Сергий Радонежский и становление хронологии
С.А.Некрасов, В.Т.Поляковский
Сергий Радонежский, Куликовская битва
и становление хронологии
Аббревиатуры:
ВО – вероятный оригинал
ВР – версия реконструкции
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ – традиционная история
Сведения о Куликовской битве интриговали многих. Несмотря на то, что от нее фактически не осталось никаких актовых источников, и в связи с этим она считается не самой многообещающей и популярной темой среди профессиональных историков, сюжеты, с ней связанные, будоражат многих, в частности, представителей естественнонаучной школы, к которой принадлежат авторы этой статьи. Разные мнения, с ней связанные, не затихают до сегодняшнего дня, и даже построены две версии реконструкции этой битвы: одна связана с традиционной локализацией вблизи истоков Дона, а вторая с ее локализацией с одной из исторических районов древней Москвы, указанием на что есть церковь на Кулишках на Китай–городе. Как у одного из соавторов сложилось впечатление, эта церковь и ее окрестности просто предстают как элементы своего рода мемориального комплекса, посвященного этой битве.
Роль Сергия Радонежского в ней однозначна. Он в роли отца духовного, благословителя князя московского Дмитрия Донского на борьбу с басурманами. Увековечивание его памяти тоже общеизвестно: город Сергиев Посад вместе с Троице-Сергиевой Лаврой, памятные места в самом Радонеже - селении между Сергиевом Посадом и Москвой, достойное место в пантеоне русских православных святых, ряд учебных заведений, носящие его имя, произведения искусства, ему посвященные. В том числе иконы, в том числе скульптуры.
О его житии в нужной степени подробности мы расскажем чуть ниже, а пока проконстатируем факт, что с его именем связан день 18 июля. Это выглядит весьма затянто, ибо дни рождения в те не очень светлые века фиксировались не очень часто. А вся мировая хронология тогда только походила период становления, и эта мысль ходу статьи еще прозвучит.
А пока хочется бросить взор на саму Куликовскую битву и воспроизвести согласно традиционной истории (ТИ) небольшой хронограф событий, с ней связанных.
1378 – победа русских над татарами на реке Вожа
1380 – победа русского войска во главе с Дмитрием Донским над Мамаем и генуэзской пехотой на Куликовом поле
1382 – сожжение Москвы Тохтамышем и своего рода восстановление татаро-монгольского ига
Это общеизвестно, где-то даже банально, пишется об этом многое где, в том числе в школьных учебниках истории, и по этой причине упоминание об этом идет без ссылок.
Лишено банальности другое. Дело в том, что в 1378 году начинается в лоне церкви всемирной, то есть католической, период весьма оживленных дискуссий по широкому кругу вопросов. К этому моменту уже был промерен метонов цикл и отформатирован иудейский лунно-солнечный календарь, более подробно – в работах автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([1]) и «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([2]). И этот период весьма оживленных дискуссий по широкому кругу вопросов, хронологическим в том числе, как показывает автор этих строк в вышеупомянутых работах, назывался Западной Схизмой (Western Schism), о нем с точки зрения ТИ неплохо рассказано в википедии ([3]), а длился он традиционно с 1378 по 1416 годы. Ровно тридцать восемь лет, т.е. два метоновых цикла.
Как показывает автор этих строк в своих работах, скорее всего, именно в этот период идет первая попытка внедрения в массовый обиход юлианского календаря и закрепления в западных странах летосчисления от РХ. Но при этом этот период можно по всем статьям отнести к эпохам со средней хронологической надежностью, т.е. средним векам, как в понимании классических историков, как и в понимании нынешних традиционных и представителей естественнонаучной школы, так как первые мало-мальски достоверно датированные актовые архивы начинают только появляться и рубеж хронологической достоверности проходит именно по этому самому XIV веку.
С этой точки зрения информационный блок о Куликовской битве можно вполне себе рассматривать как отражение информационного блока о вышеупомянутой западной схизме в российской историографии.
А теперь, согласно обещанному парой-тройкой абзацев выше, давайте взглянем на фигуру Сергия Радонежского более пристально. Взглянем согласно канонической статье из википедии ([4]). Информационный поток оттуда дает нам и что-то новое, и подтверждает уже представленное:
«Се;ргий Ра;донежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломе;й; 3 мая 1314 года или май 1322 года – 25 сентября 1392 года) – игумен Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
… духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры и русской культуры вообще, по словам Павла Флоренского, «ангел-хранитель России».. Известен также как представитель деятельного исихазма (аскетизма – ВП), основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.
С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных, считается величайшим русским подвижником. С древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. Считается покровителем учащихся»
«Дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
– 25 сентября (8 октября) – преставле;ние (кончина);
– 5 (18) июля – обретение мощей».
Вот здесь нужен комментарий. Обретение мощей – это процесс нахождения (обнаружения, эксгумации) останков (мощей) христианина, причисляемого церковью к лику святых. Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации.
И вот здесь слово как бы переходит ко второму соавтору, который, в отличие от первого, не очень поднаторел в написании исторических сочинений. Ибо начинаются некоторые наблюдения об июле восемнадцатого дня как о точке отсчета чудес на Руси- матушке.
Некогда считалось, что у человека было несколько рождений. И его физическое появление на свет занимало совсем не первое место. И значительно более значимым в духовном развитии считалось принятие имени духовного.
И, может быть, с этой точки зрения и можно взглянуть на день восемнадцатого
июля как на день обретения мощей, а если более доступно – на день нахождения, обнаружения или эксгумации останков (мощей) Сергия Радонежского, причисляемого церковью к лику святых. Ведь вполне возможно, что изначально фиксация этого дня могла иметь некоторый иной смысл, а затем он был связан с именем Сергия.
Выскажем гипотезу, что восемнадцатого июля является летним отражением Водосвятия восемнадцатого января. Этот праздник, немного трансформировавшись, со временем превратился в православное крещение, традиционно отмечаемое то 18, то 19 января. Здесь авторы статьи хотят сослаться на довольно-таки неплохую, информационно насыщенную статью по данной теме из дзен-блога «Читающим между слов» – «Водосвят-Водокрес – славянский праздник живой воды» ([5]).
Хорошо. Вода у нас в роли забавы зимней, что и отражено в празднике крещения. Что же у нас выступает в роли забавы летней. Можем ли мы нечто аналогичное найти среди традиционных четырех природных стихий?
Оказывается, можем. Можно вспомнить о том, что летом стоит жара, что в роли стихии летней выступит огонь. Кстати, известный российский историк Александр Владимирович Пыжиков, недавно от нас ушедший, связывал прыжки через огонь в период сбора целебных трав с целью избежания передозировки от свежесобранных трав и поддержкой тем самым организма в тонусе.
Отметим, что образ Сергия Радонежского впечатан в сознание вместе с образом Троицы, причем в ветхозаветной ее версии, приписываемой Андрею Рублеву, а именно с тремя ангелами в сопровождении Авраама и Сары. Согласно каноническому информационному блоку из статьи «Троица (икона Рублёва» из википедии ([6]), если начать с самых первых строк статьи:
««Троица» (известная также как «Гостеприимство Авраама» – ВП) – икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века. Самое знаменитое из его произведений и одна из двух (вместе с фресками Владимирского Успенского собора) сохранившихся работ, которые, как считают учёные, достоверно принадлежат ему. Является одной из самых прославленных русских икон. Документальных свидетельств об авторстве и истории создания «Троицы» не сохранилось».
Представления об изображенном на иконе лучше всего составить путем сравнения двух ее версий: с окладом из коллекции Бориса Годунова (левая часть рисунка) и той версии, которая изначально была написана для Троице-Сергиева монастыря и немного попутешествовала по различным музеям и хранилищам (его правая часть).
На иконе изображены три ангела, причем, как следует из «монастырской» версии, с откровенными женскими лицами. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву. Сами крылья у ангелов лучше видны на «годуновской» версии, причем именно на этой версии лучше всего видны и блюда, стоящие на столе.
На заднем плане представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Все это лучше всего изображено на «монастырской» версии.
«В иконе нет активного действия и движения – фигуры словно застыли в неподвижном созерцании, а их взгляды устремлены в вечность».
Еще при дальнейшем чтении вики-статьи ([6]) в поле нашего внимания естественным образом попадает информационный блок о появлении иконы в хронологически мало-мальски осязаемые времена: «Впервые об иконе «Троица» письма Андрея Рублёва упоминает постановление Стоглавого собора (1551 год), которое касалось иконографии Троицы и канонически необходимых деталей изображения (крестов, нимбов и надписей)».
А чуть выше в этой же статье речь идет о том, что в 1575 году, согласно записям Троице-Сергиевой лавры, икона была «обложена золотом» Иваном Грозным.
Связь с Сергием Радонежским прослеживается, согласно этой же статье, в «Сказании о святых иконописцах», составленном в конце XVII – начале XVIII века. Оно включает множество полулегендарных историй, и в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского, попросил Рублёва «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему Сергию».
* * *
Вот здесь, видимо, самое время сделать глубокий вдох, глубокий выдох, и дать некий анализ изложенному материалу.
Что касается троицы в целом, то о хронологическом триединстве – «прошлое – настоящее – будущее», о взаимосвязи ипостаси св. Троицы и становлении мировой хронологии речь идет в уже упомянутых работах одного из соавторов автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([1]), «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([2]), а также в его еще одной работе «Иоахим Флорский, его учение и какой свет оно проливает на историю становления хронологии и теологии» ([7]).
Еще хочется вернуться к мысли о том, что события Куликовской битвы приходятся на начала т.н. Великой Западной Схизмы, начало которой приписываемся этим же годам.
Что касается дня поминания Сергия Радонежского 18 июля, это оно вполне себе может быть зеркальным полугодовым отражением славянского праздника живой воды под названием Водосвят-Водокрес, перекочевавшим в православие как «крещение», о котором более подробно в статье ([5]). Само число «19», фигурирующее в дате крещения, вполне себе может быть своего рода календарным отражением числа лет в метоновом (или пасхальном – как кому угодно) цикле. Подобно тому, как оно отразилось в начальном числе букв в классическом латинском алфавите – их тоже было девятнадцать.
Что касается имени Абрам и его жены Сарры, которым пришли ангелы Троицы, то, согласно статье из англоязычной версии википедии ([8]), помимо того, что он считается одним из трех библейских патриархов, его имя имеет еще нарицательный смысл в ряде семитских языков «Возвышенный отец». При этом, что касается испанского языка, то одного из соавторов весьма интригует родство этого имени с испанским глаголом «abrir» – открывать.
И, давайте не забывать, что именно от Абрама начинается счет лет в самой древней эре в хронологических канонах Евсевия-Иеронима ([9]).
Что касается мирового экономического поля, то земли Среднерусской возвышенности начинают ангажироваться, т.е. втягиваться в него, весьма оригинальным образом. Волею судеб именно южной части этой возвышенности, как это показывается в работе одного из соавторов этих строк, «О диалектико-цивилизационных аспектах возникновения коневодства» с жаргонным названием статьи в пиаре: «лошадки» ([10]), была приручена первая в истории человечества лошадь, что предопределило немало. Как показывается в других его работах, в частности, «Попытка создания наиболее достоверной версии реконструкции истории Руси северо-восточной и Руси юго-западной» с рабочим жаргонным названием: "Попытка наиболее достоверной реконструкции первых веков истории родного города" ([11]), а также «Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г.» ([12]).
Что касается Сергия Радонежского в целом, то он выглядит как своего рода пророк, движитель жизни экономической и духовной, который превращается в своего рода символ этого времени. Именно весьма оригинальное экономическое поле обуславливает рост кремлей, крепостей и монастырей, как об этом указано в вышеупомянутых работах.
А связь хронологии и экономики – это тема давняя.
Дорогие читатели ! Ваше впечатления от статьи? Ваше мнение: тема раскрыта?
Литература
1. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
2. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
3. Западная Схизма. Western Schism. https://en.wikipedia.org/wiki/Western_Schism
4. Сергий Радонежский. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сергий_Радонежский
5. Водосвят-Водокрес – славянский праздник живой воды. Блог «Читающим между слов», https://dzen.ru/a/Yds3NhkB_3iPtGdF
6. Троица (икона Рублёва) https://ru.wikipedia.org/wiki/Троица_(икона_Рублёва)
7. В.Т.Поляковский. Иоахим Флорский, его учение и какой свет оно проливает на историю становления хронологии и теологии. https://www.academia.edu/90208494, https://dzen.ru/a/Y2k0sgx3J023TlU6
8. https://en.wikipedia.org/wiki/Abram_(name)
9. Eusebius Chronicorum Canonum libri duo. Theodoro Mommsen, Friderico Pitschl. Edidit Alfred Schoene. Berolino, 1866.
10. В.Т.Поляковский. О диалектико-цивилизационных аспектах возникновения коневодства, или могут ли достижения естественнонаучной школы что-то сказать о времени возникновения первой в истории человечества кавалерии? Жаргонное название статьи в пиаре: «лошадки», https://www.academia.edu/119774851, https://dzen.ru/a/Zk0m5TRpBy62XgjU
11. В.Т.Поляковский. Попытка создания наиболее достоверной версии реконструкции истории Руси северо-восточной и Руси юго-западной, включая историю г.Киев, до появления массовых актовых архивов путем применения методов естественных наук. Рабочее жаргонное название: "Попытка наиболее достоверной реконструкции первых веков истории родного города". https://www.academia.edu/126967386, https://dzen.ru/a/Z4MO3v-ULGnghlqz
12. В.Т.Поляковский. Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г. Или: а если григорианская реформа в роли последней капли, обусловившая окончательное оформление православия? https://www.academia.edu/126156010, https://dzen.ru/a/Z1V7ZhB-9zGW1RuQ
г.Москва, январь 2025
Свидетельство о публикации №225013101344