Минута тишины
Встретилась с совершенно незнакомым мне олигархическим миром, с процессом переплетения исторических потоков времени, судеб народов с разными религиозными и политическими воззрениями, традициями, культурами.
Спросила себя: этот фильм, в целом, он про что? Ты зачем потратила столько личного времени на просмотр? Чем он тебя зацепил?
Несмотря на то, что в фильме открывается очень много разных пластов, главная тема - это выборы. Те самые выборы, которые каждый день совершают люди (порой, не задумываясь), меняя и свою судьбу, и исторические эпохи в целом. Кто-то выбирает строить, а кто-то – разрушать, кто-то любить, а кто-то предавать, кто-то жертвовать, а кто-то красть…
Рефреном слышу в душе слова Амвросия Оптинского: «Там, где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного». А значит, идти нужно от сложного к простому. Тут важно самой не запутаться и других не запутать.
Так чем же фильм зацепил? Меня - личностью одной из главных героинь. Абсолютным созвучием и синхронным поведением. Я смотрела на экран и знала, что и как она скажет, какой совершит поступок. Разночтений не было ни разу. Это изумляло и притягивало.
Она – психолог. Я (в последние годы) редко встречаю психологов старой школы, которые работают без «программ» и «протоколов», а с людьми, которые умеют помочь им дышать самостоятельно, без подключения психологической интубации.
В фильме, наряду с другими, есть одна очень важная сцена. Женщина выжила в зоне землетрясения, но боль, которую она испытывает от потери близких, запредельна. Эта женщина не просто плачет, она кричит в плаче. А рядом стоит психолог. Стоит и молчит. Не обнимает, не утешает, не говорит ни одного слова. Не уходит, но и ничего не предпринимает. Я смотрела этот эпизод с таким понимающим состраданием, что в горле комок стоял. Только это и нужно было делать. И ничего другого. А дальше в кадре врач, обращаясь к русскому генералу из Службы спасения, возмущается:
- Почему она стоит и молчит? Почему она не помогает? Она вообще, что тут делает?
А она делает очень важную работу - дает боли выйти наружу, не остаться внутри, чтобы потом вырасти в опухоль или убить сердце инфарктом. Психолог стоит, молчит и позволяет травмированной женщине эту боль прожить, пережить, выплакать, не затолкать в подсознание. Человека с болью «укачивать» нельзя. И, уж, тем более нельзя укутывать в пеленки «советов». Слова будут потом, непременно будут. И глаза в глаза будут обязательно. Но не в этот момент. Потом.
Конечно, фильм не только о блестящей «закадровой» работе психолога. И не только о демонстрации итогов ее мастерства. Он про главный смысл: как и для чего жить? Часто люди бояться четких вопросов, потому что у них нет на них четких ответов. Желание сложности сопряжено с личным страхом от встречи с собой. Мало кто мечтает быть откровенным демоном. Как правило, смесь темного и светлого бывает в человеке настолько концентрированной, что легче сбежать в «сложность», чем увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. У мусора сложности функция особая: прятать, убаюкивать, защищая от всего нелицеприятного, которое когда-то делал или продолжаешь делать до сих пор. Сложность маскирует личные стыд и горечь.
В «Минуте тишины» много эпизодов, которые показывают, как, делая неправильные выборы, люди обрекают себя на крушение жизни в полном смысле этого слова. Есть и другие эпизоды. Они про без вины виноватых. Про то, как не ты сам, а кто-то другой начинает на тебя охотиться. И пытается разрушить твою жизнь. Нужно очень много мужества, чтобы не убежать, не испугаться, а претерпеть все до конца, оставаясь со своей звездой, а не с мраком, в который тебя упаковывают. «Темная манипуляция», назначает человека жертвой, чтобы свести с ним счеты. Прямо, как в той басне Ивана Андреевича Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать. Сказал - и в темный лес ягненка поволок». Но и у этой манипуляции есть продолжение. Съев ягненка, волк объявляет жертвой себя. Оказывается, это его, бедного и невинного заставили превратиться в волка, он ни в чем не виноват.
В моей практике был случай: одна молодая женщина, влюбившись, как теперь говорят, «по уши», стала орудием в руках своего возлюбленного. Она была так послушна и верна своему «долгу» ради того, чтобы получить желанный приз (этого мужчину), что переступала все грани обычной человеческой порядочности. С ее «нелегкой руки» долго травили и мучили человека, совершенно этого не заслуживающего. Финальной точкой задуманного «проекта» стал сценарий, о котором я написала: все попытались переложить с больной головы на здоровую. Мы с коллегами наблюдали весь этот процесс целиком. Все «препарирование». Сказать, что это было грустно? Ничего не сказать. Выборы, которые делала молодая женщина, становились все темнее… А когда дело дошло до колдовства и магии, мы отвернулись и отошли. Мне ее бесконечно жаль. Со всем этим ей жить. Не нам. Каждый выбирает для себя…
Еще одна важная тема в фильме – предательство. Есть сцена, когда психолог встречается с крупным предпринимателем (вторым лицом компании), предавшим своего друга (первое лицо компании). Тот пытается запугивать ее (тьма всегда пугает); требует, чтобы она отказала в помощи (своему пациенту) человеку из-за него пострадавшему. Она отвечает:
- Я не боюсь вас.
Отказ от совершения подлости и от взаимодействия с людьми, заточенными на нее, - это тоже выбор. Он про то, как не предавать самого себя.
Тема предательства – одна из самых болезненных в фильме, она показана правдиво и ярко. Больно, когда предают близкие. Предательство дальних не так ощутимо. Оно больше похоже на игры без правил, на борьбу. А вот, когда тебя предают те, кому ты доверял, кого любил, это про очень большую боль. И тогда телу достается по максимуму.
В фильме показано, как душа справляется с мраком, как спасает ее внутренний свет когда-то правильно сделанных выборов и как тьма утягивает в свой мрак, если ты пошел путем теней. Религиозные люди говорят, что с Богом очень трудно поначалу, но легко потом. А с демоном так легко в начале и так плохо и больно потом.
Почему выборы темной стороны в итоге приводят к страху? Почему страх рождает злость? Потому что выборы в сторону предательства Бога в себе, делают душу бессильной, обесточенной. В ней гаснет Свет. Она теряет духовный иммунитет. И в результате становится добычей темного мира.
Правды ради, в фильме есть и еще один пример промежуточного выбора: «Оно мне надо?». Он встречается часто. Чаще, чем хотелось бы.
Если вы еще не посмотрели фильм, очень рекомендую.
Не болейте, дорогие люди. Болезнь – это вполне рукотворное приобретение, а, значит, ее можно вежливо попросить на выход.
Свидетельство о публикации №225013100118
Великолепная формула, очень прочищает способность видеть и мыслить ясно.
Вячеслав Снежков 01.02.2025 17:26 Заявить о нарушении