Отношение к старости в арабском обществе

Существует представление, что в арабских странах отношение ко всем старикам почтительное. Конечно, в арабской культуре есть особое уважение к возрасту, а дети не бросают своих родителей в приюты. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Арабская пословица гласит: «Тот, кто старше тебя на один день, тот умнее (знает больше) тебя на год». Ее часто говорят представители солидного возраста, чтобы подчеркнуть молодым людям необходимость уважать и слушать старших.

На практике отношение к старикам самое разное. Все зависит от того, как человек себя позиционирует и какую роль занимает в обществе. Если он (или она) достиг преклонного возраста, но мудрости не набрался, не имеет авторитета и говорит глупости, то его (или ее) не берут в какой-то особый расчет, а то и вовсе сделают объектом для насмешек.

Большим уважением пользуются паломники, совершившие хадж. При этом, после совершения ритуала, они должны следовать определенному образу: вести себя прилично в обществе, демонстрировать свою религиозность, не пить спиртное, не посещать увеселительные харамные заведения. Иначе их статус хаджи теряет значение.

Во многом положение старца в обществе определяет социальный статус и мудрость, сопряжённая с красноречием и справедливостью. Социальный статус так или иначе предполагает и материальное богатство, и уважение близких, и ту роль в обществе, которую играет человек. Если это судья, адвокат или врач, то его слово оказывается довольно весомым. Также особую роль занимают неофициальные третейские судьи, по простому – решалы. В арабском обществе их довольно много, и они пользуются особым уважением и авторитетом.

К отставным военным или полицейским отношение несколько иное. Если это генералы или офицеры высокого ранга, то тут авторитет так или иначе обеспечен. Отставные военные ниже рангом должны сами доказывать свой статус. Один авторитетный аксакал любил повторять: «Когда молодой человек идёт в армию, его мозг у него отбирают и кладут в морозилку. Когда он уходит на пенсию, ему возвращают мозг без изменений».

Современная арабская молодежь озабочена деньгами и возможностями карьерного роста, поэтому часто пренебрегает традиционными ценностями, в том числе и уважительным отношением к старикам. При этом, нельзя сказать, что и в традиционном обществе старик сразу превращался в авторитета. Бедуины говорят: «Когда человек стареет, его посылают пасти верблюдов». Смысл этой поговорки в том, что если старик стал не компетентным и не в состоянии исполнять свою роль в обществе, то его посылают  подальше туда, где он не будет обузой и сможет даже быть чем-то полезен.

Как бы то ни было, но уважение к старцам все равно есть. Например, исламисты очень любят выставлять в качестве наставников седых и бородатых старцев. Так, духовным лидером и основателем радикального движения ХАМАС был шейх Ахмад Ясин. А палестинского вождя и главу ООП Ясера Арафата его близкие соратники называли «Хитьяр», т.е. Старик.

В арабском обществе есть особый эпитет, которым называют старца – шейх. В древнем аравийском обществе до ислама так называли глав племен. После появления ислама данный титул сохранился за руководителями племен, но также стал применяться к богословам и шариатским судьям.

В современном арабском обществе слово шейх стало означать уважительное обращение. Так стали называть правителей арабских монархий, многочисленных принцев и просто власть имущих и богатых людей. Сегодня можно услышать обращение «шейх» к тридцатилетним богачам из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и т.д.

У шейха должна быть шейха, а может и несколько. Если к мужчине обращаются «шейх», то к женщине – «шейха».

Слово «шейх» не обязательно употребляется к мусульманам. Оно также может использоваться к христианам. Например, к экс-президенту Ливана обращаются «шейх Амин Жмайель».

Арабы уважают и чтут старцев, но не всегда. Многое зависит от того, какую социальную роль играет старик, как подаёт себя, насколько красноречив и справедлив ли он или нет.


Рецензии