Об этническом происхождении Давида-Сослана

"Одним из наиболее выдающихся политических и военных деятелей Грузии XII-XIII вв. был осетинский царевич Давид Сослан[1], прославленный воин и стратег, муж знаменитой грузинской царицы Тамары (1184-1213). Жизнь и деятельность Давида Сослана протекала в период, когда феодальная Грузия достигла высшей точки своего развития. Это была также эпоха, когда творил гениальный Руставели. Жизнь и деятельность Сослана представляет собой одну из ярчайших страниц в истории многовековой дружбы осетинского и грузинского народов.

Как муж и соправитель царицы Тамары, официально коронованный царём, Сослан занимал исключительное положение при царском дворе Грузии. Будучи вторым лицом в государстве после Тамары, а также благодаря своим выдающимся способностям, Сослан принимал самое деятельное участие в государственных делах, а, как военачальник, руководил почти всеми крупными военными операциями, которые проводила на рубеже XII - XIII вв. феодальная Грузия.

Под руководством Сослана и при его личном участии было одержано немало замечательных побед. Это, в первую очередь, подавление крупного мятежа феодалов в 1191 г., пытавшихся возвести на престол изгнанного из Грузии Юрия Боголюбского, первого мужа Тамары, разгром в 1195 г. в битве при Шамхоре объединенных войск сельджукских султанов во главе с Абубекиром, взятие в 1204 г. турецкой твердыни Карса и особенно разгром в Басианском сражении сражении 1205 г. войск западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином. Шамхорская и Басианская битвы во многом способствовали превращению Грузии в одно из могущественных государств Ближнего Востока.

Яркая личность Давида Сослана не могла, естественно, остаться незамеченной для современников. Во вступлении своей гениальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре», которую поэт посвятил Тамаре и Давиду Сослану, Шота Руставели называет Сослана «львом, который с честью носит и копье и щит Тамары». А в эпилоге поэмы поэт пишет следующее:

Божеству грузин Давиду, что грядёт путем светила,
Чья с восхода до заката на земле известна сила,
Кто для преданных опора, для изменников – могила, -
Написал я эту повесть, чтоб досуг его делила.
Мне ли петь дела Давида, возглашая славу слав.
Я служил ему стихами, эту повесть отыскав.
(Пер. Н. Заболоцкого).

Руставели был не одинок в обращении к образу Давида Сослана. Его современник Чахрухадзе, один из видных грузинских поэтов XII-XIII вв., в своей поэме «Тамариани», посвященной царице Тамаре, несколько раз упоминает Давида Сослана, называя его при этом «великим осетином». Прославляя военные доблести Сослана, Чахрухадзе пишет, в частности:

«Давид смелый, мудрый, которого небожители
Считают избранником небес».
Когда он пускает стрелу, - говорю я:
«Это он избранник колена Ефремова,
Славный доблестью, лишенный страха,
Восставший для уничтожения врагов».
(Подстрочный перевод).

Вполне понятно, что происхождение Давида Сослана, его родословная, представляют определённый интерес. Исследование этого вопроса, неоднократно поднимавшегося и в прошлом, важно и потому, что в научной литературе встречаются различные точки зрения по данному вопросу, причем нередко они взаимно исключают друг друга. "
https://geno.ru/news/7867/

Существуют две основные версии происхождения родословной  Давида Сослана - а) правдивая, подтвержденная средневековыми летописями Грузии, и б) сфальсифицированная, неподтвержденная средневековыми данными.

Итак, сфальсифицированная версия Вахушти Багратиони ((1696—1758) — грузинский историк и географ XVIII века, автор книги «История царства грузинского»). Согласно Вахушти Багратиони , Давид-Сослан по отцовской линии был потомком Деметре, сына Георгия I, то есть был из рода Багратионов. У Георгия I, царя Грузии (1014—1027), было два сына от разных жён — Баграт IV и Деметре, родившийся во втором браке Георгия I с осетинской/аланской царевной Альдой  Деметре добивался престола, впоследствии он перебрался в Константинополь и предпринял две попытки смешения с престола Баграт IV, но безуспещно. Эти факты подтверждаются данными «Летописи Грузии» (Матиане Картлиса).

Однако, далее в версии Вахушти Багратиони начинаются совершенно вольные произвольные фантазии, не имеющие под собой средневековой летописной фактологической основы. Согласно Вахушти,  у Деметре, якобы, остался малолетний сын Давид, которого бабушка увезла в Осетию. Там его усыновил осетинский царь из рода Царазонов, затем выдал за него замуж свою дочь. Их сын Атон стал царём Осетии. Давид-Сослан был внуком Атона.

"Необходимо отметить, что грузинские летописи, упоминающие Деметрэ и его мать – дочь осетинского царя, равно как и участие Деметрэ во внутрифеодальной борьбе Грузии, не содержат ни одного слова о переселении сына Деметрэ вместе с бабушкой в Северную Осетию и тем более о получении им там потомственного владения. Источники не содержат никаких известий и о том, был ли вообще у Деметрэ сын. Летописец, автор «Матианэ Картлиса» (XI в.) сообщает лишь, что когда поддержавшие Деметрэ феодалы не смогли добиться осуществления своего намерения возвести его на престол, то Деметрэ в 1033 г., не доверяя Баграту IV и его окружению, покинул Грузию и отдался под покровительство византийского императора, передав при этом византийцам крепость Анакопию в Абхазии. Передачу Византии этой крепости, имевшей важное стратегическое значение, византийские историки приписывают его матери, которую они называли Альдой-аланкой. За этот шаг Деметрэ было пожаловано звание магистра.

Храня полное молчание о существовании каких-либо связей Деметрэ или его предполагаемого сына с Осетией и осетинской царствующей фамилией, грузинские летописцы в то же время довольно подробно описывают его взаимоотношения с Византией, опираясь на помощь которой Деметрэ пытался захватить впоследствии престол своего сводного брата." - https://geno.ru/news/7867/

Т.е. Вахушти Багратиони придумал несуществующего сына Деметре - якобы Давида, придумал, что его, якобы, бабушка Альда увезла в Осетию, придумал, что, будто-бы, царь Осетии усыновил его и выдал за него замуж свою дочь, придумал, что у них родился сын Атон и что Сослан был внуком Атона - и всему этому нет ни малейшего подтверждения в средневековых летописях. Т.е. Вахушти, подобно цирковому иллюзионисту, ловким мановением кисти руки достающему "кролика из своей шляпы", попросту достал эти фантастические фальсификации из хитросплетений своего разума.

"Три наиболее ранних автора, писавших о Давиде Сослане, причём очень благожелательно к нему настроенные – Чахрухидзе, автор «Истории и восхваления венценосцев» и Басили Эзосмодзгвари – ни словом не упоминают о его принадлежности к Багратионам. И это тогда, когда принадлежность к Багратионам, существуй такая связь в действительности, могла только усиливать права Давида Сослана на престол. Всё это вместе взятое дает основание полагать, что более поздняя версия о принадлежности Давида Сослана к Багратионам было продиктовано чисто политическими соображениями, а именно – династическими интересами."
 https://geno.ru/news/7867/

А династический политический интерес у потомков Сослана и Тамары безусловно был, так-как они де-факто являлись Багратионами лишь по материнской линии, тогда-как по отцовской - потомками осетинского царского рода Царазонта, и политическая конъюнктура неумолимо требовала от них выправить эту компрометирующую ситуацию с генеалогией и представить потомков де-факто осетинского царского рода Царазонта - чистокровными потомками грузинского царского рода Багратиони, имеющими безоговорочные полные законные права на грузинский престол. Ну очень уж хотелось осетину Вахушти Царазонты притвориться грузином Вахушти Багратиони, но получилось у него  это. надо сказать, довольно-таки криво и неуклюже.

Теперь же перейдем к рассмотрению истинной родословной Сослана, подтвержденной средневековыми грузинскими летописями.

"Наиболее ранние и полные сведения, касающиеся Давида Сослана, содержатся в анонимной «Истории и восхвалении венценосцев» (Историани да азмани шаравандтани), написанной так называемым первым источником царицы Тамары в начале XIII в. В этом источнике Сослан именуется или как «царь Давид» или как «Сослан Давид». По сообщению армянского историка XII в. Мхитара Гоша, имя «Давид» Сослан получил при воцарении. Говоря о имени «Сослан», нельзя не отметить, что оно практически не встречается вне осетинской этнической среды.

Касаясь истории второго замужества царицы Тамары, автор «истории и восхваления венценосцев» сообщает, что при дворе царицы Русудан, тетки царицы Тамары по отцу, находился «юноша из сынов Ефремовых, которые суть овсы, мужи могучие и сильные в битвах». По словам летописца, юноша этот приходился родственником Русудан по линии ее тётки, сестры отца её, дочери царя Давида Строителя (1089 - 1125), выданной замуж в Осетию. Поскольку Сослан приходился родственником Русудан, то она взяла его к себе. Юноша этот, по словам летописца, был хорошо сложен, плечист, красив на вид, умеренного роста и был «царского происхождения по отцу и матери». Летописец и до этого упоминает Сослана, называя его не по имени, а просто воспитанником Русудан.

 Отпрыском «древа Ефремова» именует Давида Сослана и Чахрухадзе, прямо называющий его при этом осетином. А второй историк царицы Тамары – Басили Эзосмодзгвари, автор «Жизни царицы Тамары», писавший в начале XIII в., называет Давида Сослана сыном осетинского царя. Осетином называет Давида Сослана и «Абхазская хроника», сообщающая под 1189 годом, что тогда «взошёл на престол осетин Давид». Таким образом, наиболее ранние сведения о Сослане говорят о том, что он был осетином, царского происхождения по отцу и матери,

Интересные сведения о Сослане содержится и в армянских источниках. Упоминавшийся выше Мхитар Гош называет Сослана выходцем из аланского царства. А историк Вардан Восточанин (1201-1272) сообщает, что когда Тамара оставила первого мужа, то вторым браком она вышла «за осетина Сослана, который наполнил Грузию пленными и добычей, захваченными у турок». "-

Т.е. у средневековых грузинских летописцев, современников Сослана и Тамары, нет ни малейшего сомнения в том, что Сослан является овсом/осетином, сыном осетинского царя, и о его, якобы, происхождении из рода Багратиони нет нигде ни малейшего упоминания, как нет ни малейшего упоминания и о, якобы, царствовании в Осетии боковой ветви династии грузинских Багратионов.

На истинную родословную Давида-Сослана проливает свет уже приведенное чуть выше сообщение средневекового летописца, автора «истории и восхваления венценосцев», о том, что при дворе царицы Русудан, тетки царицы Тамары по отцу, находился «юноша из сынов Ефремовых, которые суть овсы, мужи могучие и сильные в битвах». По словам летописца, юноша этот приходился родственником Русудан по линии ее тётки, сестры отца её, дочери царя Давида Строителя (1089 - 1125), выданной замуж в Осетию.

И это сообщение исчерпывающе объясняет почему  к имени Сослана, при его воцарении и коронации в соправители царицы Тамары, была добавлена приставка "Давид" - которая была призвана указывать на прямое генеалогическое родство Сослана с грузинским царем Давидом-Строителем по линии его дочери, выданной замуж в Осетию. И так-как Сослан по летописным данным был приблизительно  ровесником Тамары, которая приходилась правнучкой Давида-Строителя по линии его сына, то, соответственно, сравнительный анализ возраста Сослана подводит нас к признанию его внуком дочери Давида-Строителя. Соответственно, Сослан являлся правнуком царя  Давида-Строителя, по линии его дочери, а отец Сослана - осетинский царь Джандар (Джандароз) являлся сыном дочери Давида-Строителя и, соответственно -  внуком Давида-Строителя по линии его дочери. Такое близкое родство Сослана и его отца Джандароза с  Багратионами  и является объяснением особого царственного статуса Сослана при грузинском царском дворе Багратионов, где он был частым радушно принимаемым гостем уже с детства, и воспитывался и рос вместе с будущей царицей и супругой Тамарой.

Следовательно, осетинское происхождение Сослана по отцовской линии из осетинского царского рода, правившего в Аланском царстве, является достоверным фактом, подтвержденным грузинскими  же средневековыми  придворными летописцами, современниками правления Сослана и Тамары. И не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что вброшенная Вахушти Багратиони в исторический оборот дезинформация о якобы правлении в Осетии боковой ветви грузинских Багратиони и принадлежности Сослана к их родовой ветви - есть ничто иное, как попытка завуалировать фактическое пресечение на Тамаре правления на грузинском престоле рода Багратиони, и воцарении  в Грузии после ее смерти боковой ветви осетинского царского рода Царазонта - потомков Сослана.

Подтвердить осетинское происхождение Сослана в наш век продвинутых научных технологий весьма нетрудно -  провести генетические исследования био-материалов останков грузинских царей - потомков Сослана. И такие исследования, по всей видимости уже были проведены, но результаты были засекречены по вполне понятным политическим причинам. А жаль, что так. Например исследования ДНК внука И.В. Сталина позволили поставить точку в многолетних спорах об этническом происхождении рода Джугашвили:

"Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими . Причем, третий «иронский» кластер отличается от второго «дигорского» тем, что составляющие его люди имеют характерный только для Осетии и не встречающийся более нигде в мире тип мутации с 9 тандемными повторами в локусе DYS391. Данная мутация обнаружена и у внука И. Сталина, поэтому осетинское происхождение рода Джугашвили является научно доказанным фактом. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250 и 1100±180 лет назад соответственно"
https://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html


Рецензии