Меня никто не любит
Пьеса в трёх действиях
Действие 1
Весна. Полдень. Квартира.
Действующие лица: Мама, пятнадцатилетняя дочь Мария, одиннадцатилетний сын Костик.
В кухне мама готовит блинчики, рядом за столом вслух читает книгу худенький, узкоплечий Костик. Открывается дверь, в квартиру входит старшая дочь пятнадцатилетняя Маша. Молча, не здороваясь, проходит в кухню, протягивает руку к тарелке с блинами, мать оборачивается, хлопает ладошкой по руке дочери.
Мама: Куда грязными? Сначала руки вымой! Подозрительно оглядывает Машу: Опять за своё? Я тебя предупреждала, ещё раз услышу запах сигарет, и твой телефон полетит в окно!
Маша: Вечно, как овчарка на границе, обнюхиваешь! Не курила я! Это пацаны рядом курили. Можешь хоть сейчас в окно, мне с ним стыдно ходить.
Мама: Закончишь девятый класс без троек, будет тебе новый телефон. А пока не заслужила.
Маша: Другие не служат, их просто родители любят! А тебе на меня всё равно, потому что по залёту родила, не по любви! И сыночку твоему не надо заслуживать, только мне! У него новый, а я хожу со старьём четвёртый год, когда у всех уже по три раза поменялись модели! На! Выбрасывай! — протягивает матери телефон.
Костик: А как же ты будешь звонить своему Артёмчику без телефона? Или он тебя бросил? Я видел, как вчера они с Настей в беседке обжимались. А ты в ванной закрылась и выла, я всё слышал!
Маша: Замолчи, придурок. Всё выдумал!
В это время Машин телефон подаёт звук принятого файла, — на экране фотография Артёма в обнимку с Настей. Маша бросает с размаху телефон на пол и выскакивает из квартиры. Гаджет разбивается, рассыпав вокруг осколки стёкол.
Мама: Ну как ты мог? — Не смей никогда так разговаривать со старшей сестрой!
Костик: А что я сказал? Я правду сказал. Подумаешь, старшая. Дура она. Нашла в кого влюбляться! Он мажор!
Мама: Иногда правдой и убить можно! Кому сейчас твоя правда помогла? Вчера Артём с Настей гулял, завтра с Полиной, а послезавтра снова будет вокруг Маши увиваться. А телефон не восстановишь. Ищи теперь ветра в поле. Как я буду твою сестру контролировать? Вот куда она сейчас пошла, целый день голодная где-то болталась и снова унеслась!
2 действие
Тот же день. Вечереет. Двор жилого дома. На краю крыши пятиэтажки стоит Маша лицом к морю.
На балконе 5 этажа пожилая седая статная женщина — Нелли Викторовна кормит голубей. Прислушивается к происходящему, замирает в задумчивости.
Внизу на площадке толпа подростков, они переговариваются, нервно курят, плюются, поглядывая на крышу. К ним подходит Артём, здоровается со всеми за руку, поднимает голову, видит Машу.
Артём: И давно она там?
Кто-то из толпы: Минут сорок.
Подняв голову, Артём громко обращается к Маше. Артём: Машка, жди, я сейчас поднимусь, — поворачиваясь к остальным, тихо добавляет: подтолкну. Всё ржут.
Маша: Если кто сюда поднимется, я сразу прыгаю!
Один юноша из толпы отделяется, идёт за угол, звонит на 112. Другой предлагает ставки: прыгнет или нет. Толпа жаждет зрелищ, они жестоки и равнодушны по отношению к той, на крыше. Но вот веселье сменяется страхом. Они осознают, что Маша больше не отвечает, не реагирует на их реплики и может действительно прыгнуть.
Нелли Викторовна уходит с балкона, идёт на площадку, поднимается по металлической лестнице на чердак, на крышу и останавливается поодаль от девочки.
Нелли Викторовна: Прежде чем прыгнешь вниз, тебе необходимо кое-что узнать, моя дорогая.
Девочка вздрагивает от неожиданности, поворачивается на голос, видит, как незнакомка медленно ладонью смахивает мусор с небольшого возвышения в виде ступеньки на крыше и присаживается, словно для неспешного и приятного созерцания открывшейся панорамы города и безбрежного моря вдали.
Маша: Вы кто? — с вызовом и враждебно.
Нелли Викторовна: Не важно, кто я, важно, кто ты. — Не ты сегодняшняя, которая уверена, что тебя никто не любит, а кем станешь через десять лет. И прежде, чем прыгнешь вниз, услышь меня.
Есть у тебя пару минут перед смертью? Хотя, нет, если ты сейчас прыгнешь, смерть не придёт за тобой, останешься жива. Относительно, жива, будешь лежать овощем с постоянными ужасными болями с разбитым в хлам позвоночником, и ходить под себя. Твоя мама, которая, как ты считаешь, тебя не любит, сначала отдаст все сбережения, затем продаст всё, что можно продать, включая небольшой гостиничный бизнес, чтобы оплатить твои операции, но это не даст результата и она запьёт от горя. Твой брат, наймётся к заезжим гастролёрам форточником, чтобы добывать для тебя средства на дорогие обезболивающие препараты. Благодаря своей худобе и узеньким плечам, он сможет пролазить в самые маленькие форточки. Старшие подельники подсадят его на наркотики. В четырнадцать его поймают и осудят, в колонии он не выдержит издевательств и вскроет себе вены.
Маша: Хватит! Замолчите!— закрывая руками уши, — уходите отсюда, вы не можете знать будущего! Вы всё придумали!
Нелли Викторовна: Ты ошибаешься. Именно так всё и будет. Это цена твоего заблуждения. Своим прыжком ты убиваешь не только себя, мать, и брата, но и своих будущих близнецов: у тебя с твоим любимым мужем в 2035 году должна родиться двойня: мальчик и девочка. Не с тем, в которого ты сейчас, думаешь, влюблена. А с тем, настоящим, кто тебя разглядит, твою душу, твой добрый характер, с тем, кто будет тебя по - настоящему любить и уважать. Вы познакомитесь после института на практике. Будете сильной и красивой парой. Ну, если ты, конечно, выберешь этот сценарий, а не первый. Решать тебе.
Маша: Вы всё придумали! Какой институт? Я после девятого ухожу из школы.
Нелли Викторовна: Не уходишь. В последней четверти твой враг уволится из школы и взамен придёт молодой учитель физики и математики. Ты влюбишься в него, впрочем, не только ты, а все девчонки. У тебя появится азарт и стимул учиться лучше всех. Всё изменится. Вернее, ты изменишься. Жизнь она прекрасна и непредсказуема и, каждый день даёт нам новые шансы, а мы выбираем, как нам жить. И отвечаем тоже мы за наш выбор. Вот и всё, что я должна была тебе сказать. Пойдём, за тобой уже приехали, сейчас поведут в полицию, потом оформят в психушку, поставят на учёт, всё, как мы мечтали, правда? Но если нет, пошли со мной, тебе необходима чашка крепкого сладкого чаю.
Женщина встаёт и, не оборачиваясь, идёт к проёму, ведущему на чердак и к лестнице. Входя в квартиру Нелли Викторовны, обе слышат шаги и голоса поднимающихся мужчин по лестнице.
Квартира Нелли Викторовны.
Маша и Нелли Викторовна за столом пьют чай.
Маша: У меня вопрос, можно?
Нелли Викторовна: Можно.
Маша: Кто вы? Как вы узнали о маме и брате, об Артёме? откуда вам всё известно про будущее?
Нелли Викторовна: Очевидно оттуда — показала наверх. — Я не ясновидящая. Но, похоже, Бог что-то имел в виду, когда ты родилась и, ОН знает твою ценность и уникальность, в отличие от твоих друзей, поскольку решил таким способом через меня вести с тобой диалог. Кажется, я поработала «парашютом Бога» сегодня.
Кстати, меня зовут Нелли Викторовна.
Маша: Я Маша.
Нелли Викторовна: Очень приятно Маша, хочешь маме позвонить? Возьми мой телефон, думаю, она волнуется.
Маша берёт телефон, набирает по памяти номер, но попадает не туда. Набирает другой и опять ошибается. Смущённо возвращает телефон:
Маша: Оказывается, я ни один номер не знаю без телефонной книги, даже мамин.
Нелли Викторовна: Беда нашего времени —информации море, знаний — ноль. Чуть что в Гугл. Достали ответ на вопрос и тут же забыли. Все сыты и одеты отлично, у каждого телефон в кармане. И соревнуются и гордятся друг перед другом новой игрушкой, как индейцы бусами. А ведь лучше бы мозгами своими гордились, достижениями.
Ты читала Смерть Ивана Ильича? Советую, прочитай на досуге. У тебя сразу в голове революция произойдёт! Только читать её надо широко раскрытыми глазами. Вдумчиво! Там каждая деталь имеет значение. Трагичность ситуации – умирающий в муках человек на фоне легкомысленного интерьера, розовой цветовой гаммы и рюш. Лев Николаевич гениально описывает мелкие, можно сказать микроскопические цели бездарной жизни Ивана Ильича, которые тот себе поставил: новая комната, новая гардина и прибавка жалованья. Так вот, вешая ту самую желанную гардину, достигнув вершины своего обывательского счастья, Иван Ильич падает и ударяет левую почку, вследствие удара у него развивается смертельная болезнь. Он долго и мучительно умирает, размышляя о жизни и мрачно шутит: на этой гардине, как на штурме, он потерял жизнь. Толстой описывает характеры героев через детали одежды, вектор движений, действий. Так, например, вдова, отодвигает от себя семейный альбом, а придвигает пепельницу. Альбомы предназначены для творческого и духовного развития, призваны сохранить память о светлых моментах жизни. А пепельница — символ вредных привычек, ведущих к разрушению и смерти. И ещё часы, которые так были нужны Ивану Ильичу и радовали его, в результате пережили своего хозяина.
В общем, произведение мощное, каждому полезно для прочтения. Вообще, литература великая сила. В ней все ответы. Полюби её, Машенька! Она не разочарует. А помнишь, как умирающему Пушкину доктор сказал: попрощайтесь с друзьями. Александр Сергеевич повернул голову к своим полкам с книгами и произнёс: прощайте, друзья…
Маша: Не знала. Вы, наверное, учитель литературы?
Нелли Викторовна: Нет, Машенька, я не учитель, но очень люблю литературу. И ещё, мы ходим по нашим улицам, а не всякий знает и помнит, какие выдающиеся люди здесь жили и творили. Какое наследие оставили после себя. Например, Аделаида Герцык. Знаешь о ней?
Маша: Наверное, что-то слышала, — покраснела смущённо Маша.
Нелли Викторовна: Аделаида Герцык и поэт, и литературный критик, и переводчик и просто прекрасный редкой души человек была. Во время революции и гражданской войны Аделаида с мужем жили в Крыму. Её обожали Цветаева, Пастернак, Волошин, Булгаков. И кстати, у неё тоже была любовь неразделённая, безответная, но только почувствуй разницу, какие эмоции при этом она испытывала: « Не вы— а я люблю! Не вы — а я богата! Для вас по - прежнему осталось всё. А для меня весь мир стал полон аромата!»
Аделаида в гражданскую была арестована, три недели провела в подвале тюрьмы и только благодаря счастливому случаю выжила, — следователь, оказывается, читал её стихи, он попросил написать ему посвящение и выпустил. Заметь, у них не было гаджетов, справлялись своими мозгами!
Маша: Спасибо вам, Нелли Викторовна! Я столько узнала сегодня нового, не только о своём будущем, но и о прошлом других людей, у меня был счастливый день сегодня, ощущение, что я родилась заново. Или переродилась. В общем, вы понимаете?
Нелли Викторовна: Понимаю, Машенька.
Девочка отвернулась, скрывая набежавшие слёзы, но это были слёзы радости, слёзы очищения.
Маша: Как хорошо с вами так сидеть, вот бы с мамой так.
Нелли Викторовна: А ты попробуй сама проявить любовь к маме, брату. Вы ведь любите друг друга. Начни интересоваться их жизнью, делами и проблемами, вызовись помочь, попроси маму рассказать тебе о её детстве, её родителях и первой любви, поверь, ты узнаешь много интересного для себя! Попробуй быть сначала им нужной, полюби сама своих родных, не требуя ничего взамен, и ты увидишь, какие награды тебя ожидают!
Маша: Спасибо, я постараюсь. А можно я буду к вам в гости иногда заходить? Может быть, у вас есть книги почитать?
Нелли Викторовна: Я сама хотела тебе предложить, но думала, не интересно со мной, со старухой, — светло улыбнулась хозяйка.
Маша: Что вы! Вы не старуха. Вы такая, знаете, без возраста, сейчас скажу, вы только не обижайтесь, как я вас вижу — вы как будто ровесница Аделаиды, и жили во время революции, но и сегодня молодая, наверное, потому что ум у вас светлый и вы добрая. Вот говорят: красота спасёт мир, а я думаю, спасает мир доброта. Спасибо вам. Девочка порывисто обняла свою спасительницу.
… 2035 год. На балконе пятого этажа седая старушка кормит голубей. Внизу во дворе молодая супружеская пара и сдвоенная детская коляска с новорожденными. Маша приветственно машет, в ответ ей машет Нелли Викторовна.
Занавес
Свидетельство о публикации №225013101691
Александр Хаз 26.02.2025 20:37 Заявить о нарушении
Галина Миленина 26.02.2025 21:07 Заявить о нарушении