Художник-сказочник В. М. Васнецов

«Признавая необходимым личное в каждом художнике, я тем более признаю необходимой индивидуальность народную. Не быв национальными, произведения не станут и общечеловеческими…» - В.М.Васнецов

Как же давно мы с ним знакомы! Люди моего поколения помнят картины этого художника с детства. Откуда он знал, как выглядит Снегурочка? А богатыри? Но именно так мы их теперь и представляем себе.
Несколько лет назад я была в Москве и посетила Третьяковскую галерею. Утром там еще было мало людей. И вот я вошла в зал Васнецова и оказалась в детстве. Вот же они все здесь герои моих любимых сказок! И ведь, кажется, что они на самом деле жили когда-то, защищали свою землю, спасали красавиц и летели на ковре-самолете. Так радостно на душе мне стало от встречи с ними. И в этом чудесном нарисованном сказочном мире я чувствовала себя так, будто нет у меня самой ни забот, ни тревог, а только бы Иван-царевич довез бы Елену прекрасную до своего царства-государства, да не растаяла бы Снегурочка, и хватит стоять у камня богатырю, а пора уже выбрать свою дорогу. Долго я тогда там простояла в каком-то тихом и восторженном оцепенении.

И вот у нас в Петербурге в Русском музее сейчас проходит выставка картин Виктора Михайловича Васнецова. Как же я счастлива, что смогла опять встретиться с героями его полотен. Но теперь я открыла его заново еще и как прекрасного иконописца.

Замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) был родом из Вятской губернии из семьи потомственных священников. Путь его был поэтому заранее определен. Он закончил Вятское духовное училище и начал учиться в Духовной семинарии. Но не закончил ее, а с предпоследнего курса с благословения отца уехал поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Талант его был очевиден. Он сдал экзамены, но даже не пошел искать себя в списках поступивших, так как был уверен, что провалился. Увидел чей-то насмешливый взгляд, брошенный на его экзаменационный рисунок. Год Васнецов занимался в классе у Ивана Крамского в обществе поощрения художников. Снова пошел сдавать экзамены в Академию и узнал, что зачислен туда был год назад. Скромность во всем - удивительная черта характера этого художника. Учился он успешно, три раза был удостоен серебряной медали.

Но в 1875 году Васнецов закончил учебу в Академии, т.е. был отчислен за неуспеваемость, увы. В марте 1876 года он уехал в Париж и прожил там год в среде знакомых русских художников. Однако, безденежье угнетало, и в 1877 году он с радостью вернулся в Россию, нисколько не жалея, еще и потому, что там его ждала невеста.
Вопреки расхожему мнению о легкомысленных нравах художников Виктор Васнецов был хороший семьянин, он женился на любимой девушке купеческой дочери Александре Рязанцевой. Она закончила женские врачебные курсы и стала одной из первых женщин врачей. Они прожили в браке почти 50 лет до смерти Виктора Михайловича, понимая и поддерживая друг друга. У них родилось пятеро детей, которым родители дали прекрасное образование. Все они нашли свой путь в жизни.

Городом, который выбрала для жизни семья художника, стала Москва. Она была Васнецову роднее, ближе по духу, чем Петербург. Здесь ему лучше работалось, здесь он нашел свой стиль.

К сказкам Васнецов пришел не сразу. Сначала он примкнул к художникам-передвижникам. Их полотна, отражавшие тяжелую жизнь бедных людей, были формой протеста против неё. Эта жизнь и эти люди были хорошо знакомы и Васнецову. В это время он пишет картины на сюжеты из городской жизни: «С квартиры на квартиру», «Нищие певцы» и др.

Но, видимо,  эта тема угнетала его. От нее хотелось уйти в мир, где торжествует добро.
Его притягивали к себе сказочные сюжеты, былины,  далекая историческая эпоха, древняя Русь.

«Только больной и плохой человек не помнит, не ценит и не любит своей истории…» - так говорил этот художник.

В Москве В.М. Васнецов сближается с   промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, пишет портреты членов его семьи и участвует в постановке пьесы Александра Николаевича Островского «Снегурочка» на сцене  театра Мамонтова. Интересно, что  Васнецов не только пишет эскизы костюмов и декорации, а даже играет роль Деда-Мороза. Эти его эскизы и декорации, обновленные и дополненные, были потом им использованы и в постановке оперы Римского-Корсакова.
Образ Снегурочки Васнецов решил запечатлеть и на картине.

Отчего мы любим сказки?
По добру душа тоскует.
Взял художник кисть и краски-
Жизнь волшебную рисует.

Вот Снегурка зимней ночью,
Шубка шита жемчугами,
То Весна с Морозом дочку
За семью хранят снегами.

Ну а дочка к людям хочет,
Скучно с батюшкой Морозом,
Мать Весна беду пророчит:
Что любовь? Не радость - слезы.

Отраженным светом лунным,
Будто залита поляна.
Перед девой выбор трудный,
Но Снегурочка упряма.

Прочь сомнения, тревоги,
О любви душа мечтает,
Пусть хотя бы ненадолго,
Но она любимой станет!

Ах любовь, какое счастье!
Только жизнь все тает, тает...
И под жаркими лучами,
Белой тучкой улетает.
2019

Милый и трогательный образ Снегурочки написан Васнецовым с младшей дочери Мамонтова Сашеньки.

А однажды в Ахтырке встретилась Васнецову простоволосая крестьянская девушка, и, как пишет художник, « сколько тоски, одиночества, печали было в её глазах и каким-то чисто русским духом повеяло от них», что он решил написать ее. Так появилась «Аленушка».

Репродукция этой картины висела у нас дома. Никак мне было не поймать взгляд девушки, и я не понимала почему. Не мог же художник недоделать картину. На выставке я ее разглядела. Действительно, взгляд немного блуждающий и безнадежный. Оказывается, первоначально картина называлась «Дурочка Аленушка». Так в старину на Руси называли юродивых и сирот, вынужденных жить и работать за подаяние от односельчан. «Аленушка» тоже не оставила меня равнодушной.

- Расскажи мне, Аленушка,
Отчего опечалилась?
Что за горькое горюшко
В твоих грустных глазах?
Что плохого ты сделала,
В чем ты, бедная, каешься?
Иль висит над тобою
Наказания страх?

- Только речке подруженьке
Да осинке с рябиною
Я поведаю тайны
И печали свои,
Ведь они не обманут
И со мной, сиротиною,
Будут плакать, горюниться
Всю-то ночь до зари.

В темном омуте реченьки
Боль моя растворится,
Мое горе потонет
В его темной воде.
Слезы высушит ветер,
Силы даст мне водица,
А осинка поможет,
И поддержит в беде.

Даст мне ягод рябинушка,
Сделать бусы нарядные,
Раскрасавицей буду,
Людям злым вопреки.
Может, сыщется молодец...
Ах, мечты окаянные!
Никуда мне не деться!
Разве - в омут с тоски.
2019

Третьяков не стал покупать эту картину у Васнецова, который в тот период нуждался в деньгах. Выручил Савва Мамонтов, а потом перепродал ее, не без выгоды для себя. Пошла «Аленушка» по рукам, пока не купили эту картину сотрудники «Третьяковской галереи».

Сказочные Васнецовские девушки с грустной судьбой.

Мужчинам повезло больше. На выставке было не подойти к «Богатырям» большей частью из-за женщин. Как же не полюбоваться такими красавцами!
И полотно огромное. Как здорово, что можно рассмотреть все детали.
Позади богатырей лежит их земля: необ’ятные просторы, леса, поля, сжатые нивы. Очень правильно выбрано время года - осень. Земля вырастила и отдала людям урожай, и вот теперь надо защитить ее. Тучи стоят над ней, как темные силы. Но не дадут ее в обиду богатыри. Смотришь на них, и душа наполняется гордостью за предков, умевших постоять за свою родную землю.

Такие же чувства вызывает и другая картина: «Один в поле воин». Летит на врагов богатырь, прикрывшись щитом, слившись с конем в едином порыве сквозь тучу летящих в него стрел. Сколько в нем силы духа, динамики, мощи! Впервые увидела эту картину на этой выставке в Русском музее.

А вот совсем другой сюжет.
Безжизненная бесконечная равнина, тучи на горизонте, вороны, любители падали, кости. Застыл витязь в тяжелом раздумье перед камнем с надписью. Очень хочется узнать, что же там написано. Поэтому художник развернул к нам камень, а на витязя мы смотрим сзади и сбоку. В первоначальном варианте картины было наоборот: витязь был развернут лицом к зрителям. Тогда мы не могли прочитать надпись на камне. К слову сказать, мы и сейчас не очень можем. Надпись на старо-славянском. Васнецову тот язык был знаком, он учился в духовной семинарии. Но и он в письме к Стасову признаётся, что много времени провёл в библиотеке, изучая разные летописные материалы, прежде чем сделать надпись. На этом былинном указателе начертано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».  Остальные пути следования были следующие: направо - быть женатым, налево - богатым.
Но художник скрывает их так, что они не читаются. О чем же задумался витязь? Ищет подвигов ратных. Зачем ему сейчас жена? Обуза только. Да и богатство слишком быстро кончается, чтобы на охоту за ним жизнь тратить. Однако, и умирать не хочется. Вот он вопрос: что делать? Меня на этой картине смущает один момент. Перед камнем на переднем плане череп коня и кости человека. Не за камнем, а перед ним. Это значит, что предыдущий витязь, стоявший на распутье, так никуда и не поехал? А может, настигла его стрела вражеская, пока слишком долго раздумывал?
Наверное, поэтому эта картина так притягивает к себе, ведь очень хочется помочь этому витязю решиться все же на какое-нибудь действие. 

Над полями ворон кружит,
Небо в тучах, как в тревоге.
Русский витязь, почему же
Ты в раздумье на дороге?

- Для трудов я вышел ратных,
Но куда коня направить?
Как от ворогов поганых
Землю русскую избавить?

За нее готов я биться,
За леса ее и пашни.
Знаю, все вернет сторицей,
Станет лучше, станет краше.

- Что ж ты замер перед глыбой,
Мало ль кто там что нашкрябал?
Разве трудно сделать выбор?
Предлагаю: ехать прямо!

Пусть что будет – то и будет,
Видишь, нечисть как плодится,
Помоги же честным людям
От нее освободиться!

Может, быль. А может – небыль.
Те века давно минули.
В мире вечно только небо,
Все другое ветры сдули.

Что же витязь? Тих, задумчив
До сегодняшнего дня,
Все рукой своей могучей
Треплет доброго коня.
2019

В завершении сказочных сюжетов выставки: «Ковер-самолет». Воплощение мечты человеческой - летать!

Переходим в другой зал. А здесь по всему периметру развернуты эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, выполненные В.М. Васнецовым. Обычно росписи в соборах рассматривать тяжело, освещение слабое, далеко и высоко расположены. А тут так все близко, четко. Красота высокая!

Постановление о возведении Свято-Владимирского кафедрального собора на средства от пожертвований было подписано еще Николаем I в 1853 году, но строительные работы были завершены только в 1882 году. За оформление собора взялся археолог, историк искусства Адриан Прахов. Он пригласил известных художников того времени: Михаила Нестерова, Михаила Врубеля, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и Виктора Васнецова.

Поначалу Васнецов отказался от предложения Прахова, чувствовал себя недостойным этой ответственной работы. Как он сам говорил об этом: «…конкуренции старых мастеров испугался. И думаю, как бы можно так сочинить "Богоматерь с Младенцем", чтобы ни на кого не было похоже?».
Но все-таки Васнецов взялся за эту работу. Был он человек верующий, решил, что так Богу угодно.

Васнецов и раньше проявлял огромный интерес к древнерусскому искусству, тщательно изучал иконопись и об’ездил много церквей и монастырей, пробовал сам писать иконы, коллекционировал их.
После получения заказа он отправился в Европу и посетил Вену, Варшаву, Венецию, Равенну, Рим, Неаполь, Флоренцию, где знакомился с искусством Возрождения.
Над росписью Владимирского собора он самозабвенно трудился 10 лет. И из-под кисти художника вышли прекрасные живые образы. Огромное впечатление на меня произвели «Крещение Руси», Бог Саваоф, «Воины Апокалипсиса».

Но самый сильный образ это образ Богоматери с Младенцем. Нет, Васнецов не повторяет Рафаэля. А его Мадонна мне ближе и понятнее. Огромные ее глаза смотрят прямо на людей. Она несет им своего сына и знает, что его ждёт, и готова на эту жертву. Сколько трагизма и мужества в ее взгляде! А младенец протянул ручки, будто готов защитить людей, уберечь их от зла.

Этот трогательный жест Младенца - был списан Васнецовым со своей жены с маленьким сыном. Он всплеснул ручками, когда по весне его вынесли на воздух, и он увидел небо, и облака, и птичек.
Но сам образ Младенца Васнецову менее удался, мне кажется, чем образ Богоматери. Чрезвычайно трудно увидеть и отразить в образе Младенца черты Спасителя.

Васнецов создал для Владимирского собора 15 картин и 30 фигур в полный рост, а еще орнаменты и медальоны. 2840 квадратных метров расписано этим замечательным художником. Все эскизы к росписям Владимирского собора купил Третьяков. Это ему мы обязаны тем, что можем узнать и оценить эту иконописную часть творчества В.М. Васнецова.

Многое из того, что создал Васнецов-иконописец, не сохранилось, а точнее, было варварски уничтожено.
Георгиевский храм в городе Гусь Хрустальный в 1920-е годы был превращен во Дворец труда, потом в библиотеку и, наконец, в склад. Картину Васнецова  «Страшный Суд» срезали с подрамника, закатали на вал и отправили во Владимир, потом в Суздаль. Только в 1979 году ее извлекли из подвалов суздальского кремля. Реставрировали ее в Царском селе более 4-х лет лучшие реставраторы Ленинграда. Теперь она вернулась на свое место в храм (теперь это музей хрусталя) в Гусь Хрустальный. Все, кто видел эту картину, находятся под огромным впечатлением.

В 1926 году после провозглашения независимости в Варшаве снесли православный собор Александра Невского с мозаиками, созданными по эскизам Васнецова. Храм просуществовал всего 15 лет. Удалось сохранить иконостас и часть мозаик. Их вывезли в храм Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи.

Можно не принимать чужую веру, навязанную политику, но уничтожать произведения искусства это варварство.

"Красота составляет основу всех форм мироздания" - говорил Виктор Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов не принял революцию, она рушила понятный и дорогой ему мир, но покидать Россию не захотел. Умер художник 23 июля 1926 года.

Он оставил огромное духовное наследство. Очень важно сохранить его для следующих поколений.


Рецензии
У него было хорошо развито воображение, он был творческим человеком, современные молодые художники доверяются не своей фантазии а искусственному интеллекту. Раньше картины были с эмоциями а сейчас пустые. Но нарисованы красиво.
С интересом
Искандар

Заметки Географа   04.02.2025 20:05     Заявить о нарушении
Как бы то ни было, а в произведениях искусства должна быть душа! Это ведь чувствуется. У иск. Интеллекта ее нет. Красота мертвая. Спасибо, Искандар!

Людмила Петрова 3   06.02.2025 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.