Три старинных женских портрета

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
1.  Александр  Варнек. Портрет Екатерины Илларионовны Васильчиковой (1754 – 1832), матери трех генералов, участников Отечественной войны 1812 года .  1813 год.  Дальневосточный художественный музей.

2. Орест Кипренский. Графический портрет дочери Е.И. Васильчиковой, Голицыной  Татьяны  Васильевны (1783 – 1841), вступившей в брак с князем Д.В. Голицыным в 1800-ом  году. Портрет  был выполнен  Кипренским  в 1814 году, через год после того, как Александр  Варнек  выполнил портрет ее матери. Находится  в Виртуальной Государственной Третьяковской галерее.

3. Рейхель Карл Яковлевич (1788 -1856).  Портрет  Голицыной Т.В. 1817 год. Выполнен  он через три года позже ее портрета, выполненного Кипренским.  ГТГ.

Объединяет три воспроизведенных выше портрета, прежде всего, то, что на них запечатлены уже известные читателям моих предыдущих миниатюр представительницы  большого дворянского семейства Васильчиковых - мать и ее дочь [1-3].  Выполнили их в близкие годы  выпускники  Императорской  Академии художеств  Александр Варнек (выпускник 1803 года), Орест Кипренский (выпускник 1803 года) и Карл Рейхель (выпускник 1809 года).

Еще в своей первой публикации о портрете Е.И. Васильчиковой работы А.Г. Варнека [4] я обратил внимание на то, что имена ее мужа и сыновей указаны в известном справочнике «Дворянские роды, прославившие Отечество» [5], а о ней и ее семье в книге нет ни слова.  Поэтому сейчас попробовал  поискать такие сведения в интернете и в книгах, и кое-что нашел (см. ниже).

Среди четырех представителей дворянского рода Овцыных  на сайте «Генералитет российской императорской армии и флота» значится генерал-поручик с 01.01.1762 г. Овцын Илларион (Ларион) Яковлевич  (1719 - ?),  отец Екатерины Илларионовы,  запечатленной  на портрете Александра Варнека. (Предполагаю, что скончался Илларион Яковлевич  в 1893 году в возрасте 70-ти лет).

Стал он генералом, когда его дочери, имевшей двух братьев,  было восемь лет. А до ее вступления в брак с бригадиром  Васильчиковым Василием Алексеевичем  оставалось  еще примерно 13 лет. Нашлось в интернете и имя ее матери, Татьяны Даниловны Овцыной,  до брака – Путиловой,  дочери купца. Далее в миниатюре речь пойдет о двух домах в Санкт-Петербурге, владельцем которых являлся Илларион (Ларион) Яковлевич Овцын.

Одним из них был известный  на Невском проспекте дом под номером 16, построенный в 1766 году, причем  генерал Овцын,  камергер великого князя и великой  княгини, стал первым хозяином  этого эффектного четырехэтажного дома, достроенного в дальнейшем пятым этажом.

В настоящее время в интернете имеется его фотография и подробное описание.  Ларион Яковлевич Овцын владел домом №16 на Невском проспекте с 1766 по 1793 год.  После того, как он перестал владеть домом №16 на Невском проспекте, дом перешёл к его сыну Ивану Илларионовичу.

Предполагаю, что в этом доме проживала с семьей  и Екатерина Илларионовна,  владевшая ранее собственным  домом на Васильевском острове [6].  Вот что сообщается об этом в указанной книге:

« Обширный участок №27/5 на углу Среднего проспекта простирается в глубину до Тучкова переулка, а по Съездовской линии идет до церкви Святой Екатерины. Осваивать его начали в середине  XIX века. Во второй половине XIX века он принадлежал Е.Л. Васильчиковой, жене бригадира, дочери камергера Л.Я. Овцына. Свой деревянный дом она продала в 1787 году купцу Д.Н. Никифорову».

В указанном году ей было 33 года, и в это время старшему Иллариону было 11 лет,  младшему Николаю – пять лет, а дочери  Татьяне – 4 года.  Вероятно,  дом на Васильевском острове  стал уже тесноватым  семье, и она переехала  в  дом на Невском проспекте.

Но «вернусь» ненадолго к прежнему дому на Васильевском острове.  Оказывается, что почти рядом от него,  в доме под номером 23проживал с супругой  выдающийся художник - портретист Д.Г. Левицкий, и, вероятно, семьи Васильчиковых  и Левицких  были знакомы.

Переключусь теперь вкратце на саму Екатерину Илларионовну, крупицы информации о которой обнаружились в биографической статье ее дочери  Татьяны, опубликованной в Википедии:

«Глава семьи Василий Алексеевич Васильчиков придерживался патриархальных взглядов, строго воспитывая детей. Их мать Екатерина Илларионовна происходила из древнего богатого дворянского рода псковских помещиков, была уважаема мужем и детьми. После её смерти в 1832 году, память о ней весьма высоко чтилась в семействе Васильчиковых, её сын Дмитрий до конца жизни служил ежегодные панихиды  по матери».   

Поговорим теперь о дочери  Васильчиковых  Татьяне и ее портретах, приложенные к миниатюре:

«Татьяна Васильевна Голицына (урождённая Васильчикова; 7 января 1783 - 28 января 1841, Москва) - жена московского генерал-губернатора Д.В. Голицына, благотворительница, статс-дама (1826), кавалерственная дама ордена Святой Екатерины 2-й степени. 

Родилась она в семье новгородского предводителя дворянства, бригадира Василия Алексеевича Васильчикова и Екатерины Илларионовны Овцыной. 5 апреля 1797 года была пожалована во  фрейлины, а 6 февраля 1800 года обвенчалась с князем Дмитрием Владимировичем Голицыным. В их семье родилось пятеро детей.

Голицына славилась своей благотворительной и общественной деятельностью. Она одной из первых вступила в Патриотическое общество, основанное в 1812 году императрицей Елизаветой Алексеевной. Позже, в 1825 году, при её участии был основан Московский дом трудолюбия, позднее преобразованный в Елизаветинский институт благородных девиц, где получали образование дочери младших офицеров и чиновников.

В 1837 году княгиня создала Благотворительное общество, занимавшееся, в числе прочего, устройством в Москве школ рукоделия для девочек.
Ещё одна заслуга Голицыной  - организация кустарного промысла в имении Вязьмы.
Путешествуя по Европе с целью поправления здоровья, Татьяна Васильевна обратила внимание на искусное плетение корзин в Германии и Швейцарии. По приезде домой княгиня сразу же пригласила заграничных умельцев для обучения местных крестьян плетению из ракитника, вложив личные средства.

В память о княгине Голицыной была открыта в «Доме Неклюдовой»  на Малой Бронной первая в Москве детская больница». 
Семья много времени проводила в родовом имении Выбити, лишь посещая балы в Москве, Санкт-Петербурге и Новгороде. С начала августа до сентября постоянно гостила у родственников: в резиденции графа Шереметева в Крыму или дворце князя Кочубея в Одессе.

Возвращаясь к портретам  Татьяны Васильевны, приложенным к миниатюре,  обращу внимание на то, что взгляд ее на портрете Тропинина  более живой, а сама она выглядит более естественной.  Обращает на себя внимание  близкое сходство нижней части лица и губ с чертами лица  ее матери на портрете  А.Г. Варнека. В то же время, лицо и нос дочери  заметно вытянуты. Шаль на ее плечах придает модели естественность и делает сам образ «домашним».

Рейхель же  изобразил модель на своем портрете эффектной дамой с «менее живым лицом».  Расположена она в кресле вполне естественно и непринужденно,  с правой рукой, свисающей вниз. Однако некоторое сокращение длины носа по сравнению с тем, как изобразил его Кипренский, ухудшает  сходство лиц на портретах и свидетельствует, скорее всего, о менее правдоподобном изображении лица на портрете Рейхеля.

ПРИМЕЧАНИЯ
 
1. Владимир Варнек. О двух портретах кисти А. Варнека и Тропинина? Проза.ру.
2. Владимир Варнек. О супругах Васильчиковых и их портретах. Проза.ру.
3. Владимир Варнек.  Краткий обзор о дворянах Васильчиковых. Проза.ру. 
4. Владимир Варнек. Загадки двух женских портретов.  Сайт Новосибирского художественного музея. 2016 г.
5. Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов. - Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004.
6. Г.Ю. Никитенко, В.Д. Соболь. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. – СПб. : «Белое и черное», 1999. С.137.
30.01.2025.


Рецензии