Растрёпка
И вот, доходила Мария свой срок и рожать ей пора пришла. Мать Аксинья собрала, что могла для дитя, а сама роженица никак не интересовалась своим будущим ребёнком. Ходила всё чаще одна, - молчаливая и нелюдимая женщина. Одета была в одном и том же платье, кофте поверх, в стоптанных чёрных туфлях и с платочком на голове. На вид ей можно было дать лет 45, когда ей было всего на всего 32 года. Старушка горько плакала, глядя на дочку и всё причитала: - "Марьюшка, дитятко моё, что же ты с собою делаешь? Беде уже не помочь, а жить-то дальше как-то надо! У тебя дитя скоро родится, а ты ходишь как тень, исхудала вся, еле на ногах держишься... Тебе бы к фельдшеру сходить, - узнать как там ребёночек твой. Машенька, что же ты гробишь себя и ещё не родившегося ребёнка, - он ведь всё чувствует!.." Мария же, молча уходила в дальний угол избы и там тихо плакала. Сил не было у старухи Аксиньи смотреть на дочь и она ходила в ближайшую церквушку, - помолиться Богу за дочь, будущего ребёнка. Не забывала и про зятя погибшего, - всегда свечу ставила за упокой раба Божьего, Савелия..
Но пришло время и Мария родила дочь. Рожала дома, в избе, а мать приняла дитя. Девочка родилась маленькой и слабенькой, даже и не сразу заплакала. Подумала старушка, - мёртвый ребёночек. Положила её рядом с матерью, как пуповину обрезала, а девчушка возьми и закричи. Слабеньким таким голоском, будто боялась нарушить тишину в доме криком своим младенческим. Марья же была полностью безучастна к рождению дочери. Кормила грудью, купала девочку, пеленала, в колыбельке качала, - но всё это делала молча, будто онемела она совсем от горя, после смерти мужа.
Шло время, старушка занималась нехитрым хозяйством и воспитанием девочки. Сходила в район, зарегистрировала внучку. Назвала её Раисой, - в честь своей матери, то есть прабабки малышки. Марья в этом не участвовала, - ей было безразлично, как будут звать её доченьку. Вот так они и жили. Баба Аксинья иногда обращалась за помощью к соседским женщинам, те отзывались, ибо уважали старушку. Исполнилось Раечке годик, полтора. И вот, наконец девочка кое-как пошла. Бабушка обрадовалась приятной новости, нянчилась постоянно с внучкой, смотрела за ней, как бы не случилось чего...
И всё бы хорошо, но снова случилась беда в доме женщин! Пришла холодная, дождливая осень и Мария сильно простыла. Ходила и молча чахла. Приключилось воспаление лёгких! Соседский мужик отвёз в районную больницу, и вскоре она там умерла. Врачи сказали, что слишком поздно обратились в больницу. А Рае едва исполнилось два года! Горе нависло над бедной старушкой и маленьким ребёнком! Всем миром похоронили Марию, - помогли люди, чтобы по всем канонам и в церкви отпевали. Осталась Аксинья одна с малым ребёнком на руках. Боялась она, что однажды придут из опеки да и заберут её кровиночку в сиротский приют!..
Но старушка, как говорится, не вечна, и с каждым годом и месяцем она слабла и постепенно угасала, - возраст не красит, как и болезни. Девочка росла, но была тихая, слабая, худенькая как тростиночка, не говорила почти что совсем. Походка со временем окрепла и с виду девочка была как-будто благополучной. Старуха конечно заниматься как полагается, с ребёнком не могла, - не умела. А девочка была странной. Это уже позже стало заметно. Бывало, Аксинья её выкупает, причешет, волосики в косички заплетёт, да платьишко чистое наденет и погулять отпустит. Так Раечка приходит домой, как с "войны", - вся грязная, волосы расплетенные, разлохмаченные, платье изорвано, босая, а ручки-ножки грязные и исцарапанные... Бабушка при виде её, только руками всплеснёт, да причитает в слезах: - "Господи милосердный! Да за что же мне такое наказание, на старости лет? Ты где была, Райка? Кто с тобой такое сотворил?" Молится в углу старушка, крестится с плачем, поклоны бьёт. А Рая только смотрит да улыбается бабушке. Мало она говорила, а бабка так и понять не могла,- что с ней происходит. А за то, что девчонка постоянно растрёпанной ходила, - прозвали её все "Растрёпкой!" Так и приклеилось к девочке это прозвище...
Через год, умерла Аксинья во сне, - прямо в своей постели померла. Девочка проснулась, кинулась к бабке, а та уже холодная. Вышла Раечка на улицу и пошла по дороге, плача что было духу! Услышали соседки, выбежали из дома, - видят Растрёпка по улице раздетая и босая идёт и ревёт... Сразу поняли женщины, в чём дело. Забрали её с улицы, приютили на время. Зашли в избу к Аксиньи, нашли вещички, иконки, документы. Похоронили старушку рядом с дочкой Марией и её мужем. Осталась "Растрёпка" совсем одна, - маленькая и несмышлёная, да ещё и со странностями, - слабо развитой она была... И стали брать её к себе по очереди женщины, - покормить, обогреть, приодеть, книжки почитать. Рая хоть и не разговаривала почти, но страсть как любила когда ей книжки читали! Бывало возьмёт в ручонки книгу и держит её, из рук не выпускает. А потом подходит и кладёт рядом, - чтобы почитали ей. И всё понимала, - о чём там было написано, - реагировала на всё.
Вот так она и жила, эта странная девочка Рая, то есть "Растрёпка", как все её называли любя. Но малышка не оправдала надежд её "опекунов". Она по прежнему, уходила из дома и подолгу где-то пропадала, бродяжничала... Соседские женщины все собирались и разыскивали "Растрёпку". Искали по чуланам, подвалам и всяким подозрительным местам. Немного погодя, девчушка появлялась, - голодная, босая, поцарапанная кошками, грязная и в рваной одёжке... Было ей на то время пять лет. Надо было что-то решать, ибо так продолжаться больше не могло. Конечно и на этот раз её никто не ругал, не наказывал, не обижал. Люди добрые отмыли, накормили, книжку дали, отремонтировали одежду и обувь новую нашли. Все жалели "Растрёпку", - она милая, безобидная!..
А через несколько дней, боясь что девочка снова исчезнет, соседка у которой она жила, - позвонила в ОПЕКУ. Вскоре приехала комиссия из четырёх человек, - местные сотрудники попечительского Совета. Нашли девочку, посмотрели где и как она живёт. Потом провели медицинское обследование. Толком ничего не нашли, решили что необходим психолог, логопед, невропатолог... Вопрос был решён. Поскольку никто из посёлка, - соседних жителей не изъявил желания удочерить девочку, то её необходимо было определять в детское государственное учреждение, а попросту выражаясь, - в сиротский приют, или Детский Дом. Три женщины и один мужчина из прибывшей комиссии собрали узелок с вещами "Растрёпки", документы и посадили в машину. Одна соседская девочка, которая часто читала Раечке, - подарила ей книжку с красочными картинками. Она была рада подарку и просто улыбалась всем добрым людям, кто вышел её провожать. Девочка не понимала, куда её увозят и зачем, как и где она теперь будет жить и кто ей будет читать книжку перед сном, но она не плакала, а была послушной и кроткой.
Машина поехала по улице, куда девочка уже никогда не вернётся. Лишь выглядывая из окна машины, она весело махала ручонкой всем провожающим, ничего не понимая.
Где-то через два года прошёл слух по соседям. Будто "Растрёпка" жила в Детском Доме. А совсем недавно её удочерила женщина, - семейный врач-психолог...
Свидетельство о публикации №225013000124
_____________________________
Доброго времени суток!
Вячеслав Знакомый 3 30.01.2025 17:16 Заявить о нарушении
Ольга Серебрянская 30.01.2025 17:30 Заявить о нарушении