Футболисты Иосифа Чайкова
В 1928 году Иосиф Чайков создал небольшую скульптурную группу, изображавшую двух футболистов. Тогда же с гипсового оригинала сделали бронзовую отливку, которую можно увидеть в музее города Смоленска. Саму же скульптурную группу через год показали на III выставке Общества русских скульпторов в Музее изящных искусств в Москве.
Поначалу гипсовая модель высотой 83 сантиметра имела бронзовое покрытие «под патину». Скорее всего поэтому британский искусствовед Майк О’Махоуни считает, что Чайков изначально задумывал отлить скульптуру из бронзы.
«Футболисты» были забыты
Как ни странно, но маленький гипсовый вариант скульптуры к середине тридцатых годов был забыт. Кстати, сейчас его можно увидеть в коллекции ГТГ. Но когда Чайкову предложили участвовать в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, вспомнили. Было это в 1939 году.
Именно тогда появилась новая версия скульптуры, теперь уже в бронзе. Да и размер был несколько иной: 290х170х200 сантиметров. Отливка проводилась на заводе «Ростмонументскульптура», а курировал её лучший литейщик Советского Союза Владимир Лукьянов. Основание, соединённое со скульптурой, отливали отдельно. К слову, оно должно было быть дисковидным, но сделать это не удалось.
На нью-йоркской выставке скульптура вызвала большой интерес, с восторгом её приняли и по возвращении в Москву. Вскоре скульптуру установили в сквере у Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Конечно, она стала одной из самых известных скульптур столицы.
В начале 1980-х бронзу перенесли на Крымский Вал, причём увидеть скульптуру посетители уже6 не могли. «Футболисты» стояли во дворе галереи на трёх сломанных колоннах в глухом углу. Со всех сторон их окружали остатки осветительной арматуры. Неудивительно, что скульптура начала разрушаться.
Лишь после второй масштабной реставрации, которая длилась с 2017 по 2021 год, работу вернули к жизни. Сейчас скульптура находится в зале №15 Третьяковки на Крымском Валу. Она занимает почётное место в разделе «Искусство XX века».
Особенности сюжета
Главный смысл скульптуры «Футболисты» заключается в движении. Группа ориентирована по вертикали — движение правой ступни нижнего футболиста, его рука, правая нога верхнего игрока и поднятая рука.
В скульптуре два центра. Первый — мяч, который стал точкой соприкосновения между игрокам. Второй — правая бутса нижнего игрока, это точка опоры всей композиции. Надо отдать должное автору, он сумел чётко всё просчитать с математической и инженерной точки зрения. А специалисты единодушны во мнении, что свою композицию Чайков основывал на конкретной исторической традиции. Эту традицию отражают бронзовая статуэтка античных героев «Геракл и Антей» работы художника и скульптора Антонио дель Поллайоло, терракотовая скульптура XVI века Джамболоньи, одноимённая скульптура Степана Пименова в 1811 года, стоящая возле Горного института в Санкт-Петербурге.
В случае с работой Чайкова на месте мифических фигур мы видим героев советского спорта. Центральным персонажем стал вратарь. Его несложно узнать по шерстяному свитеру и перчаткам. Он бросается под ноги противнику, желая защитить свои ворота.
Сейчас «Футболистов», отлитых в серебре, можно увидеть на переходящем кубке чемпионата России по футболу.
Скульптор Чайков
Иосиф Моисеевич Чайков родился 13 декабря 1888 года в Киеве. Вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Свою карьеру начинал помощникам гравёра. Но позже его отправили учиться скульптуре в парижскую Школу декоративных искусств и Высшую школу изящных искусств.
Париж был благосклонен к молодому творцу, в 1913 году он участвовал в престижном Осеннем салоне. Вернувшись в Россию через год, активно работал в киевской Култур-лиге — иллюстрировал книги на идишe и вёл класс скульптуры. В 1918-1919 годах руководил детской художественной студией.
Революционные годы в Киеве ознаменованы для Чайкова созданием наглядной агитации. В 1920 году был среди организаторов Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге. Чайков стал идеологом нового еврейского искусства на основе пластических моделей Древнего Востока, соединённых с ориентализмом начала XX века и арт нуво.
В 1920 году он переехал в Москву. Здесь создал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925), «Кузнец» (1927). Их отличало необычное планирование центра тяжести. Параллельно преподавал скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
Зарубежные выставки
Затем Чайков работал в Берлине, где принял участие в выставках советского искусства. К примеру, в 1923 году участвовал в Берлинской международной выставке. В 1925 году стал членом Общества русских скульпторов в Москве, а в 1929-м возглавил его. Пару лет спустя участвовал в создании аллеи ударников в московском Центральном парке культуры и отдыха.
Был одним из оформителей советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Ему принадлежали 11 барельефов пропилеи на тему «Народы СССР». Через много лет, в 2004-м, французские археологи нашли остатки этих работ.
В 1939 году участвовал в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Он сделал герб СССР, хрустальный фонтан «Республики СССР», горельеф на фасаде павильона КазССР. Работы Чайкова экспонировались и на других международных выставках.
С 1930-х годов Чайков перешёл на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал во всех жанрах и техниках скульптуры — от мелкой пластики до монументальной скульптуры.
Персональные выставки Чайкова проходили в Москве в 1948, 1959 и 1979 годах. Скончался в Москве в 1979 году, упокоился на Донском кладбище.
Свидетельство о публикации №225013101402