Рассказ про нас. История любви от первой до главно

Глава первая. История первой любви.
   Тема любви важна для человека и  для общества. Состояние влюблённости - это одно из удивительных чувств человека.  Рассказ задуман давно. Пришла на помощь статья (1)  на эту тему  и подвигла меня к работе над  задуманным. Приведу некоторые понятные мне предложения из этой сложной статьи: «Что же такое – Любовь? Как она проявляется во вселенной? Люди по разному её трактуют, многие, вообще, её не понимают. С точки зрения Мироздания – это силовое поле, которое пронизывает, всё охватывает и всё соединяет между собой. Эта сила проникает даже в наше ДНК и на уровень электронов». Попытаюсь раскрыть тему любви, её важности для жизни человека простыми  словами и понятиями на примере своей проживаемой жизни.
   И так, о первой любви. Впервые это чувство пришло ко мне относительно в раннем детстве, с начальных классов.  Будем считать со 2-го класса. В первом классе осмотрелись, познакомились,  выбрали себе друзей. Обычно всем мальчикам нравятся девочки –отличницы.  И мне понравилась такая девочка. И ростиком подходила. Своих симпатий к ней не показывал. Скорее это была первая тайная любовь, о которой знал только один я. Какие чувства испытывал. Мне нравилось  на неё смотреть, радоваться, что она есть, мечтать о взаимности. Тайно мечтал о будущем: вырастим, поженимся, у нас будут свои дети. Ни кому не рассказывал о своих симпатиях к этой девочке. Мне казалось, что она догадывалась. Развязка – конец  этой первой моей любви произошёл  в четвёртом классе после одного интересного события. Писали изложение. Захотелось в туалет. В классе тишина, не хотел нарушить этой тишины, смалодушничал, постеснялся попроситься выйти,  думал дотерплю. Однако не удержал, пролил под себя. На следующий день захожу в школу, немного волнуюсь, подхожу к лестнице на второй этаж, на втором этаже увидел «мою» девочку с подругой, шли к лестнице и услышал её слова, сказанные достаточно громко: «зассыха идет». Что интересно: ни кто из ребят и остальных девочек  ни как не отреагировал на мою беду, как будто и не было этого случая. Был благодарен им за это. Вероятно, моя тайная любовь не знала о моих чувствах к ней, раз так  высказалась. А для меня её слова были важными. Уже в зрелые годы, когда нам разрешили читать библию, крестить детей и открыто верить, что Бог есть и есть промысел его о нас, этот случай со мной, с моим унижением, понял как промысел Бога обо мне в моём будущем. 
   В чём был заключён промысел моего унижения в школьные дни. Уже в зрелые годы, когда дети почти выросли, случился  семейный кризис, почти до разрыва. Решил пообщаться с другим человеком. И каким-то образом вышел на «свою» первую любовь. Пообщались, обменялись информацией: ни каких препятствий к продолжению общения. Не замужем, живёт с матерью и дочкой. Однако, память работает, не забылось детство, не забылись слова, сказанные  человеком, который был для тебя дорог. Не хотелось вероятности повтора. Это с одной стороны. С другой – семейная буря стала понемногу  утихать  и успокоилась. При другом человеке  отношения могли бы развиваться по другому сценарию, при котором могла бы появиться вероятность разрыва семейных отношений. Сейчас я пришёл к выводу, что семья это основа, фундамент жизни человека. В семье мы рождаемся и должны хранить её как самое главное в нашей жизни. Я благодарен тому, что именно «первая любовь» пришла мне на помощь, чтобы сохранить мою семью. И это – промысел Бога о нас.
Глава вторая. Первое понятие о Боге
   Продолжаю   тему любви и её важности для жизни человека. Понятие о боге, как оно появилось в моей жизни. Ещё до школы, играем  с двоюродным братом в деревне у бабушки. Однажды бабушка говорит нам: «нельзя баловаться с ножом, бог накажет». Мы спросили: а как он накажет? Она ответила – сами узнаете. Мы продолжали играть, что-то делать, и один из нас получил небольшую травму. И мы сами догадались, что это бог нас наказал за то, что мы баловались ножом. Так пришло первое понятие о Боге.
  В первом классе   присматриваемся и к девочкам и выбираем себе друзей из мальчиков. Это тоже естественное желание человека –иметь друга, друзей, общаться с ними и вместе познавать и радоваться жизни. Немного расскажу об этой дружбе. Из всех мальчиков мне понравился один – Доровской Саша. Эта симпатия появилась ни сразу, ни вдруг, а постепенно, после определённого промежутка времени и каких-то событий. Во-первых, у нас были одинаковые портфели: жёлтые из толстой кожи, в детском мире увидел такой портфель и посмотрел на цену – 6 рублей, самые дорогие. Окончательно он мне понравился, когда с классом  ходили в кино в к/т Октябрь. Либо это было запланировано по программе, либо не было учителя. У меня не было 10 копеек на билет. Подошёл к нему попросить в долг. Он дал мне 10 копеек и сказал, что отдавать не надо. Это меня глубоко удивило и на всю жизнь осталось в памяти. Этой простотой и добротой он привлёк меня к себе. Я стал его уважать, может даже и любить, и мы потихоньку стали дружить. Потом выяснилось, что мой старший брат учится с его братом в одном классе. Всего у него было четыре родных брата, по порядку: Василий, Борис, Владимир, Олег. Все стройные, красивые. У двоих старших уже были семьи, Борис учился в училище, занимался в нашей школе тяжёлой атлетикой – штангой. Жили они почти напротив школы, в своём доме. Часто бывал у них. Мать добрая женщина, гостеприимная. Отец был в заключении. Они держали голубей. Как-то спросил Сашу, зачем держут голубей, какая от них радость. Он ответил: возьмёшь  голубя  в руки, он поцелует тебя, попьет твоей слюны, потом бросишь его вверх, он поднимется высоко и начнет показывать тебе перевороты : один, два, иногда и три, потом спустится и сядет тебе на плечо.  Я понял,  какую радость оказывают голуби человеку. Наш земляк Владимир Гуркин написал пьесу «Любовь и голуби» и какой замечательный фильм создали наши артисты. У нас с ним были одинаковые способности к решению задач по математике, решали задачи быстрее всех.  Рядом с ними жила татарская семья. Саша рассказал мне стишок на «татарском языке», легко запоминается: «а губа накрашена, сильно улыбался, а на шее золотой цепочка болтался». Запомнил школьный анекдот, который рассказал Саша: « Ученик опоздал на первый урок. Учитель его спрашивает: Вы почему, товарищ ученик, опоздали на урок?, - вышел поздно, товарищ учитель. Тот опять спрашивает: - товарищ ученик, а почему вы не вышли раньше? – А раньше выходить было уже поздно, товарищ учитель».  Наша дружба длилась с первого по восьмой класс. Я пошёл в девятый, он  в профтехучилище. 
   В школьные годы у меня был ещё друг по родственной линии, двоюродный брат Москаев Олег, на один год меня старше. Это был мой друг и брат, как «не разлей вода»,  и ночевали друг у друга и летом вместе жили в деревне у бабушки. Расскажу один случай, как мне помогла наша дружба. Зимой пошёл из дома в гараж, за солениями, который был недалеко от дома. Шёл снег, я подошёл к гаражу и обнаружил, что ключа нет. Пошёл его искать по маршруту, где шёл. Искал, искал и не нашёл. В отчаянии, пошёл к нему и попросил его помощи найти ключ. Он оделся,  с желанием мне помочь, и мы подошли к нашему дому. Я показал путь, по которому шёл. Он спросил, останавливался, ли я где-нибудь. Я показал ему примерно место, где я останавливался, вероятно, доставал варежки из кармана. Он  встал на это место, стал вращать носком валенка и давить и отгребать по сторонам снег, затем  убирает ногу, а там ключ.  Поднимает его и даёт мне в руки. Для меня это было чудо. И чудо совершила наша дружба, а может и любовь. Много у нас с ним было приключений и интересных случаев. Сейчас не буду отступать от темы.  Был у меня ещё один друг, старше меня на 3 года.  Жили в одном доме, он на первом, я на втором этаже. Возможно, нас объединяло любовь к спорту, а точнее, к футболу, позднее, к волейболу. Если не было желающих ребят поиграть в футбол, нам было хорошо вдвоём. Иногда по каким-то причинам, ссорились, по несколько дней не разговаривали, не здоровались. Он, как старший, первый предлагал помириться. Это была взаимная радость. А.С. Пушкин назвал такой момент «сладость примирения». В нашем дворе, посреди него, стоял гараж. Однажды мы с ним залезли на него, не помню с какой целью. Над крышей проходили оголённые провода (4 или 10 Кв.). Я знал, что к ним прикасаться нельзя. Он решил показать свою храбрость - попробовать за них взяться двумя руками за два провода. И взялся и повис на них. Его начало трясти. Я не знал, что делать и прикоснулся к его руке своей рукой. И в этот момент он разжал ладони и отпустил провода. Не знаю: или моё прикосновение помогло, или он сам своим усилием отцепился. Был сильно бледен, испугался. Каких-то травм и ожогов не было. Позже я узнал, что надо делать в таких случаях: бить по руке и отрывать её от провода. Он научил меня играть в футбол, кататься на лыжах.  Наша дружба продолжалась несколько лет до тех пор, когда он пошёл в 9-й класс, а я в шестой. У него появились другие друзья, со мной ему уже было не интересно. Примерно в седьмом классе к нам  поступил новый ученик -  Огородников Виктор, который жил в районе улицы Марата. Этот человек  выполнил роль моего ангела хранителя. Рассказ об этом промысле бога обо мне в одной из следующих глав.
Глава третья. Рассказ «Бобка»
   Продолжаю тему любви. О любви собаки и человека. В детские годы жил часто у бабушки в деревне. Деревня  называлась «Бабушкина заимка», недалеко от ж/д станции «Гришево» г. Черемхово. Помню себя примерно с 3-х лет. У бабушки во дворе жила большая собака. Она была старая. Мой дядя, средний сын бабушки, был охотником,  увёл эту собаку в лес и там её убил. Вместо неё к нам привезли щенка, родившегося от собаки семьи моей тети, старшей дочери бабушки из деревни Касьяновка. Назвали этого щенка Бобкой. Похож был на немецкую овчарку. Росли вместе с ним. Я носил ему корм, который давала бабушка. Корм был простой – остатки пищи, которые оставались после нас. Давал ему кусочки хлеба. Когда он был сыт, он не ел их, а закапывал в землю: лапами выроет лунку, положит туда хлеб и носом разровняет землю. На чердаке дома хранилось небольшое количество соломы. Когда я подходил к лестнице, чтобы подняться на чердак по каким-то делам, он начинал скулить и махать хвостом, ожидая, что я достану ему соломы. Приходилось, хоть небольшую горсточку, но взять. Положу ему эту горсточку в будку, он зайдет, расправит сено, выйдет и благодарит меня, махая хвостом. Иногда бабушка просила меня отпустить его побегать. Снимешь с него ошейник, он добежит до забора, вернётся, помашет хвостом и с разбегу перепрыгивает забор и бегает по улице. Набегается, заходит домой через калитку.  Когда я один, или с братом Олегом приезжали из города, на подходе, на большом расстоянии от дома, он начинал скулить. Мы удивлялись: как же он нас видит, мы  далеко,  ещё и забор. Делали эксперимент: крадучи приближались к дому, чтобы он нас не увидел через щели, которые могли быть в заборе. Всё равно он нас чуял. Мы поняли, что он чует нас по запаху. Каждый человек имеет свой запах. В 1968г. деревню снесли под разрез. Бобка переехал в город к моему дяде, младшему сыну бабушки, дом его был недалеко от 25 школы. Дядя сделал ему будку у кладовки. Навещал его иногда. Конечно, ему было скучно. И его возраст был уже большой для собаки – 13 лет. Как он погиб.1969год, весна, май. С Валерой Кузнецовым идём в  школу ( №8) по ул. Первомайской. Где начинается подъём, смотрю на дороге лежит собака с цепью. Узнал Бобку. Он оторвался вместе с цепью и побежал на свою родину в деревню и попал под машину. Я замешкался: что делать? Остаться,  убрать  и похоронить? Постояли немного и пошли дальше. После школы его уже не было ни на дороге, ни по близости от того места, где он лежал. Осталась у меня вина. Мы были друзьями и любили друг друга.
Глава четвёртая. Люди –ангелы.
   О людях – ангелах. Как-то, в ин - ете,  прочитал статью об ангелах. Там была несложная анкета из нескольких вопросов, примерно из 10-ти, и примерно такого содержания: считаете ли вы себя справедливым человеком, окажете ли вы помощь незнакомому человеку и тому подобные вопросы. Последний вопрос анкеты был о группе крови:  если на вышеперечисленные вопросы вы ответили положительно и если у вас  вторая группа крови и отрицательный резус, то вы – ангел, посланный на землю для спасения людей. Все вопросы сошлись с моими ответами. Стал почти верить в то что, я посланник Бога на землю для спасения людей. Моя совесть «работала» с моих первых трудовых лет.  Об этом думаю написать рассказ или повесть. Прежде, чем рассказать о Викторе Огородникове, о котором было сказано выше, какую роль  он сыграл в моей  жизни, расскажу другой случай, в котором мне пришлось выполнить роль ангела и спасти жизни, или, по крайней мере, оказать помощь, молодой паре.  2006 год. Работал в г.Санкт-Петербурге. В отпуск приехал домой.  Двоюродная сестра предложила нам с женой съездить в Аршан, там от их работы есть дом для отдыха сотрудников. Отдыхали примерно 5 дней. В один из этих дней, после обеда, нечем было заняться  и мне захотелось сходить на гору, называемую «пик любви». В прошлые годы я ходил в эту гору, но забыл, насколько длинный маршрут на неё.  Мои близкие отказались идти. Я решил идти один, налегке. Время было примерно 3 часа дня. Когда стал подниматься, люди, которые спускались, спрашивали: «почему так поздно идёте?» - « так я же налегке» и продолжал подъём.  Примерно часа полтора заняло время моего подъёма. На последнем этапе, когда уже была видна вершина горы и на ней небольшое деревянное строение, увидел как два человека: парень и девушка, на четвереньках поднимаются наверх.  Понял, что неопытные, боятся высоты. Обогнал их, зашёл на вершину, отдохнул, осмотрелся, помолился. Они подходят, освободил им место, спустился ниже, жду их. Сидят, обнимаются. Стал торопить их. Солнце уже подошло к горизонту, в горах темнеет быстро. Стали спускаться. У меня был опыт: на заводе, в г.Ташкенте была секция альпинизма, я посещал её и участвовал в восхождении на гору Чимган высотой 3300м, маршрут не сложный, категории 1Б, со снегом. Стал помогать молодым на опасных участках: подсказывать, как безопасно поступить, иногда страховал, поддерживал. Когда прошли опасные участки, они попросили меня оставить их, что бы самим далее спуститься. У них был телефон с фонариком. Должны дойти. У меня не было телефона и фонарика. Уже начало темнеть. Почти бегом стал спускаться. Не успел. Наступила кромешная тьма. Луны не было. Пошёл наугад, по склону, без тропы. Вышел в посёлок, добрался до дома. Близкие мои волновались,  искали меня. Баня была готова, я хорошо прогрелся, попарился. Если бы я не пошёл, трудно сказать, что могло бы случиться с молодой парой. Я выполнил задание их ангела - хранителя, который внушил мне срочно идти в гору, чтобы помочь другим (продолжение следует). 
Глава пятая. Люди – ангелы (продолжение).
   Итак, в наш класс 7Б, школы 25, в сентябре 1967г. пришёл новый ученик Огородников Виктор. Мы приняли его в наш коллектив, по-моему, хорошо. Жил он в районе ул. Марата. Примерно через месяц, в начале октября,  происходит событие во дворе у нашего дома. Трое подростков сидят на лавочке у крыльца дома №9 по ул. Первый Рабочий пер.: я, Женя Исупов  (на 3 года меня старше, мой бывший друг, о котором было сказано выше) и Коля Касьянов, на один год меня старше.  Было уже темно, горела лампа над дверью подъезда. Мы сидели и о чём-то разговаривали. Слышим шум, что-то шуршит. Женя резко вскакивает и бегом в подъезд дома к своей квартире и скрывается там. Мы с Колей сидим на лавочке, нас окружила толпа подростков. Кто-то осветил наши лица фонариком. Один из толпы подошёл ко мне, взял меня за руку и отвёл в сторону. Это был Огородников Виктор, который недавно перешёл в нашу школу и в наш класс. Остальные подростки стали избивать Колю солдатскими ремнями. На голове у Коли была зимняя новая шапка, завязанная ушками сверху. Руками он закрыл голову. Били со всех сторон и по голове и по телу в течение, может быть одной минуты, и убежали. У меня на голове была одета лёгкая кепка. Если бы я остался сидеть на лавке и меня также бы били, не известно, что бы было со мной. После того, как они ушли, я помог Коле дойти до квартиры, в этом же доме, на первом этаже. Родители его приняли. Колино лицо было в крови. В то время враждовали районы друг с другом. Коля не принимал участия в этом противостоянии и пострадал. Родители не стали подавать заявление. Какое-то время он немного поболел и потом поправился, последствий, вроде бы не было. Вот такая история. Думаю, мои ангелы хранители похлопотали за меня  заранее, направили подростка в наш класс, что бы он знал меня и, в определённый момент, спас меня от беды. Это работа ангелов и промысел Бога о нас.
Глава шестая. Милость  Бога.
   Расскажу о событии, произошедшей в моей жизни школьного периода, где отчётливо, или даже ярко, просматривается милость, или  любовь Бога к человеку. Примерно 1964 год, сентябрь.  Наша семья из 5-ти человек живет в том же доме(№9), о котором было рассказано в предыдущей главе, в двухкомнатной квартире № 7, на втором этаже. Во дворе, у этого дома, играем с ребятами в прятки. Я убежал от своего дома, через один дом, и спрятался на крыльце дома №3. Справа от меня забор, за которым  находится детский сад, слева – открытая дверь подъезда, прикрывающая меня,  впереди  передо мной садик с красивыми цветами.   Сад огражден небольшим заборчиком. Слева, за дорожкой, которая выходит от подъезда, тоже такой же садик. В центре садика  беседка.  И то же много цветов. Перед нашим домом не было цветов и беседки. Стою, смотрю перед собой и любуюсь этой красотой. Солнышко освещает эти цветы. И думаю: счастливые люди, которые живут в этом доме и ни кто и никогда не захочет променять такую красоту на вид, который есть у нашего дома. Долго я стоял там, наверное, слишком далеко спрятался. И  что же потом произошло. Примерно через месяц, или два, мы въезжаем в этот дом, на второй этаж, в 3-х комнатную квартиру, окна детской и кухни выходят на юг, зал и спальная – на запад, где нет близко расположенных домов. В доме №9 наши окна выходили на север и на запад. С западной стороны, через дорогу стоял двухэтажный дом и загораживал солнце, которое  к нам заглядывало только несколько дней в году, с северной стороны, когда были самые длинные дни в июне. Кто же согласился въехать в нашу квартиру: семья из двух человек, им, вероятно, не уютно было жить в 3-х комнатной квартире. Отцу, на работе, предложили обмен. Ангелы сканируют наши мысли и принимают решение: помочь их подопечному или нет. Тогда, для меня, это было чудом. Ни кому об этом не говорил.  Бог подарил мне не только садик у дома с красивыми цветами, но и просторную квартиру с отдельной детской комнатой, освещаемой целый день солнцем.  Это было проявление  Его милости ко мне. А что такое милость. Это Любовь. Ещё, есть такое выражение  «сила бога в немощи совершается». Позже, я попрошу написать такие слова на памятнике моей мамы, чтобы другие люди знали этот духовный постулат.
  Глава седьмая. Познание Бога.
   Первое понятие о Боге пришло в детские дошкольные годы. Об этом первом понятии сказано во 2-й главе. В школьные годы, примерно с 1966г., мы познакомились с творчеством Владимира Высоцкого, с его песнями, в которых иногда просачивалась информация о вере, о боге: «… все везут, кто крест, а кто иконку и веру в господа от нас увозят потихоньку..», « …спаси бог вас лошадки, что целым иду…», « … вот только жаль распятого Христа», «и молимся, чтобы страховка не подвела…», «… мне есть чем оправдаться перед ним». Приходилось обращать особое внимание на эти места и задумываться и размышлять о Боге. Когда мы, одноклассники, были в Москве, заходили в какой-то храм, где была служба. Немного там постояли и ушли. В школе, в институте, в семье   о Боге нам ни чего не говорили. Я видел, что бабушка по праздникам ходила в церковь. Но мне ни чего не говорила, не навязывала веры. И только тогда, когда я уже стал отцом двоих детей, она заставила меня выучить первую молитву. Как это было. Жили в г.Ташкенте, куда я был направлен по направлению после окончания института.  В 1986г. приехал в Черемхово, чтобы купить машину. С отцом на рынке купили машину ВАЗ 2105. Перед отъездом в г. Ташкент, моя бабушка усадила меня за стол, села сама и заставила меня выучить небольшую молитву. Привожу текст этой молитвы: «Храни меня Господи дома и в поле, в пути дороге, каждый час и каждую минуту». Заставила меня повторить три раза. Повторил. «Читай  эту молитву в дороге». С какой – то периодичностью  читал эту молитву в дороге про себя. В то время строился Саянский химический завод.  Может километров 100 проехали по асфальтовой современной дороге. А далее гравийная дорога, булыжники, глинистая дорога, подъёмы, спуски и так до конца Иркутской области. Как только выехали на асфальтированную дорогу Красноярского края, начался  дождь. Господь держал его, пока мы ехали по сухой грязи и по сухой глине. Ни какого не было сомнения, в том, что молитва нам помогла благополучно проехать этот трудный участок дороги. Мы ехали не спеша,  ночью отдыхали на природе. Доехали за 6 суток. Когда мы уезжали из Ташкента,  в 1994г., мне помог перегнать  эту же машину мой двоюродный брат Москаев Олег, который мне когда – то помог найти ключ под снегом. Ехали втроём, с нами ехал мой сын. Олег с сыном спали в машине, я – на   надувном матрасе, под открытым небом. Однажды, перед сном смотрел на ночное небо и увидел блуждающую звезду. К этому времени я уже прочитал библию и запомнил, что там было упоминание о блуждающих звёздах, говорилось о людях: «будете, как блуждающие звёзды». Чтобы проверить, не мерещится ли мне, попросил Олега и сына посмотреть на небо. Они подтвердили: да, звезда блуждает. Не знаю, как можно объяснить это явление, но видел его всего один раз в жизни. После этой поездки, я понял, что молитва, т.е. обращение к Богу, помогает.  Далее моё познание о Боге совершалось  высокими темпами. Началась перестройка, стали продавать библии на работе, в системе книголюбов. Купил. Прочитал внимательно, от начала до конца. Окончательно понял: Бог есть. Окрестили своих детей: сначала дочь,  потом сына. На одном из таинств, произошёл такой случай. Выходим из церкви, слева от нас стоят нищие, примерно 5 человек. Четырём я дал по одному рублю, пятому рубля не было, три рубля не дал, пожалел. Понимал, что поступил не правильно, написано: «просящему – давайте». Что было далее. Приехали домой, пришли гости, жена на кухне, я ношу блюда с кухни в зал. Случился короткий диалог с женой, который закончился тем, что она ударяет меня по левой щеке. Я принял этот удар и даже обрадовался. Стою и смотрю на неё, она на меня. Потом размахивается левой рукой и бьет меня по правой щеке. Я доволен: наказание за мой грех совершилось, ведь совсем недавно читал библию, в которой прочитал: «если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую». Заслужил. Мне надо уже заканчивать рассказ и рассказать о главной любви, с которой должен жить человек, что бы быть ему счастливым. Пока не знаю, как об этом рассказать. Как созреет, так постараюсь.
 Глава восьмая. О главной любви человека.
Лев Николаевич Толстой в комментарии к своим «Севастопольским рассказам» ( где когда-то мы   были с одноклассниками) написал, что героями этих рассказов является правда. Героями моих глав этого рассказа является любовь. Любовь к девочке, любовь к другу, любовь к собаке, любовь к птицам, к цветам, природе. Существует любовь к творчеству. В школьные годы меня коснулась такая любовь  – к радиолюбительству. Немного расскажу об этой любви. Мой друг Саша Доровской, в седьмом классе, дал мне схему приставки лампового генератора. Сделал этот генератор, схема  простая. Несколько раз выходил в эфир. Было опасно, ездили пеленгаторы, отбирали радиоприёмники, телевизоры. Любовь к радиотехники родилась, хотелось ещё что-нибудь делать.  Виктор Боженкин,  из соседнего дома, дал мне схему транзисторного приёмника прямого усиления «Мир», позже, видел эту схему в детской энциклопедии. Старший брат учился в Иркутске, покупал мне необходимые детали, купил справочник «Юный радиолюбитель». В библиотеке брал журналы «Юный техник». Читал, изучал схемы, термины, принципы работы транзисторов, каскадов, схем. Относительно быстро собрал этот приёмник. Какая радость была показать отцу, брату  кучку деталей, спаянных между собой на столе и довольно громкое звучание радио Иркутска из капсуля  ДЭМ-4М. Этот капсуль лежит передо мной, его цена 2р.70 коп. Храню его как память о том периоде моей жизни. Потом были другие схемы, более сложные, собирал их в корпуса, которые уже продавались для радиолюбителей. По аналогии с ламповым генератором, собрал генератор на транзисторе, в маленький корпус. Мой сосед, который дал мне схему, принимал на своём радиоприёмнике мою речь с улицы, с маленького транзисторного передатчика – прообраза современных сотовых телефонов. Собирал ламповые усилители. Завершился этот период моей любви к творчеству отдыхом в больнице. Слишком много тратил сил и здоровья этому увлечению. Любовь превратилась в страсть.  Почти месяц пролежал в больнице, экзамены в  8 –м классе не сдавал. После выхода из больницы радиотехникой уже больше не занимался. Ещё расскажу об одном явлении, которое испытывает человек один раз в жизни – о первом поцелуе, который «слаще мёда». Десятый класс, зима. У одной девочки день рождения. Она приглашает двух девочек и трех мальчиков к себе домой, после школьных уроков. Одним из приглашенных был я. Поужинали, было вино. Потом пригасили свет, сели по парам. Я оказался в паре с девочкой, которая была мне симпатична и которую я уважал. Уважал за простоту, за весёлый нрав. Чем-то мы были похожими, что-то у нас было общего. Играла музыка, у всех хорошее настроение и мы поцеловались. Несколько минут длилось это блаженство.  Это был первый поцелуй в моей жизни с девочкой. Да, это поцелуй был «слаще мёда». Думаю, что и у других людей это случается один раз в жизни. На следующий день мы переглядывались, улыбались. Жили мы недалеко друг от друга, но я не провожал её, не хотел развивать наши отношения. После выпускного вечера, всем классом  гуляли в парке, мы оказались опять вместе. Почему-то я спросил её, чем я ей нравлюсь. Она немного подумала и ответила: «светлая головушка».  Моя бабушка, как-то вскольз,  мне сказала, что мужчина должен быть примерно на пять лет старше жены. И старший брат  мой женился сразу после окончания школы, на однокласснице.  Не хотел повторять его судьбу.
 Остаётся рассказать о главной любви, к которой пришёл сам, путём проб и ошибок. Какие были пробы и ошибки. Бабушка и дедушка по отцу исповедовали православную веру, родители моей мамы исповедовали старообрядческую веру. Родители наши не исповедовали ни какой веры. Веровать было запрещено.  Дочь наша, ещё в Ташкенте, в период «перестройки»,  ходила в церковь пятидесятников. Когда переехали в Иркутск, нашли эту церковь здесь. Дочь ходила два раза в неделю, я ходил только по воскресеньям. В середине 80-х годов по ТВ показали несколько выпусков Валентина Зорина про жизнь в США.  Как мы завидовали этой жизни и мечтали о ней. Там показали такой сюжет: по воскресеньям все люди ходят в церкви. И церквей столько, что могут одновременно вместить всех желающих. И у меня возникла такая же потребность   – по воскресеньям посещать церковь.  И почти 5 лет, каждое воскресенье я посещал эту церковь пятидесятников, протестантское ответвление христианской церкви. Не жалею. Там обязательно читается проповедь по сюжетам из библии, люди высказывают свои свидетельства о боге, поют песни, иногда патриотические, о родине. После 4-х лет мне предложили вступить в эту церковь, стать её членом. Во втором Иркутске уже был построен православный храм (на крови). Сходил туда, пообщался, вероятно, это был сторож. Что-то мне не понравилось и я вступил в церковь пятидесятников.  Пастырь церкви стал предлагать  мне  выступать с проповедями. К этому надо готовиться. Я готовился и проповедовал. И был ещё руководителем предприятия. Мужчинам нужно было дежурить в церкви по ночам, примерно по 2 раза в месяц. Нужно было платить десятину каждый месяц и сдавать деньги под роспись. Плюс собирались пожертвования каждую службу, тоже надо давать. Ещё я не понимал: почему пастырь и другие мужчины церкви не снимают шапок, когда заходят в помещение церкви. В православных храмах это недопустимо. Сам я снимал головной убор. Настал случай, когда я вынужден был надеть шапку в главной комнате этой церкви. Как это случилось. По графику, в зимнее время года,  пришёл на ночное дежурство. Примерно в 11 часов вечера стук в окно, с улицы, где была водопроводная колонка.  Подошел к окну: два человека спрашивают воды, вероятно, не работала колонка. Я отвечаю: «мы не даём воды». Через некоторое время слышу как в зале бьется стекло, одно, второе, третье. Там было 3 больших окна. Зашёл в зал и увидел на всех окнах разбиты стёкла. На окнах были цветы, надо было убирать. Пришлось одеть зимнюю шапку. Убрал стекло, закрыл дверь в зал, сел, взял библию и открыл, на какой странице откроется. Читаю текст. И там написано примерно такое содержание: ты « предал свой родной дом». Это сигнал и посыл мне. Надо уходить из церкви. Пастырь – руководитель был с Украины. Отношения были неплохие, пытались меня удержать. Ушёл. Пришёл в новый Храм (на крови) всё рассказал, покаялся. Принял крещение в этом храме. Когда продал свои акции предприятия, которое попало в долги, 10% от вырученной суммы пожертвовал этому храму. Не всё гладко складывалось в этом храме. Показал свои опубликованные статьи  в газетах, журналах настоятелю храма, рассказал о сути диверсии, надеялся на его участие. Не стал даже брать и читать эти статьи. Мечтал об авторитетном священнике, который бы  поддержал меня. Бог дал такого священника: епископ Анадырский и Чукотский Диомид. Он обличал церковную власть в отступлениях от вероучения и в том, что она не обличает правительство за проводимую антинародную политику. Мало священников его поддерживало. И наш настоятель его не поддерживал. На этой почве возник с ним конфликт. Издал две брошюры на тему предания Родины и Бога священниками РПЦ.  Мои выводы:  Любовь – это дар Бога. Сам Бог – это Любовь. Главным объектом любви для человека должен быть Бог – наш духовный Отец. Очень много причин за что его любить. Нужно учить с раннего детства этой любви к Богу: природа, времена года, родные и близкие и т.д. Когда наступит время создания семьи и парень и девушка будут знать, что главная любовь должна быть направлена к Богу.  Производная этой любви будет любовь между мужем и женой.  Когда мы будем любить Бога, то и он нас будет любить  и такой любовью, которой мы ещё не знаем.  Мы, люди всей планеты, - духовные дети Бога, то есть, все духовные братья и сёстры. Мы не должны враждовать. Бог допустил зло, чтобы отделить и показать добро. Сейчас зло набирает обороты и его пособники находятся у власти. Бог дал нам волю выбирать свой путь: жить с ним, быть его детьми, или быть сторонниками зла и с ним уничтожать детей Бога и всё, что он сотворил. Быть детьми Бога – значить жить по совести, обличать и наказывать зло и его пособников. Совесть – это частица Бога в нас и  онлайн связь с Богом. Способность любить Бога – это главное счастье для человека и источник его здоровья и долголетия. Благодарю всех, кто прочитал этот рассказ. Бог помощь вам и вашим близким.
Ссылки: 1). Статья  «Что есть человеческая любовь?», Рязанова Татьяна «Квантсин», 16.02.2024 г.


Рецензии