Без грима Глава 2 Пятая точка
Началось учеба в летном училище с «курса молодого бойца», а в ней главное – учили вчерашних выпускников школ подчиняться старшим по званию.
На втором плане, а может, это было, и, на первом, физическая подготовка, и постоянная маршировка на плацу в августовскую жару, сопровождаемая иногда, кровавыми мозолями.
Когда из Чимкента к Вячеславу приехал отец, чтобы узнать, как он учиться, обратил внимание на то, что сын слегка прихрамывает, попросил его показать свои ноги. Посмотрев на них, он сказал, - в жизни сынок, как правило, все проходит через «кровавые мозоли» если хочешь чего – то большего для себя достичь. Терпи, все окупиться с лихвой со временем. Эти слова отца сын запомнил на всю жизнь.
Основной упор физподготовки был направлен на тренировку вестибулярного аппарата, на спец. снарядах. Это вращающиеся колеса с человеком внутри, лопинг, батут. Приветствовался волейбол, плавание, тренировка легких.
Постепенно в программе занятий стали появляться элементы именно летной подготовки и это курсантов вдохновляло, забывали о ноющих мозолях и усталости. В учебно-летном отделе курсантам показывали в разобранном виде (расщепленном) детали и узлы самолета, его агрегатов и систем. Вячеслав в это «окунулся» с головой, и не только он один, преподаватели умели ребят заинтересовать учебной программой, и они готовы были терпеть любые испытания, только бы изучать самолеты, а затем и летать на них.
На их счастье на «газовочной» площадке установили пять «Элочек», (настоящих Л-29). По очереди, по классным отделениям, курсанты ходили их запускать и газовать.
А, еще установили и наладили катапультную установку НКТЛ (наземный катапультный тренажер летчика). И опять по отделениям, «на казнь». На пятую точку удар около полутора тонн.
Одновременно началась и парашютная подготовка.
В общем, до кровати курсанты не доходили, а «доползали» и падали до утра.
Шло изучение техники, ее авиационное, радиоэлектронное оборудование и началась штурманская подготовка.
Но, а поскольку училище относилось к высшему учебному заведению, то продолжали изучать предметы: высшую математику, радиоэлектронику, молекулярную физику, сопромат, термодинамику. А так же: психологию, авиационную медицину, полит. экономию, Маркс-ко – Ленинскую подготовку, общую тактику и тактику ВВС, и даже этикет. То есть, готовили по всем правилам, чтобы летчики - истребители, могли показать себя и в небе, и на приеме высоких гостей.
Все это совмещалось с нарядами по службе, по кухне, на работу. Армия курсантов не забывала ни на минуту. В противовес всему прыжки с парашюта.
Ранней весной, курсантов ждали полеты.
Упор в учебе зимой шел на штурманскую подготовку, физическую, (тренировка вестибулярного аппарата), летную. В летную подготовку входило: изучение кабины, чтобы курсант мог с закрытыми глазами назвать любой прибор, на который укажет инструктор, и распределение внимания по приборам, на определенных участках полета, наизусть учили «Инструкцию» летчика самолета Л-29.
Не забывали в училище, делать и «мелкий отсев» курсантов, не выдержавших физических и психологических нагрузок.
До них набирали курсантов в училище в два раза меньше, к выпускным экзаменам отсеивалась их половина набора, не всем удавалось освоить сложную программу военного летчика, и физические нагрузки. Поэтому их набор увеличили, на несколько десятков человек.
Летать начала «экспериментальная» группа через год, два курса – теория и армия.
Планировали в училище сделать выпуск для строевых частей, примерно двести военных летчиков. Налетов было у них много, но все же их не хватало для получения летчика третьего класса.
Постепенно курсанты втягивались в свою сложную программу обучения, находясь, все время, в училище, В увольнение в город не ходили, было и не с кем, и не к кому. Пока был период «притирания», дележ на группы земляков, если при этом учесть, что где-то пятьдесят процентов и более курсантов были с Украины: где-то двадцать процентов из Харькова, часть из самого училищного гарнизона, а оставшееся количество курсантов, не вошедшее в перечисленные, приезжие из других городов и республик.
В праздничный день «рассыпались» по домам на сутки. Вся суточная служба ложилась на оставшихся в училище курсантов. Но, а когда ближе познакомились с местными курсантами, они вывозили друзей в город, знакомили с его достопримечательностями и рассказывали об учебных заведениях:
Город Харьков – это огромный промышленный город, в период учебы Вячеслава запустили метро. Само училище было расположено в юго-восточной его части. Поселок так и обозначался остановкой «Восточная». Но местные жители называли «Рогань» (этим поселком заканчивался город Харьков на востоке). Кроме летного училища в Харькове было еще три высших, инженерных училища, где на весь союз готовили инженеров, по электронному радиооборудованию, вооружейников, техников, именно для военной авиации.
В училище Вячеслав встретил своего земляка, корейца по национальности. Он жил в пригороде Чимкента, его тетя преподавала английский язык в школе, где учился Вячеслав. Они стали с ним большими друзьями. А уже после окончания училища, летчики стали дружить семьями.
Осмелев, курсанты, познакомившись с девушками, стали убегать в самоволку, за что попадали на гауптвахту. Вячеслав с другом Сергеем Ан, тоже решили воспользоваться, «тропою мужества» за стадионом. Сергея он отправил прикрыть его на вечерней поверке. Его ждала девушка, познакомился с нею в автобусе, пригласила она его вместе отметить встречу Нового года. Но что-то пошло не так, Вячеслав с Сергеем были разоблачены, и он оказался на гауптвахте под арестом.
Командир роты «вспылил» сразу на пять суток (больше по Уставу не предусмотрено). Но Вячеслав, вспомнив «дружбу» командира роты с его отцом и, как он чуть не насильно остриг волосы на его голове при поступлении, напомнил ему об этом. Срок отсидки, не уменьшил, но был против, отчисления его из училища.
Опять судьба вмешалась в его жизнь, наверно все-таки помог крестик, сохраненный бабушкой после его крещения. Гауптвахта, как – то повлияла на Вячеслава, пропало желание делать вылазки из училища, не до любви было. И только на третьем курсе, в Чугуеве, уже окрепшие, возмужавшие, курсанты, стали делать вылазки в город.
Но сильно этим не злоупотребляли, так как знали, вылететь из училища могли в любую минуту.
После тщательной подготовки, наконец, первый самостоятельный полет на самолете, как сказал Вячеслав, его можно описать всего тремя словами: - «Как это здорово!». К этому полету он был готов, добавилось только ощущение свободы. Запомнился ему первый полет с инструктором. Как в сказке: запуск, руление уже делали, а взлет и далее, это состояние, непередаваемое.
Когда инструктор почувствовал, что его курсант готов к управлению самолетом, сказал: - взять ручку руления и «пошел» горизонтально. Вот это был у Вячеслава настоящий восторг, ради таких минут, он был готов терпеть любые испытания, только бы повторить полет еще раз. Как оказалось самолет настолько «легок» и послушен в управлении, готов подчиняться любому его «приказу», что вызвал у него огромное восхищение.
Вот так говорят и первый парашютный прыжок незабываем, но Вячеславу запомнился второй прыжок. При первом он повиснул, как мешок с картошкой, с квадратными глазами, и только пришел в себя, когда стукнулся о Матушку землю, тогда понял, что он в безопасности. А вот при втором прыжке, уже все делал осознанно, знал, что зачем надо делать, и был готов к этому. Вот тут-то увидел красоту земли и горизонта, заметил небывалую вокруг тишину. И появилось чувство, задержаться в небе и получить по - больше удовольствия от этого полета.
Вячеславу нравилось, как менялись «рабочие кабины». Не самолеты, а именно кабины. Как говорят летчики, «схватил» взлет и посадку, и на метле теперь полетишь. То есть, главное при взлете удержать самолет и «мягко» его посадить. А вот кабины, как они хорошо, удобно устроены для летчика, благодаря конструкторам и летчикам – испытателям, которые их дорабатывали, делали свои дополнения, это вызывало восхищение, все удобно, все под руками, все продумано. Особенно это важно для полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью.
Когда наступал отбой, ребята начинали тайком писать письма любимым девушкам или одноклассницам, торопясь поделиться чем - то новым, увиденным в процессе занятий, конечно же, не сообщая о том, как им трудно осваивать науку лётчика – истребителя.
Была в училище и «отдушина», когда уставшие ребята возвращались с тренировок, настроение им поднимал Володя Головин, для них он играл на гитаре, пел, шутил. До училища работал он в цирковой студии, был клоуном и акробатом – прыгуном. Рассказывает, о чём ни будь, веселом, и вдруг, внезапно, на месте где стоит, делает сальто. Восхищая своих друзей. Он был на курсе ростом, самый маленький, а как его любили курсанты, за его веселый, жизнерадостный характер. Не зря же говорят "Мал золотник, да дорог!"
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №225013000467