голицына на степень великого канцлера. Он заключил с Карлом XI (1683 г.) мир на тех же условиях, на коих был он заключён 20 лет прежде. Россия была в мире со всеми державами, кроме Китая, с которым были неважные ссоры за город Албазин при реке Амуре. Бояре, приверженные к настоящему Петру Алексеевичу {а не клону лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] – Л.С.}, назначили ему в обер-гофмейстеры князя Бориса Алексеевича Голицына. Он владел доверенностию молодого царя и делал перевес на его сторону. Многие бояре, а особливо дети их, перешли на сторону настоящего Петра».


Рецензии