Рассказ О светлом

  Поводом написания этого рассказа послужил день рождения двух девочек, с которыми учился два года в одной школе, в параллельных классах и с которыми были в одной  группе туристического турне по городам Москва, Ленинград и Севастополь. И сейчас состоим в одной группе  одноклассников 1970г. Когда уже почти все участники этой группы поздравили этих девочек, остался, вероятно, один я.
  Вспомнил этих девочек-двойняшек и решил тоже их поздравить. Они оставили определённый след в моей школьной жизни и, кроме этого,  являемся с ними дальними родственниками – «мир тесен». Обе сестренки были интересными. Сначала я удивлялся, как же их можно было различить, так они были похожи. Потом уже увидел признаки различия. Обе девочки стройные, лёгкие,  приятные в общении. Наиболее тесное общение у нас было с Леной. Вероятно, она была старшей, более активной.
   Интересен феномен природы. Наблюдал за парой двойняшек Леонтьевых, с которыми учился 8 лет в 25-ой школе. Мне казалось, что Леониду досталось больше от природы: он обладал высоким потенциалом способностей. От 8 школы меня отправили на городскую олимпиаду по физике. А его нет. Там была одна из задач, которую я не мог решить.  Рассказал эту задачку Лёне, он моментально решил. Задача примерно такая. Из ружья произведён выстрел вверх. Начальная скорость пули в три раза выше скорости звука. На какой высоте встретятся пуля со звуком. До сих пор не знаю как её решить. Все гениальные люди рассеяны.
   Летом в 1969 подрабатывали на железной дороге на поездку в турне по городам.  Пошли втроём: я, Валера Кузнецов и Лёня.  Моросил дождь.  Мы с Валерой в куртках, Лёня в рубашке, с короткими рукавами. Валера спрашивает: Лёня, ты почему в рубашке?  - не обратил внимания на погоду. В другой раз: едем с Лёней в троллейбусе, я учился в Политехе, Лёня – в университете, на факультете радиофизики. Едем, разговариваем. Спрашиваю где выходить тебе. Оказалось, что уже давно проехали его остановку.
   После окончания учёбы  встретились с ним во Владивостоке. Я ездил туда на испытание подводных кабелей, которые разрабатывались и производились далеко от моря – в г.Ташкенте. Мне дали контактный телефон моего однокашника, с которым учились в одной группе, Терентьева Александра. Он работал в системе «Каскад», оборонное предприятие. Встретились и пообщались с ним. От него узнал, что и Лёня работает в этом же предприятии. Встретился и с Лёней, поговорили.
   Рассказал, что после окончания университета его направили в какой – то институт академии наук, в Иркутске. Проработав несколько месяцев, Лёня сказал начальству свое мнение о том, чем они тут занимаются. После этого откровения ему пришлось уволиться и перейти на другое место работы.
   Хотелось бы с ним пообщаться. Может быть, он  подсказал бы как решить задачку по сложнее, связанную с нашей общей бедой. Читал у старцев: человек, достигший успехов в решении технических проблем, способен решать и сложные задачи в духовной жизни. Жив ли он?
   Немного отвлёкся. Хорошо, что создана наша группа: какой поток информации идёт к нам по этой группе! В основном, хорошей, полезной. Поделюсь с вами полезной и важной, на мой взгляд, проблеме - проблеме семян.
    Семя и семья имеют общий корень. То и другое важны для человека. Нас приучили покупать семена, рассаду. Институт академии наук в Иркутске (НИИФТРИ) растений и семеноводства покупает семена и торгует рассадой. Ему запретили выводить свои семена и растения. Это говорит о многом. И мы там покупали. Сейчас, выводим семена сами.
   Три года назад, осенью, пошёл на рынок и купил несколько помидор у тех людей, которые сохраняют свои сорта. Взял от них семена и рассаду выращиваем из них. Всходят хорошо, плоды краснеют на корню, опережают с соседних участков, красивые внешне и вкусные.  В двух теплицах из шести грядок жена выделила мне по одной средней грядке в каждой теплице. Ухаживал, поливал сам. 
 Отличие в том, что я не жалею воду. В детстве, летом, живя у бабушки, помогал ей поливать помидоры в открытом грунте, нося воду из пруда, который был расположен внизу улицы, метров  двадцать от дома. По полведра в каждую лунку, утром и вечером.
   В прошлое лето, находясь один на даче стал обрывать лишние ветки на помидорах. И увлекся – перестарался: кусты помидоров остались совсем без листвы. Собрал срезанную траву в охапки и на плахе порубил топором и залил их водой. На следующий день стал поливать этим раствором. И через неделю новая листва появилась на стеблях. Ошибка исправлена. Устал, лёг спать по раньше. Проснулся так же рано, примерно в пять. Выспался, отдохнул хорошо. Стал размышлять о проекте данного рассказа. Пришёл к таким  выводам. Юные школьные годы были хороши. Мы учились, общались словами, взглядами,  играли, занимались спортом, сдавали экзамены в школе, в институты.
   Утром, перед тем, как идти в школу на последний экзамен по химии у меня случился, как сейчас принято говорить, форсмажор. Бабушка попросила меня закрыть окно на кухне - было слишком прохладно. Перед окном стоял стол, на столе плитка, на плитке полный чайник с кипячёной водой. Залез на стол, сидя закрыл окно и стал слазить со стола. Стол имел откидные створки. Одна створка была в нижнем положении и примыкала к окну, вторая – в горизонтальном положении. Скатываясь с неё, стол стал падать и  вместе с ним и чайник. И почти вся вода из него пролилась мне на ягодицы и ноги.
  Бабушка сходила к невестке, та  работала медсестрой и была дома. Она мне сделала  какой-то укол, вероятно против столбника (не знаю что это такое). Место ожога обсыпали содой. И я сам пошёл в поликлинику. Врач или санитар спросил меня: ты что, сел в таз с горячей водой? Об этом случае со мной я рассказывал в комнате общежития ребятам из нашей группы института.  Было очень весело от юмора этого рассказа. Сейчас не буду рассказывать о подробностях моих приключений и переживаний. Расскажу о главном.
  Вернулся домой перебинтованный. Сначала надел отцовы брюки. Вышел на улицу, немного прошёл. Не красиво. Вернулся. Одел свои, светло-серые с новым костюмом. Ко мне пришли девочки. Спрашивают: почему не идешь на экзамен, там уже почти все сдали. Пошёл. Взял билет встал  у стола. Стою, читаю билет. Учитель спрашивает: почему не садишься? Хотел ответить: «Спасибо, я постою». Немного подумал и сел, зная, что мазь  Вишневского просочится и выступит на моих новых брюках.
  Пришло время отвечать. Что-то сказал. Антонина Спиридоновна, учитель химии и наш классный руководитель сказала: «За твоё мужество поставлю тебе троечку». Я плохо, даже очень плохо, понимал химию. Она удивлялась: как же так, по математике и физике  разбираешься, а химию не знаешь.
  Идёт от школы 25 –ой. Там химию преподавала учитель, которая любила говорить с нами на любую тему, кроме химии.
  Может быть,  ожёг случился с тем, что бы меня спасти от провала? И здесь был ко мне промысел?
  Дней пятнадцать лежал под простыней, привязанной к головкам кровати. Мазь Вишневского не помогала, раны не заживали.
 Приходит ко мне домой Антонина Спиридоновна, наш классный руководитель и учитель химии. Принесла мне маленький стекляный пузырёк, наполовину наполненный облепиховым маслом. К нему приложила и пёрышко. Обваренная кожа стала быстро подсыхать и отходить от тела. Примерно через 10 дней кожа полностью зажила. С тех пор уважительно отношусь к облепихи – считаю её «божественной» ягодой.
  Благодарен Антонине Спиридоновне.
  Ещё немного о школьных экзаменах.
  Первым экзаменом у нас было сочинение. При подготовке попросил книгу стихов у Валеры Кузнецова, жили с ним в одном дворе, его мать работала  учительницей.  Валера дал мне большую книгу,  из какого-то юбилейного издания сочинений А.С.Пушкина. Читал эту книгу и сожалел, что же это я так поздно знакомлюсь с такими чудесными стихотворениями нашего поэта. На экзамене решил выбрать тему Е.Онегин. И стал писать своими словами. Все предыдущие сочинения писал по шпаргалкам. Написал два с половиной листочка крупным почерком. Маловато. Поставили кое-как тройку.
   Экзамен по математике:  Антонина Михайловна даёт мне задачку сама, взяв её  из верха  кучки со словами: попробуй решить. Сел, ознакомился с условиями. Не знаю как решать.  Сзади сидел Лёня Леонтьев. Попросил его помощи. Посмотрел и сказал: не знаю. Долго сидел. Но нашлось решение. Подхожу, показываю результаты. Хорошо. В билете был ещё вопрос о семи формулах расчёта площади треугольника. Не стала спрашивать. Поставила пять. Всех формул не знал. Спасла задачка.
   По физике сдавал не В.С., мужчине, а женщине, молодому специалисту.  По-моему, ответил плохо. Сомневалась, что мне ставить. Обратилась за помощью к старшему. Он уважал меня, поставили четвёрку.
   Как сдавал экзамены в институт. До последнего дня тянул. Подтолкнул отец. Отдыхали на р.Белой. Рассказал мне о самых лучших днях молодости – о студенческой поре. Почему не едешь сдавать документы? До этого не было разговоров на эту тему.  Старший брат учился в университете. Мне поступать без благословения родителя самому не хотелось: учёба нуждалась в материальной поддержке.
   Поехал сдавать документы в Политехнический. Нравилась специальность строителя –ПГС. Узнал: конкурс высокий, не пройду. Выбрал электротехнический факультет, специальность городской электрический транспорт: если закончу, буду отправлен в крупный город, где есть трамваи и троллейбусы.
   Что помогло мне подготовиться к экзаменам: отдельный флигель, в котором жил мой старший брат. Летом его не было. Ни кто не отвлекал, не мешал. Питался в столовой Телецентра, не дорого. Те ребята, которые жили в общежитии, почти все не сдали: готовиться было трудно - шум, суета. Мне повезло: никто не мешал, не отвлекал. Собрался, настроился и по программкам вступительных экзаменов подготовился. Задачки и примеры решал неплохо.
   Первые экзамены: физику, математику письменно, устно, сдал хорошо, 4,5,5. Оставалось сочинение. Слабое место. Написал на троечку.  Возможно, выручили предыдущие отметки.
   На  зачислении сидел заведующий кафедрой Электроизоляционной и кабельной техники, бывший главный инженер строящегося кабельного завода в г.Шелехове.  Он переманивал ребят с других специальностей на свою кафедру, вероятно, по согласованию с руководством института. Переманил и меня.
   Опять отвлёкся от темы.
   Итак, утро, уже светло, на втором этаже, окно во всю стену мансарды. Хорошее настроение, лежу, вспоминаю школьные годы,  следующие периоды нашей жизни. Задаю себе вопрос: какой период нашей жизни можно назвать главным? Размышляю и прихожу к выводу: главным периодом нашей жизни является тот, в котором мы живём сейчас, когда нам за 70. В детстве за нами ухаживали старшие, в школьные годы – школа, в институте – общество, на производстве – государство с чиновниками. Сейчас – над нами никого нет. Мы свободные, заработали пенсии, кому-то помогают дети, которых мы родили и  воспитали.
   Почему же наше время главнее всех периодов нашей жизни? Человек состоит из трех основных частей: тела, души и духа. И главной составляющей человека является Дух.
   В машине, в основном, слушаю радио Звезда. Относительно недавно слушал передачу о системе обучения школьников в Японии, в которой говорится о том, что главной сутью человека является его дух и у них есть программы по изучению этого утверждения.  Нам же об этом не говорили, не учили. Душа – это среднее между телом и духом. Мы слышали, что душа безсмертная. При переходе в другой мир, то, что относится к телу, остаётся с телом. Вероятнее всего в новое измерение переходит чистый дух, который и является сутью человека.
   Какая замечательная песня прозвучала на нашей группе,   которой угостил нас Валера Кузнецов, в которой утверждается, что мы – частички Бога.  Лена и Наташа – вы частички Бога. Это истинное счастье человека - осознавать себя частицей Бога. И наше время нам в помощь. Знаком с вашими половинками, если ничего не изменилось.
   Будете в Иркутске, звоните, приезжайте. Люблю принимать гостей. « Гость в дом, Бог в дом!».


Рецензии