Спасение

               

    О своём военном детстве  мне поведала очень хорошая знакомая – преподаватель нашего Дальневосточного технического университета.    Мне крепко  запомнился  один случай из её жизни. Войну Светлана не помнила, она родилась в январе сорок второго года. Семья была небольшая – бабушка, мать и десятилетний братишка Ваня, а отец воевал под Ленинградом. После войны, когда Света подросла и стала учиться в школе,   бабушка Дуся вечерами рассказывала о тяжёлой жизни в военное время…   
    Деревня стояла на берегу Днепра и  была оккупирована немцами ещё в сорок первом году. Мальчишкам хотелось бегать и  играть на улице в дворовые игры, но мамки не разрешали шуметь, ибо по улице ходил полицай,  бывало и хуже – немцы. Немчура обчистила все дома, сараи и огороды. Всё было вырвано с корнем и съедено.
    Чтобы общаться между собой без шума на расстоянии или вызвать друга,  ребята трещали, подражая сорокам – чирп… чирп… чирп. Бабушки и мамки об этом знали и не запрещали. В деревне сорок было много, они жадно искали еду.
Даже немецкие солдаты их гоняли. Однажды баба Дуся  услышав такое голосовое обращение за калиткой, сказала Ване:

    – Вон, твой друг уже зачирикал, далеко не ходите, играйте на глазах.
 
    – Да мы собирались на рыбалку, Сашка червей накопал, есть хочется.

    – Я с вами пойду, не отпущу одних, да и рыбачу неплохо.
            

Взяв удочки, компания направилась к реке. А в это время в деревне случилось непредвиденное. Началась облава. Шагая уже по лесной тропинке, рыбаки услышали громкую немецкую речь, и плачь женщин.
    Пригибаясь и прячась за кусты, баба Дуся и мальчишки подошли к деревне. Деревенская дорога сама по себе была узкая, да и дома стояли близко к проезжей части. Путники заметили, как женщин и детей подгонял автоматом немец, стоящий с боку к обочине. Второй фриц  был впереди толпы. Недалеко от замыкающего охранника, медленно шла мать Вани, с семимесячной Светой на руках, а за ней мать Саши.

    – Я знаю, что делать! – неожиданно прошептал Ваня:
    – Мы сейчас «зачирпаем», мамки оглянутся.  В этот момент нам надо кинуть камни на крышу – отвлечем немца шумом. Мамки смогут убежать в кусты.

    Ребята приступили к действию. Надо сказать, план сработал. Услышав: Чирп…чирп…чирп, мамки сразу сообразили, что надо бежать и  им это удалось, пока немец загляделся на крышу, ища сорок.  Удалось и ещё двум девушкам. Бегуны быстро скрылись за деревьями. К удивлению стрельбы не было, немцы видно не сообразили, что произошло из-за шума. Возвращаться в деревню было нельзя. Бабушка Дуся держала контакт с партизанами. Так Светлана до самой Победы жила в партизанском отряде. А ребята стали хорошими помощниками фронтовикам.

 


Рецензии