Биографии. Феномены - Роберт Кинг Мертон
Сопроводительные материалы.
Биографии.
Роберт Кинг Мертон (при рождении Мейер Роберт Школьник; 4 июля 1910 — 23 февраля 2003) — американский социолог, которого считают одним из основателей современной социологии и крупным специалистом в области криминологии. Он был 47-м президентом Американской социологической ассоциации.
Большую часть своей карьеры он преподавал в Колумбийском университете, где дослужился до звания профессора. В 1994 году он был награждён Национальной медалью науки за вклад в эту область и за то, что основал социологию науки.
Вклад Мертона в социологию можно разделить на три области:
1. социология науки;
2. социология преступности и девиантного поведения;
3. социологическая теория.
Он разработал такие важные концепции, как:
- «непредвиденные последствия»,
- «референтная группа» и
- «ролевое напряжение»,
но, пожалуй, наиболее известен терминами
- «ролевая модель» и
- «самоисполняющееся пророчество».
Концепция самоисполняющегося пророчества, которая является центральным элементом современной социологической, политической и экономической теории, представляет собой один из видов процесса, посредством которого убеждение или ожидание влияет на исход ситуации или на поведение человека или группы людей.
В частности, как определил Мертон, «самоисполняющееся пророчество — это изначально ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое приводит к тому, что изначально ложная концепция становится реальностью».
Концепция «ролевой модели» Мертона впервые появилась в исследовании социализации студентов-медиков в Колумбийском университете. Этот термин вырос из его теории референтной группы — группы, с которой люди сравнивают себя, но к которой они не обязательно принадлежат.
Социальные роли занимали центральное место в теории социальных групп Мертона. Мертон подчёркивал, что человек не просто выполняет одну роль и имеет один статус, а обладает набором статусов в социальной структуре, к которому прилагается целый набор ожидаемых моделей поведения.
Биография
Ранняя жизнь
Роберт Кинг Мертон родился 4 июля 1910 года в Филадельфии под именем Мейер Роберт Школьник в семье русских евреев, говоривших на идише и иммигрировавших в Соединённые Штаты в 1904 году. Его матерью была Ида Расовская, «нерелигиозная» социалистка, симпатизировавшая радикальным свободомыслием. Его отцом был Аарон Школьников, портной, который официально был зарегистрирован в порту въезда в Соединённые Штаты как «Гарри Сколник».
Семья Мертона жила в стеснённых финансовых обстоятельствах после того, как магазин молочных продуктов его отца в Южной Филадельфии сгорел. Позже его отец стал помощником плотника, чтобы содержать семью.
Несмотря на то, что Мертон вырос в довольно бедной семье, он считал, что у него было много возможностей.
Будучи учеником средней школы Южной Филадельфии, он часто посещал близлежащие культурные и образовательные учреждения, в том числе библиотеку Эндрю Карнеги, Музыкальную академию, Центральную библиотеку и Музей искусств. В 1994 году Мертон заявил, что жизнь в Южной Филадельфии давала молодым людям «все виды капитала — социальный капитал, культурный капитал, человеческий капитал и, прежде всего, то, что мы можем назвать общественным капиталом, то есть все виды капитала, кроме личного финансового».
Изначально он взял сценический псевдоним Роберт К. Мертон для своих магических представлений.
Юный Мертон проявлял большой интерес к магии под сильным влиянием парня своей сестры. Для своих магических представлений он сначала выбрал сценический псевдоним «Мерлин», но в конце концов остановился на фамилии «Мертон», чтобы ещё больше «американизировать» фамилию своей семьи иммигрантов. Он выбрал имя «Роберт» в честь французского фокусника XIX века Жана-Эжена Робер-Удена, которого многие считают отцом современного иллюзионизма. Таким образом, его сценическим псевдонимом стало «Роберт Мертон», и он сохранил его в качестве своего личного имени, получив стипендию в Университете Темпл.
Образование
Мертон начал свою социологическую карьеру под руководством Джорджа Э. Симпсона в Университете Темпл в Филадельфии (1927–1931). Работа Мертона в качестве научного ассистента Симпсона над проектом, связанным с расой и средствами массовой информации, познакомила Мертона с социологией. Под руководством Симпсона Мертон посетил ежегодное собрание Американской социологической ассоциации, где познакомился с Питиримом А. Сорокиным, основателем кафедры социологии Гарвардского университета. Мертон поступил в Гарвард и с 1931 по 1936 год работал ассистентом-исследователем у Сорокина.
На втором году обучения в Гарварде он начал публиковаться вместе с Сорокиным. В 1934 году он начал публиковать собственные статьи, в том числе «Современная французская социология», «Ход интеллектуального развития в Аравии в 700–1300 гг. н. э.», «Колебания в темпах промышленного изобретательства» и «Наука и военная техника». В 1936 году он окончил Гарвардский университет, получив степень магистра и доктора философии по социологии.
К концу своей студенческой карьеры в 1938 году он приступил к работе, которая принесла ему известность, опубликовав своё первое крупное исследование «Наука, технологии и общество в Англии XVII века», которое помогло создать социологию науки. В диссертационный комитет Мертона входили Сорокин, Талкотт Парсонс, историк Джордж Сартон и биохимик Лоуренс Джозеф Хендерсон.
Тезис Мертона, схожий с известным утверждением Макса Вебера о связи между протестантской трудовой этикой и капиталистической экономикой, предполагал положительную корреляцию между подъёмом протестантского пиетизма, пуританства и ранней экспериментальной наукой.
Личная жизнь
В 1934 году Мертон женился на Сюзанне Кархарт, с которой у него родился сын Роберт К. Мертон, лауреат Нобелевской премии по экономике 1997 года, и две дочери, Стефани Мертон Томбрелло и Ванесса Мертон, профессор права в Школе права Университета Пейс. В 1968 году Мертон и Кархарт расстались; она умерла в 1992 году.
В 1993 году Мертон женился на своей коллеге-социологе и сотруднице Гарриет Цукерман. После многих лет ухудшения здоровья и борьбы с шестью видами рака Мертон умер в Манхэттене 23 февраля 2003 года в возрасте 92 лет. У него остались жена, трое детей, девять внуков и девять правнуков.
Карьера
Преподавательская карьера
Мертон преподавал в Гарварде до 1938 года, когда стал профессором и заведующим кафедрой социологии в Университете Тулейн. В 1941 году он поступил на работу в Колумбийский университет, где провёл большую часть своей преподавательской карьеры. За пять десятилетий работы в Колумбийском университете он получил множество престижных наград.
С 1942 по 1971 год он был заместителем директора Бюро прикладных социальных исследований университета.
В 1963 году стал профессором социологии имени Гиддингса.
В 1974 году он получил высшее академическое звание университета — профессора, а после выхода на пенсию в 1979 году стал профессором-консультантом — звание, которое попечители присваивают почётным преподавателям, «оказывающим особые услуги университету». Он был адъюнкт-профессором в Рокфеллеровском университете, а также первым стипендиатом Фонда Рассела Сейджа.
Он ушёл с преподавательской работы в 1984 году. В 1990 году в знак признания его выдающегося вклада в науку и университет Колумбийский университет учредил должность профессора социальных наук имени Роберта К. Мертона.
Теория
Переехав в Колумбийский университет в 1941 году, Мертон присоединился к Полю Лазарсфельду, который внедрял количественные методы в эмпирические исследования в области социологии. Лазарсфельд и Мертон подчёркивали важность «систематических данных», собранных систематическим образом с помощью репрезентативной выборки. Мертон стремился разработать теоретический подход, «который превратил бы результаты этого исследования в социологию».
Теория среднего уровня (социология)
Работы Мертона часто сравнивают с работами Талкотта Парсонса. Мертон записался на теоретический курс Парсонса в Гарварде, восхищаясь его работами, поскольку они познакомили его с европейскими теоретическими методами, а также расширили его собственные представления о социологии.
Однако, в отличие от Парсонса, который подчёркивал необходимость создания общей основы для социальных наук, Мертон предпочитал более ограниченные, средние теории. Позже Мертон объяснял в своих работах, что «хотя Парсонс и произвёл на меня большое впечатление как мастер-строитель социологической теории, я обнаружил, что отхожу от его способа теоретизирования (а также от его способа изложения)».
Сам Мертон создал свою теорию по аналогии с теорией Эмиля Дюркгейма «Самоубийство» (1897) или Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
Вебер предположил, что существует тесная связь между протестантскими убеждениями и экономической деятельностью, которая привела к возникновению капитализма. Обширное исследование Мертона выявило взаимодополняемость между пуританскими протестантскими убеждениями и наукой, которая быстро развивалась в XVII веке.
Мертон считал, что теории среднего уровня обходят стороной недостатки более масштабных теорий, которые слишком далеки от наблюдения за социальным поведением в конкретной социальной среде.
По мнению Мертона, теория среднего уровня начинает с чётко определённых аспектов социальных явлений, а не с широких, абстрактных понятий, таких как общество в целом. Теории среднего уровня должны быть подкреплены эмпирическими данными. Эти теории должны быть построены на основе наблюдаемых данных, чтобы создавать теоретические проблемы и включать в себя предложения, которые можно проверить эмпирически. Теории среднего уровня, применимые к ограниченному диапазону данных, выходят за рамки простого описания социальных явлений и заполняют пробелы между чистым эмпиризмом и общей или всеобъемлющей теорией.
Выявление теорий среднего уровня или «промежуточных положений», как их определяет Ринзивилло (2019), является типичным для спецификации, которая проходит через функциональный анализ, разработанный Мертоном в ходе его исследования взаимосвязи между теорией и эмпирическими исследованиями.
В отличие от функционалистской теории, предложенной Парсонсом, Мертон предлагает выбор, который в частности подтверждает взаимосвязь, которую исследователь должен учитывать при прагматичном выборе инструментов и методологии.
Таким образом, теория может быть использована в эвристических целях, а результаты эмпирических исследований — в оперативном аспекте анализа, где социолог обязан представлять не все переменные, а лишь часть, представляющую научный интерес. Короче говоря, это стратегия в пользу опроса.
Свидетельство о публикации №225012900888