Гегель, Хайдеггер и Делёз о Б-ге

Гегель, Хайдеггер, Сартр и Делёз о Б-ге

М. Хайдеггер:

«Поэтому не только опрометчиво, но уже и в самом своем подходе ошибочно заявление, будто истолкование человеческого существа из его отношения к истине бытия есть атеизм. Эта произвольная квалификация…»; «…мысль, исходящая из вопроса об истине бытия, спрашивает изначальнее, чем это возможно для метафизики. Лишь из истины Бытия впервые удается осмыслить суть Священного. Лишь исходя из существа Святыни можно помыслить существо божественности. Лишь в свете существа божественности можно помыслить и сказать, что должно называться словом “Бог”.»;  «Возможно, отличительная черта нынешней эпохи мира состоит в закрытости измерения Священного. Возможно, тут ее единственная беда.» (М. Хайдеггер «Письмо о гуманизме»)

Ж. Сартр:

«И не есть ли Бог одновременно и бытие, которое является тем, чем оно является [во времени -В.К.], поскольку он есть вся положительность и основание мира, и бытие, которое не есть то, чем оно является [во времени -В.К.], и есть то, чем оно не является [во времени -В.К.], как сознание себя и в качестве своего необходимого основания?» ("Бытие и Ничто"); «Каждый раз, как мы используем «мы» в этом смысле (для обозначения страдающего человечества, грешного человечества, для определения объективного смысла истории, рассматривая человека как объект, который развивает свои возможности), мы ограничиваемся указанием на определенное конкретное испытывание, переживаемое в присутствии абсолютного Третьего, то есть Бога. Следовательно, предельное понятие человечества (как целостность мы-объекта) и предельное понятие Бога предполагают друг друга и оказываются коррелятами.» («Бытие и Ничто»)

Ж. Делёз:

«Спрашивающему: верите ли вы в Бога? – мы должны в строго кантовском духе ответить: да, конечно, но только в Бога как Полноту Бытия, из которой путем разделения следуют производные реальности.»; «Вот почему для нас было важно кантовское определение, которое задаёт Бога как априорный принцип дизъюнктивного силлогизма…» (Ж. Делёз «Капитализм и шизофрения»)

Г. Гегель:

«…логика возвратилась в абсолютной идее к тому простому единству, которое есть её НАЧАЛО; чистая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ бытия…»; «Но ТЕПЕРЬ это и НАПОЛНЕННОЕ БЫТИЕ, постигающее себя понятие, БЫТИЕ как КОНКРЕТНАЯ и равным образом совершенно интенсивная целокупность.» («Наука Логики»); «Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и ВОЗВРАЩЁННОЕ тождество; единая и всеобщая субстанция как духовная, перводеление (Urteil) на себя и на знание [Логос – В.К.], для которого она существует как таковая [вне времени – В.К.]…» («ЭФН»3); «Абсолютное, как бы по своей доброте, отпускает от себя единичности, чтобы они наслаждались своим бытием [во времени-В.К.], и это же наслаждение само затем гонит их обратно в абсолютное единство» («ЭФН» 1)

Примечания.

О философии Сартра:

«Неудивительно ... комментирует Мужин, что Сартр ПРИХОДИТ к религиозной реакции: субъект стремится, хотя и тщетно, стать одновременно и pour-soi [для себя], и en-soi [в себе], синтетическим Богом, который один лишь может разрешить противоречия двойного идеализма.» (М. Постер «Экзистенциальный марксизм в послевоенной Франции. От Сартра к Альтюссеру»)

«На мой взгляд, своеобразие нашего положения определяет то, что война и оккупация, ввергнув нас в охваченный беспорядком мир, силой принудили нас заново открыть АБСОЛЮТ в самых недрах относительности.»; «С этой точки зрения АБСОЛЮТНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ, иными словами, рассказ от третьего лица, который показывает персонажей только через описание их поведения и произнесенных ими слов, без пояснений и экскурсов в их внутренний мир и с неукоснительным следованием хронологическому порядку, представляет собой точный эквивалент АБСОЛЮТНОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ.» (Ж. П. Сартр «Что такое литература»)


Рецензии