Число сто в дагестанских языках

               

Считается, что категория числа является своего рода гиперкатегорией, т.к. пронизывает парадигматики всех именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений), а также предетерминирует формы числа глагола во всех временных формах. Появление чисел и осознание отношений между ними представляет собой начало особой формы мышления и репрезентации его в языке. Однако несмотря на значение счета в интеллектуальной жизни человека, сколько-нибудь известной теории происхождения числительных как морфологической категории не существует.

Сам процесс появления чисел и системы счета имеет длительную историю. Самое общее представление об этом можно получить из описания путешественником Н.Н.Миклуха-Маклай картины деления бумаги папуасами. Николай Николаевич Миклухо-Маклай – известный русский ученый, путешественник, исследователь коренного населения Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии. Читаем отрывок из дневника его путешествий:

«Первый, раскладывая кусочки бумаги на колене, при каждом обрезке повторял «наре, наре» (один); другой повторял слово «наре» и загибал при этом палец прежде на одной, затем на другой руке. Насчитав до десяти и согнув пальцы обеих рук, опустил оба кулака на колени, приговорив: … «две руки»», причем третий папуас загнул один палец руки. Со вторым десятком было сделано то же, причем третий папуас загнул второй палец; то же самое было сделано для третьего десятка; оставшиеся бумажки не составляли четвертого десятка и были оставлены в стороне. Все, кажется, остались довольными» (Э. И. Березкина, Б. А. Розенфельд.  Доисторические времена // История математики с древнейших времен до начала XIX века (рус.) / А. П. Юшкевич. - Москва: Наука, 1970. - Т. Я. - С. 10.).

Описанный исследователем эпизод раздела бумаги папуасами, наглядно демонстрирует самое начало складывания у этого народа системы счета, при этом видно, чтобы перевести счет через десяток им одного человека не хватает, требуются помощники. Через такой этап истории прошли все древние племена и народы, в том числе и дагестанские. Но каков был этот процесс, как образовались числа, что они означают, например, число «сто», что можно об этом сказать сегодня?

Число «сто» в дагестанских языках представлено в следующих версиях. Первая (аварская) группа: нус-го; анд. бешону-го; карат. бешанда; ахв. бешону-да; багв. бешен-да; тинд. бегьан-да; чам. бегьанна; ботл. бешен; год. бешену-да; цез. бишон; хвар. бешон; бежт. гьонс-ч1ит1; гунз. гьэс, ч1ит1; гин. бишон.

Вторая группа: лак. ттурш-ва; дарг. дарша-л.

Третья (лезгинская) группа: а) арч. ба1ш; лезг. wиш; таб. wарж; агул. wаьрш; агул. (керен.) ба1рш; цах. wа1ш; рут. wеш; wа1ш; удин. ба1ч; хин. пан.  б) крыз. фыкьад; будух. Фукъад.

Различия в приведенных словах заключается в том, что в лакском и даргинском вариантах вместо обычно губного б- имется д / тт. Это частое явление, когда в остальных группах дагестанских языков в начальной позиции слов имеются б /w, й, в лакских и даргинских можно встретить д / тт. Это различие на уровне старых ГП, от которого суть самих слов не меняется.

Что касается аварских форм, то тут дело сложнее. Во-первых, здесь между корневым согласным гь (< *х) там, где он сохранился (тинд., чам., бежт.) и предкорневым сонорным -н наблюдается инверсионный порядок. А должно быть наоборот. То есть, при нормальном порядке расположения звуков сонорные должны предшествовать корневым и следующим за ним. Таковы структурные требования исторического словообразования дагестанских языков. А здесь он переместился на самый конец и занимает позицию даже после атрибутивного маркера -ш (< *с).

Во-вторых, в качестве предкорневого звука в них представлен именно этот -н (впрочем, как и в хиналугском пан «сто»), тогда как в других группах слов в данной позиции имеется -р. Это важный момент, так как он является одним из древних и значимых дивергентных точек дагестанских языков, в которой они берут старт на расхождение между собой. Исследователи, порой даже именитые не понимают это и при исторических реконструкциях при наличии слов с разными предкорневыми согласными, что иногда бывает даже в пределах диалектов одного и того языка, вместо того, чтобы признать их версиями одной лексемы, просто берут и располагают их последовательно в одних и тех же структурах, создавая не выговариваемый звуковые конструкции, за что нередко получают справедливые нарекания.

Другими словами, если в одном языке в предкорневой позиции слово, обозначающих один и тот же объект имеется -н, в другом -р, а в третьем -л, то это вовсе не значит, что мы имеем разные слова, а лишь разные варианты одного и того же общедагестанского слова. Таким образом, для аварских версий названия числа «сто» реконструируется форма *бен(хх)а-ш. Предкорневой -н в нем имеет вторичный характер, развился из -л, который в свою очередь по ассимиляции трансформировался из -р.

Особенностью слов в лезгинских группах является то, что в них представлены версии названия числа «сто» с фарингализованными согласными, то есть, такими согласными, которые обладают гортанной палатальностью. Это агул. (керен.) ба1рш; цах. wа1ш; рут. wа1ш; уд. ба1ч Преимущество их заключается в том, что они дают возможность на этом месте реконструировать не сохранившиеся звуки, в данном случае геминированный *хх, который больше не встречается ни в одном другом варианте этого слова, за исключением тинд., чам., бежт., где имеется -гь трансформировавшийся из < *х(х), что характерно аварским языкам.

С учетом всего сказанного для общедагестанского состояния в качестве названия числа «сто» восстанавливается форма *wархха-ш, который на определенном этапе своего существования по гиперкорреляции инициального согласного (w – б) превратился в *бархха-ш. Финальный -ш в нем – это глухой вариант атрибутивного маркера -с, который до сих пор является продуктивным в даргинском (ах1ер-си, жага-си, духу-си, пасих1и-си, уму-си) и лакском (кьавкьу-сса, гъили-сса, кьу1ла-сса) языках. В агульском он встречается в «окаменелом» состоянии в ограниченном количестве наречных слов (кьу1с-си, бу1ш-ши, ср. в этом плане лезг. кьуьз-и, биш-и), и в трансформированном виде (-ч / -ц) в роли атрибутивного показателя в словах с пренебрежительной коннотацией (хьирхье-ч, т1акьва-ч, г1апа-ц, кьапа-ц). В определенной мере сходную картину с некоторыми изменениями можно констатировать и для некоторых других языков.

Для реконструируемой исходной основы *wархха-ш / *бархха-ш в дагестанских языках отмечается значения «большой», «главный», «старший», что в количественном отношении должно было означать и «много», так как, «большой» и «много», по своей сути, выражают один и тот же концепт — большой по размеру или количеству. Все эти значения аккумулированы в слове «старый», то есть, «главный по количеству прожитых лет» и фрагментарно представлены по языкам в следующемпорядке: авар. хераб; анд. бохор; карат. бихароб, бехароб; ахва. бакьар-лъода; год. бахар; лак. бухсса, которые в целом структурно и по своему звуковому облику совпадает с восстанавливаемой нами общедагестанского состояния формой.

В даргинском языке им соответствует хала-си «большой, крупный; главный» этимологически из *ха(р)а-си; авар. хира – «старший», например, в Хира-Магомед, букв. «Старший-Магомед»; агул. (диал.) ахат «большой»; таб. аьху «крупный, большой» цах. хады-н, хеды-н - то же; крыз. бу «большой»; будух. буг1лу, бог1лу – то же самое.

Из этого следует, что на заре становления системы счета число «сто» *wархха-ш / *бархха-ш для предков дагестанских народов, судя по всему, просто означало «много». Это говорит о том, что они не могли подсчитывать предметы, количественно превышающие сто штук. Кроме того, счет велся «двадцатками», то есть, имел двадцатеричный характер, что намного облегчал предкам задачу.

Хотя в языках система счета появилась давно, но вести счет «двадцатками», особенно животных, в горах практикуют до сих пор. При этом животных пропускают по специальному лазу в загоне, лицо ведущий подсчет голов, каждую двадцатку оглашает громким голосом, помощник при этом «двадцатки» отмечает одной чертой на камне или бумаге. По завершению подсчета животных, начинают считать отметки. Каждые пять отметок составляет сотню. Иногда вместо отметок на камне или бумаге, чабаны ножом ставят резы на своих пастушьих палках, так чтобы счет голов всегда был под рукой, и никто не мог их обмануть.

Это интересно и тем, что в крызском и будухском языках в качестве названия числа «сто» имеются композиты фыкьад и фукъад, букв. «пять двадцать». Возможно, этим объясняется и то, что античный историк Страбон не понял систему счета восточнокавказских народов, когда писал о незнании албанами денег и об их неумении считать до ста.

И совсем неправы в своих оценках Г.А.Климов и М.Ш.Халилов («Словарь кавказских языков». 2003. С. 367-368), которые название числа «сто» в некоторых аварских языках (авар., анд., гунз.) по звуковому сходству связывают с названием ножа в этих языках.


Рецензии