Вышивка по тёмному и светлому

Работа Тициана Вечеллио «Портрет Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского и его сына Франческо Мария II», написанная в 1550-х гг., фиксирует переход моды в Италии от традиционного стиля к английским и французским образцам, берущим своё начало от испанского образца ношения одежды. Гвидобальдо II делла Ровере, герцог Урбинский (1514–1574), проявлял интерес к живописи Тициана, ценил мастерство художника. Благодаря замыслу герцога делла Ровере появилась картина Тициана «Венера Урбинская» 1538 г., выполненная по заказу герцога. Есть предположения о том, кто мог стать моделью для Венеры. Возможно, это невеста делла Ровере Джулия Варано или его мать Элеонора Гонзага, возможно, это возлюбленная Тициана. Версии сходятся в том, что богиня любви и красоты на картине может иметь сходство с женщинами, близкими мужчинам, задумавшимся о создании картины. Венера Тициана выглядит как прекрасная женщина, при этом не утратившая связи с землёй. Она находится в комнате с интерьером, современным XVI в. и стилю Ренессанса. Это олицетворение гармонии в любви, объединяющей союз мужчины и женщины.
На портрете работы Тициана герцог делла Ровере выглядит крупным, занимающим собой пространство, так должен восприниматься правитель, наделённый властью. Костюм делла Ровере повторяет фасон позднего Ренессанса. Головной убор делла Ровере – чёрный берет. На портрете в полный рост можно заметить массивную верхнюю часть мужского костюма и силуэт нижней части в обтягивающей одежде. На герцоге делла Ровере объёмная одежда тёмно-коричневых тонов, украшенная вышивкой, возможно, такой фасон имеет часть костюма, названная в Испании дублетом. На пышных рукавах есть оформление из объёмных полос ткани. Из-под расстёгнутой верхней одежды заметен камзол, написанный в светлых тонах, с золотистой вышивкой. Нижняя часть костюма состоит из коротких объёмных штанов и обтягивающих чулок. Цветовая гамма переходит от тёмно-коричневых тонов в верхней части к светло-золотистым в нижней. Форма обуви закруглённая, острые носы обуви уже не присутствуют в костюме. Кроме мужского светского костюма можно увидеть на картине другие образцы моды Ренессанса. Рядом с делла Ровере Франческо Мария, сын делла Ровере и его второй жены Виктории Фарнезе. Ребёнок одет в длинную одежду тёмно-красного цвета с белым кружевным воротником. Возможно, это детское платье. Рядом с портретируемыми военное облачение в виде металлических лат. Делла Ровере опирается рукой на шлем, украшенный перьями. Его сын держится за верхнюю часть металлических лат, от которой мало отличается его рост. Художник мог изобразить части военного костюма как напоминание об отваге мужчин из рода герцога, их готовность отстаивать честь своих владений оружием.


Рецензии