10- Сапфир

Идёт средний брат, Добрыня, по своей дороге, голубовато-сизой, как крыло горлицы. Долго ли, коротко ли, привела его дорога в город. Ходит Добрыня по городу, смотрит вокруг, дивится: ни одной улыбки не видно, нигде детского смеха не слышно. Все вокруг хмурые да озабоченные. Продал Добрыня на базаре последнюю лисью шкуру, купил себе новую одежду взамен старых обносков. Походил по окрестным полям, наловил силками певчих птичек, для охотника дело нехитрое. Пришёл на базар продавать.
На базаре народу много, разговоры со всех сторон. Кто захочет – всё услышит, всё разузнает. Разговорился Добрыня со старичком, что рядом пёстрые бусы да всякие безделушки продавал.
– Скажи, уважаемый, почему у вас в городе все такие хмурые ходят? Ребятишки и те не шалят, не смеются.
Старик ему отвечает громко (чтобы все вокруг слышали):
– Правит нами, чужестранец, прекраснейший и наимудрейший Князь! Да продлят Боги его дни!
А потом тихонько добавляет:
– Только жадный очень! Сколько ни есть у него богатств, всё ему мало. Очень он хочет счастливым быть, но видно, богатство счастья не дает. Добыл он обманным путем Синюю Птицу Счастья, да посадил её в золотую клетку. Вот счастья у нас и не стало. Оттого все люди грустные ходят, как в воду опущенные.
– А что Князь, стал ли счастлив? – спрашивает Добрыня.
– Да разве такая птица будет служить, как собака, одному человеку?! Не поёт она у него, не ест и не пьёт. Не иначе, умрет скоро. Тогда совсем на земле плохо станет! – отвечает старик.
Задумался Добрыня, жаль ему стало и людей, и птицу. Хоть она и волшебная, а видно против силы бессильна. Стучит сердце в груди охотника, словно сказать хочет: «Освободи Птицу Счастья! Верни людям радость!» Стал тогда Добрыня всем покупателям хвалиться, какой он есть птичий знахарь:
– Я, – говорит, – языки всех птиц понимаю! И даже сам с ними говорить умею! И болезни птичьи лечу.
Что на базаре сказано, то весь город непременно знать будет. Не прошло и дня, прискакали к Добрыне княжеские люди:
– Собирайся, чужестранец! Приказано тебя пред светлые очи Князя представить!
Взял Добрыня свою клетку, пошел со стражниками во дворец. Привели его в тронный зал, перед Князем на колени бросили. Добрыня не сопротивляется, кланяется, да хвалы Князю поет. Послушал Князь хвалебные речи да и спрашивает:
– Скажи, чужестранец, правду ли на базаре говорят, что ты великий лекарь? Что язык всех птиц знаешь и говорить с ними умеешь?
– Правда, великий Князь, – отвечает Добрыня.
– Завёл я себе редкую птицу, – говорит Князь, – дал ей золотую клетку, еды и питья вдоволь. Только не хочет она ни пить, ни есть, ни петь для меня. Поговори с ней, узнай, что ей надо? Почему она петь не хочет? Вылечишь Синюю Птицу – награжу тебя по-царски! Не вылечишь – пеняй на себя!
– Хорошо, Князь, – отвечает Добрыня, – только ты вели стражникам не мешать, оставить меня с птицей наедине.
Велел Князь проводить Добрыню к Синей Птице. Отвели охотника в сад и одного, как приказано, у клетки оставили.
Смотрит Добрыня на птицу: нахохлилась она, головку в плечи втянула, хохолок золотой сжался на затылке, глаза веками прикрыты. Совсем бедняге плохо. Стал с ней Добрыня говорить ласковым голосом:
– Что, бедняжка, плохо тебе в клетке? Плохо в неволе?
Услышала птица его слова, встрепенулась, глаза открыла, головку повернула – неужто помощь пришла?!
– Хочешь на волю? – спрашивает Добрыня.
Пленница хохолок подняла, крылья расправила – тут и язык знать не надо, всё и так понятно.
– Ну так лети! – говорит Добрыня и открывает дверцу.
Птица из клетки – порх! – взвилась над освободителем своим, опереньем сверкнула и нет её… Тут вбежали стражники, схватили охотника, руки скрутили, повели к хозяину. Осерчал Князь, как услышал, что Добрыня Птицу Счастья выпустил. Хотел было ему сразу голову срубить. Кричит:
– Как посмел ты такую драгоценность у меня отнять?!
А лекарь в ноги ему бухнулся и отвечает:
– Не вели казнить, Князь, вели слово молвить!
– Ну говори, коли жить хочешь!
– Ты, великий Князь, велел мне у птицы спросить, чего ей надобно. Я и спросил. Сказала мне птица, что не может она в неволе жить. Если не отпустят её, умрет. Вот я и исполнил то, что было нужно для её лечения!
Озадачился Князь таким ответом. Не стал Добрыне сразу голову рубить, велел пока его под замок посадить.
Сидит Добрыня в каменном подвале, смотрит на квадратик неба за решёткой под потолком, вспоминает с тоской Синюю Птицу. Наступили сумерки за окошком. Вдруг загудел в решётке ветер, почернело небо, забарабанил по каменным плитам дождь. Налетел настоящий ураган! Затряслись стены дворца от грома и ветра. Смерч прошёл по двору, ударил в стену – стена устояла, а решётку оконную вырвал с корнем. Попрятались стражники от такой непогоды. Добрыня, не будь дурак, подпрыгнул, за край стены зацепился, сквозь узкое окошко протиснулся и был таков. Буря его скрыла – никто до утра и не заметил, что пленника нет.
Пришел беглец к своему единственному знакомому. Рассказал, что наделал. Старик обрадовался новости! Гостя потчует, думает, куда спрятать его. Отдохнул Добрыня, подкрепился и хотел уж было уходить, чтобы не подводить хорошего человека. Тут в дверь постучали тихонько. Хозяин дверь осторожно приоткрыл, входит в дом девушка, красоты необыкновенной! В платье цвета неба на рассвете, васильками и незабудками вышитом.
– Слушай меня, Добрыня, – говорит, – я Птица Счастья. Ты меня от смерти спас, и я тебя в беде не брошу. Вот тебе клетка с птицей, похожей на меня, только не волшебной. Эта птица воли не знает, так что ей для пения много не надо – был бы корм, да солнышко в окошке. Иди утром во дворец, отнеси её Князю. Скажи, что я к тебе сама вернулась – одумалась и обратно попросилась. Он так жаден, что поверит и уже от этого счастлив будет. Ещё и наградит тебя, как обещал. А мне пора! Прощай, мой спаситель! Век тебя не забуду!
Рванулся за ней Добрыня:
– Постой, не уходи! Увижу ли тебя ещё?
Тут она от двери повернулась, рукавом махнула – посыпались с рукава незабудки и васильки – голубыми и синими камушками упали к ногам.
– Возьми, Добрыня, эти сапфиры на память обо мне! Будешь на них смотреть – сердце твоё успокоится и возрадуется! Дарю тебе талисман веры, надежды и любви. Камень этот притягивает друзей, рождает скромность и правдивость в людях, отгоняет врагов – и видимых, и невидимых. Мудрость у тебя и так есть, а сапфир поможет тебе в достижении цели.
Сказала так и исчезла за дверью, растворилась в чёрной ночи.


Рецензии