Второпях о музыке
Ну, к делу.
Первый раз дело было в 2007.
Социологи обаяли (убАяли, убаЮкали?) ни много ни мало - Джошуа Белла, скрипача первой череды, виртуоза классики. Парень был молод и легковерен, повелся.
Январь, Вашингтон, станция метро L'Enfant Plaza. Белл встал в подземном переходе (холодно, однако) и 45 минут лабал самые сложные произведения мировой классики. Лабал, между прочим, на Страдивари. И место выбрал не захолустное: вокруг именно этой станции - несколько федеральных министерств. Столица. Заслуженно считается самым снобски-филармонически-музыкальным городом страны.
Эксперимент придумали журналюги. Им конечно мерзнуть не пришлось. И прочие дискомфорты достались исключительно Беллу и полицейским, которых предупредили о возможном столпотворении. Переоценили местных снобов... или недооценили? - так или иначе, оценка оказалась неадекватной.
Всемирно известного скрипача узнала одна - ОДНА! - тетка.
И положила ему в раскрытый футляр $20. Всего в футляре собралось порядка $30 - с учетом центов и даймов. А всего за эти 45 минут мимо прошло 1097 человек. Семеро остановились и прислушались. Несколько бросили денежку. А большинство - вообще его не заметили. Только малышня притормаживала, навостряя ушки, но родители их побыстрей уволакивали.
Через несколько лет Белл повторил эксперимент. При других начальных условиях: обильная предварительная реклама. И он был не один, а с небольшим оркестром. Результат оказался получше. Но ненамного.
* * *
Почему я наезжаю на журналистов, что не так с экспериментом?
При всем уважении к гениям музыки, многие ли различат игру - скажем, Менухина и Белла? Ну я, например - нет. Я в этом смысле - деревенщина, как большинство человечества. Притом что Бетховена от Паганини отличу, и виртуозность исполнения отмечу. И остановлюсь, и подожду до конца пьесы, и поаплодирую. И тугрик положу от души.
Но потом - уйду по своим делам.
Ну честно! А вы нет?
Так что претензии, что не узнали именно Белла - ну... необоснованны. Сколько человек в мире на слух отличат его игру? Кроме специалистов?
КОТОРЫЕ ВРЯД ЛИ ЕЗДЯТ В МЕТРО...
И вряд ли все с этой станции.
И уж точно не в утреннее время, когда богема дрыхнет...
На месте журналиста - я бы не стала мешать Аполлону и цепляться за упряжь квадриги. Потому что в подобной ситуации он сам поведет себя точно так же. Проблема не в том, что никто не узнал великого виртуоза. Речь вообще о другом.
* * *
В моей Стране на железнодорожных станциях регулярно кто-то играет.
Семьи ДАРЯТ свои старинные музыкальные инструменты. На станциях стоят фортепиано и даже рояли. И книжные полки стоят, на них книги на всех языках. Садись и читай. Или - хочешь? - подойди к инструменту. Человек в ожидании своего поезда подходит и играет. Зачастую это солдат, тогда рядом лежит огромный вещмешок.
Никогда и никто не остается равнодушным. Аплодисменты и слова благодарности - всегда.
Каждый на бегу непременно остановится, улыбнется, взмахнет приветственно. Даже если медведь на ухо наступил - у нас всегда готовы порадоваться таланту или поощрить старание неумелого новичка.
Картинка, понятно, из интернета. Почему-то была перевернута, пришлось довернуть.
Добавляю еще ссылку - на статью-первоисточник. Название статьи - как плевок: "Метание бисера перед завтраком". Внутри - клип паршивого качества, снято видимо камерой наблюдения. Но музыка слышна вовсю, и Белл вовсю узнаваем, он высокий, гибкий, и гнется вслед за пассажами - очень красиво, между прочим.
И - между прочим, - я ввела вас в заблуждение.
На игру Белла обратила внимание еще одна тетка - она там в переходе то ли продавала пирожки, то ли башмаки чистила. Эта фонетически чувствительная мымра стукнула полисмену на парня, который делает много шума и всем там в переходе сильно мешает....
Ан - нельзя сохранить ссылочку. Сами найдете. Статья называется Pearls Before Breakfast, опубликована в Washington Post 8 апреля 2007
Свидетельство о публикации №225013101036