Минута тишины

   Посмотрела  фильм «Минута тишины».
 
   Встретилась  с  совершенно  незнакомым мне олигархическим миром, с процессом переплетения исторических  потоков  времени, судеб народов с  разными  религиозными  и политическими воззрениями, традициями, культурами.
 
   Спросила себя:  этот фильм, в целом, он про что? Ты зачем потратила столько личного времени на просмотр? Чем он тебя зацепил?

   Несмотря на то, что в фильме  открывается  очень много  разных пластов, главная тема - это  выборы. Те самые выборы, которые каждый день совершают люди (порой, не задумываясь), меняя и свою судьбу, и исторические эпохи в целом.  Кто-то  выбирает строить, а кто-то  – разрушать, кто-то любить, а кто-то предавать, кто-то жертвовать, а кто-то красть…
 
   Рефреном слышу в душе слова Амвросия Оптинского: «Там, где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного». А значит, идти нужно от сложного к простому.  Тут важно самой не запутаться  и других не запутать.
 
   Так чем же фильм зацепил? Меня -  личностью одной из главных героинь. Абсолютным созвучием и синхронным поведением. Я смотрела на экран и знала, что и как она скажет, какой совершит поступок. Разночтений  не было ни разу.  Это изумляло и притягивало.

   Она – психолог.  Я (в последние годы) редко встречаю психологов старой школы, которые работают без «программ» и «протоколов», а с людьми,  которые умеют помочь  им дышать  самостоятельно, без подключения  психологической интубации.

   В фильме, наряду с другими, есть одна очень важная сцена.  Женщина выжила в зоне землетрясения, но боль, которую она  испытывает от потери близких,  запредельна. Эта женщина не просто плачет, она кричит в плаче. А рядом стоит психолог. Стоит  и молчит. Не обнимает, не утешает, не говорит ни одного слова. Не уходит, но и ничего не предпринимает.  Я смотрела этот эпизод с таким понимающим состраданием, что в горле комок стоял.  Только это и нужно было делать. И ничего другого. А дальше в кадре врач,  обращаясь к русскому генералу  из Службы спасения, возмущается:

   - Почему она стоит и  молчит? Почему она не помогает? Она  вообще, что тут делает?
 
А  она  делает очень важную работу - дает боли выйти наружу,  не остаться внутри, чтобы  потом вырасти в опухоль или  убить сердце инфарктом. Психолог  стоит, молчит и позволяет травмированной женщине  эту боль прожить, пережить, выплакать, не затолкать в подсознание. Человека с болью «укачивать» нельзя.  И, уж, тем более нельзя укутывать в пеленки «советов». Слова будут потом, непременно  будут. И глаза в глаза будут обязательно. Но не в этот момент. Потом.
   
   Конечно, фильм  не только о блестящей  «закадровой» работе психолога. И не только о демонстрации итогов ее мастерства.   Он про  главный смысл: как и для чего жить? Часто люди бояться  четких вопросов, потому что у них нет на них четких ответов. Желание сложности  сопряжено  с личным страхом от встречи с собой. Мало кто мечтает быть откровенным демоном. Как правило, смесь темного и светлого бывает в человеке настолько концентрированной,  что легче сбежать в «сложность»,  чем увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. У  мусора сложности функция особая:  прятать,  убаюкивать, защищая от всего нелицеприятного, которое  когда-то делал или продолжаешь делать до сих пор. Сложность маскирует личные  стыд и горечь.
   
   В «Минуте тишины»  много эпизодов, которые показывают, как, делая неправильные выборы, люди обрекают себя на крушение жизни в полном смысле этого слова.   Есть и другие эпизоды. Они про  без вины виноватых. Про то, как не ты сам, а кто-то другой начинает на тебя охотиться. И пытается разрушить твою жизнь. Нужно очень много мужества, чтобы не убежать, не испугаться, а претерпеть все до конца, оставаясь со своей звездой, а не с мраком, в который тебя упаковывают.  «Темная манипуляция»,  назначает человека  жертвой, чтобы свести с ним счеты. Прямо, как в той басне  Ивана Андреевича Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать. Сказал -  и в темный лес ягненка поволок».  Но и у этой манипуляции есть   продолжение.  Съев ягненка, волк объявляет  жертвой себя.  Оказывается, это его, бедного и невинного заставили превратиться в волка, он ни в чем не виноват.
 
   В моей практике был случай: одна молодая женщина, влюбившись, как теперь говорят, «по уши», стала орудием в руках  своего возлюбленного.  Она была так послушна и верна своему «долгу» ради того, чтобы получить  желанный приз (этого мужчину), что переступала все грани обычной человеческой порядочности. С ее «нелегкой руки»  долго травили и мучили человека,  совершенно этого не заслуживающего.  Финальной точкой задуманного «проекта»  стал сценарий, о котором я написала: все попытались переложить  с больной головы на здоровую.  Мы с коллегами  наблюдали весь этот процесс целиком. Все «препарирование».  Сказать, что это было грустно? Ничего не сказать. Выборы, которые делала молодая женщина, становились все темнее… А когда дело дошло до колдовства и магии, мы отвернулись и отошли.  Мне ее бесконечно жаль.  Со всем этим ей жить. Не нам. Каждый выбирает для себя…

   Еще одна важная тема в фильме – предательство.   Есть сцена, когда психолог встречается с крупным предпринимателем  (вторым лицом компании), предавшим своего друга (первое лицо компании). Тот пытается  запугивать ее (тьма всегда пугает); требует, чтобы она отказала в помощи (своему пациенту) человеку из-за него пострадавшему. Она отвечает:
 
   - Я не боюсь вас.
 
Отказ от совершения  подлости и от взаимодействия с людьми, заточенными на нее, - это тоже выбор. Он про то, как не предавать самого себя.
   
   Тема предательства – одна из самых болезненных в фильме, она показана   правдиво  и ярко. Больно, когда предают  близкие.  Предательство дальних не так ощутимо. Оно  больше похоже  на игры без правил, на борьбу.  А вот, когда тебя предают те, кому ты доверял, кого любил, это  про очень большую боль.  И тогда телу достается по максимуму.
 
   В фильме показано, как  душа справляется  с мраком,  как спасает ее внутренний  свет когда-то правильно сделанных выборов и как тьма  утягивает в свой мрак, если ты пошел путем теней. Религиозные люди говорят, что с Богом очень трудно поначалу, но легко потом. А с демоном так легко в начале и так плохо и больно потом.
 
   Почему выборы  темной стороны в итоге приводят к страху? Почему страх  рождает злость?  Потому  что выборы  в сторону   предательства  Бога в себе, делают душу бессильной, обесточенной. В ней гаснет Свет.  Она теряет духовный иммунитет. И в результате  становится добычей  темного мира.

   Правды ради, в фильме есть и еще один пример промежуточного  выбора: «Оно мне надо?».  Он встречается часто. Чаще, чем хотелось бы.

   Если вы еще не посмотрели фильм, очень рекомендую.
 
   Не болейте, дорогие люди. Болезнь – это вполне рукотворное приобретение, а, значит, ее можно вежливо попросить на выход.


Рецензии
Как Вы замечательно отчеканили: "мусор сложности"...
Великолепная формула, очень прочищает способность видеть и мыслить ясно.

Вячеслав Снежков   01.02.2025 17:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Слава, рада Вам!

Юрико Ватари   02.02.2025 03:29   Заявить о нарушении