Кулёк конфет и крейсер Киров. Часть вторая
…Наше же училище, конечно, никак нельзя сравнить с тяжёлым атомным ракетным крейсером, но по площади оно было разбросано будь здоров.
Наряд же мой, (а заступил я рассыльным, напомню - РДУ) начался интересно почти сразу после заступления. Дежурный по нашей "системе" сказал, что меня вызывает начальник первого факультета капитан 1 ранга Тур. Вздохнул, и подробно объяснил, как мне найти его кабинет. Зашёл я к этому, надо сказать, колоритнейшей внешности офицеру, представился.
Он мне начал объяснять, что ему срочно требуется подчинённый, не отвечающий на его телефонные звонки, но на средине фразы прервался и спросил:
-"А Вы с какого факультета?"
-"Четвёртый, химический." - ответил я.
-"Аааа… ну так Вы всё равно его не найдёте… во всяком случае, о результате доложите дежурному по училищу… свободны!"
И хозяин кабинета мигом потерял ко мне интерес.
-"Посмотрим ещё, найду ли я его или нет!" - подумал я (ответив, естественно: -"Есть!") и приступил к поискам.
Нашёл я требуемого офицера довольно быстро. И пошёл докладывать ДУ, как, в принципе, мне и было приказано. Не успел я перекурить(зачёркнуто), передохнуть, не курил я тогда; поступила новая вводная:
-"Товарищ курсант, Вас вызывает начальник училища!"
-"Вотжеж**ядь!!!" - чётко помню, подумал я, и направился к нужному кабинету, по дороге наращивая обороты.
Постучался, вошёл.
-"Товарищ контр-адмирал, курсант Лапшин по Вашему приказанию прибыл!"
-"Вольно!" - ответил Михаил Васильевич, критически и слишком уж внимательно (я это почувствовал), осмотрев меня с головы до ног.
-"Товарищ курсант, а что это у Вас усы рыжие, а волосы чёрные? И с какого Вы факультета?"
-"Четвёртый. А усами - в деда!" - ответил я. Хотя хотел сказать, что это признак породы, по мнению англичан. Но передумал, и… зря.
-"Ааааа… химик?!" - несколько злорадно произнёс контр-адмирал. - "В деда, говорите? Или… в соседа?"
Обиделся я смертельно, но виду не подал, а тут же ответил, глядя прямо в глаза:
-"Товарищ контр-адмирал, об этом факте моей биографии отец, подводник Краснознамённого Северного флота, мне не рассказывал!"
Торпеда неожиданно попала в цель. Не скажу, что Михаил Васильевич смутился, но мелькнуло что-то… в его глазах. Во всяком случае, он тут же сменил тему разговора.
- "Доверяю Вам самое ценное, что у меня на данный момент есть, товарищ курсант!" - сказал он и кивком головы пригласил рисующего что-то на форматном листе белой бумаги мальчугана. Он бросил цветной карандаш, почти по-дедовски осмотрел меня (что меня крайне развеселило), и представился, протянув руку. Абсолютно не помню его имени, но помню, что я ответил:
-"Евгений!"
-"Евгений! Гмм…" - вмешался хозяин кабинета -"Смотрю, часы у Вас есть? Не забудьте покормить моего внука через час, в курсантской столовой, вопрос согласован. Погуляйте с ним, за территорию училища выводить его запрещаю. Задача ясна, товарищ курсант?"
-"Так точно!" - ответил я и поспешил приступить к исполнению поставленной передо мной задачи.
За час с неугомонным мальцом мы облазили все закоулки, расположенные за тыловой частью основного учебного корпуса, причём я был удивлён, посетив пару точек, о существовании которых даже не догадывался. Печь-крематорий (по-видимому, для сжигания брака из училищной типографии), например. Что неудивительно - для внука, похоже, эти прогулки по территории были не впервой.
-"Молодец, спасибо!" - помню, сказал я - "Ну а теперь моя очередь!" И повёл подшефного в училищный сад-огород, расположенный за зданием нашей курсантской столовой. А там, буквально на границе между влачившими жалкое существование довольно чахлыми деревцами и кустиками (грунт отвратительный, огромное количество камня и каменной крошки в неё присутствовало) и обрывом в сторону бухты находилась своеобразная пещера Лейхтвейса - уходивший на пару метров в глубину разлом между здоровенными обломками породы, а в глубине тускло мерцала железная монументальная дверь, с отчётливо видной замочной скважиной с левого края, почти посередине.
Слышал, что во время войны там располагался подземный госпиталь.
Увидев, что в расщелину ведёт сделанный из толстенного электрического кабеля шкентель с мусингами:
+ФОТО+ №1
, внук вопросительно посмотрел на меня.
-"Нет!" - твёрдо ответил я - "Мы там все перемажемся, а потом нам твой дед, за такие подвиги, уши надерёт!"
Юный исследователь был несколько огорчён, но виду не подал. К тому же, наступило время кормления. У входа в столовую нас встречали её начальник и дежурный. Мичмана вытянулись в струнку, и похоже, с трудом удерживались, чтобы не поприветствовать высокого гостя отданием воинской чести. А внук, прошёл мимо них, как ни в чём не бывало, вежливо поздоровавшись, и направился прямиком к накрытому в глубине зала столу. Время для приёма пищи курсантами было неурочное, поэтому покормили нас две официантки по-домашнему, запросто. Отмечу - пища была из общего котла, без всяких там деликатесов. Поели мы с удовольствием, и довольно быстро. Поскольку подопечный мой, прямо скажу, болтуном не был.
На очереди была нижняя часть территории училища. Описывать подробно эту часть экскурсию я не буду, отмечу только, что в флотских шерстяных брюках я порядком взопрел. А белоснежную фланку свою я с трудом уберёг от загрязнения, продираясь через очередные заросли за юным натуралистом.
Наконец, оказались мы у нашего любимого чепка(*). И тут внук мне говорит:
-"А Вы знаете, мой дед химиков не любит!..", сделал паузу, добавил: -"…и я знаю почему…", пауза длиннее, а затем прозвучавшее искренне - детским, с несколько просительной ноткой:
-"Что-то сладкого хочется…"
Не поверите, но вся копившаяся во мне злость и раздражение к моему юному мучителю мгновенно исчезли. Хотя, отмечу, загонял он меня довольно-таки прилично. Я всегда любил детей (а они это, безусловно, чувствуют), и старался относиться к ним с теплом и лаской; возможно из-за того, что сам был этим обделён в раннем детстве.
-"Пошли уже!" - широко улыбнувшись, сказал я.
На такие шикарные конфеты, какие представлены в заглавной фотографии, денег у меня, естественно, не было. И купил я ему кулёк обыкновенных леденцов.
Мы вышли наружу, малец тут же набил ими полный рот, и, счастливо жмурясь, сказал:
-"Т…вы хороший!"
Обращался он ко мне исключительно на Вы, а тут, видимо, дал слабину. Но вовремя поправился.
-"Правильно тебя дед воспитывает!" - помню, подумал я.
Обозначенное время нашей прогулки заканчивалось. И всерьёз заинтересовавшую меня историю я услышал, пока мы поднимались по нашей фирменной знаменитой училищной лестнице. Во время описываемых событий, помню, было очень тепло. Но я раскопал довольно-таки редкую для Севастополя, зимнюю фотографию этого монументального сооружения. Она представлена ниже.
+ФОТО+ №2
Оказалось, что когда Михаил Васильевич первый раз вышел на подводной лодке в море, захотелось ему пить. Обратился он к специалистам химслужбы (просто первыми под руку попались). А те и предоставили ему, любезно, полную кружку воды. Забортной. Он, не ведая, и выпил её одним махом. Вот и затаил с тех пор будущий адмирал гмм… горячую и пламенную любовь к корабельным химикам. Так ли оно было на самом деле - не мне судить, меня тогда в этом отсеке не было. Да и быть не могло, я полагаю в те героические времена под стол пешком ходил.
Но за достоверный пересказ услышанной мной истории я ручаюсь.
Больше так близко я ни с начальником нашего училища, ни с его внуком, вплоть до выпуска из "Голландии", не встречался. Училище наше вскоре стало хохляцким "Севастопольским Национальным университетом ядерной энергии и промышленности", по-русски скажу. Шанувальники рідної мови - смотрите фотографию ниже. На ней здание, на пятом этаже которого мы жили и учились первые годы, конкретно показано - помещение бывшей кадровой роты, первый этаж.
+ФОТО+ №3
Как и огромное количество прочих красавцев-кораблей надводных, ставших вдруг совершенно ненужными после распада Союза, Краснознамённый тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров" пустили на иголки, предварительно переименовав в "Адмирал Ушаков". Аббревиатуру заменив с ТАРКР на таркр, попутно (разницу чувствуете?))). Впрочем, читал (**), что переименовали корабль только на бумаге. Непопулярное при новой власти имя заменить в металле денег не нашлось. Так и ушёл крейсер под нож, гордо неся на своих бортах имя очень уважаемого лично мной человека.
+ФОТО+ №4
30.01.2025
Сноски:
(*) - курсантская чайная, либо "чрезвычайная помощь оголодавшему курсанту" (сленг).
(**) - отличный материал, на мой взгляд, по крейсеру вы можете прочесть здесь ( ссылка: http://kreiserkirov.ru/zakaz800/I.htm ), и далее, по ссылкам непосредственно посвящённой "Кирову" статьи.
.
Nota bene: - Дополнительные материалы и фотографии, обозначенные здесь как: +ФОТО+ ; Вас ждут на сайте, ссылка: ( https://dzen.ru/id/62c7e77880b31a6a99346df4 ).
.
Свидетельство о публикации №225013001971