О праве частной собственности
«Прекрасно богатство для того, кто употребляет его на дело и хорошо им распоряжается. Прекрасна бедность для того, кто умеет переносить ее великодушно. Прекрасна и слава для того, кто пользуется ею для покровительства угнетенных. Прекрасно и бесславие для того, кто решился быть любомудрым. Прекрасно и начальствование для того, кто начальствует по справедливости и прав начальнических не употребляет к обиде низших. Прекрасна и сила для того, кто расточает ее на защиту слабейших. Посему, будем винить не самые вещи, которые могут быть орудиями и добродетели, и порока, но собственное свое произволение, которое, по преизбытку нерадения, предает поруганию и красоту орудий».
262 письмо Преподобного Исидора Пелусиота
***
«В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20. 35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.
«В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: «Не кради… Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20. 15, 17). В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: «Заповеди: «не кради»... «не пожелай чужого»... и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Рим. 13. 9).
«Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления — хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).
***
«19. Имущества суть недвижимые или движимые. 20. Недвижимыми имуществами признаются по закону земли и всякие угодья, деревни, дома, заводы, фабрики, лавки, всякие строения и пустые дворовые места. 21. Кто быв первым приобретателем имущества по законному укреплению его в частную собственность, получил власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оными вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого ее приобретателя дошла непосредственно или через последующие законные передачи и укрепления: тот имеет на сие имущество право собственности» (Свод Законов Гражданских. 1842).
***
«1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется» (Конституция Российской Федерации. Статья 35).
*******
О ПРАВЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
С духовной точки зрения институт частной собственности аналогичен институту брака (не тождественен, а именно аналогичен (Прим. 1)).
Нестяжание (добровольный отказ от собственности), безусловно, несравненно выше владения собственностью, как и целомудрие выше брачных отношений.
В вечной жизни не будет ни собственности, ни супружества.
Тем не менее, и брачные отношения, и отношения собственности в земной жизни являются священными и неприкосновенными.
Высшее право владения всем принадлежит Самому Творцу: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).
При этом Бог после Всемирного потопа благословил Ноя и его сыновей, повторив сказанное при сотворении первого человека Адама: «раститеся и множитеся, и наполните землю и ОБЛАДАЙТЕ ею» (Быт. 9, 1)
О священности и неприкосновенности собственности говорится в 8-й и 10-й Заповедях Господних – «Не укради» и «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20,15 и 17). Господь запретил нарушать границы земельной собственности: «Да не предвижеши пределов (межи) ближняго своего, яже поставиша отцы твои в наследии твоем, еже наследовал еси в земли, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий» (Втор. 19, 14).
Разумеется, ни одна из земных форм бытия не может быть абсолютной в силу своей временности. Но отчуждение собственности, как и расторжение брака, возможно только на законных основаниях, при наличии определённых условий и причин.
Частная собственность есть продолжение личности человека. Она является средством творчества и необходимым условием для самореализации человека как образа и подобия Божия.
В Священном Писании и творениях святых отцов осуждаются не богатство и достаток, не предпринимательство и торговля сами по себе, а самопорабощение человека своему имуществу.
Любое дело и любое явление портятся, если превращаются в страсть. Но это отнюдь не означает, что они плохи сами по себе, по своей природе.
Например, коммунистический материалистический тоталитаризм является антиподом богоугодной общинности в такой же степени, в какой хищнический "дикий капитализм" является антиподом богоугодному индивидуальному творчеству во всех его проявлениях, в том числе в сфере экономики.
Творчество немыслимо без частной собственности, ибо человек без собственности на средства производства есть по сути раб, а рабское состояние убивает дух творчества. Только святые способны на творчество такого уровня, когда всё материальное становится излишним.
Избавление от эксплуатации (понимаемой как прямое или завуалированное порабощение) достижимо не путём лишения всех права частной собственности (то есть, установления всеобщего рабства по отношению к структуре власти), а наоборот, путём расширения права частной собственности на всех, обеспечения всех возможностью созидать свой собственный мiр.
Тоталитарные режимы (не только коммунистический, но и современный западный «либерально-демократический» тоталитаризм) стремятся превратить народ в «массу», а каждого человека сделать винтиком бездушной структуры. Поэтому институт частной собственности подвергается разрушению или существенному ограничению.
Но там, где право частной собственности хотя бы частично признаётся и защищается, есть гораздо больше возможностей и для индивидуального творческого развития, и для эффективного развития экономики ради общего блага.
Из коммунистических режимов сохранились те, где руководство это вовремя поняло и отступило от марксистско-ленинских утопических догм. А СССР прошёл точку невозврата, и запоздалые судорожные хаотичные реформы лишь добили его.
Заявления, вроде «частная собственность всегда основана на ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА» - являются коммунистической демагогией.
Во-первых, в принципе, "эксплуатация человека человеком" - это лукавая марксистская формулировка, призванная сеять рознь между людьми.
Эксплуатировать означает буквально "использовать", то есть извлекать пользу.
Мы все друг друга используем. Собственник (как частный, так и государство) использует труд и профессиональные знания, умения и навыки рабочих, а рабочие используют труд и профессиональные знания, умения и навыки собственника по устроению производственного процесса.
Проблема не в "эксплуатации", а в справедливости распределения благ. Справедливости нет не только в расслоении общества на богатых и бедных при хищническом "диком капитализме", но и при социалистической "уравниловке", по сути дела, уравнении в нищете.
И государственная эксплуатация бывает гораздо тяжелее, чем частная.
Эксплуатация всегда была, есть и будет, ибо никогда все люди не смогут знать и уметь всё, и каждому придется использовать (то есть эксплуатировать) других в том или ином деле – и по горизонтали, и по вертикали.
Просто нужно и на государственном, и на общественном уровне сделать всё, чтобы достичь максимально возможных в земной жизни законности, взаимоуважения, честности, порядочности и справедливости.
Во-вторых, если говорить об именно НЕСПРАВЕДЛИВОЙ эксплуатации, то она отнюдь не является обязательной составляющей или неминуемым следствием права частной собственности.
Таков лукавый приём, применяемый многими политиканами самых разных направлений - дать извращенное определение явления с тем, чтобы потом пытаться уничтожить это явление.
Пример: если признать, что «частная собственность всегда основана на несправедливой эксплуатации человеческого труда», то с таким же «успехом» можно, вслед за тем же В. Лениным заявлять, что "религия - духовная сивуха". И дальше естественный вывод: если "сивуха", то конечно, с ней нужно бороться…
Отрицать частную собственность на том основании, что это всегда «несправедливая эксплуатация человеческого труда» - всё равно, что отрицать и брак, ссылаясь на «основание», что «брак – это узаконенная проституция».
Декларации из большевицких методичек вроде «Социалистическое государство не присваивает чужое с целью наживы. Оно создаёт условия для равного и гармоничного развития всех членов общества» - целиком и полностью пропагандистская химера. Ничего подобного ни в СССР, ни в прочих «странах соцлагеря» достигнуто не было.
Человек, не обладающий частной собственностью, в любом случае эксплуатируется. И эксплуатация со стороны тоталитарной структуры, повторим, гораздо более тяжела, чем со стороны частного предпринимателя.
Организация труда – это тоже труд, и за этот труд, а также за сопряженную с ним высокую ответственность собственник средств производства получает свой доход.
Государство может и должно регулировать социальные нормы, препятствуя получению сверхприбылей за счёт снижения уровня жизни трудящихся. Но это в нормальном государстве не отменяет принцип частной собственности.
И во всех прочих областях человеческой жизни функции государства заключаются, прежде всего, в обеспечении законности и справедливости, что вовсе не означает, что всё обязательно должно принадлежать государству и тоталитарно им контролироваться.
Если же человек достиг такого уровня духовного развития, что способен отказаться от собственности, это подвиг. Однако каждый должен иметь возможность сделать это добровольно, а не стать нестяжателем и аскетом принудительно, потому, что его ограбили под лживыми партийными лозунгами.
Собственность есть дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.
***
Примечание 1: Тождество есть полное совпадение свойств, а аналогия – это познание путем сравнения на основании некоторых сходных свойств.
Свидетельство о публикации №225013100141
Василий Рябов Слабов 31.01.2025 04:37 Заявить о нарушении
Вопрос: Какая, на Ваш взгляд, роль религии в нашей стране? Как должны соотноситься в обществе научное мировоззрение и религиозные догматы? (Александр Анатольевич, Mосква)
Ответ: Мой взгляд на роль религии в нашей стране. Я констатирую факт реанимации православия и искусственное раздувание его. Я считаю это явление в высшей степени отрицательным в жизни нашей страны. Я считаю, что я бы советской власти, советскому периоду простил все его прегрешения за одно только то, что в советский период Россия была очищена от религиозного мракобесия. В советский период, несмотря на все недостатки, в нашей стране стала складываться нерелигиозная сверхидеология, которая на много порядков выше всех религий мира вместе взятых. В результате антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы произошла колоссальная деградация в идеологическом отношении в России. Россия отброшена на 100 лет назад, если не больше. И в процветании православия есть гарантия того, что Россия никогда не подымется на уровень великой державы. Вот мои суждения, я могу их обосновать.
Как должны соотноситься в обществе научные мировоззрения и религиозные догматы? Они несовместимы. Я считаю, что путь, на который стала российская нерелигиозная идеология – я имею в виду философия, этика, эстетика, социальные учения – они стали на путь примирения с религией и даже находят там какие-то научные обоснования. Я считаю, нерелигиозная, научно обоснованная идеология и религиозная идеология непримиримы. Религиозная идеология, все формы религии – это крах человечества. И сейчас какой бы сильный ни был подъем православия в России, все равно оно не имеет перспектив, оно не имеет будущего. В значительной степени оно просто искусственно навязывается, чтобы занизить интеллектуальный потенциал нашей страны и занизить даже моральный уровень. Религия не может предохранить страну от преступности, которая растет, от морального разложения населения, от всего того, что мы сейчас наблюдаем.
Вопрос: Почему вы так не любите Православие? Разве наша русская Вера не является сейчас единственной ценностной базой для духовного возрождения общества в противостоянии западному вырождению и оскотиниванию человека? (Григорий Савенко, Вологда)
Ответ: У меня нет ни любви, ни ненависти. Я его оцениваю как ученый. Я атеист. Я с детства стал атеистом и нисколько не жалею. Человек, который меня спрашивает, задает риторический вопрос: разве наша русская вера не является сейчас единственной ценностной базой для духовного возрождения общества?…
Ну, во-первых, здесь оценка западного общества совершенно неверная. Если говорить западное оскотинивание, я думаю, что в России оскотинивание произошло не меньшее, а может еще большее. И такого вырождения, которое стало происходить в России после горбачевско-ельцинского переворота, ни в одной стране не наблюдалось. И кроме того, православие не является не только единственной, но вообще никакой ценностной базой для духовного возрождения России. Это духовное падение России, это деградация, я сказал и настаиваю на этом. Россия отбрасывается на 100 лет. Православие процветает при условии, если нищим становится население, если оно становится безграмотным, если оно становится больным, а российское население сейчас в массе своей является психологически и идейно больным, просто больным. Люди идут в церковь вовсе не потому что у них искренняя вера. Их кнут: кому еще добавки? Все эти бывшие партийные работники, Ельцин начал креститься, бывшие партийные деятели, бывшие атеистами и возглавлявшие идеологическую работу – вдруг все стали верить. Что они вдруг прозрели что ли? Потолок лицемерия. Так что я утверждаю и настаиваю на том, что укрепление православия означает деградацию России и является одним из факторов падения России и гибели
источник
http://zdravomyslie.livejournal.com/66924.html
http://kprf.ru/news/interviews/8660.html
Неудивительно, что этот путанный человек являлся противником и частной собственности, несовместимой с богоборчеством и тоталитаризмом.
Александр Закатов 31.01.2025 17:32 Заявить о нарушении
Павел Мисавин-Святкин 26.04.2025 21:38 Заявить о нарушении
Василий Рябов Слабов 27.04.2025 01:48 Заявить о нарушении