37. Эмоциональный вопросник

Часто и многие хотят разобраться со своими эмоциями. Мне тоже хотелось. Заметила, что мои эмоциональные реакции достаточно типовые, повторяющиеся, хотя возникают в непохожих ситуациях с разными людьми. А еще мне было жаль, что мое эмоциональное состояние, которое фиксировала в пункте 1 вопросников, как бы исчезает в никуда - мы же исключаем эту часть из убеждения, которое исследуем (например, "Я злюсь на него, потому что..."). Тогда и пришла идея поисследовать именно эмоции.
Из словаря: «Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру».
Кейти неоднократно писала и говорила, что за каждой эмоцией стоит мысль (убеждение), которая вызывает изменение эмоционального состояния:
«Все стрессы, которые мы испытываем, вызываются неприятием того, что есть. Каждая история является вариацией на одну и ту же тему: «Этого не должно было случиться. Я не должен был переживать такое. Бог несправедлив. Жизнь недобра».
Все страхи похожи... Причиной их является вера в ваши мысли — ни больше ни меньше. Любой страх всегда связан с историей в будущем. Если вам хочется бояться этих историй, что же, составьте план действий. Если ваши мысли исследованы, страх невозможен; он возникает только тогда, когда ум проецирует историю из прошлого в будущее.
Одни и те же мысли, порождающие стресс, возникают практически у каждого человека по тем или иным причинам, раньше или позже. Вот почему Работа любого человека может быть также и вашей Работой.
Эмоции имеют право жить. Приглашаю вас позволить им показать, что скрыто за ними. Первоначальной причиной несчастья никогда не бывает ситуация, но ваша мысль о ней. Эмоции – это другое название страха».
Эти мысли Кейти использую при составлении «эмоционального вопросника».
По традиции буду заполнять такой вопросник по ситуации из своей жизни с комментариями.
Снова вернусь к разговору с мамой, когда она запретила мне разводиться с мужем. Будет возможность сравнить, как такой прием повлияет на восприятие ситуации и на моё осуждение мамы.
ЧТО произошло: Сообщаю маме о моем решении развестись с мужем. Она говорит мне: «Ты не имеешь права думать о себе. Ребенку нужен отец. Сама выбрала такого идиота в мужья. Вот теперь терпи и не позорь семью своим разводом. Я запрещаю тебе разводиться».
ГДЕ произошло: у мамы дома, мы сидим за столом на кухне.
КОГДА произошло: Мне 30 лет. Это было более 40 лет назад. День.
Факт: мама запрещает мне разводиться.
Комментарий:
В качестве микроцентра для заполнения вопросника беру тот же момент, когда мама говорит: «Я запрещаю тебе разводиться».
Начинаю этот вопросник с составления перечня наиболее сильных эмоций, которые проявились в тот момент.
В этом помогает список эмоций, который размещен на сайте Работы Байрон Кейти.
Итак, вот мой перечень эмоций.
Злость
Протест
Огорчение
Обида
Возмущение
Ненависть
Сожаление
Разочарование
Недоверие
Самая сильная эмоция – ненависть. Поэтому именно эту эмоцию беру за основу для формулировки первого пункта ОБС.
(В классическом варианте ОБС у меня был пункт 1 такой: Я ненавижу маму, потому что она лишает меня права самой принять решение о разводе).
1. Я в шоке, потому что мама вызывает у меня ненависть своим запретом на мой развод.
Комментарий:
Приглашаю заметить, что в этом пункте не просто констатирую ненависть к маме, а еще добавляю причину возникновения этого состояния: запрет на развод.
При написании пункта 2 задаю вопрос: а что же я больше всего хочу в тот момент от мамы, которая вызывала у меня такие эмоции? И выбираю две эмоции – злость и огорчение, которые не хочу испытывать. И тоже добавляю уточнения и пояснения, которые стали причиной именно такой эмоции.
2. Я хочу, чтобы мама не злила меня своей реакцией на мое решение.
Я хочу, чтобы мама не огорчала меня своим отношением ко мне.
Комментарий:
потом выбираю эмоции для пунктов три и четыре: выбираю, какие эмоции она не должна у меня вызывать и какие эмоции мне совершенно не нужны. При этом стараюсь для себя расшифровать, что для меня важно в отношении выбранной эмоции – как это делает мама или как это влияет на меня.
3. Мама не должна обижать меня своим равнодушием ко мне.
Мама не должна разочаровывать меня своим отказом.
Комментарий:
она обижает меня – это оценка моей реакции, но я ищу причину и нахожу в равнодушии ко мне.
Мама не должна разочаровывать – это тоже немного звучит как абстрактный лозунг. Именно поэтому уточняю и называю причину разочарования: ее отказ в моем праве развестись.
Такую же расшифровку использую в убеждениях в пункте 4.
4. Мне нужно, чтобы мама не огорчала меня своим непониманием.
Мне нужно, чтобы мама поддержала меня в трудной для меня ситуации.
5. Мама в тот момент несправедливая, эмоциональная, удивляющая меня, капризная, жестокая.
6. Я не хочу никогда снова испытывать ненависть к маме из-за ее дурацких запретов и отказа в поддержке.
Такие эмоциональные вопросники помогли мне увидеть, что воздействует на мое неприятие реальности. Уверена, что на степень эмоциональности влияют особенности человека. По природе - я очень эмоциональный человек. Вероятно, осетинские гены сказываются. Но именно после исследования эмоциональных вопросников заметила в себе все чаще сохраняющееся спокойствие в различных ситуациях. Хотя, конечно, иногда накрывает. Но уже знаю, как справляться с этим.

Продолжение http://proza.ru/2025/02/04/1700


Рецензии