Жизнь прожить гл 70 Привыкаем к обыденности походн
Костры решили не разводить, жара и так за весь день утомила. Скромно перекусили свежего молока с галетами и завалились кто где успел. Постовые предлагали в палатках, но пока погода устраивала, все сгуртовались за изгородью, прямо на земле. Объедки с коровьего стола пошли на подстилку. Только товарищ Осипов не решился покинуть на ночь своего поста, устроился прямо на телеге- то- ли беспокоился за свои документы, то- ли за авторитет.
Сергею же показалось безмерным удовольствием после вагонной тряски, после такой жары, беготни, суеты и беспокойства, под ковром звездного неба, улечься на мягкую, ароматную охапку сена. Он вытянулся словно на королевском ложе- хоть на эти часы, пусть даже минуты, ему отпущено безмерное блаженство, когда по настоящему, без вранья самому себе можно сказать- ах, как хорошо! Мальчишки, их, уже подружившихся, было с десяток- пристроились рядом, и чуть пошептавшись, через несколько минут мерно засопели. Женщины не стали отделяться, заметно, аккуратнее, по- хозяйски устроили лежбище тут же. Разговорами себя тоже долго не тешили- одолевала усталость.
А Сергею уснуть сразу не получилось- опять лезли мысли- всего один день пути, а сколько событий. И главное, что он для себя выделил не взбалмошный водопой- а на первый взгляд, менее заметное- поездка солдат в село за водой. Слышал рассказы всякого рода, но что б вот с таким случаем
Стр. 185
столкнуться- старухи, а туда- же! А, насколько он понимал, по польской земле предстоит дорога не малая, и что ждет впереди, можно только гадать, и не угадаешь. Не зря предупреждали- лучше гнать не по открытому месту. Надо, на будущее пытаться давить на Корнеича, с его картой. Уходить в лога. Маршрут- маршрутом, а жизни беречь надо. И с озером оплошал, и деревня показала- кто за кого. Хотел еще в чем- то разобраться, но мысли стали путаться, уходить, и незаметно для себя Сергей, наконец, провалился в сон. Вскочил от автоматных очередей- они сыпались где- то слева, со стороны села. Женщины загомонили. Успел крикнуть:
-Ни кому не вставать!
Сам чуть приподнял голову, пытаясь разобраться в ситуации- кто откуда стреляет. Выстрелы гремели невдалеке, не рядом. Свиста пуль пока не слышно, и если это бой, то уходящий. Выстрелы слышались все реже, и наконец, затихли. Сергей чуть выждал, затем поднялся, пошел к палаткам.
Встретил его часовой, окликнул:
-Стой, кто идет ?
-Свой, погонщик,- откликнулся Сергей.- Что случилось?
-Нападение, пытались лошадей увести. Утром разберемся- есть ли потери. Идите на место, спите. Сергей повернулся- да, под такую колыбельную песню, теперь только и спать. Но подойдя к своему логову, видя взбудораженные лица своих попутчиков, не нашел что сказать, кроме такого же:
-Все нормально, спите.
И опять мысли, попытки рассуждений, но, как ни крути- усталость ломает человека, даже такого богатыря, как Сергей. До утра доспали без приключений, если не считать мелочи- уже перед рассветом его разбудили еле слышные скрипы телеги. Поднял голову- на фоне только зарождающегося рассвета с телеги привстала женская фигура, оправила одежду, неторопливо прошла к спящим и тихонько улеглась. Сергей улыбнулся- подполковник не теряется.
Как только солнце готово было показаться из- за горизонта, стали подниматься. Сергей услышал возню сбоку, у женщин, тоже поднялся. Только ребятишки, прижимаясь друг к другу от утреннего холодка продолжали сладко спать. И будить их было просто жаль, хотелось хоть на минуту- другую с этим повременить.
Нюська встала одна из первых, тут же подошла к Сергею:
-Сереж, что это было, у меня сердце в пятки ушло.
Он подмигнул ей:
-Не трусь, точно не знаю, но, кажется, наших лошадок почистили.
Нюська взяла его за руку, заглянула в глаза:
-Я боюсь, Сереж, ты, пожалуйста, ложись поближе, а то я умру со страху.
Сергей, слегка улыбнулся:
-Погоди умирать, надо еще коров пригнать.
Он постарался все перевести на шутку и надеялся услышать в ответ такое же, только в ответ он увидел- у Нюськи на глазах навернулись слезы. У Сергея невольно, впервые за много лет, сжалось сердце. Он обнял Нюську одной рукой, поднял пальцем маленький подбородок:
-Чудачка, я ж пошутил. Не дам я тебя в обиду, кто ж еще меня подкармливать будет? Нам впереди дорога длинная. Лягу, вот так, между вами и ребятами, бочком к тебе..
Нюська молча развернулась и пошла к просыпающимся женщинам, а Сергей к «штабной» телеге Осипова. Хозяина в ней уже не оказалось, он, видимо, был в курсе ночных событий и уже ходил среди конского табуна. Сергей подошел ближе:
-Что, Матвей Корнеич?
-Двух коней увели. Хорошо, быстро схватились. Могли и располовинить, вот так.- Осипов тяжело вздохнул.- А дорога только начинается.
-Надо обходить села, деревни.- намекнул осторожно Сергей.
-А маршрут?- взглянул на него из под кустистых бровей Осипов.
- Обходить села, но выходить на посты.
-Легко сказать. Где нас будут искать, если что…?
Стр. 186
Сергей вздохнул:
-Матвей Корнеич, мы нужны живые, а перебьют нас, не будет и стада. Хоть даже на маршруте. И такую ораву уведут. Ищи ветра в поле.
Осипов задумался, отошел в сторону без ответа. Сергей не стал больше его донимать, умный- сам дойдет.
А тем временем пастухи уже поднимались, и ночное происшествие не сходило с языка.
К Сергею подошли Наталья и Морька.
-Начальник, ты о нас- то думаешь? Что мы сами- то волку в пасть лезем. Небось эти «кваковцы» об постах не меньше нас знают, вот и лезут на них, как вошь за воротник. А мы, давай, сторонкой, сторонкой, и, глядишь придем куда надо. Погляди у главного-то, в его талмудах, как там, поудобнее.
Сергей засмеялся:
-Во, генералы, вам бы в войну командовать, может и война пораньше кончилась.
-Да, не то, что вы, тугодумы. А мы сурьезно.
-Вы правильно говорите,- сменил тон Сергей.- но не все так просто. Мы тоже думали об этом. Только, вот, остановимся в чистом поле, доить опять наземь? И тут хоть солдатики отбились, а вы из палок будете в «кваковцев» стрелять? А пока есть во что доить, начинайте, да еще надо перекусить и может по холодку выйдем.
Пока шла дойка, на посту старший лейтенант рассказал Сергею:
-Эти места в Польше пока не самые опасные, просто, вчера, ребята, видимо, у колодца, деревню
разворошили. А так, это происшествие на их посту, первое. А вот дальше, через две- три заставы,
проблем будет побольше. Леса- пущи, как говорят местные, там и шныряют эти самые «аковцы». Случалось и конвой весь перебивали, целое стадо угоняли, но чаще бывало- грабанут десяток- другой и уходят. И лошадей хватают, и коров. Но коровы вяжут- с лошадьми им проще. И нападают- то не кучей, а по двое- трое. Но, вооружены до зубов- шмассеры, гранаты.
А в конце разговора предложил Сергею:
-Тебе б, на всякий пожарный, сменить форму на польскую гражданку. И конечно бы неплохо польский знать, говорить на ихнем. Тогда хоть можно попытаться договориться. Сергей заулыбался:
-Позволи панове же ще пшеставе называм ше Сергуш Коротеев!
-Так так, а я Алексей Березкин- старший лейтенант, улыбаясь, пожал Сергею руку и добавил- да ты не хуже местных пшекаешь, это дело! Где выучил?
-Был один знакомый, не думал, а теперь можно сказать ему «спасибо», может и вправду пригодится.- Сергей по настоящему, с благодарностью вспомнил поляка- повара из лагерной столовой.
-Только советую не Коротеевым, а каким нибудь Бачинским представляться.
-Как, как, Бачинский?- Сергей напрягся, запоминая.
-Ну, примерно, а пока разберутся- башка сообразит, что делать. Да, постой, а то забуду- и он метнулся в угол палатки, а оттуда достал какие- то шаровары и белую украинскую «вышиванку».- Дарю, тебе они нужнее, только, кажись, мелковаты. Сможешь- обменяешь.
Сергей поблагодарил его, а заодно спросил:
-А сам из каких же краев?
-Смоленщина, теперь не знаю, живы ли кто. Давно ни каких вестей.
-Родня… -грустно отозвался Сергей.
-Как?- удивленно глянул на него офицер.
-У меня тоже ни кого, всех, подчистую.
Сергею старший лейтенант от души понравился. Поделились еще воспоминаниями, о родных местах, о детстве, но надо было собираться в дорогу. Расставались новые знакомые почти друзьями.
Перед самой отправкой Сергея подозвал Осипов. Он сидел на своем «вездеходе», когда Митек готовил к отъезду упряжь- подтягивал подпругу, просматривал ремни и крепления.
Сергей подошел- Осипов разложил на колени карту.
-Видишь зеленое- я так понимаю, это леса. Можно ошибаться, как с озером, но если все таки карта правильная, то вон тот лесок- он вытянул руку в сторону вчерашнего перекрестка-, обозначен здесь. Мы сейчас вот тут. – Он водил пальцем по карте и рассказывал, а Сергей смекал, зачем он его
Стр. 187
позвал.- Прямой путь по дороге или рядом, но тут и села- вот, вот, вот еще. А если их сразу все обойти, подлиннее будет, но на следующий пост, вот сюда, мы все равно выходим. Что, штурман, рискнем?
-Штурман, Матвей Корнеич, вы, а я только кручу баранку, но мне кажется, вы тут правы. Нам бы еще ложок найти, поблизости?- Сергей старался говорить свои предложения помягче, не ущемлять
самолюбие подполковника, надеясь таким способом перетянуть его на правильное, как сам понимал, решение. А главное- начальник, все таки сообразил, что надо решать такие вещи сообща.
-Насчет ложка не знаю,- Осипов потер подбородок- а лес вон, тут, далеко. Будут ли они на открытом месте брать нас за жабры? Ладно, попробуем.
После дойки слили молоко в подготовленные фляги, сполоснули оставшейся водой подойники и стали выгонять коров на простор, сбивать в гурт. Обходя стадо, Сергей заметил в сторонке вдруг откуда- то взявшуюся, сидящую, видимо бездомную, собачонку. И, так, ради шутки, глядя на нее, причмокнул губами, и похлопал по коленке, как обычно, подзывают собаку. На удивление, собачка
завиляла хвостом, поднялась, потрусила пару шагов и опять присела. Не было уже времени отвлекаться на постороннее- стадо выходило на дорогу и надо было внимательнее следить и за коровами, и за погонщиками. Однако, что- то Сергея остановило- то ли вид собачонки был больно жалостливый, как того кота, в их лагере, то ли её поведение. Сергею показалось, что она не против с ним общаться, но останавливало, видимо, лишь то, что человек был ей попросту не знаком. Сергей достал из кармана завалявшийся остаток сухаря и показал собачке. Та вновь вскочила с места, осторожно оглядываясь, подтрусила еще ближе и снова присела. Сергей не стал испытывать её аппетит и подбросил сухарь поближе. И это был уже решающий момент. Собачка схватила огрызок сухаря, пару раз звонко хряпнула, чуть пожевав, аппетитно проглотила его и, вывалив на сторону язык, теперь, хоть и на небольшом расстоянии, но трусила, не отставая от Сергея, и задрав на него голову.
Погонщики, кто видел эту сцену, не стали прогонять новую знакомую, а только улыбались, видя, как она не отходит от Сергея. Обратил на эту собачку и Матвей Корнеевич. Он подумал о ней более практично. Подозвал Сергея и хмуро сказал:
-Если не бешеная, то может, еще и пригодится, а только, вдруг какую инфекцию от неё коровы подцепят.
Сергей смутился:
-Матвей Корнеич, мне кажется, она просто голодная. А отбилась от людей- наверное хозяевам самим жрать нечего, а может на тот свет отправились, вот и умчалась счастье на стороне искать.
Больше начальник претензий не предъявил и Сергей, довольный тем, решил поплотнее познакомиться с новым попутчиком. Когда накрошил в банку с остатками тушенки пластинку галетки прямо на глазах собачки, та уже сглатывала слюну. И уж когда предложил ей- поставил на землю и отошел на шаг, собачка решительно подскочила к банке, еще раз снизу вверх глянула на Сергея и в несколько секунд, давясь и кашляя, слопала весь подарок. Облизалась, и теперь в ожидании, смотрела на незнакомца.
Коровы уже ушли чуть вперед и надо было догонять. Но, Сергею почему- то очень понравился этот кобелек и он решил не оттягивать со знакомством- он видел, что теперь его попутчик, скорее всего, тоже готов к этому. Сергей присел на корточки и повторил то, с чего все началось- постучал по коленке, а затем вытянул по- дружески руку, приговаривая:
- Ну, пан, давай знакомиться, что ж, так и будем вокруг, да около!
Пес вытянул морду, обнюхал вкусно пахнущую тушенкой, ладонь и несмело лизнул её. Это означало на собачьем языке- знакомство состоялось. А после этого пес позволил Сергею и погладить себя по скомканной, рыжей лохматой шерсти, почесать за ухом, и когда Сергей закончил эту процедуру, пес с удовольствием еще раз облизал его руку. Вот и все. Теперь в их команде погонщиков прибавился не только нахлебник, но, и кажется, помощник. А насчет нового имени- «Пан», кобелек, видимо, был не против
Свидетельство о публикации №225013101322