Ницше- педагог

 «Великое светило!
К чему свелось бы твое счастье,
Если б не было у тебя тех, кому ты светишь!
  В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере:
 Ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою,
Если б не было меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя,
Принимали от тебя преизбыток  твой и благословляли тебя.
 Взгляни!
 Я пресытился своей мудростью,
Как  пчела, собравшая  слишком много меду;
 Мне нужны руки, простертые ко мне.
 Я хотел бы одарять и наделять до тех пор,
Пока мудрые среди людей
Не  стали бы опять радоваться безумству своему,
А бедные – богатству своему.
Для этого я должен спуститься вниз:
Как  делаешь ты каждый вечер,
Окунаясь  в море
И  неся свет свой на другую сторону мира,
Ты,  богатейшее  светило!
  Я должен, подобно тебе, закатиться,
Как  называют это люди,
К   которым хочу я спуститься.
  Так благослови же меня, ты,
Спокойное  око, без зависти взирающее
Даже  на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться,
Чтобы  золотистая влага текла из  нее
И  несла всюду отблеск твоей отрады!
 Взгляни,
Эта  чаша хочет опять стать пустою,
И  Заратустра хочет опять  стать человеком…»
Фридрих Ницше.

Наверное, не надо было подписывать. Разогнался  он, как Гоголь в Птице - тройке.  Эдак, раздухаришься, черкнёшь чего-нибудь, да где-нибудь  и получаешь в ответ от начитанного человека: « И Остапа понесло». Именно такое впечатление производит чтение Ницше. Думаешь, пишет молодой человек.  Потом из текста узнаёшь, автор уже написал все свои знаменитые работы. Велеречив чрезмерно.

То пишет понятные и правильные речи, то страдает словесным максимализмом подростка. И не меняется. Иногда понять не можешь, что сейчас читаешь.  Предыдущую работу, её вторую часть или новый текст? А мне говорили, что философ краток, изъясняется готовыми мыслями. Пока эту мысль вычитаешь, в антресолях и подвесках разберёшься, потеряешь название работы и смысл предложения.  Понятное дело, перевод.
 И ни к чему германская грамматика.
  В приведённом отрывке перевод делила в стиле гимнов Атону.  Всё равно, написано не в стиле Заратуштры.
 
 Ницше - филолог. Естественно, с интересом к истории. И музыкант. Преклонявшийся перед Вагнером. Справочник поставил его имя рядом с Достоевским, сообщил, что Ницше и Вагнер долгое  время дружили.
 «Долгое время», с учётом краткой жизни  германца,  его заболевания.  А однажды они поссорились, так как,  Ницше отступил от их общих принципов и увлёкся христианством. Как тут не засесть за чтение?

 До христианства пока не дошла. Прежде, чем разобраться с влиянием на фашистов, надо определиться с тем, что такое влияние? Ещё к портрету философа. Сам себя он считал выходцем из древнего польского  рода.

Похоже, больным местом для всех,  легко  мудрствующих,  является пренебрежение собственным народом. Эдак, смотришь изнутря. Все - дрянь   какая- то. Побогаче фантазией придумывают  особливых родителей в энной степени и чувствуют себя звёздными мальчиками.
 Раньше немец был весёлым и здоровым, натуральным и близким к природе. Сейчас он пробует окультуриваться. Потерял своё лицо. Смотреть противно. А всё француз виноват.
 Тому, кто не совпадает с примитивным народом...

Нет, не так. Умный человек потому и не совпадает с  народом, что он иного роду. Показать бы это нашим армянам, ведущим род от персидских шахов, да коммунистам из детей боярских.
Господа  германские философы, больше сформировали отечественную культуру, чем христианство.
 Христианство забывается, толкуется, а каждый тщеславный человек почитывает  Ницше.

Мы  имеем Францию, вызывающую брезгливую улыбку. А какой была законодательницей!
Нинон де Лакло. Людовику 14. «Я не смогу стать вашей фавориткой. Я - на восьмидесятом году жизни». Тоже определённая педагогическая поэма.

 Когда- то сняли «Принцессу на горошине» с Фрейндлих и Смоктуновским. Их сынок отправился искать принцессу. Нашёл. Красавица устроила нечто,  вроде Дельфийских игр, чтобы найти себе самого утончённого спутника. Нашла. Дебелого парнишу, разметавшего латной рукавицей всю выставку достижений соискателей руки прекрасной Франции.  Он был здоров и весел.  И не отягощён многими знаниями.
 
Интересно, что бы сказал Ницше, на такую аллегорию, да заглянув в нынешнюю  Францию.  Что бы было,  если бы рядом была молодая, весёлая,  здоровая Германия. Подобно тому, как после ликвидации Хазарии, на Русь пришли скандинавы с христианством.

  Проблема оберега ещё ждёт  своего философа. Всё связано.  Со времён шумер известно. Что- то сдвинешь с места,  последует непотребность.
 
 Первой прочитанной работой стала  статья о вреде и пользе истории. Названа история  занятием для бездельников. Все проблемы уже решены. Только и осталось, как пылиться в Прошлом.  Лежит себе, есть не просит. Но вот,  кому- то амбициозному понадобилось идеологическое обоснование очередной заварушки.
 Все религиозные мероприятия, праздники и почитания святых влекут за собой появление желающих жертвовать собой  в войнушках религиозных и не очень.
 Почитание героев  и  военных годовщин порождают завистников к чужой славе. Использующих всякий  повод для разжигания очередного конфликта. Мнят они себя победителями, никак не побеждёнными.
 Нет чистой истории ради истории. В любом случае она будет интерпретирована в чьих-  то интересах. Взыскующих побед на ратном поле Ницше называет дураками. Неожиданно?

 Вообще, проповедник признаёт только жертву собой ради других. Именно эту способность он называет признаком Сверхчеловека. Именно эта мысль стоит  и  за высказыванием, что за готовностью к жертве кроется божественное в человеке.
 Кто сказал это первым?
 Не знаю.
  Конечно,  ницшеанское определение Сверхчеловека  вызывает гордость  принадлежностью к Сверхчеловекам. Причём, самой, что ни на есть, кровной. Но мы договорились,  время упущено. Никому,  ничего не докажешь. Тут ещё начинаются ницшеанские подробности.

Индогерманские племена.
  Тогда так говорили все? Такая терминология существовала в европейской науке? Или Фридрих Вильгельм  одним росчерком поставил свои акценты? Что нам даёт  термин «индогерманские племена»?  Только ли намёк на славянскую неполноценность? Тем более,  что к русским германец относился особливо. А сам мечтал о польских предках.  Или французов и испанцев на том этапе не принимались всерьёз?

 Я не  против не быть индоевропейкой. Мои интересы  гораздо глубже.  К примеру,  совесть, стыд, правдивость, честь  любимый всехний Аристотель относил к «дофилософии». Знамо дело - не дурак. Может быть, тогда ещё не было  «растяжимых понятий».

Следующая Зашибись. Природный человек прям и непоколебим в своих убеждениях.  Стоит, не согнувшись перед болезнями и прочими бурями. В то время, как «просвещённый» человек болеет и «комплексирует»   при каждом ударе судьбы или простом порыве ветра. А почему?

Горизонты просвещённого человека всё время раздвигаются. Он бы и рад опереться на что- то,  не зыблемое и надёжное,  но при его расширенных горизонтах, ему опереться не на что.
 
 Шикарное высказывание! Похоже, не только по христианству и  фашизму человеку достаётся до сих пор. Кто его читает? Просвещённый интеллектуал - амбицийносец.  А там ему -  в морду. Никчёмный ты, человек. Грош цена твоим внутренним мирам. Продашь свои принципы за сексуальную революцию, трибунку в Гайд-парке, трёх грошовый счёт, но сразу во всех разменных пунктах.
 
Следующая подробность. Ницше не против знаний. Просто всеобщее образование для него - бред сивой кобылы. Особливо, когда низкорождённый начинает распотякивать на идеологические темы. Особливо, на  исторические.
 Только хорошее происхождение позволяет человеку получать качественное образование. Когда  есть долгие семейные традиции умственного труда, время на глубокое изучение языков,  интересующего предмета. То есть, понятно, откуда у наших интеллектуалов и не только, тяга к голубым кровям и белым военным косточкам.
 Особливо, не своим.
 «О, поле, поле, кто тебя усеял…»
Там- то все косточки белые.

«Ницше - педагог».
 Думаю, такая бы тема  обречена. Больше ста лет назад существовала  педагогическая теория  под названием педология. Её последователи сформулировали «закон о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и, какой- то неизменной средой».
  Если ты родился в семье, говорящей на нескольких языках, откладывающей книжку только на время музицирования или оздоровительной прогулки на лошади, конечно, ты умнее по определению.
 Возможности твои безграничны. Тебе позволено чудить, ходить босиком, в толстовке, менять конную прогулку на сенокос. Не встречала соображений немца по Толстому.  И Достоевский его восхищает совсем не красотами стиля.

 Возможности детей из низов скромнее, так как тупы. Ничего с этим не поделаешь. Доля правды тут есть.  В работах, обожаемого ныне Льва Выготского, просто сквозит тоска по хорошему происхождению.

 Он, как и Ницше,   прожил около сорока лет, сделал в образовании больных детей много. Настаивал на диагностике, начал то, что сейчас называется инклюзивным образованием. Разбирался в мышлении детей, в том, когда и как они начинают говорить. Умер учёный от туберкулёза. Его отец - не  богатый предприимчивый еврей.
 
 Что  могло бы быть,  если бы Лев родился в хорошей семье?
  Он успел бы больше.
 Здоровьем занимались  образованные люди с детства, а не урывками, когда Советская власть начала вводить программы всеобщего здравоохранения.
  Ему не надо было бы тратить время на самообразование, так как в хороших семьях основы даются с детства.
 Получение высшего образования заложено в родовую  программу.
 Всё это у нас постепенно вводилось. Выготскому не повезло. Не дожил. И его понять можно.

 Ницше, как мне показалось,  говорил   уже из придуманного мира, в котором принадлежал к древнему шляхетскому роду. Что не помешало ему мечтать о возрождении германского духа.
Мрачный германский гений.
 Потусторонний романтизм германских поэтов.
 Впитал и мечтал о временах, когда возродится германский рыцарь вместе со своим рыцарским духом.

Цитаты нет.  Это - большие, развёрнутые отрывки на скорости птицы - тройки. Вдохновенное и  вдохновляющее.  Могла ли она поднять решительных людей на овладение жизненным пространством?
 Ответ есть.
  Надёргать можно всякое.
 Интерпретировать.
Одна фраза: «Мне нужны руки, простёртые ко мне», чего стоит.
 И не понятно, почему она появилась в устах Заратуштры, если сам германец говорил о необходимости образования. Долгого и кропотливого. Ницше был взрослым человеком и знал, врождённых знаний нет. Обучение нужно в любом случае. Чем дольше, тем лучше, глубже, весомее, основательнее. Вот вам интеллектуальная верхушка общества. Увы. У нас её нет. В Германии  тоже не было.

О воспитании.
 
«В деле высшего воспитания Германия упустила из виду самое главное, а именно: его цель и средства к ее достижению. Немцы совершенно забыли, что не «государство», а воспитание и образование должны быть целью. Что  для этой цели потребны не гимназические учителя и не университетские профессора, а воспитатели…

 Германия нуждается не в жалких ничтожествах, которых гимназии и университеты предлагают юношеству в качестве «высших мамок», а в таких воспитателях, которые сами были бы воспитаны, которые выделялись бы силою своего ума и ежеминутно словом и делом доказывали бы превосходство зрелой культуры.

Во-первых, нас надо научить видеть окружающее, во-вторых, научиться мыслить и, в-третьих, научить говорить и писать. Достижение этих целей равносильно достижению культурного развития.

Уменье видеть выражается в том, что человек привыкает спокойно и терпеливо созерцать окружающую его действительность. Держаться по отношению к ней теории невмешательства, и выводить заключения, научившись исследовать и охватывать со всех сторон все единичные случаи.

 Предварительным упражнением для ума может служить развитие задерживающих инстинктов, т. е. способности не тотчас реагировать на внешнее раздражение. Умение видеть, в том смысле, как я это понимаю, есть почти то же, что на обыденном языке называется сильной волей: главная суть в том, чтобы «побороть желание» и уметь отложить решение.

Каково? Как говорится, делайте выводы. Гитлер сделал свои. Корчак - свои. Оба были увлечены и мчались на своей «птице - тройке».
 
Ещё интересный отрывок, кончающийся снова педагогическими выводами.
Против Дарвина.
 «Что касается до знаменитой «борьбы за существование», то мне кажется, что она далеко не так доказана, как это утверждают. Борьба бывает, но только как исключение. Общая картина жизни вовсе не представляет положения, отличающегося бедствиями и нуждой, а наоборот, повсюду бьет в глаза богатство, роскошь, даже нелепая расточительность…
Если борьба и происходит, то только из-за власти…

  Предположим, однако, что борьба все-таки встречается — да она и на самом деле бывает, — но исход борьбы вовсе не такой, какого желает школа Дарвина и какой, может быть, вообще был бы желателен: торжествуют не сильные, не привилегированные люди, не счастливые исключения.

 Виды не совершенствуются: слабые постоянно одерживают верх над сильными благодаря тому, что они многочисленнее и умнее…
 
Дарвин позабыл про дух (чисто по-английски!), а у слабых духовная сторона больше развита. Умным становится тот, кто считает ум необходимым для себя. Сила не заботится об уме («К чему нам ум! — думают в настоящее время в Германии, — для нас довольно и империи…»).

Тоже понимайте, как хотите. Особенно, в связи с выводом просветителей о том, что человечество тупеет.
В общим, дёргай - не хочу.
 И мой главный обманчик.

 Ницше называет себя дионисийцем. Ни в каком виде  для меня не вытекло из «Рождения греческой трагедии» сочетание абсолютного контроля над собой и дионисийская пьяная вакханалия. Радость духа, причём, здорового. Перечитала его любимого Эсхила…
Фу - прибавился ещё комплекс Электры. Знаю, что бы по поводу низкорождённых психиатров с их плотскими обезьяньими выводами  сказал бы философ. В Заратуштре он и сравнивал тех, с кем пытался общаться через перса, с обезьянами.

 Под конец - маленькая месть любимой немцем, греческой культуре.
 Он полагает, что древние греки страдали эпидемиями эпилепсии, припадками святого Вита. Вот и всё происхождение Дионисийства. Это надо же иметь такое радостное мироощущение, чтобы из массового заболевания сделать праздник.  Вывод влюблённого человека.

 Следовало  в турецких войнах и персидских походах не лечить людей, страдающих от местных болячек. А радоваться очередному испытанию. Вот вам и христианство. Нет. Это - не вывод Ницше.
 В Средние века из- за плохой воды и заражённого зерна, сколько больных людей побили.  Трагедия, остановленная Чумой. А надо было праздновать.

 Интересно, сколько массового помоха в жизни человечества можно было бы избежать, кипяти народ воду, мой руки перед едой, обрабатывай продукты.
 И, что досадно, всё равно, умудрились повывести леса.


Рецензии