Изобретения 18-19 века

Изобретения XVIII века, которые актуальны до сих пор:

  фортепьяно
  ртутный термометр
  секундомер
  циркулярная пила
  бифокальная линза
  консервы
  подводная лодка

 Пришел XIX век. Одно за другим появляются новые открытия. Вспомним хотя бы  некоторые из них, которые оценили те, кто жили в ту пору.
Каждое открытие - это истории людей, которые упорно работали, искали, боролись за  истину. Людей, которых часто не понимали. Их работа иногда - это детективная история. Разные судьбы. Разные обстоятельства. Но всегда - преданность любимому делу. Увлеченность, поиск и твердость духа.


 **Для конкурса, проспонсированного журналом Scientific American в 1913 году, участникам нужно было написать очерк о 10 величайших изобретениях «нашего времени» (с 1888 до 1913), при этом изобретения должны были быть патентоспособными и датироваться моментом их «промышленного внедрения».

 По сути, в основе этого задания лежало историческое восприятие.

 Здесь выдержки из первого и второго призовых эссе наряду со статистическим подсчетом всех присланных записей. Первое место присудили Уильяму Ваймену (William I. Wyman), который работал в патентном ведомстве США в Вашингтоне, благодаря чему был прекрасно осведомлен о научно-техническом прогрессе.

**1. Электропечь 1889 года была «единственным средством, позволяющим производить карборунд» (самый твердый на тот момент искусственно созданный материал). Она также превратила алюминий из «просто ценного в очень полезный металл» (уменьшив его стоимость на 98%) и «радикально изменила металлургическую промышленность».

2. Паровая турбина, изобретенная Чарльзом Парсонсом (Charles Parsons), массовое производство которой началось в течение следующих 10 лет. Турбина существенно улучшила систему подачи питания на кораблях, а в дальнейшем использовалась для поддержания работы генераторов, производящих электричество.

3. Бензиномоторный автомобиль. В XIX веке многие изобретатели работали над созданием «самоходного» автомобиля. Ваймен в своем очерке упомянул двигатель Готлиба Даймлера (Gottleib Daimler) 1889 года: «Столетнее настойчивое, но безуспешное стремление создать практически самоходную машину доказывает, что любое изобретение, впервые вписавшееся в заявленные требования, становится успешным незамедлительно. Такой успех пришел к двигателю Даймлера».

4. Кинофильмы. Развлечения всегда будут для иметь огромное значение, и «движущаяся картинка изменила времяпровождение многих людей». Техническим первопроходцем, которого Ваймен процитировал, был Томас Эдисон.

5. Самолет. За «осуществление многовековой мечты» Ваймен удостоил почета изобретение братьев Райт, но при этом сделал акцент на его применении в военных целях и усомнился в общей полезности летающей техники: «В коммерческом плане самолет является наименее выгодным изобретением среди всех рассматриваемых».

6. Беспроводная телеграфия. Для передачи информации между людьми на протяжении столетий, возможно, даже тысячелетий использовались различные системы. В США телеграфные сигналы стали гораздо более быстрыми благодаря Сэмюэлю Морзе (Samuel Morse) и Альфреду Вейлу (Alfred Vail). Беспроводная телеграфия, изобретенная Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), позже эволюционировала в радио и тем самым освободила информацию от кабелей.

7. Цианистый процесс. Звучит токсично, не так ли? Данный процесс появился в этом списке только по одной причине: его проводили для извлечения золота из руды. «Золото — это источник жизненной силы торговли», в 1913 году на нем основывались международные торговые отношения и национальные валюты.

8. Асинхронный двигатель Николы Теслы. «Это эпохальное изобретение во многом ответственно за повсеместное использование электричества в современной промышленности», — пишет Ваймен. До того, как в жилых домах появилось электричество, машина переменного тока, сконструированная Теслой, вырабатывала 90% электроэнергии, потребляемой на производствах.

9. Линотип. Эта машина позволила издателям — преимущественно газетным — составлять текст и отливать его намного быстрее и дешевле. Данная технология была такой же передовой, каким в свое время считался и печатный станок по отношению к предшествующим ему рукописным свиткам. Не исключено, что скоро мы перестанем использовать бумагу для записей и чтения, и история печати будет забыта.

10. Электросварочный процесс от Элиу Томсона (Elihu Thomson). В эпоху индустриализации электрическая сварка позволила ускорить темпы производства и создать лучшие, более сложные машины для производственного процесса.

*** очерк, написанный Джорджем Доу (George M. Dowe) оказался более философским. Он разделил все изобретения на три вспомогательных сектора: производство, транспорт и связь:

1. Электрическая фиксация атмосферного азота. По мере истощения природных источников удобрения в 19 веке искусственные подкормки обеспечили дальнейшее расширение сельского хозяйства.

2. Сохранение сахаросодержащих растений. Джоржу МакМаллину (George W. McMullen) из Чикаго приписывается открытие способа сушки сахарного тростника и сахарной свеклы для транспортировки. Производство сахара стало более эффективным и совсем скоро его поставки существенно повысились.

3. Быстрорежущие стальные сплавы. При добавлении вольфрама к стали, «инструменты, изготовленные таким образом, могли резать с огромной скоростью без ущерба для закалки или режущей кромки». Прирост эффективности режущих станков произвел «не что иное, как революцию»

4. Лампа с вольфрамовой нитью накала. Еще одно достижение химии: после того, как вольфрам заменил углерод в нити накаливания, лампочка считается «усовершенствованной». По состоянию на 2016 год, от них постепенно отказываются во всем мире в пользу компактных люминесцентных ламп, которые являются в 4 раза эффективнее.

5. Самолет. Хотя в 1913 году он еще не так широко использовался для транспортировки, «Сэмюэль Лангли и братья Райт должны быть удостоены главных наград за их вклад в развитие механического полета».

6. Паровая турбина. Как и в предыдущем списке, турбина заслуживает похвалы не только за «использование пара в качестве первичной движущей силы», но и за ее применение в «выработке электроэнергии».

7. Двигатель внутреннего сгорания. С точки зрения транспортировки, Доу больше всего отмечает заслуги «Деймлера, Форда и Дюри.» Готлиб Даймлер является общеизвестным пионером моторных транспортных средств. Генри Форд (Henry Ford) начал производство Модели Т в 1908 году, которая оставалась весьма популярной до 1913 года. Чарльз Дюри (Charles Duryea) создал одно из самых ранних коммерчески успешных бензиновых транспортных средств после 1896 года.

8. Пневматическая шина, которая изначально была придумана Робертом Уильямом Томсоном, инженером железнодорожного транспорта. «То, что колея сделала для локомотива, пневматическая шина сделала для транспортных средств, не привязанных к железным путям». Однако в очерке признательность высказывается Джону Данлопу (John Dunlop) и Уильяму Бартлетту (William C. Bartlet), каждый из который внес серьезный вклад в развитие автомобильных и велосипедных шин.

9. Беспроводная связь. Доу похвалил Маркони за то, что он сделал беспроводную связь «коммерчески целесообразной». Автор очерка также оставил комментарий, который можно отнести и к развитию всемирной паутины, утверждающий, что беспроводная связь была «разработана, прежде всего, для удовлетворения потребностей торговли, но попутно она поспособствовала и социальному взаимодействию».

10. Наборные машины. Гигантский ротационный пресс мог штамповать огромные объемы печатного материала. Слабым звеном в производственной цепочке была комплектация печатных пластин. Линотип и монотип помогли избавиться от этого недостатка.)))


---------------

Все присланные очерки были собраны и проанализированы, чтобы составить список из изобретений, которые воспринимались как наиболее значимые. Беспроводной телеграф был практически в каждом тексте. «Самолет» занял второе место, хотя его считали важным только из-за потенциала летательной техники. Вот остальные результаты:
рентгеновский аппарат, автомобиль, кинофильмы, железобетон, фонограф, электрическая лампочка накаливания, вычислительная машина, двигатель внутреннего сгоряния, радий, подводные лодки, чёрно-белая фотография, цветная фотография, диктограф, дирижабль, пневматическая шина,быстрорежущая сталь, газовая гoрелка, газогенератор, монорельс, быстрорежущая сталь, гибкие фотопленки, жидкий воздух..


Также в очерках упоминались сельскохозяйственные работы Лютера Бербанка (Luther Burbank) (23%); Луи Пастер (Louis Pasteur) и его труды по вакцинации (20%); ацетиленовый газ из карбида (20%); ртутная лампа (7%); сохранение растений, продуцирующих сахар (7%); аккумуляторная батарея Эдисона (6%); автоматический проигрыватель пианино (4%); аппарат искусственной вентиляции легких (4%) и телефон (4%).


Рецензии
Спасибо, Марианна, за прекрасное обобщение.
Вспомнилось, как наш преподаватель "строительной механики авиационных конструкций" говорил об изобретателях, которые перешагнули устоявшиеся нормы и правила: "Парни! Всегда находятся люди, которые думают нестандартно. Если бы таких людей не было, то все мы до сих пор летали бы на самолётах братьев Райт!"
С уважением,

Сергей Кувалда   31.01.2025 09:29     Заявить о нарушении
Да, Степан, всегда есть те, кто изобретает, изучает, открывает.
"Если бы таких людей не было, то все мы до сих пор летали бы на самолётах братьев Райт!" - да что вы. Не было бы и самолётов, и даже телеги (если бы колесо не придумали). Вся история человечества - это развитие, это эволюция орудий труда, от каменных топоров до полной автоматизации в индустрии наших дней в развитых странах.
Планете, надо сказать, было бы лучше без наших изобретений - всё было бы в гармонии с Природой.
Но всё идёт как идёт.
18 и 19 век - эпоха открытий. Но пришёл 1914 год - и началась Первая Мировая война. Общие потери - более 18 млн. человек.
А ведь многие накануне писали, что война теперь невозможна: мы тесно связаны между собой, торговля, телефон-телеграф и пр.
Я когда-то преподавала историю архитектуры. Потрясающие сооружения по всему миру. Написала "Человек и его творения" ещё в 2019 году как главу в моей книге.
Потом дополнила и опубликовала отдельно

С теплом.

Марианна Ольшевская   31.01.2025 13:04   Заявить о нарушении
Если интересно - это здесь
http://proza.ru/2023/03/15/1106

Марианна Ольшевская   31.01.2025 13:19   Заявить о нарушении
А инки вот не знали колеса... И ничего. Создали цивилизацию и высокую архитектуру.

Сергей Кувалда   31.01.2025 13:52   Заявить о нарушении
Да, знаю, что они не знали колеса. Им не надо было. Инки, ацтеки и майя добились поразительных успехов в письменности, астрономии и архитектуре, создали точные календари. Ацтеки и инки показали большое мастерство в инженерии.

Племена индейцев бвли хорошими охотниками, рыболовами, следопытами, бережно относились к природе.

Но когда возникают крупные цивилизации, там не только достижения - начинаются человеческие жертвоприношения.

У них не было колеса потому, что не было необходимости. Одна из основных причин — некому было тянуть: лошади, коровы и волы пересекли Атлантику вместе с колесом.
Другим важным фактором была местность. Одни строили дороги, но эти дороги лежали через Анды. По гигантским лестницам и висячим мостам ходили курьеров и ламы — отличные альпинисты.
Другие - плавали. На рынки в ацтекских городах Тлателолко и Теночтитлан можно было добраться на каноэ, которые, по словам первых испанцев, были повсюду, где была вода.

Теночтитлан, построенный в 1325 году, стал сердцем государства ацтеков. Выгодное место, озеро, в нём обитало много рыбы и птиц, прибрежная зона - большое количество животных.
Теночтитлан был возведён на острове посреди озера, и во время своего бурного развития он постепенно занимал и акваторию, и сушу. Поэтому внутри самого города - много озёр и каналов. И часто в качестве транспорта - лодки, так было проще и быстрее добраться. Снаружи Теночтитлан находился в окружении мостов и дамб.

По той же причине полинезийцы, еще одна древняя цивилизация, окруженная водой, никогда не использовали колеса.

В 1880 году археолог Дезире Шарне раскаопал могилу ацтекского ребенка в Мехико, и нашел фигурку койота на крошечных колесиках. После этого там стали находить и другие детские игрушки.

http://inosmi.ru/20230709/koleso-264160580.html
почему не было колеса

Марианна Ольшевская   31.01.2025 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.