11- Рубин
Долго шел охотник. Попадались ему на пути деревни, поля и пастбища. Останавливался он у добрых людей переночевать, подкрепиться да расспросить, как им живётся. Кто в помощи нуждался, тому, чем мог, помогал Ратмир. Но бежала его дорожка мимо тех поселений всё дальше и дальше, пока не привела его однажды на поле брани.
Белый снег, чёрная грязь да жухлая осенняя трава смешались с человеческой кровью. Стонов не слышно, тишина стоит над миром. Только вОроны кричат, слетаясь к добыче. Тяжко стало богатырскому сердцу. Видит он на земле и воинов в доспехах, и простых крестьян, что с вилами пошли на врага. И врагов разглядел Ратмир. Степняки – злобные жестокие кочевники пришли грабить мирный народ. Походил охотник по полю, снял с убитого кольчугу, надел на себя. Шлем пробитый нашёл – все лучше, чем ничего. Нашёл и меч знатный, проглядели враги, не забрали. Вдруг смотрит, вдали конь бродит, хозяина ищет, а к мертвым приближаться боится, запах крови его пугает. Живого человека увидел – заржал тревожно. Это уж не просто везение, это божья воля! Приманил охотник коня лаской да лепёшкой. Оружие есть, защита есть, теперь и конь есть – стал Ратмир настоящим богатырём! Сел на коня, поскакал к городу. Вот и усадьбы разорённые. Вот и город разграбленный. Ещё не затихли пожары в городе. Ещё доносятся крики немногих живых и стоны раненых. Забилось сердце Ратмира от всего увиденного, забурлила кровь, застучала в висках. Развернул он коня да поскакал по следам захватчиков, угнавших скот и пленников. Не успели воры с добычей уйти далеко. Вихрем яростным налетел на них богатырь, шестерых успел зарубить на скаку. Бросились на него остальные. Но и пленники времени не теряли: у убитых оружие выхватили, кто мог, вступил в схватку. Ратмир один за десятерых бьётся. Меч его крутится, как смерч, разя врагов. Женщины раненых захватчиков добивают – мстят за своих мужей, отцов и сыновей убитых. Дети и те, кто может, врага разит. А малые побежали скот разметавшийся собирать.
Одолели они остатки вражеского войска. Собрались вместе: первым делом – раненым помочь. Вторым делом – богатырю-спасителю поклониться!
– Кто ты, добрый молодец, откуда на наше счастье пришёл?
Не успел Ратмир о себе слова сказать, как пропела стрела, пущенная из кустов недобитым врагом, и вошла аккурат в порванную кольчугу. Подхватили богатыря, не дали ему упасть, сняли потихоньку с коня и положили на землю. В тишине раздался смертный вопль убитого степняка. Растерялись люди, не знают, чем спасителю помочь, как его к жизни вернуть. Сочится красными каплями кровь из груди богатырской, падают капли на грязный снег. А свежий снег с неба летит, всё скрыть, выбелить норовит. Тут пробралась сквозь кольцо спасённых дочь убитого воина, Рада. Склонилась над раненым, в глаза ему заглянула. От этого взгляда встрепенулось сердце в груди богатырской, и захотелось Ратмиру жить, как никогда! А Рада уже распоряжения дает:
– Принесите хворост, костёр разожгите! Соберите снег, согрейте на огне! Ждите меня!
Сказала, а сама на коня вскочила и, как ветер, улетела. Бросились люди выполнять её указания. У костра пристроили богатыря, укрыли, чем могли. Воду согрели, напоили. Тут и девица вернулась. А богатырь-то уже едва дышит и глаз не открывает. Рада склонилась над ним, за стрелу ухватилась, рванула изо всех сил – выдернула жало из груди. Хлынула кровь из раны на одежду, на снег. А девушка достала из сумы два сосуда. Из одного на рану плеснула – остановилась кровь, не бежит больше. Капли красные на одежде и на снегу окаменели. Побледнел Ратмир, ушла из него жизнь. Тогда из второго сосуда плеснула Рада на рану и в помертвевшее лицо. Заиграл румянец на лице героя, вернулась к нему жизнь, открылись глаза. Смотрит Ратмир на склонившихся к нему людей, на спасительницу свою – счастью своему поверить не может.
– Спасибо тебе, красавица! Ты мне вторую жизнь подарила! Кто ты? Как зовут тебя?
– Я Рада, дочь воина. Если бы не ты, спаситель наш, быть бы мне в ханском гареме сотой женой. Тебе, богатырь, спасибо! Победил ты врага поганого! Стольких от смерти спас, да ещё скот при нас остался – теперь нам голодная смерть не грозит! Нашего князя степняки убили. Будь ты теперь нашим главой, воеводой и защитником!
Тут и другие стали просить его встать во главе города. Поблагодарил их Ратмир за доверие. Поклонился в пояс. И ответил так:
– Коли согласится моя спасительница стать мне супругой верной и разделить со мной заботы о народе, приму я ваше предложение с радостью! А коли нет – тогда не взыщите, уйду в другом месте счастье искать.
Смутилась девушка от этих слов, подошла к герою, протягивает ему руку, а на ладони – застывшие капли крови Ратмира.
– Возьми, князь, эти рубины! Они из твоей крови! В них – сила льва, бесстрашие орла и мудрость змеи. Рубин – камень тех, кто хочет добиться в жизни многого, но не для себя – для других. Он сделает тебя неуязвимым для врагов. Веди нас, князь!
Повеселел Ратмир, приосанился, глянул соколом. Велел всем собираться да восвояси отправляться. Город восстанавливать предстоит. Работы впереди много!
Живут на свете три брата – у каждого своя судьба, свой талисман. Лежит на пригорке белый валун. Где братья от него по своим путям разошлись, там и лежит. У камня своя жизнь, по-своему время течёт, по-своему чувствует он мир. Помогли братья появиться на свет каменным детям. Отдали им часть своей души. Родились камни чудесные, человеку – на радость и в помощь. Полиняли цветные дороги, потемнела белая. Стали все три – серыми пыльными тропинками.
Свидетельство о публикации №225013001568