Мистификация Джадзотто

Скорей всего следует назвать этот феномен - детективным расследованием.

…А начиналась эта история весьма заурядно:

Музыкальная пьеса "Адажио", была впервые опубликована итальянским критиком Ремо Джадзотто в далёком 1958 году.
По его утверждению, пьеса представляла собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной саксонской земельной библиотеки в Дрездене. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы была озаглавлена: Ремо Джадзотто, "Адажио" соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони.
Даже человеку, искушённому в классической музыке будет очень трудно найти соответствие между "Адажио" и музыкальным наследием Альбинони. Его попросту не существует!

Музыкальная пьеса стилистически очень сильно  отличается от произведений времён барокко в общем, и Альбинони в частности.
Десятки заключений музыкальных критиков, педагогов, и композиторов, о несоответствии "Адажио" стилю Альбинони, -Джадзотто упорно отвергал.  Являясь ярым приверженцем и ценителем музыкального наследия Томазо Альбинони (весьма плодовитого, и на сегодня почти забытого), Джадзотто успел опубликовать и подробную биографию  венецианского композитора. Музыкальный мир до сих пор задаётся вопросом: Какими помыслами руководствовался Ремо Джазотто, публикуя «Адажио» под именем своего кумира?

Некоторые критики утверждают, что в этой пьесе наблюдаются ряд музыкальных «заимствований» из произведений других авторов, так что возможно, наш музыковед попытался избежать обвинения в плагиате. По не исключено что это прихоть самого Джазотто, который вновь задался целью напомнить музыкальному миру о малоизвестном современнике Баха и Вивальди.

Адажио  - одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века. Оно неоднократно использовалось в кино, в рок музыке, и даже в вокальных воспроизведениях, где существует ряд текстов озвученных исполнителями «Адажио».   

Сам Ремо Джадзотто никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит Альбинони и что его “Адажио” – это лишь реконструкция на основании найденных фрагментов, общей продолжительностью всего-то шесть(!) тактов.

В 1998 году Ремо Джадзотто ушел из жизни и тут начинается самое интересное. Тщательно изучив его архив, коллеги с изумлением обнаружили, что заветных шести тактов Альбинони в его бумагах не оказалось. Более того, выяснилось, что Джадзотто и при жизни никому и никогда не показывал вышеупомянутого фрагмента Адажио. Ни малейшего намека на то, что драгоценная рукопись вообще когда-либо существовала и была обнаружена в чудом уцелевших каталогах Дрезденской библиотеки.

Профессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910 — 1998 гг.) унес с собой в могилу тайну создания произведения композитора, перед которым преклонялся. Зато сколько исполнителей потом записало эту мелодию, не счесть!

Примечательно, что в отличие от других классических произведений, «Адажио Альбинони» по-прежнему сохраняет авторские права. Перед своей кончиной Джадзотто видимо осознал «финансовую составляющую» музыкальной пьесы, и решил отказаться от первоначальной версии, полностью взяв на себя авторство произведения.

В поместье Джадзотто была найдена фотокопия нотного листа, соответствующего «Адажио». Заголовок над этой фотокопией, приписывает эту работу Альбинони, где и соответствующий штамп свидетельствует о дрезденском происхождении материала. Однако подлинность этого документа музыковеды (и не только они), ставят под огромное сомнение.



Несмотря на все экспертизы, относительно авторства «Адажио Альбинони», споры не умолкают и по сей день. Музыковеды до сих пор выясняют, как же был создан этот захватывающий душу шедевр. Стоит только заметить, если это действительно композиция Джадзотто, то очень жаль, что она единственная и талант Рено как композитора остался не реализованным.
При прослушивании, «Адажио» навевает чувством меланхолии, внутренней возвышенности, и упокоения, повторяя эффект лучших произведений религиозной музыки.


«Адажио Альбинони» – грандиозная мистификация!!.. Или нет?

Со смертью музыковеда загадка о происхождении «Адажио Альбинони» так и осталась неразгаданной. На мой слух и вкус эта музыкальная пьеса превосходит даже «Аве Мария» Шуберта, а для тех, кого не затронула «Мистификция Джадзотто», мой совет:

 https://www.youtube.com/watch?v=kn1gcjuhlhg


Рецензии